Любознательному читателю предлагается неполный перечень основных товаров, которыми торговали на ярмарках, торжках и базарах Красноуфимского уезда:
с. Алмаз - мануфактура, галантерея, бакалея, реализация от 1 до 5 тыс. рублей (данные здесь и ниже за 1890 г.);
с. Алтынное - съестные припасы, мануфактура, бакалея, до 2 тыс. рублей за торжок;
с. Азигуловка - хлеб, мануфактура, бакалея, кожевенные и железные изделия;
Артинскш завод- скобяные изделия, мануфактура, галантерея, бакалея, табак, чай, сахар, хлеб, лен, семя, всего в год до 900 тыс., продается до 212 тыс. рублей;
с. Ачшпское - рыба, продукты, колониальные товары, кожевенные изделия, лошади до 400 штук за ярмарку («Сретенскую»), кудель, семена льна, скобяные товары, шапки, сало до 1500 пудов (в «Михайловскую» ярмарку), хлеб, мануфактура, птица, пух;
с. Большеокинское - мануфактура, кожевенные изделия, хлеб, съестные припасы, чай, сахар, крестьянские изделия;
с. Богородское - различные продукты и товары, хлеб от 25 до 50 возов на каждой ярмарке;
с. Златоустовское - мануфактура, галантерея, бакалея, семя, кудель, конопля, пакля;
с. Кленовское - съестные продукты;
Подробнее: Ассортимент товаровЧасто мы слышим «исконный уралец», «коренной красноуфимец» и т.п., хотя знаем, что те же башкиры, татары, русские, марийцы, удмурты живут на юго-западе области каких-то несколько сотен лет. А были ли обитаемы эти земли до прихода этих народов? Были - и этим коренным народом были вогулы, так называли манси в период Российской империи, когда наряду с титульной нацией - великороссами - были народы второго плана, так называемые «инородцы».
На географической карте Урала до сих пор сохранились названия рек, поселений с таким названием «Вогулка»: из энциклопедии Ефрона-Брокгауза «Вогулка» - несколько речек в Красноуфимском уезде, левый приток реки Сылвы; в Чердынском уезде - левый приток реки Еловки; в Екатеринбургском уезде на даче Верхне-Тагильского завода; в Верхотурском уезде - стекает с вершин Денежкиного камня.
Манси (вогулы) - народ угро-финской группы языков, они по языку близки с хантами (остяками) и венграми. Ни один народ не приобрел такой известности в науке, вследствие их близкого родства с венграми. Когда-то в древности они заселяли территорию на Север от реки Яик (Урал), позже были вытеснены воинственными кочевыми племенами.
О вогулах писал еще Нестор в «Повести временных лет»: «Югра-народ, говорящий непонятно, и живет в соседстве с самоядью в северных странах». Югрой тогда называли предков манси (вогулов), а самоядью - ненцев.
Второе упоминание в письменных источниках о манси относится к 1396 году, когда в Пермь Великую стали совершать военные походы новгородцы.
Русская экспансия встретила активное сопротивление: в 1465 году вогульские князья Асыка с сыном Юмшаном совершили поход на берега Вычегды; в том же году была организована царем Иваном IIIкарательная экспедиция Устюжанина Василия Скрябы; в 1483 году такие же разорения пришли с полками воевод Федора Курского - Черного и Салтыка Травина; в 1499 году под началом Семена Курбского, Петра Ушакова, Василия Заболоцкого-Бражника. В 1581 году вогулы напали на строгановские города, а в 1582 году подступили под Чердынь; активные очаги сопротивления были подавлены в 17 веке.
Параллельно шла христианизация вогулов; они были впервые крещены в 1714 году, повторно - в 1732 году, позже - даже в 1751 году.
Со времен «усмирения» коренных жителей Урала - манси они были приведены в ясашное состояние и подчинялись Кабинету Его Императорского Величества: «уплачивали в казну один ясак лисицами (2 штуки), взамен чего им разрешалось пользоваться пахотными и сенокосными угодиями, а также лесом, они охотились уже без особой на то платы в казну; освобождены от рекрутской повинности».
Подробнее: Коренные жители нашего края«Базары - торговля на открытом месте, место для купли и продажи особо необходимых товаров.
Из словаря В. И. Даля
В конце 19-го века в обозначении торговых мероприятий появляется термин «торжки» - это нечто среднее между ярмаркой и базаром; обычно эти «торжки» при благоприятной обстановке после ходатайств и других крючкотворных дел становились ярмарками.
Базары и «торжки» по сравнению с ярмарками находились в менее выгодном положении:
- они были, как правило, однодневными;
- они охватывали население ближайших населенных пунктов;
- цены поэтому на них были выше ярмарочных;
- однако эти обстоятельства не принижали необходимость базарных дней; правление уездной управы ежегодно рассматривает вопросы об открытии базаров в ближайших и дальних волостях; в большинстве случаев ходатайства решаются положительно; на открытие базаров претендуют не только волостные центры, но и сельские общины процветающих деревень – Русского Кургата, Рыбино и др.
На момент, проведения подворной переписи 1888-91 г.г., в которой принимал участие известный общественный деятель уезда Н. Л. Скалозубов, базары и «торжки» проводились в таком порядке:
Подробнее: "Базары и торжки" Красноуфимского уездаВсем известен один из микрорайонов Красноуфимска с названием «Соболя». При желании, оказывается, можно найти «тезок» этого топонима. Например, в Московской и Рязанской областях, Кунгурском уезде есть Соболеве. И не единичный случай. Здесь имеет факт перенесения географического названия с прежнего места жительства.
О дате основания поселения есть два варианта: указывается 1824 и 1830 годы. Первые поселенцы «Соболи» (так и писалось первоначально), выходцы из Кунгурского и Чердынского уездов Пермской губернии, были заселены в приказном порядке, т.е. по правительственному указу. Это была последняя волна колонизации бывших башкирских вотчинных земель, тогда же возникли Живодерково, Погорелово, Чухари, Криулино, Колмаково, Крылово, Никитино.
Некоторые знатоки связывают топоним с ценным пушным зверем - соболем. На это нет никаких оснований. Соболь живет в кедровых лесах, границы его распространения находятся на северных окраинах. Правда, есть молва, что де среди первых активистов-переселенцев был некто Соболев, но такой фамилии среди коренных соболевцев не наблюдается, тут среди таковых - Вальневы, Иглины, Коневы, Обвинцевы.
Впервые Соболи указываются в официальных документах при подворной переписи 1888-91 гг.: «Соболи - Криулинской волости, Соболевского общества, на реке Уфе, на заброшенном Бирском тракте, от волости летом - 8, зимой - 4, Красноуфимска, школы, врача, церкви и ближайшего селения и базара - 3 версты, 1 кузня, 1 мельница-ледянка (зимой), хлебный магазин, вода из реки и 8 колодцев. Русские государственные Красноуфимского прихода».
Тогда в поселении было 57 дворов, проживало всего 290 человек, из них мужчин - 136, 154 женщины, на 1 работника приходилось 22,2 земли, в хозяйствах было лошадей - 132, коров - 144, на 1 двор приходилось 5,4 живности. В пояснительной записке есть такие подробности: «Соболи -на бывших казачьих казенных дачах (землях - прим. авт.). Лес в 1 версте; сосны, березы. В 1830 году - из Кунгурского и Черды некого уездов на 106 душ. Удворной пашни на 2,5 перемены. Покосы луговые - на 3 перемены. Часть покосов под льном. Поскотина в лесных наделах, около 150 перемен. За использование казенной дачи - 50 копеек с головы. Арендуют 300 десятин по 300 рублей в год. Землю эту делят по душам, по 4,5 перемены. Местные промыслы: катальщиков - 1, кузнецов - 1, мельников - 1, сапожников - 1, токарей - 1. Охотничий промысел: плотников - 2».
Соболи серьезно пострадали в годы гражданской войны: при контрнаступлении Восточного фронта в начале июля 1919 года здесь, на частично эксплуатируемой железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, держал оборону 2-й батальон Верхне-Удинского полка Сибирской дивизии, артиллерия 43-го стрелкового полка (комполка В.И. Чуйков), 28-й дивизии вел обстрел Криулино, снаряды падали в район, где сейчас магазин. Жители спасались в погребах и подвалах, некоторые усадьбы серьезно пострадали - пришлось заново строиться в низине.
При переписи в 1926 году в Соболях было уже 258 домов, население составляло 884 человека: мужчин - 406, женщин 478. Тогда Соболи стали центром Совета, куда входили железнодорожные бараки на 641 и 645 км, деревни Никитино, Рябиновый лог, хутор Тюремный, кордон Шиховский.
Подробнее: Кое-что о Соболях...80 лет назад первый сквозной поезд Москва-Екатеринбург прошел через ст. Красноуфимск
(Из рассказа жительницы ст. Ключевая Таисьи Никифоровны Феденевой в 1989 году)
В волостном храме Николая Чудотворца по воскресеньям проводились утренние службы. И народ православный из села Кленовского, а также из близлежащих деревень считал долгом помолиться перед образами покровителя крестьян.
Было мне в ту пору 15 лет. Наша деревушка Киселевка находилась в пяти верстах от волости. Шел неспокойный 1919-й год. Стоял март месяц. Как раз была пятница. В народе этот день называют Евдокией, и поговорки есть занятные: «С Евдокии - первые оттепели», «Какова Евдокия, таково и лето»...
На семейном совете было решено: на этот раз мне поставить свечки перед святыми образами. Поэтому наказали выйти в путь за день до службы, проведать деда с бабкой, а в воскресенье быть засветло на службе воскресной.
В народе говаривали, что на месте каменного храма была церквушка деревянная, а после дедами и прадедами нашими был сооружен на пожертвования мирские красивый собор, один из лучших и почитаемых на весь обширный Красноуфимский уезд.
Подробнее: Первый поезд