Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

1868 г - опубликован проект Уральско-Сибирской железной дороги, проект южного её направления: Казань - Сарапул - Красноуфимcк - Екатеринбург - Камышлов - Тюмень, автор Е.В. Богданович;

1903 г. - АО «Московско-Казанская железная дорога» («МКЖД») предложено строительство линии от ст. Чепца через г. Осу на г. Красноуфимек и далее на г. Екатеринбург:

1906 г. - Красноуфимская уездная управа вышла в правительство с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимек, Управление МПС отклонило его ввиду затруднительного состояния государственной казны:

1910 г. (лето) - несколько партий инженеров провели изыскания но направлению предполагаемого строительства новой железной дороги, изыскания коснулись окрестностей г. Красноуфимска;

1911 г. (март) - в результате конкурсного отбора разрешение на строительство магистрали Казань - Екатеринбург получило АО «МКЖД»;

1913 г. (14 мая) вышел Высочайший указ, утвердивший строительство линии Казань - Екатеринбург;

Подробнее: Памятные даты железнодорожной линии Казань-Екатеринбург

Акулова - есть такой микрорайон в г. Перми, когда-то пригородная де­ревня.

Атер - река в Октябрьском районе Пермского края, левый приток реки Тюй: от «за + ахт», «ах + тур» - с манси - старица - озеро, образованное протокой: возможно, от тюркского «ат + ер» - лоша­диное место, эта река очень известковая.

Балаши - в Суксунском районе при двух озёрах есть такая деревня, сла­вилась местной глиной, из котором де­лались всевозможные изделия, в том числе и игрушки: можно предполо­жить, что этот топоним как-то связан с городами Балашов и Балашиха: извес­тна фамилия Балашов, таковых очень много в селе Пристань.

Бобровка Верхняя - название дерев­ни близ озера на месте древнего кар­стового провала в Красноуфимском районе; такие топонимы встречаются в Вятской и Пермской стороне: в местах бобровых поселений поселились новожилы, возможно, название поселения превратилось в фамилию.

Булгары - «Камушек» на северной стороне Красно-Уфимской крепос­ти; он был естественным ориентиром границы между Волжской Булгарией и угорскими владениями, а после - меж­ду Казанским и Сибирским ханствами, а затем между двумя губерниями - Ка­занским и Сибирским.

Бутка - есть село Бутка в Талииком районе; основана в 1676 году как Буткинская слобода на реке Бутка, берущей начало из одноимённого озера. По А.К.Матвееву название «Бутка» тюркского происхождения и связано с татаро-башкирским «бутка» - каша, ко­торое имеет и вторичное, переносное, значение - беспорядок, неразбериха. Название это явно дано за болотистый характер местности, особенно в сторо­ну Буткинского озера. В русских гово­рах на реке Тавда (Тюменской области) слово «ботка» - озёрная грязь, болот­ная каша. Красноуфимская Бутка - это остаток древнего русла Уфы, здесь она протекала около 4-5 тысяч лет назад. Когда-то рыбное угодье гарнизона Красно-Уфимской крепости: «буткать» - гнать рыбу в сети ботами.

Горевка - правильно Гаревка, было такое поселение с таким названием, основанное в 1816 году старообрядцами-беспоновцами («дырники»); в вятских, пермских землях есть Гаревки. Гари, в том числе северный райцентр в Сверд­ловской области - это память о массовых самосожжениях ревнителей старой веры при Петре, Анне Иоанновне.

Подробнее: Топонимы нашего края

Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.

В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.

Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.

Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.

В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.

Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).

Подробнее: Заметки о марийском образовании

Если не ошибаюсь, то о Красноуфимске было выпущено три сборника, посвященные юбилейным датам. И в каждом издании есть упоминание об А.И. Тевкелеве, тем более это любопытно, так как речь идет о первых годах Красно-Уфимской (Кызыл-Яровской) крепости.

Известно, что крепость была основана в ходе Оренбургской экспедиции, руководимой И.К. Кирилловым, что в понятном языке означало подготовку к русской колонизации башкирских земель. Для этого потребовалось построить новую погранично-оборонительную линию, которая растянулась от Оренбурга на север - на тогдашних рубежах возникла во 2-й половине 30-х годов 18 столетия система крепостей - Орская, Чебаркульская, Челябинская, самой северной была Красно-Уфимская, а всего было по плану 7 форпостов и 16 укреплений. А необходимость в такой крепости осознали в Кунгурском воеводстве: "В 1708 году кунгурцы обратились к царю (Петру Первому - прим. автора) с просьбой о постройке острожка на юге уезда, на Красном Яру, на правом берегу здесь проходила южная граница уезда, и отсюда особенно часто проходили нападения башкир".

В документах той поры неоднократно встречается фамилия Тевкелева: "Описать трудно, сколько место сие удобно для постройки крепости и поселения людей". "Относительно способа постройки крепости и расположения ея Тевкелев испрашивал мнение Татищева "; "Крепость же была построена в 1736 году... июня 19 дня того году от статского советника Ивана Кириллова (в иных документах сказано - от бригадира Техтелева) майору Андрею Лихачёву"; "Красно-Уфимская крепость была заложена не в 1735-м году, а в 1736-м году". Оказывается, А.И. Тевкелев на самом деле татарский мурза (дворянин) из рода Тевкелевых. Родился он в 1674-м году. Настоящее его имя Кутлу - Мухаммед Мамешевич Тевкелев, но в документах пишется и "Мамет Тефкелев", и "Кутлуг-Мухамет Тевкелев", и "Техтелев". Известен этот человек как дипломат, основатель целого ряда крепостей и первый генерал из тюркоязычных инородцев, точнее генерал-майор (1755 г.). До этого с 1734 года - полковник, а с 1750-го - бригадир. Карьера его началась в петровские годы, в 1719 году (то есть ему уже было 45 лет). Дело в том, что он знал восточные обычаи, языки, что при русской колонизации было очень востребовано, так как русские из числа военных и гражданских чиновников в этих делах были чрезвычайно бестолковы, в чем сами признавались - подполковник Н.Львов в 1722 году во время пребывания при калмыцком хане Алоке: "В инструкции написано быть при мне для переводу писем и толмачев-ства Мамету Тефкелеву, и оной Тевкелев взят в военный поход, а при мне толмачей и для переводу писем никого нет, без чего, будучи в улусах, пребывать невозможно". Его преемник Василий Беклемишев: "Говорить калмыцкого и татарского языка не умею; а которые есть при мне толмачи, те больше из калмык и из выходцев из полону от калмык, с которыми калмыки о таких разговорах говорить опасаются и им не верят". А упомянутый Тевкелев был известен самому Петру 1, о его значимости говорит тот факт, что Император Всероссийский брал его в Прутский (1711 г.) и Персидский (1722-1723 г.) походы, в которых он был простым переводчиком. В 1716 году он участвовал в экспедиции князя А. Бековича-Черкасского в Среднюю Азию. По этой же причине А.И. Тевкелев был зачислен в Оренбургскую экспедицию, где в 1734 году был назначен помощником И.К. Кириллова.

Проявив дипломатический талант, он добился признания протектората над Западным Казахстаном (Малым Жузом). аргументы его были таковы - "понеже Российская империя " в свете славное государство; Российская империя - непоколебимый столп... имеет кругом 6 лет езды.

Интересно то, что во время пребывания у хана киргиз-кайсаков Абулхаира он потерялся; думали, что он сгинул в степях. Вознаграждения со стороны тогдашней императрицы Анны Иоанновны выше ожиданий - он был произведён в полковники, ему предлагали пост губернатора вновь образованной Оренбургской губернии, от которого тот отказался, на эту должность был назначен И. И. Неплюев.

Подробнее: Тевкелев – основатель крепости

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу. (С. Есенин)

В постсоветский период происходит интересное явление - возрос интерес к истории "малой родины": проводятся дни деревень (даже давно исчезнувших), сел, поселков, составляются родословные, выходят сборники об отдельных поселениях, районах. С интересом прочитал из этой серии сборник "Бисерть (железо, лес, земля и люди", автор - Р.А. Печуркина, Екатеринбург, "Сократ", 2013 год. Признавая бесспорную ценность этого издания, не могу не поставить вопрос: истинна ли дата 1735 год, которую считают годом основания этого поселения. Известно, что Горнозаводская линия была сооружена по указанию начальника Уральских горных заводов В.Н. Татищева. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году сухопутное сообщение с центральной Россией выпрямилось - путь пошел на Подволошную, Уткинскую слободу, на Гробово Поле, Бисерть, а оттуда на Кунгур и Егоршинский завод и на Казань. В указе от 19.02.1747 года "О содержании крепостей в заводском ведомстве" было сказано, что "из крепостей до сего построенных при пограничных (!) местах для охранения от бунтующих воров башкирцев за нужно признается содержать с положенным при них военным снарядом по Кунгурской дороге при Гробовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачидскую". (ГАСО, ф. 34. оп. 1, д. 84, л. 69.)

Касательно дат основания указываются: 1723 год - острожки Кленовской и Гробовский, 1734 - Киргишанский, 1735 - Бисертский, и после под Березовой Горой в 14 верстах от Киргишанской ставится Березовая Застава: "Прежде между станциями Кленовской и Киргишанской на расстоянии 32 верст не было перемены лошадей, переезд же через гору, особенно во время весенней и осенней распутицы, затруднен: это и заставило устроить промежуточную станцию". Первоначально упомянутые были острожками и крепостицами Горнозаводской линии: "Крепость - стратегический пункт с воинским гарнизоном, имеющим долговременную, укрепленную из камня, земли, оборону из стен и валов, хорошо вооруженным запасами, имеющим самостоятельное управление. Острог - воинское поселение, обнесенное деревянной оградой, стена устроена из кольев, заостренных кверху, проживали здесь воинские люди, занимающиеся охраной обозначенных рубежей, ремеслом, земледелием, содержанием дорог, охраной почтовых станций". Надо напомнить, что обустройство Большого Сибирского (Московского) тракта происходило в 1745-1783 годах, а в 1798-1811-м он был реконструирован: его расширили, окопали канавами с двух сторон, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках возвели добротные места, этот тракт находился в хорошем состоянии, пока не был перегружен транспортом. Что касается Сибирского тракта, то он был пущен в 1781 году, а официально утвержден "государевой" дорогой в 1783-м, хотя этот еще не обустроенный маршрут использовался где-то с 1745-го, а безвинно можно было ездить с 1863-го.

А история Большого Сибирского тракта такова.

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинс-кий договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12(22)ноября 1689 вышел указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге. При Петре Iпуть из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в "Житии" и во второй части "Робинзона Крузо".

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславовичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Бурипский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта, закончено оно было только в середине XIXвека. Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козмодемьянск. Казань. Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Тобольск, Большие Уки (Рыбино), где создан музей-заповедник "Московско-Сибирский тракт". Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XVIIIв. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее, как ранее. В конце XIXвека Сибирский тракт уже не мог - удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали...

Подробнее: О трех Бисертях

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ