Материалы краеведа В. Д. Ганькина

 
 

Библиотечные страницы

Редакция предлагает читателям статью ВАЛЕРИЯ ГАНЬКИНА об одном из создателей Московско-Казанской железной дороги НИКОЛАЕ фон МЕККЕ, кроме прочего, пригласившем архитектора Щусева, по проекту которо­го было построено здание Красноуфимского вокзала.

Автор несколько лет собирал материал, который пуб­ликуется впервые.

В период великих реформ 60-х годов XIX века Россия пере­жила несколько железнодо­рожных бумов, в результате ко­торых её территория покрылась за короткий срок обширной сетью железных дорог. Строительство шло за счет казны и на частные сред­ства. Но затем железнодорож­ное дело полностью переходит в руки небольшой группы ту­зов-миллионеров, олигархов того времени. Среди них осо­бо выделяется династия фон Мекков.

Фон Мекки были из лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце XVI века. Из­вестность этой семье принес Карл Федорович (Карл Оттон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876 гг.). Это был немногословный, загадочный чело­век, скромный инженер, сумев­ший стать железнодорожным королем. С.С. Витте так характеризовал эту личность: «... эти железнодорожные короли заняли такое солидное поло­жение в значительной степе­ни благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в зна­чительной степени пройдоше­ству». Фон Мекк, инженер пу­тей сообщения, был настоя­щий немец, он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно.

Из четырех сыновей Карла Федоровича наиболее талант­ливым был Николай (1863-1929 гг.). А семья была боль­шая: мать - Надежда Филаре­товна - родила 11 детей, выжило 9.

После внезапной смерти отца, имея юридическое обра­зование, Николай Карлович связывает свою судьбу с же­лезнодорожным делом. Чтобы восполнить недостаток инже­нерных знаний, начал он с азов - был кочегаром на паровозе, затем машинистом, после кон­дуктором службы движения, стрелочником, дежурным по станции, таксировщиком, ра­ботал в депо на путях. В 1891 году в 27 лет Н.К. фон Мекк был избран председателем правле­ния Московско-Казанской же­лезной дороги. Эта частная железная дорога связана и с нашим краем: она проложила стальную магистраль от Волги до Урала по кратчайшему пути от Казани до Екатеринбурга, и произошло это в 1914-1918 го­дах.

Подробнее: "Король" железной дороги

В.И. Даль (1801-1872 гг.) известен как писатель, этнограф, автор литературных произведений под псевдонимом "Казак Луганский" и главной книги своей жизни - "Толкового словаря живого велико­русского языка", состоящего почти из 200 тысяч слов, большинство из которых не фигурировало до этого ни в одном из существующих словарей.

В предисловии к "Толковому словарю..." автор пишет, в частности, и о местных говорах: "Пермская губерния по наречию западною частью своею вполне принадле­жит Вятке, северною - сближается с Архангельском (по рекам Колее, Вишере), южною - к смеси северного и восточного говоров. Северное наречие, или новго­родское, ильменское, верхнерусское, господствует на севере от Москвы. К новгородскому наречию надо от­нести Новгород, Тверь, Псков, Питер, Олонец, Архан­гельск, Вологду, отчасти Кострому и даже нижегород­ское Заволжье, Вятку и Пермь".

Самое любопытное, что в пермском говоре В.И.Даль выделяет местные наречия. "В Красноуфимске (вы­делено редакцией) говорят "цярь, овчя, конниця, коль­це, полотенце, мидь, медвидь, съисть, систь, стрилять; "ч" вместо "ц", двоякое "ш" вместо "щ", иногда "с" вместо "ц": кольецко, крешшенье, улиса, ты кидашша, домогашша; здесь говорят "рублёв", "конёв", свадьей, судьбей"; здесь - "ходют, ездют" идаже "купют"; иногда слышно "отдай рукам, пить чаша, надеть шуба, рубить капуста" Это старина и притом - новгородс­кая".

Откуда мог знать В.И.Даль о красноуфимском наре­чии?

Во-первых, в 1833-1844 годах Даль являлся чиновни­ком особых поручений при оренбуржском военном гу­бернаторе в чине коллежского асессора. При путеше­ствии А.С. Пушкина по местам пугачевских событий он сопровождает поэта. 19 сентября 1833 года Даль и Пуш­кин ехали в Бердскую слободу, бывшую Пугачевскую ставку; затем их путь пролегал по правому берегу Ура­ла - через крепости и станицы Чернореченскую, Тати­щеву, Нижне-Озерскую, Рассыпную, Илецкий городок.

Подробнее: В. И. Даль о красноуфимском наречии

Ни в одной армии мира, ни в одной войне не было столько заботы о ране­ных, как в Советской армии во время Великой Отечественной войны.

Забота о раненых была делом всего народа. Коллективы предприятий, уч­реждений, колхозов и совхозов, учеб­ных заведений брали шефство над гос­питалями, участвовали в их оборудо­вании, заготовке топлива, ремонте помещений. Общественные организа­ции шефских предприятий и учрежде­ний оборудовали в госпиталях биб­лиотеки, организовывали концерты, лекции, демонстрации кинофильмов. Внимание и теплота, которыми были окружены раненые, поднимали их на­строение, помогали выздороветь.

Советская медицина одержала ог­ромную победу в Великой Отечествен­ной войне. Она вернула в строй бо­лее 70% раненых и больных воинов. Важнейший вклад в эту победу был внесен активной добровольческой помощью народа.

Большое участие в деле помо­щи раненым бойцам Красной Армии оказали и военные гос­питали Свердловской области. Их насчитывалось 112.

На территории Красноуфимска в годы войны располага­лось три эвакуационных госпи­таля, рассчитанных на 200-2000 коек.

Подробнее: О военных госпиталях Красноуфимска

Наряду с большой занятостью на посту председателя акционерного общества Московско-Казанской железной дороги, широкой благотворительной деятельностью, семейными заботами Николай Карлович фон Мекк имел интересные увлечения. Большой страстью его были лошади. В имении Воскресенском в Красной Пахре он устроил фермы и конный завод, где выводил тяжеловесов ("ардынов") бельгийской породы. Когда в предвоенные годы появились автомобили, фон Мекк стал лихим шофёром. Одним из первых в Москве он продал всех своих выездных лошадей и купил "мерседесы" большой мощности себе и взрослым детям. Его дочь Галина (см. Г.Н. Мекк "Как я их помню", М. 1999 г. с. 332) стала первой в России женщиной-водителем. Сам Николай Карлович ездил на работу и по делам, сидя за рулем. Будучи рьяным поборником нового вида транспорта, в 1905 году он стал первым председателем Московского автоклуба. Вскоре по инициативе фон Мекка было организовано первое в России международное авторалли. Маршрут пролегал из Петербурга в Севастополь через Москву и Харьков. В Севастополе гонщиков встретил сам император Николай II. За этот пробег украинские энтузиасты избрали Николая Карловича почетным председателем Киевского общества гонщиков. Другим увлечением фон Мекка была музыка. Он хорошо играл на скрипке, боготворил Чайковского, этому способствовало то обстоятельство, что он был связан узами родства с Петром Ильичом. Анна Львовна, жена "хозяина" Московско-Казанской железной дороги, была племянницей выдающегося композитора.

Супружеская чета фон Мекков была счастлива в браке. При последнем свидании Николай Карлович сказал 65-летней жене: "Как ты прекрасна, Анна!..".

Н.К. фон Мекк был знаком со многими живописцами своего времени. В течение 20 лет он помогал известному художнику Врубелю, не только покупая его картины, но и оплачивая его счета. После смерти художника он распорядился выплачивать пожизненную пенсию его вдове, певице   Забелиной-Врубель. Меценат сыграл важную роль в творческом росте художника А. Архипова, впоследствии - первого "Народного художника СССР".

Подробнее: "Короли" - меценаты

После того, как любознательный читатель получил картину ярмарок и базаров Красноуфимского уезда, представил размах товарно-де­нежных отношений, невольно возникает вопрос - сколько зарабаты­вали различные слои населения Российской империи в конце 19-20 столетия.

Ниже дан перечень месячной зарплаты.

Высшие должностные лица:

- министр внутренних дел - 2040 руб. + казенная квартира;

- министр финансов - 1500 руб.;

- военный министр - 1000 руб.+ 1000 руб. за разъезды;

- губернатор - 416-666 руб.;

- вице-губернатор - 208-395 руб.;

- полицейский пристав - 125 руб.;

- околоточный - 33 руб.;

- городовой - 12-15 руб.

Военные:

- армейский генерал – 125-175 руб;

-  полковник - 100 руб. + 40 руб. до­бавочных;

-  капитан, ротмистр - 75 руб + 25 руб. добавочных;

-  поручик - 60 руб. + 20 руб. доба­вочных.

Дополнительно получали так называемые «столовые деньги»:

- командир корпуса - 475 руб.;

- командир дивизии - 350 руб.;

- командир полка - 225 руб.;

- командир роты - 30 руб.;

Помимо этого, выплачивалось жалова­нье «за выслугу лет» в зависимости от срока пребывания в рядах армии и флота.

Подробнее: Помесячные и годовые жалованья

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ