История 20 века

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Только что отгремела тяжелая, уносящая последние силы у людей, война. Но, она же, показала большой трудовой подъем и энтузиазм у рабочих , в частности, у рабочих железной дороги станции Красноуфимск. После войны красноуфимские железнодорожники продолжали упорно и образцово трудиться, добиваясь высоких показателей.

Обратимся к подборке материалов газеты «Ленинский путь» в 1948 году под рубрикой «Трибуна стахановского движения» к статье «За стотысячный километровый пробег паровоза между подъемочным ремонтом», находящейся в настоящее время в архиве Красноуфимского краеведческого музея:

«Локомотиву, машинистами которого являются Захар Исаакович Лантух и Иван Николаевич Морозов, Министерством Путей сообщения присвоено звание «Лучшего паровоза» по сети железных дорог нашей страны.

На днях наша редакция  обратилась с просьбой к машинисту товарищу Лантух поделиться с нами опытом своей работы. Передаем  беседу с ним:

«…Моя бригада в составе меня, моего помощника Ширяева, кочегара Постных взяли обязательство добиться на пассажирском паровозе серии «Иосиф Сталин» пробега между подъемочным ремонтом сто тысяч километров и обеспечить работу основных деталей паровоза без их замены, сэкономить в год не менее 200 тонн топлива. Взятые обязательства мы выполнили. На 1 октября наш локомотив сделал пробег девяносто две тысячи километров и подъемочного ремонта еще не требует, так как прокат паровозных бандажей составляет 5,5 миллиметров. В период работы наш паровоз не имел ни одного случая брака и захода на межпоездной ремонт, строго выполняя и перевыполняя техническую скорость и средне-суточный пробег. Только за сентябрь наш локомотив имеет нагона опоздавших поездов 12 часов 20 минут. Объем промывочного ремонта из произведенных десяти промывок не превышал шести параграфов, касающихся ремонта  и промывок котла. Слесарный же ремонт, в большинстве случаев, мы проводим своими силами, так как члены бригад нашего паровоза все имеют достаточный слесарный опыт в работе. Несмотря на большой пробег, наш паровоз сейчас в отличном состоянии. Мы не сменили еще ни одной детали, не износилось ни одно поршневое кольцо.

За девять месяцев этого года мы сэкономили  двести тонн топлива, то есть столько, сколько мы намечали в своем обязательстве дать за целый год. По хозяйственному расчету мы сэкономили за девять месяцев 13 тысяч рублей. Этих достижений мы добились путем добросовестного хозяйственного ухода за каждой деталью паровоза, как со стороны членов моей бригады, так и бригады машиниста товарища Морозова. Оба наши помощника имеют хорошие теоретические и практические знания. Как товарищ Ширяев, так и товарищ Лагунов являются выпускниками железнодорожного училища. Ширяев, например, замечательный помощник, он может ездить машинистом на любом паровозе, с ним я работаю уже четыре года. Мой кочегар товарищ Постных так же опытный человек, с ним я работаю два года и по своему опыту он вполне может один ездить помощником машиниста.

Подробнее: «Лучший паровоз» по сети железных дорог страны

В 2019 году исполняется 105 лет с начала Первой мировой войны, 100 лет с открытия движения по железной дороге через станцию Красноуфимск. Строительство железнодорожного полотна, тоннелей, виадуков и т.п. в нашей местности проходило в сложных условиях и было завершено благодаря усилиям тысяч людей, в том числе и представителей других государств - военнопленных.

Документы Государственного архива в городе Красноуфимске рассказывают, что на сооружении линии Казань–Екатеринбург использовался труд бывших солдат Австрийской, Германской, Турецкой армий. Работы велись срочно, поэтому на счету была каждая пара рук. Так, на 15 сентября 1916 года на строительстве железной дороги трудилось 5994 человека военнопленных, которых охраняли десятники и сторожа, а позднее солдаты местной конвойной команды.

«…Военнопленные жили в бараках недалеко от места работы. Питание им давалось неважное, а работать заставляли много. Поэтому несколько раз были возмущения пленных с требованием улучшения их положения. Эти возмущения подавлялись полицией и жандармами. Порки пленных или прогон через строй были частым явлением почти на всех участках работ...» (по материалам краеведа Л.Е. Алексейчик).

«…До сих пор поражает воображение виадук, возвышающийся над деревней Рябиновка, что в Красноуфимском районе… Он - памятник тысячам рабочих – местным жителям и военнопленным, которые на своих руках подняли ввысь многотонное сооружение...» (по материалам краеведа В.Д. Ганькина).

Каким было отношение жителей города к пленным? Об этом можно получить некоторое представление из материалов журналов Красноуфимского Уездного Земского Собрания за 1915 год, где отмечено: «… Ежедневно по улицам города дефилирует целое войско невольных бездельников и дармоедов-военнопленных австрийцев и немцев. Наряду с этим сельские местности, лишившись, вследствие мобилизаций и досрочных наборов, лучших работников, испытывают острую нужду в рабочих руках… Польза привлечения военнопленных к добровольному труду несомненна и обоюдна: крестьяне получат сравнительно дешевые рабочие руки, а военнопленные – возможность одеться и обуться, и перестать изображать из себя на улицах г. Красноуфимска армию Наполеона в 1812 году… Выиграет и казна, с которой сложится бремя содержания военнопленных…».

Подробнее: Военнопленные Первой мировой в Красноуфимске

Организация культурного отдыха трудящихся в СССР была возложена на профсоюзные организации. В фондах Государственного архива в городе Красноуфимске хранятся документы, которые рассказывают о досуговой деятельности рабочих и служащих городских предприятий.

Интересно перелистать документы Опытно-экспериментального завода, в прошлом одного из градообразующих предприятий Красноуфимска, где в 70-80 годы XX века были созданы и успешно работали культурно-массовая комиссия, бюро рыбаков, лекторская группа, цеховые комитеты профсоюзов. Проводились спортивные соревнования (лыжные, по стрельбе из мелкокалиберной винтовки). Летом – заводская спартакиада, которая завершалась вечером молодежи и физкультурников, где подводили итоги, и отмечали лучших участников. Многие спортсмены завода принимали участие в городских и областных соревнованиях.

Бюро рыбаков занималось организацией рыбалки с выездом рабочих на Ачитский пруд, Нижнеиргинский пруд, Красный Бережок. В документах отмечено проведение соревнований по подледному лову рыбы с обязательным награждением самых удачливых рыбаков. Цеховые комитеты профсоюзов отвечали за массовый выезд работников завода за ягодами, грибами, на экскурсии. Были разработаны маршруты выходного дня в Кунгурскую пещеру, Камскую ГЭС, Свердловск. Проводились двухдневные туристические походы по маршруту Красноуфимск – Красный Бережок, Красноуфимск – Саранинский дом отдыха.

Посещение сеансов в кинотеатрах и спектаклей гастролирующих театров, вечера отдыха коллективов участков объединяли рабочих и служащих завода. Лекторская работа была направлена на злободневные темы того времени - «О международном положении», «Антирелигиозная работа с верующими», «Во имя жизни» и др.

Подробнее: Организация досуга трудящихся Красноуфимска в 70-80 годы XX века

«Все для фронта! Все для Победы!» - под таким лозунгом в годы Великой Отечественной войны трудилось население тыловых территорий СССР. Лучшие продукты питания, которые производились в хозяйствах крестьян, сдавали государству – для Красной Армии.

Документы Государственного архива в городе Красноуфимске рассказывают, что помимо обязательных норм сдачи продовольствия (хлеба, молока, яиц, мяса и т.д.), сельское население вносило хлеб из личных запасов в фонд Красной Армии и участвовало в создании фонда здоровья защитников Родины, путем массовой сдачи молока сверх госпоставок. Кроме того, колхозники Красноуфимского района оказывали продовольственную помощь трудящимся города Свердловска. Так, в марте 1942 года для рабочих заводов был отправлен вагон с сельскохозяйственными продуктами – мясом, мукой, крупой, горохом.

А сами? В воспоминаниях очевидцев, особенно жителей деревень, значится, что отдавая последнее государству, многие семьи в годы войны недоедали: «… Ребятишки сидели … сизые от голода, … в доме есть нечего…». Весной и летом большим подспорьем было использование и употребление в пищу съедобных растений, грибов, ягод. В местной газете «Ленинский путь» публиковались статьи рекомендательного характера: «Зеленые щи из крапивы и щавеля», «Квас и кисель из березового сока».

Красноуфимским Райисполкомом принимались решения о заготовке дикорастущей зелени, заменителей чая, грибов и ягод. Были созданы специальные бригады. В качестве сборщиков привлекалось все свободное население: дети, старики, инвалиды войны. Торгово-заготовительные организации занимались переработкой сырья: сушили, мариновали, солили. Документы рассказывают, что плановые показатели заготовки сырья в Красноуфимском районе на 1943 год были следующими: 214 тонн грибов в свежем виде, в том числе соленых-маринованных - 187 тонн, ягод – 62 тонны. Использование заготовленной продукции на текущие потребности в летнее время было строго запрещено, власти района старались создать запас и сохранить его для зимнего периода.

Подробнее: Витаминизация и питание населения Красноуфимского района в годы Великой Отечественной войны

В документах Государственного архива в городе Красноуфимске значится, что обеспокоенные аварийным состоянием деревянного моста через реку Уфу, власти города Красноуфимска приняли решение обратиться в Облсовет, чтобы получить поддержку для постройки постоянного, более прочного моста.

Согласно сведениям из документов, к 1957 году по данному вопросу были проведены изыскательные работы, утверждено место площадки для строительства автодорожного моста и архитектурно-планировочное задание. В итоге Красноуфимским городским Советом было принято решение приступить к строительству железобетонного моста через реку Уфу в районе города Красноуфимска в 1958 году. В материалах архива значится, что строительством объекта занимался мостопоезд 406, в функции которого входило укрепление берегов, установка надводных опор и т.д. В феврале 1962 года мост был принят в эксплуатацию, но с существенными недоделками. Подрядчика обязали в короткие сроки устранить все недочеты и до 10 марта 1962 года представить в исполком Горсовета график выполнения работ по мосту.

Кроме того, начальнику горэлектросетей Кислякову поручили решить вопрос с подведением воздушной линии к мосту для его освещения. В местной газете «Ленинский путь» от 26 августа 1962 года значится: «В нашем городе через реку Уфу построен добротный железобетонный мост. Непрерывным потоком идут по нему автомашины, пешеходы… У въезда на мост имеется строгое объявление, запрещающее проезд по нему гусеничных тракторов…». Нельзя не вспомнить и руководителей Красноуфимска – Леонида Георгиевича Чепелева (занимал пост председателя Горисполкома с 1957 по 1961 годы) и Николая Федоровича Кретова (возглавившего город в 1961 году и занимавшего этот пост до середины 1970 года). Благодаря их настойчивости железобетонный мост через реку Уфу был построен и служил на благо горожан не один десяток лет.

Н.С. Тимофеева, зав. отделом использования архивных документов и научно-справочного аппарата Государственного архива в г. Красноуфимске

// Городок. —2019. — 25 янв. (N 4). — C. 10.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube