Редакция предлагает читателям статью ВАЛЕРИЯ ГАНЬКИНА об одном из создателей Московско-Казанской железной дороги НИКОЛАЕ фон МЕККЕ, кроме прочего, пригласившем архитектора Щусева, по проекту которого было построено здание Красноуфимского вокзала.
Автор несколько лет собирал материал, который публикуется впервые.
В период великих реформ 60-х годов XIX века Россия пережила несколько железнодорожных бумов, в результате которых её территория покрылась за короткий срок обширной сетью железных дорог. Строительство шло за счет казны и на частные средства. Но затем железнодорожное дело полностью переходит в руки небольшой группы тузов-миллионеров, олигархов того времени. Среди них особо выделяется династия фон Мекков.
Фон Мекки были из лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце XVI века. Известность этой семье принес Карл Федорович (Карл Оттон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876 гг.). Это был немногословный, загадочный человек, скромный инженер, сумевший стать железнодорожным королем. С.С. Витте так характеризовал эту личность: «... эти железнодорожные короли заняли такое солидное положение в значительной степени благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в значительной степени пройдошеству». Фон Мекк, инженер путей сообщения, был настоящий немец, он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно.
Из четырех сыновей Карла Федоровича наиболее талантливым был Николай (1863-1929 гг.). А семья была большая: мать - Надежда Филаретовна - родила 11 детей, выжило 9.
После внезапной смерти отца, имея юридическое образование, Николай Карлович связывает свою судьбу с железнодорожным делом. Чтобы восполнить недостаток инженерных знаний, начал он с азов - был кочегаром на паровозе, затем машинистом, после кондуктором службы движения, стрелочником, дежурным по станции, таксировщиком, работал в депо на путях. В 1891 году в 27 лет Н.К. фон Мекк был избран председателем правления Московско-Казанской железной дороги. Эта частная железная дорога связана и с нашим краем: она проложила стальную магистраль от Волги до Урала по кратчайшему пути от Казани до Екатеринбурга, и произошло это в 1914-1918 годах.
Подробнее: "Король" железной дороги
В.И. Даль (1801-1872 гг.) известен как писатель, этнограф, автор литературных произведений под псевдонимом "Казак Луганский" и главной книги своей жизни - "Толкового словаря живого великорусского языка", состоящего почти из 200 тысяч слов, большинство из которых не фигурировало до этого ни в одном из существующих словарей.
В предисловии к "Толковому словарю..." автор пишет, в частности, и о местных говорах: "Пермская губерния по наречию западною частью своею вполне принадлежит Вятке, северною - сближается с Архангельском (по рекам Колее, Вишере), южною - к смеси северного и восточного говоров. Северное наречие, или новгородское, ильменское, верхнерусское, господствует на севере от Москвы. К новгородскому наречию надо отнести Новгород, Тверь, Псков, Питер, Олонец, Архангельск, Вологду, отчасти Кострому и даже нижегородское Заволжье, Вятку и Пермь".
Самое любопытное, что в пермском говоре В.И.Даль выделяет местные наречия. "В Красноуфимске (выделено редакцией) говорят "цярь, овчя, конниця, кольце, полотенце, мидь, медвидь, съисть, систь, стрилять; "ч" вместо "ц", двоякое "ш" вместо "щ", иногда "с" вместо "ц": кольецко, крешшенье, улиса, ты кидашша, домогашша; здесь говорят "рублёв", "конёв", свадьей, судьбей"; здесь - "ходют, ездют" идаже "купют"; иногда слышно "отдай рукам, пить чаша, надеть шуба, рубить капуста" Это старина и притом - новгородская".
Откуда мог знать В.И.Даль о красноуфимском наречии?
Во-первых, в 1833-1844 годах Даль являлся чиновником особых поручений при оренбуржском военном губернаторе в чине коллежского асессора. При путешествии А.С. Пушкина по местам пугачевских событий он сопровождает поэта. 19 сентября 1833 года Даль и Пушкин ехали в Бердскую слободу, бывшую Пугачевскую ставку; затем их путь пролегал по правому берегу Урала - через крепости и станицы Чернореченскую, Татищеву, Нижне-Озерскую, Рассыпную, Илецкий городок.
Подробнее: В. И. Даль о красноуфимском наречииНи в одной армии мира, ни в одной войне не было столько заботы о раненых, как в Советской армии во время Великой Отечественной войны.
Забота о раненых была делом всего народа. Коллективы предприятий, учреждений, колхозов и совхозов, учебных заведений брали шефство над госпиталями, участвовали в их оборудовании, заготовке топлива, ремонте помещений. Общественные организации шефских предприятий и учреждений оборудовали в госпиталях библиотеки, организовывали концерты, лекции, демонстрации кинофильмов. Внимание и теплота, которыми были окружены раненые, поднимали их настроение, помогали выздороветь.
Советская медицина одержала огромную победу в Великой Отечественной войне. Она вернула в строй более 70% раненых и больных воинов. Важнейший вклад в эту победу был внесен активной добровольческой помощью народа.
Большое участие в деле помощи раненым бойцам Красной Армии оказали и военные госпитали Свердловской области. Их насчитывалось 112.
На территории Красноуфимска в годы войны располагалось три эвакуационных госпиталя, рассчитанных на 200-2000 коек.
Подробнее: О военных госпиталях Красноуфимска
Наряду с большой занятостью на посту председателя акционерного общества Московско-Казанской железной дороги, широкой благотворительной деятельностью, семейными заботами Николай Карлович фон Мекк имел интересные увлечения. Большой страстью его были лошади. В имении Воскресенском в Красной Пахре он устроил фермы и конный завод, где выводил тяжеловесов ("ардынов") бельгийской породы. Когда в предвоенные годы появились автомобили, фон Мекк стал лихим шофёром. Одним из первых в Москве он продал всех своих выездных лошадей и купил "мерседесы" большой мощности себе и взрослым детям. Его дочь Галина (см. Г.Н. Мекк "Как я их помню", М. 1999 г. с. 332) стала первой в России женщиной-водителем. Сам Николай Карлович ездил на работу и по делам, сидя за рулем. Будучи рьяным поборником нового вида транспорта, в 1905 году он стал первым председателем Московского автоклуба. Вскоре по инициативе фон Мекка было организовано первое в России международное авторалли. Маршрут пролегал из Петербурга в Севастополь через Москву и Харьков. В Севастополе гонщиков встретил сам император Николай II. За этот пробег украинские энтузиасты избрали Николая Карловича почетным председателем Киевского общества гонщиков. Другим увлечением фон Мекка была музыка. Он хорошо играл на скрипке, боготворил Чайковского, этому способствовало то обстоятельство, что он был связан узами родства с Петром Ильичом. Анна Львовна, жена "хозяина" Московско-Казанской железной дороги, была племянницей выдающегося композитора.
Супружеская чета фон Мекков была счастлива в браке. При последнем свидании Николай Карлович сказал 65-летней жене: "Как ты прекрасна, Анна!..".
Н.К. фон Мекк был знаком со многими живописцами своего времени. В течение 20 лет он помогал известному художнику Врубелю, не только покупая его картины, но и оплачивая его счета. После смерти художника он распорядился выплачивать пожизненную пенсию его вдове, певице Забелиной-Врубель. Меценат сыграл важную роль в творческом росте художника А. Архипова, впоследствии - первого "Народного художника СССР".
Подробнее: "Короли" - меценатыПосле того, как любознательный читатель получил картину ярмарок и базаров Красноуфимского уезда, представил размах товарно-денежных отношений, невольно возникает вопрос - сколько зарабатывали различные слои населения Российской империи в конце 19-20 столетия.
Ниже дан перечень месячной зарплаты.
Высшие должностные лица:
- министр внутренних дел - 2040 руб. + казенная квартира;
- министр финансов - 1500 руб.;
- военный министр - 1000 руб.+ 1000 руб. за разъезды;
- губернатор - 416-666 руб.;
- вице-губернатор - 208-395 руб.;
- полицейский пристав - 125 руб.;
- околоточный - 33 руб.;
- городовой - 12-15 руб.
Военные:
- армейский генерал – 125-175 руб;
- полковник - 100 руб. + 40 руб. добавочных;
- капитан, ротмистр - 75 руб + 25 руб. добавочных;
- поручик - 60 руб. + 20 руб. добавочных.
Дополнительно получали так называемые «столовые деньги»:
- командир корпуса - 475 руб.;
- командир дивизии - 350 руб.;
- командир полка - 225 руб.;
- командир роты - 30 руб.;
Помимо этого, выплачивалось жалованье «за выслугу лет» в зависимости от срока пребывания в рядах армии и флота.
Подробнее: Помесячные и годовые жалованья