Достопримечательности

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

В настоящее время статья 28 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…». Светский характер российского государства не препятствует желающим принимать участие в богослужениях. Но еще несколько десятилетий назад отношение к религии и церкви со стороны государства было совершенно другим.

Документы Государственного архива в г. Красноуфимске рассказывают о том, что в 1929 году в городе была развернута «антирелигиозная кампания», в ходе которой были закрыты «белая церковь» (Свято-Троицкий Собор), «красная церковь»  (Собор Александра Невского).  Протоколы собраний трудящихся, а также неорганизованного населения Красноуфимска, показывают, что в вышеуказанный период в городе развернулась яростная полемика, главным вопросом которой было закрытие всех церквей.

Вопреки требованиям атеистов Кладбищенская (Инннокентьевская) церковь не прекратила свою деятельность. В документах архива сохранились списки членов «староцерковной» и «обновленческой» общин верующих. Согласно документам Кладбищенская церковь на некоторое время была разделена пополам между двумя религиозными течениями. Верующие, помимо обязательства «беречь переданное достояние», дали обещание «не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления …,  пускать беспрепятственно во внебогослужебное время уполномоченных Советов Рабоче-Крестьянских Красноармейских депутатов лиц к периодической проверке и осмотру имущества…». Церковь продолжила свою работу, но на основании протокола Заседания Президиума Красноуфимского Горсовета от 14 августа 1933 года над Кладбищенской церковью был запрещен колокольный звон, колокола были сняты и сданы в металлолом «для удовлетворения нужд промышленности».

В годы Великой Отечественной войны прихожане Иннокентьевской церкви выступили с обращением: «Братья христиане! Всем вам хорошо известно, какое небывало тяжелое время переживает наша Родина. Лютый враг вторгнулся в пределы наши, разрушая города, уничтожая села и деревни… Мы не можем остаться равнодушными и безучастными к такому великому страданию… Откликнемся от всего сердца, поможем Красной Армии… принесем пожертвования на оборону страны…».

Подробнее: Иннокентьевская церковь

Располагается в одном из сохранившихся зданий Красноуфимской земской больницы, в своё время - одной из лучших на Урале. Здания больничного комплекса расположены в центре города на горе Дивьей и окружены двухуровневым столетним парком.

По инициативе директора Свердловского областного музея истории и медицины А. Д. Бальчугова и др. энтузиастов в 1988 г. открыт музей. Экспозиция, размещенная в 3 бывших корпусах, знакомит с историей медицины, медицинским оборудованием, литературой земских больниц, с жизнью земских врачей А. В. Барановского, Э. М. Сенкевича, М. И. Мизерова.

Здание второй половины XIX века. Фундамент ленточный из бутового камня. Одноэтажное здание смешанной конструкции: стены деревянные и бутовые. До 1918 г. в нем располагалась частная клиника врача Сенкевича со стационаром. Летом 1918 г. в доме Сенкевича размешался штаб Красноуфимского красногвардейского отряда под командованием Я.С. Анфалова. Решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18.02.1991г. №75 дом был включен в Государственный список памятников истории и культуры.

На доме укреплена мемориальная доска с текстом: «Здесь летом 1918 года размещался штаб Красноуфимского красногвардейского отряда».

***
Относится к массовому типу полукаменных жилых домов в застройке г. Красноуфимска второй половины XIX в.

Казачья изба - одна из первых жилых построек Красноуфимска, образец деревянного зодчества XVIII в. Деревянная изба середины XVIII века является уникальным памятником жилищной архитектуры. Построена из лиственницы, изба рублена топором, сруб состоит из 6 венцов. Пол и потолок из таких же плах – подлинник строительного искусства. Диаметр бревен 45-46 см., ширина половиц – 68-70 см.

Конечно, за 200 лет эксплуатации она подверглась значительным перестройкам, но сам сруб из шести венцов толстой лиственницы, пол и потолок из таких же плах — это подлинник строительного искусства. Прямоугольный план избы и высотные отметки обнаруживают удачные пропорции строения, что говорит о высоко развитом чувстве меры безымянного зодчего.

Очень интересна одна деталь, сохранившаяся в этом строении до сих пор — отверстие-бойница во втором венце сруба. Очевидно, дом совмещал в себе две функции: жилища и крепости. Потому и архитектурные формы берут начало от крестьянской избы, но материал применён чрезвычайно прочный, толстый.

Вход в дом устроен со стороны двора, через пристроенные сени. Планировка дома традиционна для деревянных изб: внутреннее пространство делится большой русской печью на жилую часть и кухню. Жилая часть включает две комнаты, расположенные вдоль уличных фасадов. Помещение кухни обращено во двор.

Кирпичная ротондальная часовня с обходной галереей, сооружённая "на камешке", на небольшой возвышенности над Уфой, рядом с Троицким собором. По легенде она была построена в честь основания крепости. Закрыта не позже 1930-х, полуразрушена. В настоящее время ведется восстановление.

Восьмигранное центрическое строение покоится на бутовом цоколе, завершающем естественное скальное основание. Каждую грань высокого первого яруса заполняет полуциркульная арка, опирающаяся на угловые столбы. На углах граней невысокого второго (собственно «дозорного») яруса — столбики, поддерживающие пологое восьмигранное шатровое перекрытие, увенчанное коротким шпилем. Одна из арок была входной (крыльцо не сохранилось), остальные были оконными проемами, заполненными коваными решетками в виде кольца в центре дуги арки и расходящихся от него прутьев-лучей. Конструкции ярусов были оштукатурены, а кладка цоколя из естественного камня оставалась открытой, подчеркивая связь строения с основанием - скалой.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ