История 20 века

 
 

Библиотечные страницы

(Из воспоминаний НЯШИНА Дмитрия Степановича (на снимке) - комиссара народного образования и печати в Красноуфимске в первые месяцы советской власти, редактора газеты «Известия»)

Воспоминания Дмитрия Степановича Няшина, избранного в первые месяцы советской власти комиссаром народного образования и печати в Красноуфимске, хранятся в архиве Красноуфимского краеведческого музея в фонде №2 дел постоянного хранения «Коллекции документов по истории установления советской власти и гражданской войны». Воспоминания машинописные. К сожалению, даты жизни Д. С. Няшина мне установить не удалось. Но уже из первых строк его воспоминаний ясно, что он родился в конце XIX века, так как в 1917 году был учащимся старших классов Красноуфимского промышленного училища. Воспоминания написаны, вероятно, в 60-е годы XX века, к 50-летию советской власти, когда жил он далеко от Красноуфимска, поэтому он называет это учебное заведение «красноуфимским сельскохозяйственным училищем» - именно так оно будет именоваться в первые десятилетия советской власти. Был он неместный. Активной деятельностью по установлению советской власти он был занят в Красноуфимске до июня 1918 года.

На мой взгляд, это одно из ярких воспоминаний о том, как развивались события в Красноуфимске после февральской революции 1917 года, а также первых шагов по установлению советской власти в первой половине 1918 года. Описания даются конкретные, образные, о том, что помнил сам Д.С. Няшин, спустя несколько десятков лет. Я думаю, что читатель сам оценит значимость этих воспоминаний.

«Как ученик красноуфимского сельскохозяйственного училища (в то время красноуфимского промышленного училища, - прим. Л.А.) и притом не красноуфимца, я вращался, главным образом, в среде учащихся училища и почти не был связан с коренными жителями Красноуфимска. Поэтому мои воспоминания о февральской революции страдают неполнотой и однобокостью.

Свободолюбивые идеи, стремление к свету, к действительному знанию зарождались в среде учащихся задолго до революции, учащиеся инстинктивно тянулись к материалистическому мировоззрению и революционным теориям.

В городе были две публичные библиотеки - земская и городская. Земская молодая еще библиотека, но солидная по наличию книг. Городская - старая и небольшая.

Подробнее: Пламенные годы

Организация культурного отдыха трудящихся в СССР была возложена на профсоюзные организации. В фондах Государственного архива в городе Красноуфимске хранятся документы, которые рассказывают о досуговой деятельности рабочих и служащих городских предприятий.

Интересно перелистать документы Опытно-экспериментального завода, в прошлом одного из градообразующих предприятий Красноуфимска, где в 70-80 годы XX века были созданы и успешно работали культурно-массовая комиссия, бюро рыбаков, лекторская группа, цеховые комитеты профсоюзов. Проводились спортивные соревнования (лыжные, по стрельбе из мелкокалиберной винтовки). Летом – заводская спартакиада, которая завершалась вечером молодежи и физкультурников, где подводили итоги, и отмечали лучших участников. Многие спортсмены завода принимали участие в городских и областных соревнованиях.

Бюро рыбаков занималось организацией рыбалки с выездом рабочих на Ачитский пруд, Нижнеиргинский пруд, Красный Бережок. В документах отмечено проведение соревнований по подледному лову рыбы с обязательным награждением самых удачливых рыбаков. Цеховые комитеты профсоюзов отвечали за массовый выезд работников завода за ягодами, грибами, на экскурсии. Были разработаны маршруты выходного дня в Кунгурскую пещеру, Камскую ГЭС, Свердловск. Проводились двухдневные туристические походы по маршруту Красноуфимск – Красный Бережок, Красноуфимск – Саранинский дом отдыха.

Посещение сеансов в кинотеатрах и спектаклей гастролирующих театров, вечера отдыха коллективов участков объединяли рабочих и служащих завода. Лекторская работа была направлена на злободневные темы того времени - «О международном положении», «Антирелигиозная работа с верующими», «Во имя жизни» и др.

Подробнее: Организация досуга трудящихся Красноуфимска в 70-80 годы XX века

После революции и гражданской войны Красноуфимск был обычным районным центром, где экономической основой было сельское хозяйство, и только железнодорожное депо являлось “оплотом" индустриального развития и деятельности технической интеллигенции. У работающих в депо и в паровозных бригадах было какое-то особое чувство профессиональной гордости. Все они старались делать добротно и качественно. Когда репродукторы “объявили беду”, железнодорожники сразу начали думать, чем помочь фронту: многие подали заявление об отправке на фронт, другие перечисляли значительную часть своего заработка в фонд обороны страны. Но самым весомым вкладом в защиту Отечества стало строительство осенью 1941 года могучего боевого бронепоезда. Строился он в паровозном депо. Участие в его постройке принимали более 100 железнодорожников станции Красноуфимск. Вот фамилии тольконекоторых из них: Кадочников И., Моржерин А. В.,Ханьжин И. И., Решетников А. Я. и др.

Для создания поезда были отремонтированы и специально подготовлены паровоз ОВ № 67-63” и две двухосные платформы. Строился бронепоезд в свободное от работы время. Бронелисты привезли сами железнодорожники с “Уратмаша”. Разрезали, сверлили, закрепляли на бронепоезде уже в самом депо. Паровозную бригаду набрали из своих же машинистов, слесарей, ремонтников. Но навооружении бронепоезда на ст. Канаш наша паровозная бригада была переведи на бронепоезд “Комсомолец Чувашии”. А наш бронепоезд, по праву названный “Красноуфимский железнодорожник”, воевал уже самостоятельно на Западном фронте. На его счету сотни уничтоженных вражеских солдат, десятки едениц боевой техники и, несмотря на множество прямых попаданий немецких снарядов в бронепоезд, броня, скрепленная уральцами, выдержала.

Мы уже писали а 25 номере “Городка” о создании осенью 1941 года в паровозном депо ст. Красноуфимск бронепоезда "Красноуфимский железнодорожник". В преддверии профессионального праздника железнодорожников мы расскажем вам о его боевом пути.

После вооружения пушками, пулеметами и боеприпасами на ст. Канаш наш бронепоезд был направлен на Западный фронт в г. Куйбышев (Самара) в распоряжение 34-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП), в который также входил бронепоезд "Смерть фашизму" №667. Бронепоезду "Красноуфимский железнодорожник" был присвоен номер 712. 20 апреля 1942 года команды бронепоездов были полностью укомплектованы, а оружие пристреляно и приведено в боевую готовность уже в Коломне (под Москвой). Командиром 712-го был назначен лейтенант Бондарь Ф. Т. С самого начала личный состав бронепоезда был многонациональным: русские, татары, узбеки, украинцы, белорусы, молдаване, киргизы, но это не помешала стать ему большой дружной боевой семьей. В бою бойцы проявляли максимум взаимопонимания и взаимовыручки, что помогало с большим успехом выполнять поставленные для бронепоезда боевые задачи. Из воспоминаний командира бро неплощадки № 1 Цветкова М. А.:

Подробнее: Наш бронепоезд

Ещё о том, как печатали и распространяли нелегальную литературу, в частности листовки, в Красноуфимске, вспоминал Иван Степанович Писцов:

«В июне 1907 года моему брату П.С. Шавкунову организацией РСДРП было поручено отпечатать очередную прокламацию. Мы приступили к делу. Написали от руки текст, чтобы наш почерк не узнали - изменили его. В бане сварили массу из желатина и глицерина, подготовили бумагу. Чтобы нас не накрыла полиция, на караул к воротам дома посадили сестру Наташу. Проинструктировали ее, как подавать сигнал в случае тревоги. Работа кипела»[1].

«Наутро на улицах города народ обсуждал содержание листовки. Полицейские бегали по городу, высунув языки, разыскивая «типографию».

Большевистские листовки и прокламации появлялись на заборах домов городских и в заводских поселках, подбрасывались в огороды и окна квартир, на базаре на воза крестьян, на речной пристани, в почтовых ящиках жителей, повозках городских ямщиков, а бывало умелыми руками спускались в карманы зазевавшихся городских полицейских.

Подробнее: О распространении нелегальной литературы в Красноуфимске

В документах Государственного архива в городе Красноуфимске значится, что обеспокоенные аварийным состоянием деревянного моста через реку Уфу, власти города Красноуфимска приняли решение обратиться в Облсовет, чтобы получить поддержку для постройки постоянного, более прочного моста.

Согласно сведениям из документов, к 1957 году по данному вопросу были проведены изыскательные работы, утверждено место площадки для строительства автодорожного моста и архитектурно-планировочное задание. В итоге Красноуфимским городским Советом было принято решение приступить к строительству железобетонного моста через реку Уфу в районе города Красноуфимска в 1958 году. В материалах архива значится, что строительством объекта занимался мостопоезд 406, в функции которого входило укрепление берегов, установка надводных опор и т.д. В феврале 1962 года мост был принят в эксплуатацию, но с существенными недоделками. Подрядчика обязали в короткие сроки устранить все недочеты и до 10 марта 1962 года представить в исполком Горсовета график выполнения работ по мосту.

Кроме того, начальнику горэлектросетей Кислякову поручили решить вопрос с подведением воздушной линии к мосту для его освещения. В местной газете «Ленинский путь» от 26 августа 1962 года значится: «В нашем городе через реку Уфу построен добротный железобетонный мост. Непрерывным потоком идут по нему автомашины, пешеходы… У въезда на мост имеется строгое объявление, запрещающее проезд по нему гусеничных тракторов…». Нельзя не вспомнить и руководителей Красноуфимска – Леонида Георгиевича Чепелева (занимал пост председателя Горисполкома с 1957 по 1961 годы) и Николая Федоровича Кретова (возглавившего город в 1961 году и занимавшего этот пост до середины 1970 года). Благодаря их настойчивости железобетонный мост через реку Уфу был построен и служил на благо горожан не один десяток лет.

Н.С. Тимофеева, зав. отделом использования архивных документов и научно-справочного аппарата Государственного архива в г. Красноуфимске

// Городок. —2019. — 25 янв. (N 4). — C. 10.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ