Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Сейчас никого не удивишь пестрой картиной доморощенного бандитизма. Все есть и на любой вкус: для обывателя - телепередачи, для профессионального обучения - фильмы, для наглядности - шикарная жизнь братвы и их ставленников у власти, возле лакомых кусков раскромсанной экономики. Такая беззаботная жизнь, которая зачастую с первого раза заманивает в бандитские ряды молодежь, совращая от честного труда, за что сегодняшняя власть платит копейки, обдирая народ, за его счет шикуя. Для обыденной жизни - орды люмпенов, которым жизнь другого - копейка, которые на всем протяжении матушки России «дербанят» квартиры и дома, устраивают рейды на коллективные сады, потрошат сарайки и гаражи, домушничают и карманят. Что говорить, что дорожный разбой вернулся из забытого прошлого.

Нечасто какой читатель помнит те времена, когда среди ее лучших людей искали «врагов народа» (правда, тоже действовали по варнацким правилам - хватали по доносам, являлись ночью), так вот эти «специалисты» по жандармской части в серьезных делах обмишуривались.

Помнит, может, кто два послевоенных случая, что случилось в поселке Бисертский завод.

Сначала приключилась таинственная история с директором «номерного» завода Тенегиным. Он по причине слабости ног имел выезд: утром ли, на обед, вечером после работы до дому добирался на заводской подводе, то есть не слишком емкий был на своих нижних конечностях.

В тот злополучный день он ждал какого-то неотложного разговора с министерством, поэтому в обеденный перерыв народ рабочий и служащий разошелся, кто по домам, кто в заводскую столовую, а директор остался дожидаться звонка из Москвы на рабочем месте. Надо сказать, что порядки на заводе были строгие: по сути была двойная пропускная система - одна на вахте, на проходной, а другая внутри территории, к которой относилась и контора предприятия. Вот раздается звонок из столицы на телефоне директора, а его в этот момент на месте не оказалось. Давай искать его по кабинетам, по территории, по цехам - испарился директор бесследно: на вахтах охрана его не видела, чтобы он вышел за пределы завода, все утверждали, что в последний раз видели его на служебном месте. На другой день нашли его бездыханным за территорией завода, в caраях, где сушили кирпич-сырец. К расследованию подключились «органы», прокуратура, проводили неоднократный опрос всех служащих, охраны, словом, искали малейшую зацепку, но все старания были напрасны, так и осталось загадкой, кто и зачем организовал это смертоубийство. Была версия по женской части: дескать, в этом деле замешана «левая» подруга, которая и выманила Тенегина в тот caрай (эта догадка нормальному человеку в голову не придет: человек совершенно слабый на ноги и гулевый при живой жене). Особо приставали к семье В., сыновья которого, будто бы грозились отквитаться за честь поруганной сестры. Однако алиби этих самых братьев было железное.

Стоит напомнить, что в те годы поселок Бисерть был районным центром, поэтому были в поселке все соответствующие району учреждения. Уголовным розыском, например, ведал Окулов в чине старшего лейтенанта. Так вот случай с этим милицейским чином - тема второго сюжета. По каким-то делам этот самый Окулов ездил в область, в свое серьезное учреждение. Тогда уже ходил памятный всем пригородный Свердловск-Красноуфимск. Посельчане видели оперуполномоченного и в вагоне, и сходящим с поезда. Его должна была встретить служебная машина, известный всем «воронок», но по какой-то причине автомобиль к пригородному не приехал. Пришлось идти пешком, а это надо дошагать до пруда, а затем по известной тропинке через пруд (дело было зимой) до районных учреждений. И что ты думаешь, на этом промежутке исчез начальник «уголовки». Будто бы слышали какой-то крик на заводском пруду. А обнаружили этого самого Окулова в Свердловске (на «Плотнике») убитым, и что странно, при нем были и личное оружие, и документы, и железнодорожный билет. По этому случаю приезжала бригада из МУРа, копались они долго, но результаты были нулевые. Так и осталось загадкой, кто и как умудрился устроить такие смелые душегубства.

Подробнее: Разбойничьи рассказы

«Соколочек, да милый брателько,
Ты куда же наряжаешься,
Ты куда же сподобляешься,
Вокакую да путь-дороженьку?»

(Из старинной песни-причета).

Из воспоминаний М.В. ПЫЛАЕВОЙ, жительницы ст. Бисертский Завод:

- Только когда задвигались поезда по Казанбургской железной дороге, научились мы по ней ездить. А до этого быстрей конского транспорта не было. Насмотрелась я на Московский тракт: летом пыль, стоны, а осенью грязь непролазная. Что только не везли по нему, кто только не проезжал!

Жизнь ведь состоит из встреч и расставаний. Обычай был такой - провожать до определенного места при больших случаях, особо, если не по своей воле приходится покидать наши бисертские места.

Если судьба поневоле вынуждает держать путь уездный Красноуфимск, а это 100 верст, то расставались в трех верстах, на горе, которая так и называется - Расставанная. А если путь предстоит в сторону Катеринбурга ратникам бисертским, то проводы превращались в большой праздник. Получив загодя рекрутские извещения, будущие солдаты Царя и Отечества с показным шумствомгуляли несколько дней по поселку, отводили душу на тех самых топотушках, вгоняли в грусть своих ухажерок. В день отправки наслушивались они нравоучений от дедов, бабуль и бывалых солдат. Напрягались подводы, и по команде в назначенoeвремя вся эта шумная и не вполне трезвая компания двигалась в путь. На телеги садились посемейно: обычно на подводы снаряжались брательники, сестры, друзья-товарищи. Не одна гармонь выводила грустные мелодии, особенно женские глаза не высыхали от слез. Да и как было не плакать: почитай, с каждого поколения оставались убиенными на чужих землях наши бисертцы.

О войне японской слышала я, только что мала была. А вот когда грянула первая германская, то сама не раз провожала своих родичей на далекую войну. На многих из них пришли похоронки горестные, кой-кто вернулся израненный, а кто и справный, так их, не по их воле, закружил водоворот гражданской войны.

Так вот я говорю, что рекрутов на войну провожали за десять верст. Вот проезжаешь ты на поезде пассажирском мимо станции Солдатка. Почему так названа?

В мои девичьи годы путь железный только еще строился, а место называлось «на Сибирском тракту». Тут вот и расставались мы с рекрутами. Грустное было зрелище: плачем, народ обнимается ... А дальше уж новобранцы царские едут на горнозаводскую дорогу - на Билимбай ли, Шайманский завод.

После, когда Казанбургская дорога начала выправляться, железнодорожное начальство стало давать названия остановкам. Для станции, где принято было разлучаться с заводскими рекрутами, название было готово - Солдатка. Суди сам: до места разлуки ехали жены, невесты, а возвращались уже солдатками.

Записал В. УРЖУМОВ.

Уржумов В. Откуда название «Солдатка»?/ В. Ганькин // Вперед. - Красноуфимск, 1999. - 22 сент. - С. 3.

Тому, земляки мои, в июле месяце будет ровно 60 лет, другими словами, в войну это было - в 42-ом.

Война та осиротила не один десяток семей ко второму году фашистского нашествия. И вот настал черед новой мобилизации для колхозных лошадей. Колхоз наш «Красный Партизан» славился своей тяговой силой. Полагаю я по прошествии стольких лет, что таковыми они были и в те времена, когда наши предки подались на неспокойные (башкирские) земли из пределов обширной Пермской губернии, а то переселение случилось аж в 1790 году.

Так вот, славились наши кони - и выездные были хороши, и «рабочие» были справные; правда, ардынов не было, - к чему они, если наши исконные были на загляденье.

Сам понимаешь, техника в деревнях появилась в первые годы коллективизации, да и та была наперечет, так что, и спорить не надо, лошадки после отцов-матерей были по почету и уважению чуть ли не на втором месте. И было за что: ведь ни одно мероприятие без них не обходилось - всякие лесные, покосные дела, свадьбы, поездки на «ярманки» (так говаривали тогда), базары, и в последний путь отвезут опять же на смиренной лошадке на ближайший косогор.

А сбруя какая была?! Тогда еще не были промотаны да истасканы изъятые из частных подворий кошевки, дуги расписные, уздечки и хомуты с медными украшениями, колокольчики и бубены звончатые.

Как только пошла в рост майская трава, мобилизованных лошадей раздали по домам, чтоб, дескать, откормить: ведь выдумали - при военной голодухе, колхозной нищете, сиротстве и безотцовщине - такую нагрузку. Куда денешься, поправили, как могли, наших кровных лошадушек. А было их из нескольких колхозов 170 штук! Да каких! Имена-то были ласковые - Маша и Глаша, Снежинка и Бориска.

Был у председателя колхоза довоенного времени Ивана Ивановича Чебыкина выездной жеребец Буран. Так он засветло, когда и вторая его «половина» затапливала русскую печь, выезжал в Красноуфимск и через шесть часов был дома, к тому же давал в городе для рысака час передышки. Такие вот разминки в 150 км делал ради того, чтобы отведать пирога из свежей рыбы.

Помните, у одного классика «Чудо-тройку» - так у Толи Меньшикова была такая тройка лошадей - Мурай, Павлин, Услуга - были на свадьбах, старинных праздниках, Николу зимнего, Масленицу со звучными колокольчиками, перезвончатыми бубенцами, лихим ямщиком: она, эта тройка, была как со сказочной картины.

Подробнее: Реквием

Старообрядчество возникло в результате раскола в рус­ском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения при­знают единственно правильными следующие моменты:

1. богослужение только по старопечатным книгам;

2. поклонение только иконам «старого письма»;

3. признание только8-конечного креста;

4. сохранение 2-перстного крестного знамения;

5. служение на 7-ми просфорах;

6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);

7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;

8. написание «Исус».

Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была об­ратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собствен­ными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распрост­ранялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).

Старообрядчество делится на по­повщину и беспоповщину, после­дняя делится на 4 толка:

1. беглопоповский (с конца 17-го века);

2. поморский (с 1965 г.);

3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);

4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).

Подробнее: Кто они - местные старообрядцы

Акулова - есть такой микрорайон в г. Перми, когда-то пригородная де­ревня.

Атер - река в Октябрьском районе Пермского края, левый приток реки Тюй: от «за + ахт», «ах + тур» - с манси - старица - озеро, образованное протокой: возможно, от тюркского «ат + ер» - лоша­диное место, эта река очень известковая.

Балаши - в Суксунском районе при двух озёрах есть такая деревня, сла­вилась местной глиной, из котором де­лались всевозможные изделия, в том числе и игрушки: можно предполо­жить, что этот топоним как-то связан с городами Балашов и Балашиха: извес­тна фамилия Балашов, таковых очень много в селе Пристань.

Бобровка Верхняя - название дерев­ни близ озера на месте древнего кар­стового провала в Красноуфимском районе; такие топонимы встречаются в Вятской и Пермской стороне: в местах бобровых поселений поселились новожилы, возможно, название поселения превратилось в фамилию.

Булгары - «Камушек» на северной стороне Красно-Уфимской крепос­ти; он был естественным ориентиром границы между Волжской Булгарией и угорскими владениями, а после - меж­ду Казанским и Сибирским ханствами, а затем между двумя губерниями - Ка­занским и Сибирским.

Бутка - есть село Бутка в Талииком районе; основана в 1676 году как Буткинская слобода на реке Бутка, берущей начало из одноимённого озера. По А.К.Матвееву название «Бутка» тюркского происхождения и связано с татаро-башкирским «бутка» - каша, ко­торое имеет и вторичное, переносное, значение - беспорядок, неразбериха. Название это явно дано за болотистый характер местности, особенно в сторо­ну Буткинского озера. В русских гово­рах на реке Тавда (Тюменской области) слово «ботка» - озёрная грязь, болот­ная каша. Красноуфимская Бутка - это остаток древнего русла Уфы, здесь она протекала около 4-5 тысяч лет назад. Когда-то рыбное угодье гарнизона Красно-Уфимской крепости: «буткать» - гнать рыбу в сети ботами.

Горевка - правильно Гаревка, было такое поселение с таким названием, основанное в 1816 году старообрядцами-беспоновцами («дырники»); в вятских, пермских землях есть Гаревки. Гари, в том числе северный райцентр в Сверд­ловской области - это память о массовых самосожжениях ревнителей старой веры при Петре, Анне Иоанновне.

Подробнее: Топонимы нашего края

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ