Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Посвящается памяти П.П. Бажова. 27 января исполняяется 125 лет со дня его рождения.

Этот материал в первую очередь обращен к тем, кто помнит извест­ного уральского писателя Павла Пет­ровича Бажова как депутата Верхов­ного Совета СССР.

Павел Петрович близок к нам по двум причинам. Во-первых, будучи учащимся Пермской духовной семи­нарии в 1893-99 гг., неоднократно проезжал по Сибирскому тракту. В книге воспоминаний о Бажове напи­сано: «Когда выехали на старый Си­бирский тракт, памятный Павлу Пет­ровичу с детства, он замолчал, на воп­росы отвечал односложно, внимательно всматривался, в сгуща­ющихся сумерках старясь разглядеть знакомые места...: «Тут, сколько по­мню, будет крутой поворот, а за ним спуск...» (дело происходило в сентяб­ре 1946 года). Во-вторых, оказывает­ся, Павел Петрович за 22 года до это­го ездил по делам в только что орга­низованный Манчажский район.

Так сложилось, что инициатива о выдвижении Бажова в депутаты Вер­ховного Совета СССР по Красноуфимскому избирательному округу исходила из Манчажа. Об этом пи­сал известный журналист С. Мешавкин: «Позади Красноуфимск. Доро­га петляет по берегу Уфы и ее стариц (полагаю, ехали через Крылово, Дружинино, Бардым, Манчаж - прим. автора)». Конюхом был Сташка Алиев, который заведовал райисполкомовскими рысаками. Была тогда в Манчаже гостиница, где и размести­ли. Было тогда уже и электрическое освещение от движка местной МТС.

В Манчаже состоялась первая встреча с кандидатом в депутаты. Старый, довоенной постройки Дом культуры не мог вместить всех же­лающих послушать Павла Петровича. На встрече выступили многие, в том числе, директор единственного в районе Натальинского стеклозаво­да Томашевский. Во время этой по­ездки Бажов побывал и в Верхнем Бардыме, где провел встречу с мест­ными жителями в доме секретаря парторганизации колхоза «Увий» Лавровой Татьяны Ивановны.

В сентябре того же года Бажов ез­дил в колхоз «Заря» Ачитского рай­она: «...ранним вечером выехали...к Терновым Александру Перфильевичу и Марии Гавриловне. Мы на рас­свете прибыли в «Зарю». Нас ждали и нам были рады. Весь следующий день ходили по колхозу... Когда пришли на строящуюся плотину, он и Тернов горячо обсуждали возможность разведения рыбы в пруду. На участке для нового поселка посмот­рели места, отведенные под строи­тельство домов, больницы, школы, усадеб для специалистов».

Подробнее: Бажов - депутат по Красноуфимскому избирательному округу

Многим памятен исторический факт 1 мая 1960 года, когда под Свердловском был сбит американ­ский самолет-шпион У-2. Но не все знают, что система самонаведения была разработана создателем пер­вой советской вычислительной машины (с хранимой программой - МЕЭМ; 50 операций в секунду) Сергеем Алексеевичем Лебеде­вым (1902-1974 гг.).

Уроженец Нижнего Новгорода, в семье Лебедевых он был третьим ребенком. Отец, николаевский сол­дат, а после рекрутчины - подвиж­ником народного образования в одном волжском городе.

Сергей Алексеевич - выпускник электротехнического факультета МВТУ. В военном 1941 году вместе с руководимым им электротехни­ческим институтом он эвакуиро­вался в Свердловск. Здесь, на Ура­ле, занимался изготовлением са­монаводящейся торпеды. Решить эту задачу - значило спасти тыся­чи жизней летчиков морской авиации ВМФ, идущих на опасное сбли­жение с крейсерами и катерами врага. Жизнью расплачивались молоденькие выпускники летных училищ за нехватку боевой техни­ки.

Истины ради надо сказать, что система самонаведения была сда­на в эксплуатацию лишь в 50-х го­дах, хотя и после возвращения ин­ститута в Киев работы продолжались на Украине.

В книге, посвященной С.А. Лебе­деву, есть любопытные строки: «Уже зимой 1943 года самонаво­дящиеся торпеды использова­лись под Красноуфимском на Урале» (стр. 334).

Есть немногие свидетели, кото­рые утверждают, что в упомянутом году исчезла рыба на реке Уфе.

Понятно, что испытания проводи­лись в условиях строжайшей секретности, но, может быть, найдут­ся среди читателей невольные свидетели этого события. От­кликнитесь!

Заслуги С.А. Лебедева были оце­нены достойно: он - действительный член АН СССР, Герой Социа­листи­ческого Труда, лауреат Сталинской и Государ­ственной премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового и Боевого Красного Зна­мени.

Имя его стоит наряду с именами И. В. Курчатова и С. П. Королева.

«Применение машин имеет целью не замену человека машиной, а огромное увеличение возможнос­тей человека в результате применения машин», - говорил он на на­учной конференции в марте 1956 года.

В век компьютеров мы должны помнить, что основоположником этого направления в советской на­уке был С. А. Лебедев, более 60 лет назад работавший в наших краях.

Валерий ГАНЬКИН, краевед г. Красноуфимск

Ганькин В. Торпеды под Красноуфимском/ В. Ганькин  // Знак вопроса. -Красноуфимск, 2003. - N 28. - С. 3.

После того, как любознательный читатель получил картину ярмарок и базаров Красноуфимского уезда, представил размах товарно-де­нежных отношений, невольно возникает вопрос - сколько зарабаты­вали различные слои населения Российской империи в конце 19-20 столетия.

Ниже дан перечень месячной зарплаты.

Высшие должностные лица:

- министр внутренних дел - 2040 руб. + казенная квартира;

- министр финансов - 1500 руб.;

- военный министр - 1000 руб.+ 1000 руб. за разъезды;

- губернатор - 416-666 руб.;

- вице-губернатор - 208-395 руб.;

- полицейский пристав - 125 руб.;

- околоточный - 33 руб.;

- городовой - 12-15 руб.

Военные:

- армейский генерал – 125-175 руб;

-  полковник - 100 руб. + 40 руб. до­бавочных;

-  капитан, ротмистр - 75 руб + 25 руб. добавочных;

-  поручик - 60 руб. + 20 руб. доба­вочных.

Дополнительно получали так называемые «столовые деньги»:

- командир корпуса - 475 руб.;

- командир дивизии - 350 руб.;

- командир полка - 225 руб.;

- командир роты - 30 руб.;

Помимо этого, выплачивалось жалова­нье «за выслугу лет» в зависимости от срока пребывания в рядах армии и флота.

Подробнее: Помесячные и годовые жалованья

«Ярмарка – годовой торг, длящийся неделями

Из словаря В.И. Даля

В Пермской губернии ее житницей было всего несколько уездов - Осинский, Камышловский, Шадринский и Красноуфимский.

Красноуфимский уезд занимал тер­риторию Артинского, Ачитского, Нижнесергинского, часть Шалинского районов Свердловской области, часть Суксунекого, Усть-Кишертского, Октябрьского районов Пермской области, Нязепетровского района Че­лябинской области и северную часть Мечетлинского района Башкирии, с общей площадью почти 26 тысяч квадратных километров. По подворной переписи 1888-91 гг. общее население составляло 245673 человека, в том чис­ле, мужчин - 120183, женщин - 125490, а также русских - 200199, из них 97 144 мужчин, женщин - 103055, марийцев 15173 человека, в том числе, мужчин - 7492, женщин -  7681, татар - 30222 при 15495 мужчинах и 1472 женщинах. В экономическом отношении Красно­уфимский уезд был одним из разви­тых регионов с наличием как горноза­водской промышленности, развитого земледелия, обширной кустарной про­мышленности, налаженными путями сообщения (кроме железнодорожно­го), включая водные - Сылва, Уфа, Чусовая.

Подтверждением вышеизложенному - количество и географическая обшир­ность ярмарок во всех волостях Красноуфимского уезда.

Ниже приводятся в алфавитном по­рядке ярмарки с местными названиями; даты даны по старому стилю; ма­териалы взяты из подворной перепи­си 1888-91 гг.

с. Александровское- 24 июня (Ива­новская) - 1 день, 1 октября (Покровс­кая), по 2 дня;

с. Алмаз- 23 апреля (Геор­гиевская), 20 июля (Ильинс­кая), 26 октября (Дмитриевс­кая), однодневные;

с. Алтынное- 23 апреля (Ге­оргиевская), 20 июля (Ильин­ская), 15 августа (Успенская), 26 ноября (Георгиевская), од­нодневные;

Артинский завод- 21 нояб­ря (Введенская), 7 дней;

с. Ачит- 25 февраля (Сре­тенская), 20 июля (Ильинская), 8-10 ноября (Михайловская);

Подробнее: Ярмарки Красноуфимского уезда

Из цикла «Детство» Казанбургской»

(статья 6)

 

Железнодорожная линия Казань-Екатеринбург в первые годы Советской власти стала даже официально называться Казанбургской.

Вопрос об этой недостроенной линии обсуждался на специальном заседании Постоянного Совещания при Наркомпути 7 июля 1923 года под председательством  народного комиссара путей сообщения Ф. Э. Дзержинского. Одной из причин этого было то, что выездное совещание от  20 февраля того же года с участием представителей Татарской республики, Вотской области, Марийской и Екатеринбургской области не дало никаких результатов.

На 1923 год МКЖД была в следующем состоянии: эксплуатационная длина ее определялась в 3647 верст; сюда был включен и закрытый участок Дружинино-Екатеринбург длиной 70 верст.

         Казанбургская линия была исключительной – она была наиболее кратчайшей от Москвы до сибирского участка Транссиба:

1.     через Данилов-Буй-Вятку-Екатеринбург-Тюмень – 2548 верст;

2.     Батраки-Челябинск– 2678;

3.     Симбирск-Чишмы-Челябинск– 2616;

4.     Казань-Екатеринбург – 2388;

т.е. последнее направление было короче от прочих на 160 и более верст.

Подробнее: Казанбургской – быть!

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ