Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Характерно: экспансия Московского государства имела ус­пех лишь «на встречь солнцу»- на востоке. На юге военные экспедиции россиян нередко терпели неудачи от воинствен­ных степных племен, на западе - от норманнов, тевтонцев. А вот на востоке военные походы новгородских ушкуйни­ков, Ермака, проникновение русских земледельцев 16-18 ве­ков способствовали русской колонизации необъятных про­сторов Сибири, Дальнего Востока и даже... Америки. И все эти походы непременно шли через Уральский хребет, кото­рый тогда носил названия Камень, Югорский камень, Камен­ный пояс.

К 15-16 векам было известно 5 важнейших путей через Камень. Наиболее совершенной была новая прямая дорога, соединившая Соль Камскую с течением Туры, в верховьях которой был выстроен город Верхотурье. Мы знаем эту дорогу как Бабиновскую, так как она строилась по инициативе крестьянина из деревни Верх-Усолка Соликамского уезда Артемия Бабинова.

321 год назад (в 1783 г) был открыт Главный Сибирский тракт (от Казани через Сарапул, Оханск, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тю­мень, Тобольск), связавший густонаселенные уезды и горнозавод­ские центры.

Но не все знатоки знают, что была еще одна дорога, так называе­мая старая Казанская, - самая древняя из названных. Вот что о ней можно узнать из печатных трудов: «Старая Казанская конная дорога - от Казани вдоль Камы, Белой и Уфы и за Уралом выходи­ла в верховья Исети и Миасса, оттуда пути шли в разные районы Западной Сибири. Возможно, ею пользовались и скифы. Русские ею пользовались главным образом для поездок в Башкирию, но не в Сибирь. Впрочем, в 1692-95 годах была совершена поездка рус­ского посольства в Китай, маршрут этой миссии пролегал частично по старой Казанской. А вот у башкир она была популярна, так как связывала, разные племена, населявшие пред уральские и заураль­ские земли (из книги «Как были открыты Уральские горы», 1989 г).

Подробнее: О старой казанской дороге

Известно, что Красноуфимский уезд, образованный из быв­ших владений Кунгурского и Оханского уездов при Екате­рине II (Великой) в 1781 году, занимал не только обширную территорию юго-запада Пермской губернии, но имел кроме уездного Красноуфимска ряд крупных горнозаводских по­селений. Так как в последние годы возродился и местни­ческий патриотизм, может быть, нижеследующий материал будет полезен и интересен. Данные на конец 19-го столе­тия.

"В 42-х верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в сторо­ну от Большого Сибирского тракта" находится Нижне-Сергинский чугунноплавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских гор­ных заводов.

Завод расположен в Красноуфимском уезде, в 20 верстах от ст. Гробово, лежащей на Большом Сибирском тракте.

Завод построен в 1742 г. на башкирских землях и принадле­жал Губину, от которого товарищество приобрело его вме­сте с другими заводами в 1881 г. Селение расположено на большом пространстве как в котловине, так и по увалам гор. В заводе числится до 14 тыс. жителей, и он считается одним из крупнейших населенных пунктов во всем Красноуфимс­ком уезде. В заводе имеется общественный клуб, общество потребителей, две церкви, 4 школы, много лавок и магази­нов, почтово-телеграфное отделение, заводская больница, памятник Александру 11 и пр.

Завод выплавляет до 450 тыс. пудов чугуна, вырабатывает стали в болванках и отливках более 720 тыс. пудов, стали сортовой, листовой и проч. до 17 тыс. пудов.

В Сергинском округе имеется до 18 рудников бурого же­лезняка, на которых ежегодно добывается до млн. пудов руды с содержанием от 42 до 48% железа.

Продукты отправляются сплавом по р. Уфе и по Пермь-Тюменской железной дороге.

В 2-х верстах от завода находятся Сергинские минераль­ные воды. Серный ключ истекает у подошвы крутой горы и на берегу р. Серги, впадающей в Уфу. Когда и как открыт этот источник - неизвестно, но с 1832 года он посещается больными и оказывает благодетельное действие против мно­гих болезней. По химическому составу ключ этот принадле­жит к холодным солено-сернистым водам.

При источнике устроены комнаты и курзал. Воды нахо­дятся в аренде у доктора В.А. Доброхотова.

Подробнее: О некоторых поселениях уезда

НольтейнЕгор Егорович (1854-1934 гг.) – специалист-паровозник, конструктор паровозов серии М (1902 г.), преподаватель Московского инженерного училища с 1896 по 1905 г.; в советский период первый заведующий локомотивной кафедрой в Мите.

Локомотивные кафедры МИИТа и МЭМИИТа

Научное проектирование паровозов (1896-1930 гг.) Школа основана с пер­вых лет существования Московского инженерного училища известным в стране специалистом-паровозником Егором Егоровичем Нольтейном. Профессор Е. Е. Нольтейн (1854-1934) преподавал здесь с 1896 по 1905 г. и может считаться первым заведующим локомотивной кафедрой в МИИТе. Им было положено начало важной тради­ции в работе кафедры - активное и непосредственное участие преподава­телей в создании новых локомотивов на научной основе. Так, в 1896 г. Е. Е. Нольтейн разработал техническое за­дание на проект мощного сочлененно­го паровоза. А в 1902 г. на Коломенс­ком заводе по его проекту был оснащен пароперегревателем пассажирский локомотив. Это был первый в России паровоз, работавший не на насыщен­ном, а на перегретом паре. Впоследст­вии по этому пути, обеспечившему по­вышение экономичности паровозов, стало развиваться отечественное паро­возостроение.

Вот что сказано о нашем городе в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (том 16 стр. 553), изданном в Санкт-Петербурге в 1895 году:

«Красноуфимск - уездный город Пермской губернии, на правом берегу Уфы, при впадении речки Сарги, в 202 верстах к юго-востоку от города Перми. Не выдается ни в торговом, ни в промышленном отношении; лишь в последнее время приобрел некоторую известность благодаря хорошей постановке г. Соковниным сельскохозяйственного и ремесленного преподавания в местном промышленном училище. Жителей 5740 (мужчин - 2828). Дворян потомственных – 44, личных – 170, духовенства – 21, почетных граждан и купцов – 141, мещан – 3762, остальные - крестьяне, солдаты, иностранцы и др. Каменных домов мало. Земледелием занимаются не только мещане, но и купцы, и чиновники. 1 каменная церковь, ряд лавок, городская больница; кроме упомянутого промышленного училища (239 чел.), низшая сельскохозяйственная русско-башкирская школа (67чел.) и женская прогимназия. Врачей 4. Один спичечный, 1 фосфорный, 1 мыловаренный и свечной, 1 воскобойный, 1 водочный, 1 винокуренный, 10 кожевенных заводов.

Красноуфимск основан в 1736 году на месте, носившем название Красного Яра, или Уфимской, а также Красноуфимской пристани, с целью защиты против башкир. Эта Красноуфимская крепость была сделана в 1781 году уездным городом Пермского наместничества, сохранив укрепления и гарнизон. В 1826 году служилые люди, носившие названия красноуфимских казаков, выведены в Оренбургскую и Ново-Илецкую казачьи линии. В 1774 году Красноуфимск захвачен Пугачевым при его движении на Казань.

***

Интересные, но скупые сведения можно почерпнуть о  Красноуфимске из Большой энциклопедии под редакцией С.Н. Южакова (стр. 472), изданной в 1901 году Санкт-Петербурге:

«Красноуфимск - уездный город Пермской губернии, на реке Уфе, под 56 градусами 40 секундами северной широты, 57 градусами 19 секундами восточной долготы. Население (1897 г.) 6427 душ обоего пола. Церквей - 18. Кустарно-промышленный банк Пермского губернского земства, Большой химический и фосфорный завод. Приют. Городская общественная библиотека. Браков заключено (1900 г) 37, родилось 270, умерло 185, прирост 85. Женская гимназия, сельскохозяйственная школа, русско-башкирская школа.

Выписку сделал Валерий ГАНЬКИН, член общества краеведов, г. Красноуфимск

// Знак вопроса. – 2004. - N 26. - С. 2.

Из цикла «Малоизвестное о нашем крае»

Известно, что далекую Сибирь с Центром связывал знаменитый Сибирский тракт. Решение о его строительстве было принято Сенатом в 1733 году, а двумя годами позже было начато строительство Большого Сибирского конного тракта. От Москвы он шел через Владимир, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, далее от Томской губернии – на Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск. Вдоль тракта по обе стороны была отведена полоса шириной 64 метра, свободная от леса и пашни, - для прокорма лошадей и гуртов прогоняемого скота. В середине 18-го века тракт обслуживало 273 почтовые станции, которые располагались через 20-40 верст (1 верста = 1066,8 метра). На каждой станции было в среднем 5-6 ямщиков, 7 пар лошадей. Средняя скорость передвижения составляла 35-45, наивысшая (курьеров) – 200-300 верст в сутки. Проезжих пассажиров на станциях ожидала еда и отдых. На тракте до 40% лошадей занималось перевозкой почты, которая из Москвы в Иркутск поступала ежедневно. Жители притрактовых селений несли дорожную повинность, помимо извоза они занимались ремонтом: в инструкции указывалось – «Крестьяне, отправляемые для ремонта, выходят на работу с утра. С собой они должны иметь продовольствие на месяц. На каждого рабочего должны приходиться по две лошади с таратайками и все необходимые инструменты. Вместо себя крестьяне могут нанять работника, но в любом случае рабочие должны быть в возрасте от 18 до 55 лет». Рабочий день продолжался с 5 утра до 9 вечера. После того, как ремонт дороги произведен, следовало вырубить лес и выкосить высокую траву по обе стороны дороги. В притрактовых селениях вдоль Московского тракта извозом занимались от 1/7 до 1/5 жителей.

Кроме этих обязанностей, была и не менее важная – обустройство лесополосы: «Каждая семья из придорожных селений должна была высадить на отведенном участке березы по ранжиру. И не дай бог, если они не принялись: главу семьи тут же укладывали под плети. Зато и березы стояли сплошным зеленым коридором». Думаю, читатели помнят их; они высаживались несколькими поколениями, начиная с 1781 по 1905-09 гг., т.е. до открытия железной дороги Пермь-Кунгур-Екатеринбург, что подорвало окончательно извозный промысел. Кое-кто говаривал, что вековые березы были высажены при Екатерине II. Да, именно в ее царствование были посажены первые березы, но взамен отслуживших свой век высаживались новые в последующие десятилетия и столетия.

Большой Сибирской тракт был седьмой по счету «Государевой дорогой» после Бабиновской и Верхотурской. О масштабах перевозки и состоянии тракта на 1861 год: «…Провозится ежегодно до 20000 пассажиров, до 18000 арестантов и свыше 3000000 пудов товаров. Будучи еще недавно хорошим, в настоящее время почти непроезжее: между Гробовским и Кленовской до того испорчена, что нет никакой возможности ехать шагом;между Кленовской и Бисертской (так называлось село Афанасьевское) разбита до того, что нет возможности днем безопасно проехать по ней; мосты – набросанные доски, ничем не прикрепленные, - ни гвоздями, ни деревянными шпилями;каждый едущий должен уравнять подвижную слань и часто переправу эту оказывают с помощью приглашенных обывателей». Через два года, в 1863 году: «Начиная от Гробовского до Златоустовской (сейчас село Большие Ключи) дорога почти не поправлялась ни осенью, ни весной и находится в самом дурном состоянии». Заведующий вольной почтой фон Гаузен в 1863 году: «На Кленовской станции при встречах с обозами или проезжими, можно сворачивать в сторону не иначе как ту или иную повозку поднять на вагах, чтобы высвободить ее из глубокой колеи».

 

Подробнее: Высочайшие особы на Урале

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ