Материалы краеведа Л. С. Зеленцова

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Представьте себе ясный майский день, тепло и... ни одной птицы... С волнением ждете и прислушиваетесь Вы, чтобы хоть на несколько секунд порадоваться пению птиц. Но его почему-то нет, и окружающая природа без птичьих голосов сразу теряет свою прелесть.

Это только предположение. Но оно может оказаться близким к истине, если не охранять птиц.

У некоторых, к сожалению, в оценке птиц бытует правило делить их на хороших и плохих по случайным поверхностным наблюдениям: поймала птичка комара — она хорошая, а вот если ястреб утащил цыпленка — вредный он, стреляйв него...

Установлено давно, что за редким исключением нет абсолютно вредных птиц и животных. Уничтожение какого-либо вида из них приводит к ряду изменений в природе и даже к тяжелым для человека последствиям. Примеров таких приведено немало в школьных учебниках и рассказывается о них на уроках.

Трактористы осенью при вспашке зяби видят, как за плугом летают и ходят по бороздам вороны. А серых ворон часто можно встретить охотящихся за майскими жуками и их личинками, иногда за мелкими грызунами. И очень редко они разоряют гнезда других птиц.

Возможно, в промысловых хозяйствах есть необходимость иногда уменьшать количество серых ворон, если не удается их отпугнуть. А черных ворон вообще запрещается уничтожать.

Подробнее: Берегите птиц

Сначала я намеревался описать лишь главные, самые старые, улицы по состоянию на конец 1995 года, да какие здания стоят и когда были построены при моей жизни. Пройдет много лет, думал я, все здесь изменится, и кто-нибудь из коренных красноуфимцев, встретив в моих записках упоминание о своем доме на 3 окошечка на улице... вспомнит годы, проведенные в нем... Я сам часто хожу к дому моего детства, подолгу смотрю на освещенные окна. Хочется войти в свои комнаты, извиниться, назвать себя, попросить разрешения посмотреть, как теперь все там устроено...

Я прошел главные, самые старые улицы от первого дома до последнего, помечая какой это дом: деревянный или каменный, полукаменный, одно-двух этажный или, новый или старый, сколько в нем окон, какой у него уличный номер.

Потом появилась мысль разузнать, что здесь было раньше, составить послужной список наиболее заметных зданий и домов. К тому времени у меня уже были старые названия всех улиц. Но первое же знакомство с архивными документами повергли в недоумение, появились два новых названия: Писцова и Красноуфимская. По названиям улиц, которые они пересекали, по номерам домов и кварталов удалось установить, что это нынешние Куйбышева и Кирова (нынешняя улица Писцова называлась в 1922 году Петровской).

Гораздо труднее восстановить старую нумерацию домов. Дело осложняется тем, что усадебные участки между деревянными домами были большими, чем теперь, в целях пожарной безопасности. Позже между некоторыми домами построили еще да «нарезали» переулки. На богатых усадьбах стояли иногда по два-три дома, а номер у них был один. Например, Пролетарская, 67 - дом Краева, а на самом деле их было два под одним номером. Теперь у каждого из этих домов свой номер.

Часты были пожары, выгорали целые кварталы деревянного города. Мне попались два прошения о выделении земельных участков под застройку жилыми домами. Написаны они были в одно примерно время, необходимость постройки домов объяснялась тем, что прежние дома этих владельцев сгорели при пожаре 23 августа 1924 года. Причем, один дом стоял на углу нынешних улиц Советской и Мизерова. Другой на углу улиц Ленина и Рогозинниковых. В разрешении об отводе земли сказано: «... на горелом месте после пожара 23 августа 1924 года».

В наше время сносятся целые кварталы, перекраиваются улицы, строятся многоквартирные дома...

Подробнее: «Родная улица моя»

Возвращаясь к напечатанному

Под таким заголовком в газете «Вперед» были опубликованы две статьи жителя Натальинска И. П. Хамзина (16 октября и 12 декабря 1990 года). Иван Павлович предлагал читателям газеты, интересующимся историей марийского народа, откликнуться, поделиться своими знаниями.

Сразу же после их публикации в редакцию пришел краевед Л. С. Зеленцов и принес почитать свое письмо И. П. Хамзину. Начиналось оно так. «Уважаемый Иван Павлович, с интересом прочитал в газете Ваши очерки «Откуда ты, мариец?» и, воспользовавшись приглашением, решил принять участие в разговоре. Но не через газету. Боюсь, подумают, что я выставляю себя осведомленнее Вас. Меня всегда удерживает от
публикации материалов мысль, что есть кто-нибудь, знающий в этом вопросе больше меня. Если разговор у нас состоится, мы сможем потом по взаимной договоренности опубликовать нашу переписку».

А дальше состоялась встреча двух краеведов, после которой редакция получила согласие обоих авторов опубликовать письма, которые и предлагаем читателям с некоторыми изменениями.

ПИСЬМО ПЕРВОЕ

О том, что местные марийцы делятся на йыпонышей и кунгуров я узнал лет двадцать с лишним назад, занимаясь топонимикой юго-западной части Свердловской области. Сбор коллективных прозвищ входит в программу топонимических исследований. Сначала и у меня возникла мысль, что происхождения этих прозвищ связано с направлениями миграционных процессов. Но настораживала простота объяснения, а она часто бывает обманчива. Потом возникло множество вопросов, на которые я не нашел ответа до сих пор. Не внесли ясности и Ваши очерки.

ПЕРВАЯ ГРУППА ВОПРОСОВ. Кто дал эти прозвища и за что? Называют ли так себя сами марийцы («Мы йыпоныши», «Мы кунгуры») или одна группа другую («Они йыпоныши», «Это все кунгуры»)? Или их так прозвали на прародине (нынешняя Марийская АССР)? А может быть, эти прозвища перешли из лексикона царских чиновников?

Было непременным правилом в документах указывать географическую принадлежность человека, группы людей, например «...что допустили крестьян Чердынского уезда Башкирцевых к заселению деревни, называемой Чувашской, состоящей близ Красноуфимска», «...дали сию запись рудопромышленнику кунгурцу посадскому человеку Пасьянову и по нем же его жене и детям в том, что они (башкиры) припустили его, Пасьянова, на вотчинную свою землю для постройки винокуренного завода», «...на тех-де урочищах по речке Карше живут Усольского уезда черемисы более 30 дворов», «...Оная деревня стоит на реке Юве, а в оной жители черемисы Уфимского уезда, более 35 дворов».

Для того, чтобы какая-то группа людей получила прозвище по тому месту, откуда пришла, необходимо, чтобы эти люди проживали там достаточно долго, чтобы у них появились какие-то отличия в языке, обычаях и чтобы по этим признакам они отличались на новом месте от населения той же национальности (народности). Другими словами, чтобы стали этнической группой.

Подробнее: "Откуда ты, мариец?"

История земли Ачитской

Каждому, будь то школьник или человек преклонного возраста, интересно знать историю края, в котором он живет: время и порядок его заселения, развитие, занятия и бытовой уклад предков, топонимику и целый ряд других вопросов, связанных с родными местами.

Статьей краеведа Л С. Зеленцова «История земли ачитской» мы и начинаем разговор об истории нашего края.

Леонид Сергеевич Зеленцов родился в 1927 году в городе Красноуфимске. Географ по образованию. Работает преподавателем в Красноуфимском педагогическом училище.

Леонид Сергеевич на протяжении многих лет увлеченно занимается краеведческой работой и, в частности, топонимикой.

Топонимика происходит от двух греческих слов, которые в переводе обозначают: место и имя. Вот что сказано в Советской энциклопедии: «Топонимика — это отрасль языковедения, изучающая географические названия, т. е. совокупность географических названий в какой-либо стране, на какой-либо территории (наименование населенных пунктов, рек, озер и др.). Топонимы служат важным источником познания истории народа и истории языка: помогают очертить границы прежнего распространения языков и пути расселения, воссоздать социально-экономическую картину прошлого, сохраняют архаичные черты, утраченные языком»...

Л. С. Зеленцов за много лет кропотливого труда собрал по двумстам с лишним населенным пунктам Красноуфимского, Ачитского и Артинского районов сведения о том, когда и откуда пришли новые поселенцы; наиболее распространенные и самые старые фамилии; коллективные прозвища жителей; название околотков населенных пунктов; географические названия рек, гор, полей, лугов и т. д.

Статьи по топонимике Л. С. Зеленцова публиковались в сборниках, издаваемых Уральским госуниверситетом, в газетах.

Сейчас Леонид Сергеевич готовит для нашей газеты очередную статью «К вопросу о происхождении названия Ачит».

Итак: «История земли Ачитской».

КТО СТАРШЕ

Живут рядом два населенных пункта — Красноуфимск и Ачит. Оба — районные центры, территории, к ним относящиеся, почти равны по площади (3,4 и 2 тыс. кв. км), по природным условиям. Однако по численности населения, по уровню промышленного развития Ачит значительно уступает Красноуфимску. Любой школьник скажет, что все дело в железной дороге, делающей, географическое положение Красноуфимска более выгодным по сравнению с Ачитом. А как было в прошлом? Всегда ли Красноуфимск так явно опережал Ачит?

Подробнее: История земли Ачитской

Угол улиц Кирова и Красных Партизан до сих пор помнят, как место расположения старого хлебозавода и школы №2. А до 1917 года на этом месте была усадьба В. А. Оболенского, крупного капиталиста (по масштабам города, конечно), заводчика кожевенного производства. На усадьбе был большой двухэтажный полукаменный дом (по 8 окон на каждом этаже со стороны улицы Кирова и по 6 со стороны Красных Партизан), с каменными мастерскими и кладовыми.

Оболенскому принадлежали деревянные хозяйственные постройки с сараем на противоположном углу (теперь Кирова, 68, Красных Партизан, 30), Это место в начале 20-х было сдано в аренду под постройку частного дома. Даже 50 лет спустя при перекопке здесь натыкались на слой из обрезков кожи.

А главная усадьба была отдана сначала военному ведомству, потом двухэтажный полукаменный дом заняла начальная школа (школа 1-й ступени упоминается в документах 1928 г), просуществовавшая до конца 60-х.

Корпуса мастерских сдавались варенду под различные производства, в том числе под пекарню. Постепенно она стала главным, а потом единственным производством, расширялась и к середине 30-х годов стала хлебозаводом (упоминается в документах 35-36-х годов). С 1940 года завод стал официально называться «Красноуфимским хлебокомбинатом». Просуществовал здесь до начала 80-х годов, занимая под контору здание бывшей начальной школы №2. И вот уже 15 лет все это стоит бесхозно, разрушается, разворовывается.

Сейчас постоянно твердят, что богатые были и есть наши благодетели, пеклись и пекутся о бедных, жили и живут едва ли не по заповеди: «Раньше думай о Родине (городе), а потом о себе» и пр. и пр. Согласимся на минуту и представим, что бывшие владельцы самых богатых домов явились, чтобы посмотреть, как мы распорядились их богатством.

Думаю, нам было бы стыдно за усадьбу В. А. Оболенского и за Большой Гостиный ряд. Это несомненно наш позор. Но большая часть домов сохранилась вхорошем состоянии, если принять во внимание, что некоторые из них стоят уже более 100 лет. Часть использовалась и используется по их прямому назначению (магазины, например). Большая часть домов была отдана под детские ясли, сады, школы, детские дома, приюты, больницы, библиотеки, административные здания, то есть все дома «работали» на благо города. Ни в один богатый дом не въехал новый начальник «из пролетариев». Думаю, бывшие, «отцы города», благодетели были 6ы удовлетворены.

Л. Зеленцов.

 Зеленцов Л.С. Старинные здания - краса города: история «старого хлебозавода» //Вперед. Красноуфимск, 1996. - 21 авг. - С. 2.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ