История 20 века

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Александр КРУЧИНИН, Екатеринбургский военно-исторический клуб «Горный щит»

Военные действия в Красноуфимском уезде в июле-сентябре 1918 г.

Гражданская война пришла на территорию Красноуфимского уезда с юга. 9-10 июня 1918 г. в соседнем, Златоустовском уезде Уфимской губернии, вспыхнуло и начало распространяться крестьянское восстание, направленное против продразвёрстки, бесчинств продотрядов, передела земли, конфискаций и террора новоявленных советских властей. К 14-15 июня восстание перекинулось в южные волости Красноуфимского уезда — в Оку, Новый Златоуст и Карги. В ответ на это Красноуфимский исполком двинул на юг карательные отряды из рабочих-добровольцев под командованием Т.И. Шевалдина, Я.С. Анфалова, Тарасова и Крылосова. Пермский губернский исполком выслал отряд под командованием А.Л.Борчанинова, объединившего все силы, направленные против повстанцев. Красные отряды заняли южные волости Красноуфимского и вторглись в Златоустовский уезд. Хотя красных было в несколько раз меньше, чем восставших, но у них было решающее преимущество: красногвардейцы были вооружены винтовками и пулемётами, а повстанцы - пиками, вилами, в лучшем случае, дробовиками. Тем не менее, бои на севере Златоустовского уезда продолжались почти три недели вплоть до 23 июля. Захватив район сёл Ногуши, Корлыханово и Емаши, красные отряды оказались окружены со всех сторон. У крестьян был талантливый руководитель - подпоручик А.С.Рычагов.

Тем временем, обстановка в тылу у красных, в самом Красноуфимском уезде, резко осложнилась. 20-21 июля, воодушевлённое приближением чехословаков, восстало население заводов Михайловского и Артинского, сёл Манчаж, Сажино, Сарсы, Кленовское, Ачит и целого ряда деревень. Почти во всех остальных волостях тоже было неспокойно. Советская власть удержалась только в центре уезда. Пришлось срочно отзывать отряды А.Л.Борчанинова на защиту Красноуфимска. Красные прорвались из кольца повстанцев и начали отходить на север. Партизаны подпоручика А.С. Рычагова последовали за ними. В южных волостях Красноуфимского уезда опять началась крестьянская война. В июле месяце отряды советских войск Красноуфимского фронта были преобразованы в 4-ю Уральскую пехотную дивизию под командованием военрука Г.А. Угрюмова, а из карательных отрядов, действовавших против повстанцев, были сформированы 1-й и 2-й Красноуфимские революционные полки. С августа партизанские отряды подпоручика А.С. Рычагова вели бои у сёл Манчаж, Карги, Азигулово и Селянкино. Основным противником партизан был 1-й Красноуфимский революционный полк И.К.Грязнова.

Между тем на просторах Красноуфимского уезда появилась новая и очень серьёзная сила. Разгромив красных под Нязепетровском и Арасланово, чехословацкие войска под командованием полковника С.Н. Войцеховского стали стремительно наступать на Дружинино и Кузино. Взяв 21 июля станцию Кузино, они повернули часть сил на Екатеринбург, куда и вышли 25 июля. После отдыха и перегруппировки они начали 4 августа наступление на Пермь, двигаясь вдоль Западноуральской и Пермской железных дорог. Красное командование в ответ организовало наступление на Екатеринбург, сорвав тем самым продвижение чехословаков к Перми. Целый месяц, до начала сентября, на северо-востоке Красноуфимского уезда шли бои с переменным успехом и фронт колебался то в одну, то в другую сторону. К 7-8 сентября линия фронта проходила по территории уезда от Староуткинского завода к станции Сарга и окрестностям Бисертского завода. Партизаны подпоручика А.С.Рычагова действовали южнее Красноуфимска, примерно по линии реки Бугалыш. Командующий чешско-белым Северо-Уральским фронтом полковник С.Н. Войцеховский вёл активную оборону имеющимися у него весьма небольшими силами и о серьёзной наступательной операции не помышлял, рассчитывая на неё только после подхода подкреплений из Сибири.

Подробнее: Партизанские отряды занимали города

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Городу Красноуфимску в 1977 и 1980 гг. по итогам Всероссийского соцсоревнования городов и районов за лучшее проведение работ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ и САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ населенных пунктов присуждено переходящее Красное знамя и денежная премия Совета Министров РСФСР ВЦСПС.

Приведу пример полного уничтожения редкой красоты сада на территории горбуновской усадьбы по ул. Интернациональной. Сад был заложен в конце прошлого столетия хозяином усадьбы моим прадедом Горбуновым Иваном Михайловичем, почетным мировым судьей г. Красноуфимска. Сад был большой, больше половины квартала и делился на нижний, под горой, и верхний. Сколько было аллей, дорожек, спусков, косогоров. В пихтовой и еловой аллеях росли ландыши, у нижнего забора два огромных осокоря и великолепная сосновая аллея, тут же старый- престарый вяз. Мой любимый дед В. И. Горбунов один в городе выращивал удивительные японские розы и садовые гиацинты, а его старший брат А. И. Горбунов, секретарь земской управы, заботился о цветах в многочисленных клумбах сада. Горбуновы все любили цветы.

Параллельно ул. Интернациональной росла целая аллея серебристых тополей, лиственницы, множество кустов сирени, в т.ч. белой, черемухи, боярышника, акации. С крутого, спуска, от увитой цветами веранды к разливавшемуся каждую весну озеру вела широкая белая казенная лестница с красивыми перилами. В раннем детстве я еще застала этот прекрасный сад, правда, далеко не в его первозданном виде. Бабушка посылала книзу в сад за шишками для самовара. Еще почему-то запомнился глухой шум хвойных деревьев в непогоду, хор лягушек весной и наводящее на всех страх уханье жившего в саду филина. Жил в саду орел - орлан-белохвост, чучело которого сохранилось до сих пор.

В середине 20-х годов горбуновский сад решили сделать городским парком. Построили площадку. Ставились спектакли, в т.ч. детские (например, “Белоснежка и семь гномов"). Игравшие в нем артисты, тогда еще дети, до сих пор живы. Но перед Великой Отечественной войной вдруг разрешили застройку сада частными домами. Значительную часть сада занял пищепромкомбинат, деревья вырубили полностью и остался от всего горбуновского сада единственный огромный серебристый тополь.

Наиболее распространенными деревьями в Красноуфимске были, в первую очередь, вязы, затем липы и тополя, очень много сирени, черемухи и бузины.

Подробнее: Сады и парки

После революции и гражданской войны Красноуфимск был обычным районным центром, где экономической основой было сельское хозяйство, и только железнодорожное депо являлось “оплотом" индустриального развития и деятельности технической интеллигенции. У работающих в депо и в паровозных бригадах было какое-то особое чувство профессиональной гордости. Все они старались делать добротно и качественно. Когда репродукторы “объявили беду”, железнодорожники сразу начали думать, чем помочь фронту: многие подали заявление об отправке на фронт, другие перечисляли значительную часть своего заработка в фонд обороны страны. Но самым весомым вкладом в защиту Отечества стало строительство осенью 1941 года могучего боевого бронепоезда. Строился он в паровозном депо. Участие в его постройке принимали более 100 железнодорожников станции Красноуфимск. Вот фамилии тольконекоторых из них: Кадочников И., Моржерин А. В.,Ханьжин И. И., Решетников А. Я. и др.

Для создания поезда были отремонтированы и специально подготовлены паровоз ОВ № 67-63” и две двухосные платформы. Строился бронепоезд в свободное от работы время. Бронелисты привезли сами железнодорожники с “Уратмаша”. Разрезали, сверлили, закрепляли на бронепоезде уже в самом депо. Паровозную бригаду набрали из своих же машинистов, слесарей, ремонтников. Но навооружении бронепоезда на ст. Канаш наша паровозная бригада была переведи на бронепоезд “Комсомолец Чувашии”. А наш бронепоезд, по праву названный “Красноуфимский железнодорожник”, воевал уже самостоятельно на Западном фронте. На его счету сотни уничтоженных вражеских солдат, десятки едениц боевой техники и, несмотря на множество прямых попаданий немецких снарядов в бронепоезд, броня, скрепленная уральцами, выдержала.

Мы уже писали а 25 номере “Городка” о создании осенью 1941 года в паровозном депо ст. Красноуфимск бронепоезда "Красноуфимский железнодорожник". В преддверии профессионального праздника железнодорожников мы расскажем вам о его боевом пути.

После вооружения пушками, пулеметами и боеприпасами на ст. Канаш наш бронепоезд был направлен на Западный фронт в г. Куйбышев (Самара) в распоряжение 34-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП), в который также входил бронепоезд "Смерть фашизму" №667. Бронепоезду "Красноуфимский железнодорожник" был присвоен номер 712. 20 апреля 1942 года команды бронепоездов были полностью укомплектованы, а оружие пристреляно и приведено в боевую готовность уже в Коломне (под Москвой). Командиром 712-го был назначен лейтенант Бондарь Ф. Т. С самого начала личный состав бронепоезда был многонациональным: русские, татары, узбеки, украинцы, белорусы, молдаване, киргизы, но это не помешала стать ему большой дружной боевой семьей. В бою бойцы проявляли максимум взаимопонимания и взаимовыручки, что помогало с большим успехом выполнять поставленные для бронепоезда боевые задачи. Из воспоминаний командира бро неплощадки № 1 Цветкова М. А.:

Подробнее: Наш бронепоезд

Государственный архив в г. Красноуфимске хранит много интересных документов, частью которых являются решения исполнительных комитетов Красноуфимского городского, районного, сельских Советов Красноуфимского района времен Великой Отечественной войны. Именно по ним можно узнать, какие мероприятия проводились в тылу в помощь фронту.

Так, в ноябре 1942 года на заседании исполкома было решено "организовать курсы медсестер запаса в количестве 35 человек с отрывом от производства сроком на 2,5 месяца; председателей колхозов обязать командировать на курсы женщин в возрасте 18-35 лет с образованием не ниже 7 классов; обеспечить их питанием и денежными средствами для оплаты квартир; обеспечить курсы учебниками и тетрадями".

В октябре 1941 года председателей исполкомов сельских Советов обязали предоставить "лошадей для нужд оборонной промышленности за счет колхозов района-24 лошади, за счет организаций - 6 лошадей". Поставку лошадей планировалось произвести за счет колхозов: "Пролетарий", "Никитинская", "Пролетарка", "Красная Армия", "Объединение", "Красное знамя", "Красный партизан", "Искра", "Последователь", "Красный путь", "им. Мичурина", "Согласие", "Красная поляна", "Красное поле", "им. Пушкина", "Нариманова", "Красный Пахарь", "Колос", "Новая жизнь", "13 Октябрь", "им. Кирова" и др.

В 1942-1943 годах проводились трехдневники по сбору у населения пригодных для армии ездовых собак в "фонд обороны"; в целях полного учета имеющихся собак их владельцев обязывали зарегистрировать собак до начала сбора.

Неоднократно исполнительными комитетами принимались решения о сборе теплых вещей, посылок и новогодних подарков для бойцов Красной Армии.

Помощь военнослужащим оказывалась и по возвращении их домой, встречаются решения исполкомов об организации столовой для инвалидов Отечественной войны, об оказании помощи семьям погибших фронтовиков, эвакуированным семьям, об оказании продовольственной помощи остро нуждающимся семьям военнослужащих, о трудоустройстве эвакуированного населения в городе и районе, об оказании помощи семьям фронтовиков в подготовке к зиме и многие др. При сельских Советах создавались районные фонды помощи семьям фронтовиков, комиссии по обследованию условий проживания инвалидов войны.

Вот так жители города Красноуфимска и Красноуфимского района поддерживали фронтовиков-соотечественников в самые тяжелыевремена.

Е.Ю. Федосеева, научный сотрудник Государственного архива в г. Красноуфимске

Федосеева, Е. Ю. Помощь фронту : [Красноуфимск и Красноуфим. р-н в годы войны : из архив. докум.] / Е. Ю.Федосеева // Городок. -  2012. - 4 мая (N 18). - С. 19.

«Замечательный подарок воинам героической Красной Армии отправили недавно рабочие вагоноремонтного завода и красноуфимские железнодорожники.

Поезд-баня уже обслуживает бойцов действующей армии. В телеграмме, присланной на днях санитарным управлением фронта, выражается глубокая благодарность трудящимся города, железнодорожникам узла и директору завода тов. Масютину за ценный культурный подарок» - такое сообщение опубликовала красноуфимская газета «Ленинский путь» в 1941 году.

А вот воспоминание, написанное в 1984 году участницей Великой Отечественной войны Марией Яковлевной Матерковой (Бушувой):

«В 1939 году я поступила в Красноуфимскую школу ФЗО (ПУ-97) на курсы помощников машиниста паровоза. В группе было 27 девушек, учебу закончили все успешно, но вот работа для нас была очень тяжелой. В 1941 году большая часть мужчин ушла на фронт, оставшиеся в тылу, чем могли, помогали с первых дней войны фронту. Красноуфимцы решили построить поезд-баню для красноармейцев. В ноябре мне, как передовой комсомолке, поручили в качестве помощника машиниста вести поезд-баню на фронт. Провожал нас весь город - на перроне устроили митинг. Под звуки духового оркестра мы въехали на первый путь - как на парад. Вагоны были покрашены яркой зеленой краской, внутри также все постарались сделать уютно и красиво. Наш маршрут лежал через Свердловск - на Ленинград. На подъезде к нему стали попадаться разрушенные и сожженные населенные пункты и станции. Далее начались бомбежки и артналеты. Было страшно... То и дело подступали мысли - доедем ли до пункта назначения, так как уехавшие вперед бани уже были разбиты фашистами и стояли «на приколе». Наконец мы добрались до станции Малые Вишеры и запустили солдатскую баню. В 5 километрах от линии фронта замаскировали поезд ветками и побелили белилами, потому что уже выпал снег. С передовой по графику приводили грязных, измученных солдат на помывку. Вся одежда прожаривалась, сушилась, солдат стригли, брили и после короткого отдыха снова в бой... Задача паровозной бригады - обеспечить бесперебойную подачу горячей воды. Качать воду приходилось ручным насосом, колонки, как правило, были разбиты. Угля не хватало - поэтому топили паровоз дровами, По ночам переезжали к другой части, чтобы вымыть следующих солдат, а днем снова топка и подача горячей воды. Спать практически не приходилось. А еще попадали под бомбежки и укрывались в лесах, вокзалах, бомбоубежищах. Весной 1942 года я сильно заболела, и меня отправили домой. Добиралась с попутным поездом-госпиталем. В районе станции Калинин нас стали бомбить с самолета. Поезд был весь разбомблен — осталось нас в живых 18 человек и 13 раненых, и вот пешком, кто как мог, добирались до Москвы. Подлечив, осенью меня снова отправили на фронт, и воевала я в зенитном дивизионе 178. В районе ст. Бологое я вновь встретила родную поезд-баню №9, любовно построенную красноуфимцами, но только разбитую и тоскливо стоявшую на запасном пути. С этой частью я прошла по Латвии, Эстонии, Польше, Германии. Победу встретила на реке Висла. Однако демобилизовали только девчат в августе 45-го, а мужчин еще оставили...»

В апреле 1942 года газета «Ленинский путь» вновь опубликовала заметку о поезде-бане №9, в которой говорилось, что бойцы Н-ской воинской части просят редакцию передать трудящимся Красноуфимска горячее красноармейское спасибо за их подарок.

По материалам краеведческого музея и музея трудовой и боевой славы ПУ-97 подготовил Анатолий Логинов

//Городок. – 2013. – 6 сент. (№36). – С. 21

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом