От них зависела жизнь. Продуктовые карточки во время войны

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Великая Отечественная война стала испытанием для многих красноуфимцев. Она поменяла условия жизни, заставила приспосабливаться к обстоятельствам, учила терпению и выносливости.

В документах Государственного архива в г. Красноуфимске значится, что уже осенью 1941 года участились случаи отсутствия хлеба в торговой сети и столовых города. Продукты стали выдавать по карточкам. Согласно данным контрольно-учетного бюро (в некоторых документах встречается другое название учреждения – карточное бюро) за ноябрь 1941 года в Красноуфимске и Красноуфимском районе было выдано более 80 тысяч карточек на хлеб, сахар и другие виды продовольствия. Сельским труженикам карточки не полагались. Но в связи с недостатком жилой площади в Красноуфимске, часть рабочих и служащих городских предприятий проживали в примыкающих к городу деревне Соболя, селе Криулино. В этих населенных пунктах была введена выдача продуктовых карточек контингенту, не связанному с сельским хозяйством.

Нормы были разные. Они зависели от того, к какой категории относился человек: рабочий, служащий, иждивенец, ребенок до 12 лет. В 1943 году вышел Приказ Народного Комиссариата торговли СССР «Об улучшении снабжения продовольствием директоров, заместителей директоров, главных инженеров и начальников производств крупных промышленных предприятий».

Из воспоминаний Револьты Васильевны Некрасовой, опубликованных в книге «Красноуфимцы в годы Великой Отечественной войны» (под редакцией Л.Е. Алексейчик): «…Хлебный магазин был в центре города на улице Куйбышева… Очередь за хлебом занимали с двух-трех часов ночи, чтобы к обеду или вечеру получить свой паек… Можно было получить хлеба на два дня, но не дай бог, пропустишь один день – за него хлеб уже не давали… Мы четко знали, что буханка весит один килограмм двести граммов, и если разрезать ее на четыре части, то одна часть была нормой иждивенца…».

В снабжении населения продуктами по карточкам довольно часто происходили перебои или же карточки отоваривались по урезанным нормам (а бывало, не отоваривались совсем). В документах о материально-бытовом обслуживании трудящихся города за 1943 год отмечено, что «… апрельские карточки были отоварены сахаром, вместо 400 г – 300 г; солью, вместо 400 г – 200 г на рабочую карточку, в мае соли совсем не выдали. Детям выдали тоже по урезанным нормам, а иждивенцы совсем ничего не получили…».

В архивных фондах встречаются заявления граждан, в которых они описывают случаи утраты карточек и просят местные власти оказать помощь в их восстановлении. Из заявления рабочих красноуфимской артели «Металлист» (1943 год): «…карточки были похищены. Кража совершена в квартире, путем взлома замка, что подтверждается справкой из милиции…». У одной из работниц Селекционной станции карточки отобрали три подростка по дороге на работу. Или такой случай: «… В июне 1944 года сотрудники дистанции пути (2 женщины) везли для рабочих хлебные карточки в поезде № 46. Всего было 59 хлебных и сахарных карточек с нормой 650 г и две карточки с нормой 450 г… На подножке вагона на них напали двое неизвестных, которые похитили указанные карточки. Дело передано в прокуратуру для расследования. На основании устного разрешения председателя Облисполкома тов. Недосекина карточному бюро предписано выдать одиннадцатой дистанции пути вторично хлебные карточки для рабочих с нормой 650 г в день и для служащих с нормой 450 г в день…». Довольно часто причиной утраты продовольственных карточек были пожары или иные стихийные бедствия. В документах описываются и такие ситуации: «…У рабочих подсобного хозяйства дома отдыха в Нижней Саране карточки были съедены теленком…», «…У работницы товарной конторы ст. Красноуфимск продовольственные карточки были съедены козой. В выдаче новых карточек было отказано…».

Утрата карточек обязательно подтверждалась актом. В материалах архива значится, что нередко исполнительные комитеты Красноуфимского городского или районного Советов, рассмотрев все обстоятельства дела, принимали решение: «…предложить карточному бюро выдать талоны на хлеб, взамен утраченных…». Карточки во время войны были очень важными документами. От них зависела жизнь.

Деятельность карточного бюро в Красноуфимске прослеживается по документам до 1947 года, и в отдельных решениях горисполкома за 1946 год встречаются сведения о выдаче продуктовых карточек взамен утраченных. Следовательно, карточки не были отменены сразу после окончания войны.

Некоторые документы Красноуфимского карточного бюро за военный период долгое время хранились в архиве под грифом «Секретно». Только в 1990 году они были рассекречены и переведены на открытое хранение.

Н.С. Тимофеева, заведующая отделом использования архивных документов и научно-справочного аппарата ГКУСО «Государственный архив в г. Красноуфимске»

/ Вперед. - 2021. - 3 июня. - C. 10

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ