Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Общая протяженность дороги 818 верст. Линия магистрального типа - под один путь. Проходит по Казанской, Вятской, Уфимской, Пермской и Екатеринбургской губерниям.

По объему земляных работ - линия тяжелая - 4,5 тыс. кубов на версту пути, при глубине выемок в каменном грунте 11,5 сажень, насыпей до 16 саженей, 9 тоннелей с протяжением 5 1/4 верст. Тоннель под Красноуфимском имеет длину 930 пог. саженей.

Особенно тяжелые работы от Камы до Екатеринбурга, где вместо насыпей построено 7 виадуков, протяжением 793 пог. саж, из них 2 бетонных виадука по 200 погонных саженей имеют высоту 7 саженей.

До 1917 года сделана укладка железнодорожной колеи до станции Куеда.

В 1917-18 гг. окончены в черне виадуки и все тоннели.

С июля 1918г. работы прекращены из-за Гражданской воины.

Подробнее: "Новая сибирская магистраль" (Политотдел дороги)

Одиннадцатого августа в День строителя по инициативе ветеранов города и района была совершена поездка по маршруту, Красноуфимск - Черная Речка - Красноуфимск». В ней приняли участие ветераны, участники строительства второго пути, песенно-хореографическая группа хора ветеранов «Еще не вечер» и представители местной прессы.

Участники поездки в общем мягком вагоне проехали в сторону Черной Речки по старому пути, сделав остановку в поселке Пудлинговый, и совершили небольшую экскурсию по щебзаводу, где нас сопровождала глава Пудлинговскойадминистрации Н.З. Башарова. А в обратную сторону наш путь прошел по новому пути. В Черной Речке состоялся импровизированный концерт в вагоне, а потом и на перроне.

В пути нашими гидами выступали П.В. Луцик, непосредственный участник строительства, работал экскаваторщиком в 26 мех-колонне, А.Ф. Босалыга, работавший главным инженером дистанции пути и участвовавшем в принятии второго пути после строительства, и краевед В.Д. Ганькин. Было что вспомнить строителям 1960-1965 годов, а время, оказалось, ничего не стирает в памяти, они многое помнят.

На снимках: дорогая сердцу ниточка пути; наши экскурсоводы В.Д. ГАНЬКИН, А.Ф. БОСАЛЫГА, П.В. ЛУЦИК.

Фото С. ЛЕЩЕВА.

// Вперед. – 2002. – 16 авг. – С. 1

I этап.

10 лет назад инженером Белоцерковцевым по его же проекту началось строительство дороги, протяженностью 816 верст. 2 года шли подготовительные работы, а с 1913 года началось строительство.

При Николае работы доведены до Красноуфимска. Окончательно закончен участок Казань - Сарапул с Камским мостом и велись работы Сарапул-Красноуфимск. Началась и частичная эксплуатация магистрали.

В 1915 году в связи с войной открыто движение Казань - Ижевский завод.

Период Гражданской войны.

Мы тянули дорогу со стороны Сарапула, а белогвардейцы от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад, построено депо на ст. Хрустальная. Но из-за военных действий дорога сильно пострадала. С июля 1919г. работы возобновлены, но не хватает рабочих и мастеров.

Работа Запасной армии.

С января 1920 года привлечены к работе красноармейцы. Начали работы с Московско - Казанского участка. После пропуска вешних вод перешли не участок Казань - Екатеринбург.

Из состава запасной армии 3,5 тыс. человек составили ударные бригады, которые и теперь обслуживают все депо.

Другая часть вела ремонтно-восстановительные работы. 4,5 тыс. человек занимались восстановлением Сарапульского моста и строительством участка Дружинино - Екатеринбург.

750 человек выделено на Камский мост (необходимо восстановить ферму 73 саж. длиной и весом 95 тыс. пудов.)

На участке Дружинино - Екатеринбург темпы работ достигали 4 версты в сутки.

Свежи в памяти те липы, которые окружали Красноуфимский вокзал, росли в сквере и были возле перрона. В ходе очередной реконструкции они оказались лишними.

Это лиственное дерево в народе в числе самых уважаемых.

В начале июля, бывает и позже, как в этом году, зацветает липа. В душный жаркий день липа дает желанную прохладу, а в период цветения, особенно вечерами, вокруг нее слышен медовый аромат.

Липа – неоценимая медоносная культура. Мед из ее пыльцы считается одним их ценнейших.

Живет липа 100-150 лет, а на хороших почвах до 300-400 лет. Встречаются липы, имеющие возраст почти 1000 лет.

Большой популярностью пользуется она средиумельцев по дереву: из нее делают бочки, красивую мебель, деревянные игрушки.

Есть регионы, где липа растет целыми лесами и рощами. У нас же на Урале она встречается в незначительных участках или в единичных экземплярах.

Есть в местных фондах воспоминания первых комсомольцев. Один из них, Кондарев Алексей Николаевич, 1906 г. р., в частности писал: «Часто устраивали комсомольские субботники. На них мы работали дружно, задорно. Посадили много деревьев на вокзале, теперь липы выросли».

Выходит тем нескольким липам, которые оставили, не менее 85 лет, другими словами – свидетели такого большого периода…. Станции Красноуфимск.  

Валерий Ганькин

Годы и факты

В  1868 году опубликован проект Уральско-Казанской железной дороги, в том числе южного направления: Казань – Сарапул -  Красноуфимск – Екатеринбург -  Камышлов - Тюмень (автор Е.В. Богданович).

В 1903 году предложено АО МКЖД проложить линию от станции Чепец через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург.

1906 год - Уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимск, но управление МПС отклонило его «ввиду затруднительного состояния государственной казны».

Летом 1910 года несколько партий инженеров провели изыскания направления предлагаемой постройки новой железной дороги, в том числе и в окрестностях Красноуфимска.

В марте 1911 года в результате конкурсного отбора разрешение на сооружение магистрали получило акционерное общество Московско-Казанской железной дороги.

14 мая 1913 года Высочайшим указом строительство было утверждено.

13 июня этого же года министр Путей сообщения С.В. Рухлов утвердил южный вариант по проекту и под руководством инженера Белоцерковского.

В марте - июне 1914 года начато строительство дороги на всех девяти участках, в том числе и на седьмом, Красноуфимском.

В 1914 - 1916 годах построены вокзал, водокачка, паровозное депо, жилые здания на ст. Красноуфимск.

В течение 1916-1917-1919 годов, несмотря на то, что в районе недостроенной дороги велись боевые действия (в стране шла гражданская война и 4 сентября 1918 года декретом СНК МКЖД была национализирована), были сданы в эксплуатацию искусственные сооружения - тоннели, виадуки.

Подробнее: Магистраль Казань - Екатеринбург

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ