Голубцовы

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ

Побеседовал с красноуфимским старичком Константином Сергеевичем Медниковым. Его рассказ был с оттенком таинственности.

В детские его годы напротив его квартиры проживала учительница А.Г. Заседская со своею матерью-старушкой. В какой-то момент у соседки объявился муж, который, познакомившись с Константином, ходил с ним по окрестностям, собирая различные камни, и мой собеседник еще в ту пору определил, что объявившийся был геологом.

Но далее повествует Медников...

“Муж” соседки устраивается трудиться в местный краеведческий музей, в котором имелись вещи из бывшей Александровской усадьбы дворян-помещиков Голубцовых. В один из дней, так называемый Заседский достает из голубцовского секретера - из потаенной его части, какие-то бумаги, среди которых и фотография композитора М.П. Мусоргского с надписью: “Владимиру Владимировичу Голубцову в знак особого уважения”. Так как Константин Медников увлекался фотографией, то “Заседский” попросил его сделать фотокопии, пояснив, что Голубцов и композитор были большими друзьями.

Рождается вопрос без ответа:

- Откуда, как мог знать о тайнике в голубцовском секретере и о дружбе В.В. Голубцова с М.П. Мусоргским некий Заседский?..   

Медникова ли фотокопия хранится ныне в Красноуфимском краеведческом музее, на которой лишь прочитывается: “Владимиру Владимировичу...”?

Выставлен в экспозиции музея и называемый секретер, заполненный книгами из некогда богатейшей библиотеки дворян-помещиков Голубцовых.

Возможно, живя в Санкт-Петербурге, выходец “из камео-пажей Высочайшего

Двора” Владимир Владимирович Голубцов (1856-1892 гг.), прозванный позднее старшим, был знаком и дружен с Модестом Петровичем Мусоргским, ведь одаренность к музыке у Голубцовых имелась.

Их слуга в Александровском имении близ Красноуфимска отмечал в своем дневнике в начале семидесятых годов 19 века, что на лето к владельцу имения

Владимиру Платоновичу приезжали из столицы сыновья - Владимир с Александром и его жена Варвара Александровна, и что однажды господа пригласили землемера Вальхина, так Владимир Владимирович даже “играли с ним концерт на фортепьяно и кларнете”.

С дневником слуги Голубцовых знакомилась главный хранитель фондов Государственного архива Свердловской области Г.И. Плещева, опубликовавшая свой материал в историческом журнале “Родина” (№5 за 1997 год) - “О гнезде соловья, перчатках перлового цвета, вишневом варенье...”.

В Государственном архиве в городе Красноуфимске меня познакомил знакомый с брошюрой, где текст песни “Спой еще”, слова и музыка которой Владимира Владимировича Голубцова. Напечатать ему сие было дозволено цензурой 23 марта 1884 года. Песня отмечалась цыганской и текст ее был таков:

Этим песням внимая,
И слушая переборы гитары твоей,
Мнится жизнь открывается лучшая
И впредь смотришь как-то смелей.

Спой же, спой еще: “Ночи безумные”
Как певала в минувшие дни,
Пусть веселые, бурные, шумные
В чудных песнях воскреснут они.

Уже после публикации Владимир Голубцов на экземпляре, сохранившемся в архиве, карандашом делает правку и первые две строчки песни стали читаться: Этим песням внимая и слушая Переборы гитары твоей...

Возможно, написание песен и сблизило Владимира Владимировича Голубцова с Модестом Петровичем Мусоргским, подлинным призванием” которого “оказалась вокальная музыка”.

Об этом прочел в кратком очерке композитора (“Музыка". Ленинград. 1968).

Любившими музыку были многие Голубцовы, если не все...

Екатеринбургская исследовательница рода Голубцовых М.Б. Летфулова в своем научном материале “Дворянская усадьба Голубцовых в конце 19 - начале 20 в.” отмечает:

“Александр Федорович очень любил музыку, у него был даже маленький оркестр, состоявший из 12 человек. Этот оркестр играл каждый день за обедом. Музыканты были всегда одеты в черные кафтаны и шелковые чулки...”.

Александр Федорович Голубцов и был основателем Александровского имения в 1789 году.

В письме же александровскому краеведу В.И. Родионову от Анастасии и Ирины - дочерей младшего Владимира Владимировича Голубцова (1910 - 1978 гг.), датированном 8 ноября 1990 года, нахожу:

"... По настоянию отца и при огромной материальной помощи его он поступил в консерваторию в США по классу фортепиано. Все годы с детства они вместе с Тасей посещали частные уроки музыки. В этой консерватории на курсовые и выпускные экзамены приглашались известные пианисты и композиторы. Экзамены за второй курс отец сдавал самому С.В. Рахманинову и сдал на 4...”

Отцом младшего был средний Владимир Владимирович Голубцов (1888 - 1932 гг.), которому после Октябрьской революции в России пришлось жить в далеком китайском Харбине. Тася (Анастасия) - сестра младшему Владимиру Владимировичу, скончалась в своей юности, а ему посчастливилось вернуться (священником) с семьей в Россию.

Музыка была одним из увлечений Голубцовых, оставивших свой след в истории нашей местности.

На фотокопии В.В. Голубцов (старший) во время службы в Санкт-Петербурге. Данное фото, хранящееся в свердловском областном краеведческом музее, впервые было опубликовано как иллюстрация в материалу Е.П. Пироговой “Уральские помещики Голубцовы и их родовая библиотека”, напечатанное в сборнике научных трудов “Книжные собрания Российской провинции” (Екатеринбург. 1994.).

Фото и фотокопии автора.

Александр Трофимов, член Общества уральских краеведов, р.п. Ачит

// Городок. — 2000. — 18 авг. (N 33). — C. 2 : фот.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ