Как-то незаметно проходит этот год, и мало кто вспоминает события 95-летней давности. А между тем «боевой 1918-й» оставил кровавую страницу в истории Красноуфимского уезда, который в этот год был охвачен огнем братоубийственной гражданской войны. Дело в том, что новая, Советская, власть была поддержана в основном в редких горнозаводских поселениях, а основная крестьянская масса, состоящая в подавляющем большинстве из середнячества, доведенная декретами новой власти до мятежа, была настроена антисоветски. Крестьяне до поры терпели непомерные налоги, реквизицию лошадей, самоуправство комитетов бедноты, но всему есть предел: июньский декрет о мобилизации послужил толчком к активному сопротивлению - сразу в 23-х волостях уезда началось восстание местных жителей. С этого июня в уезде не осталось деревни, села, поселка, стоящих в стороне от этих событий (см. мои ст. «Россия, кровью умытая» за октябрь-апрель 2008-09 гг.). Совнарком 13.06.1918 года обнародовал декрет о восстановлении смертной казни, отмененной в ноябре 1917-го. А тем временем в уезде наблюдается картина ужасающей человеческой жесткости: в июне гибнут красногвардейцы отряда Дагоуш в Бисертском заводе и Кленовском, убит военком (2-й) уезда В.Ф. Крутиков, первые жертвы в Артях, Новом Златоусте, Амерово, Ильчигулово, Сажино, в июле - в Ачите, Афанасьевском, Кленовском. В сентябре 1918-го выходит декрет о «красном терроре». Жертвами его становятся 14 известных людей уездного города - члены уездной управы, бывшие офицеры, священнослужители, инженеры 6-го участка строящейся железной дороги. Известно, что Красноуфимск в годы гражданской войны имел стратегическое значение и неоднократно переходил из рук в руки. 15 сентября был издан секретный приказ об эвакуации, и в ночь на 16-е красные части покинули город, отступая на Ачит. 17-го в город входят части Иркутской дивизии. Первыми жертвами белых становятся начальник милиции А.Т. Городилов и продкомиссар М.Я. Овчинников. Не все знают, что наряду с внесудебными расправами обе стороны использовали систему заложничества: у красных в таком виде были семьи офицеров бывшей царской армии, служившие у красных: семьи рабочих, которых мобилизовали с далеких заводов и фабрик. Так, в составе 4-й Уральской дивизии была Петроградская рота «самокатчиков», для острастки 29.08.1918-го 18 солдат были расстреляны за самовольное отступление. Надо честно сказать, что расстреливали, вешали, судили зачастую свои же, местные. Хороши были и те, и другие: красноуфимские полки летом 1918-го выполняли по всему уезду карательные функции, на стороне белых отличались беспощадностью отряды Кобякова, Ярушина, Никифорова, а в окрестностях Красноуфимска - Шатохина. Первыми жертвами этих палачей (готовых «стрельнуть») стали семьи отступивших красногвардейцев. Так случилось и в Нижней Саране. 16 сентября в поселок вступили белые, и почти сразу же следственная комиссия, состоящая из местных же, составила список из 35 человек, которые были арестованы (двух женщин - сестер Горбуновых - отпустили). Сохранились воспоминания очевидцев тех лет.
1. Рассказ В.Т. Дульцева.
«Мы раньше жили на этом же месте, а папа работал на водокачке машинистом. Это было от нас очень далеко, но мне часто приходилось носить папе обед. И вот однажды я нес обед, шел по опушке березовой рощи, атам пасли скот, и вот ребята-пастухи решили посмеяться надо мной (мне было лет 7-8). У них были длинные веревочные кнуты, и они стали ими щелкать, как будто меня хотели подхлестнуть. Я испугался и бросился бежать. Вдруг я выбежал на падиные ямы и увидел много изрубленных тел. От ужаса со слезами я прибежал к отцу. Я не мог долго успокоиться, и меня долго не посылали к папе носить обеды. А мой папа до того был расстроен этой казнью, а он ходил ежедневно туда, пока не развезли тела, что потом очень долго болел, и уже в последующие годы все равно он был нервно потрясен. Он любого человека дома встречал и провожал со слезами. Я хоть был маленький, а это место запомнил хорошо, оно было недалеко, метров 50 до спуска по тропке в болото. Я очень хочу, чтобы вы довели начатое дело до конца и увековечили место казни невинных людей».
Подробнее: Кровавая расправа в СаранеСамой южной волостью обширного Красноуфимского уезда была Большеокинская. При подворной переписи 1888-1891 гг. отмечено: «Большая Ока - волость и община, на реке Оке, от Красноуфимска - 70, от Златоустовской дороги - 12, врача - 40, ближайшая деревня - Средняя Ока (Златоустовского уезда) - 1 верста, 3 мечети, 1 министерское училище, 3 медресе, 2 винные лавки, 5 лавок, 3 ключа, 2 мельницы, хлебный магазин, базары по вторникам, вода из речки. Башкиры-вотченники, башкиры-мещеряки, башкиры-тептяри, башкиры-военные припущенники».
Село получило название от реки: «Ока», по мнению языковедов, восходит к финно-угорскому слову «Йок», то есть «река».
Есть и конкретная дата основания поселения - 22 декабря 1692 года. Новопоселенцы были из деревни Янакош Уфимского уезда, по происхождению они мещеряки (мишари), обашкирившиеся бывшими финно- уграми из Мещерского края. Здешние земли принадлежали кызылбаевским вотчинникам, часть из них позже переселилась в Большую Оку. С середины 18-го века здесь поселились татары и тептяри-марийцы православного вероисповедания, выходцы из Казанской губернии.
К 30-м годам 18-го века Большая Ока выросла в заметный населенный пункт. После строительства крепости в местности называемой «Кызыл Яр» (Красный Яр), была проложена первая сухопутная дорога - Красноуфимская. Крепость возникла внутри башкирских земель, это вызвало локальное восстание, которое охватило 1735-1740 гг.
При генеральном межевании (1802 г.) в Большой Оке проживало 660 человек обоего пола, в том числе башкир-вотчинников - 17, мишарей -516, тептярей - 127. Многочисленную группу волостного населения составляли тептяри-марийцы, так называли выходцев из башкирских земель: в основном, они были из Бирского уезда. «В двух километрах от Большой Оки возникло Багышково на основе договора от 6 феврале 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево с марийцами Багышем Митряем, Яшкой Митяевым и другими. Поблизости от Оки были основаны и другие марийские деревни: Иванайково, Андрейково и Байбул- да на основе договоров 1755, 1760, 1765 и 1767 гг. Недалеко от Оки по договорному плану от 6.02.1761 года возникли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тавра. Жители внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля денег (в год со двора)». («Большая Ока», Б.С. Давлетбаев, с. 19-20).
Подробнее: Самая южная волостьСтарые люди помнят о знаменитых Большеокинских ярмарках и базарах, которые учреждены соответственно в 1898 и 1865 годах.
Красноуфимский уезд был и горнозаводские предприятим, сельскохозяйственным регионом Пермской губернии. Здесь имелось десять действующих заводов (ближайшие к Большой Оке - Артинский, Саранинский). В них производились котлы, сковородки, лопаты, топоры, ломы, пилы, стекло, гвозди, бумага и др. В одном Артинском косном заводе перед 1917 годом выпускалось в среднем до тысяч кос в год.
Огромное развитие получила кустарная промышленность. Продукция умельцев из Нижней Сараны и Артей пользовалась огромным спросом не только на местном рынке, но и по всему Уралу, даже в Сибири. Это молотилки, самоброски, разные виды плугов, серпы и другие.
Кроме того, были развиты и другие промыслы: по металлу, дереву, коже, ткацкому делу и прочему. Ярмарки и базары в Большой Оке притягивали население волостей - Артинской с населением 10150 душ (на рубеже 19- го и 20-го веков), Сажинской - 7486, Новозлатоустовс- кой - 4679, Шокуровской - 4946, а также население пограничного Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Базары в Большой Оке были еженедельные - по вторникам, а ярмарок было две пятидневных - 20 февраля и 15 ноября (по старому стилю).
«Базар и ярмарка проходили в хорошо оборудованных рядах в самом центре села. Они представляли собой десятки лавок и ларьков, выстроенных в четыре параллельные линии. Территория базара была огорожена высоким дощатым забором. С каждой из четырех сторон имелись большие ворота. Кроме ларьков здесь располагались складские помещения, большие базарные весы для взвешивания возов. Основные предметы торговли: зерно (рожь, ячмень, овес); мука (ржаная, пшеничная, ячневая); крупа, овощи (картофель, лук, огурцы); масло конопляное; волокно; мясо; соль; масло; молоко; мед; яйцо; живой скот (рабочие лошади, коровы, овцы„козы); кожа; шерсть; сено; вино; сахар; чай; дрова,
Подробнее: О Большеокинской ярмаркеБудучи одним из древних народов Поволжья, марийцы в течение длительного ряда веков выработали имена собственные. Источниками древнемарийских имён являются мифы, предания, сказки, старинные песни, топонимы, память народная.
Имена уральских марийцев интересны для исследователей тем, что вплоть до 20-30-х годов XX столетия были неизменны со времени их переселения в наши края.
Автор предлагает читателям в алфавитном порядке небольшое количество имён собственных уральских угро-финнов.
Айвика - женское имя, буквально - красавица.
Али - в финском языке есть аналогичное слово в значении «умный».
Алипа - буквально - подруга.
Алмакай - мужское имя, от слова «олма» - яблоко; из числа имён-пожеланий, чтобы был красивым.
Анавий - женское имя, буквально - молодая сила.
Подробнее: Марийские имена и фамилииСапа - женское имя, перенято у тюрков, буквально, благородная, достойная. Есть фамилии Сапин, Сафин.
Саркий - мужское имя, произошло от тюркского слова «сары» - желтый.
Сарман - мужское имя, перенято у тюрков. Имеет несколько значений: желтый, взошла луна, облако желтого цвета.
Сейлан - женское имя, с тюркского - драгоценный камень. Есть вариант Сайлан.
Селей - мужское имя. Перенято у родственных угро-финнов, коми. «Шелей, «Шель» - молодой. У марийцев «шольо» - младший брат. У горных мари «шольы». Есть фамилия Селеев, искажены писарями-«грамотеями» во время бесчисленных подворных переписей.
Суербай - мужское имя. Перенято у тюрков. «Суер» - птица. Есть вариант Сербаев.
Суянгул - мужское имя. «Суян» с марийского - свадьба. Видимо, ребенок родился во время свадьбы, скорее всего, одного из близких родственников. Есть фамилия Суянгулов.
Такий - женское имя, буквально, бодрая.
Танай - мужское имя. «Тан» с марийского - друг, приятель. «Таны» с тюркского - друг, знакомый. «Танай» с монгольского – 1.ваш; 2.ваш дом, семья.
Подробнее: Марийские имена и фамилии