«Мне необходимо ездить. Общение с живыми вещами почти замещает мне чтение книг», - таков был девиз поэта В.В. Маяковского в 20-ые годы - время грандиозных преобразований в стране.
У П.И. Лавуты, организатора поездок поэта по стране, есть книга «Маяковский ездит по Союзу» (Москва, 1969 г.), в ней отражены все важнейшие поездки. «Самый северный город, куда я ездил, - это был Ярославль. Пора двинуться на Урал и в Сибирь», - говорил Маяковский в 1927 году. Эта поездка чуть не сорвалась. Вот как вспоминает Лавут: «Мы условились встретиться на Казанском вокзале... Буквально в последние секунды я увидел, как, размахивая двумя чемоданами, он мчится со всех ног и вскакивает в вагон в тот самый момент, когда раздался прощальный паровозный гудок».
На пути была остановка в Казани. «Казань не подвела - все пришли, -радовался Владимир Владимирович.
- А как здорово слушали поэму!» (Маяковский читал отрывки из поэмы «Хорошо!» - примечание П.И. Лавута).
Поезда ходили тогда с такой скоростью: «Едем точно по расписанию, 14 километров в час».
При дальнейшей поездке от Казани до Свердловска был такой случай: «Снова поезд. Маяковский сомневался - наш ли это вагон:
- Впервые встречаю такой вагон. Почему нет закрытых купе? Он как жесткий, но - мягкий.
Проводник объясняет, что вагон очень старый, таких по всей стране осталось несколько».
Была остановка у нас в городе: «Ночью - станция Красноуфимск. Перед сном Маяковский решил прогуляться но перрону. Мороз трескучий.
Подробнее: Маяковский в КрасноуфимскеМинистерство путей сообщения (МПС) – центральный орган управления железнодорожным транспортом. Начало систематической деятельности в области путей сообщения относится к 17-му веку, когда царь Алексей Михайлович в 1649 году издал Уложение об охране судоходства. При Петре Iнаряду к развитию промышленности и торговли предпринимались усилия по систематизации путей сообщения: за сухопутными дорогами наблюдала Коммерц-Коллегия, затем Канцелярия перспективной дороги (с 1742 г.) и Комиссия о дорогах в Государстве (с 1748 г.). В 1798 году Павел Iутвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который в 1809 году был переименован в Управление водными и сухопутными сообщениями, с 1820 по 1832 гг. называемый Главным управлением путей сообщения, с 1833 по 1842 гг. – Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году в управлении был создан Департамент железных дорог, который 16 июня 1865 года получил название Министерства путей сообщения, просуществовавшего до 1917 года, когда был организован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). В 1946 году Комиссариат был преобразован в МПС СССР. В 1954 году из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР, которое в 1992 году преобразовано в концерн «Трансстрой». В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» объединяют 17 подразделений при общей протяженности магистралей – 87, 2 тысяч километров.
Ведомство путей сообщения, которое находилось в Санкт-Петербурге (Петрограде) до 1918 года, в разное время возглавляли выдающиеся деятели русского государства, среди которых были известные политические деятели, коммерсанты, ученые. Автор предлагает их перечень с первого железнодорожного министра, хотя до него было таковых было шесть, которые ведали сухопутными и водными путями сообщения:
- Мельников Павел Петрович – с 11 октября 1862 года по 20 апреля 1869 года; годы жизни: 1804-1880
- Бобринский Владимир Алексеевич – с 11.10 1869 года по 2.09.1871; 1824-1887 гг.
- Бобринский Алексей Павлович – со 2.09.1871 г. по 10.06.1874 г.; 1826-1894 гг.
- Посьет Константин Николаевич – с 10.07.1874 г. по 7.11.1888 г.; 1819-1899 гг.
- Паукер Герман Егорович – с 7.11.1888 г. по 29.03.1889 г.; 1822-1889 гг.
- Гиббенет Адольф Яковлевич – с 30.03.1889 г. по 17.01.1892 г.; 1830-1899 гг.
- Витте Сергей Юльевич – с 15.02.1892 г. по 30.08.1892г.; 1849-1915 гг.
- Кривошеин Аполлон Константинович- с 30.08.1892 г. по 18.12.1894 г.; 1833-1902 гг.
- Хилков Михаил Иванович – с 4.01.1895 г. по 25.10.1905 г.; 1834-1909 гг.
- Немешаев Клавдий Семенович – с 28.10.1905 г. по 24.04.1906 г.; 1849-1927 гг.
- Шаффгаузен-Шенберг-Эк-ШауфусНиколай Константинович – с 25.04 по 29.01.1909 г.; 1846-1911 гг.
- Рухлов Сергей Васильевич – с 29.01.1909 г. по 27.10.1915 г.; 1852-1918 гг.
- Трепов Александр Федорович – с 30.10.1915г. по 27.12.1906 г.; 1862-1926 гг.
- Кригер-Войновский Эдуард Брониславович – с 28.12.1915 г. по 28.02(13.03) 1917 г.; 1864-1933 гг.
- Некрасов Николай Виссарионович – с 2(15).03.1917 по 4(17).07.1917; 1879-1940 гг.
- Тахтамышев Георгий Степанович – с 11(24).07.1917 г. по 24.07(6.08).1917 г.; 1874-1930 гг.
- Юренев Петр Петрович – с 25.07(7.08).1917 г. по 31.08.(13.09).1917 г.; 1874-1945 гг.
- Ливеровский Александр Васильевич – с 31.08(13.09).1917 г. по 25.10(17.11).1917 г; 1867-1951 гг.
«Ярмарка – годовой торг, длящийся неделями
Из словаря В.И. Даля
В Пермской губернии ее житницей было всего несколько уездов - Осинский, Камышловский, Шадринский и Красноуфимский.
Красноуфимский уезд занимал территорию Артинского, Ачитского, Нижнесергинского, часть Шалинского районов Свердловской области, часть Суксунекого, Усть-Кишертского, Октябрьского районов Пермской области, Нязепетровского района Челябинской области и северную часть Мечетлинского района Башкирии, с общей площадью почти 26 тысяч квадратных километров. По подворной переписи 1888-91 гг. общее население составляло 245673 человека, в том числе, мужчин - 120183, женщин - 125490, а также русских - 200199, из них 97 144 мужчин, женщин - 103055, марийцев 15173 человека, в том числе, мужчин - 7492, женщин - 7681, татар - 30222 при 15495 мужчинах и 1472 женщинах. В экономическом отношении Красноуфимский уезд был одним из развитых регионов с наличием как горнозаводской промышленности, развитого земледелия, обширной кустарной промышленности, налаженными путями сообщения (кроме железнодорожного), включая водные - Сылва, Уфа, Чусовая.
Подтверждением вышеизложенному - количество и географическая обширность ярмарок во всех волостях Красноуфимского уезда.
Ниже приводятся в алфавитном порядке ярмарки с местными названиями; даты даны по старому стилю; материалы взяты из подворной переписи 1888-91 гг.
с. Александровское- 24 июня (Ивановская) - 1 день, 1 октября (Покровская), по 2 дня;
с. Алмаз- 23 апреля (Георгиевская), 20 июля (Ильинская), 26 октября (Дмитриевская), однодневные;
с. Алтынное- 23 апреля (Георгиевская), 20 июля (Ильинская), 15 августа (Успенская), 26 ноября (Георгиевская), однодневные;
Артинский завод- 21 ноября (Введенская), 7 дней;
с. Ачит- 25 февраля (Сретенская), 20 июля (Ильинская), 8-10 ноября (Михайловская);
Подробнее: Ярмарки Красноуфимского уезда
В 30-е годы 19-го столетия Александр Сергеевич Пушкин глубоко изучал проблему крестьянских восстаний. Рамки работы над романом «Дубровский» не давали возможности поставить ее на должном уровне. Это было сделано им в «Капитанской дочке» и в историческом романе «История Пугачева».
А.С. Пушкин начал работать над «Историей Пугачева» в январе 1833 года. А уже 25 марта приступил к написанию первой главы. И очень быстро - 25 мая - закончил первую, черновую, редакцию рукописи.
В процессе работы Пушкин общался не только с очевидцами событий, он счел необходимым побывать на местах сражений. Между 2 и 23 сентября он совершил поездку в Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, где опрашивал старожилов, записывая их рассказы в дорожную записную книжку, а также работал в архивах.
«Здесь (в Симбирске - прим. авт.) я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал, и очень доволен, что не напрасно посетил эту страну, - писал он Н.Н. Пушкиной 8 сентября. «Насилу доехал до Оренбурга... завтра еду к яицким казакам», - это из письма жене от 19 сентября. «В деревне Бреде, где Пугачев простоял 6 месяцев, имел я удачу: нашел 75-летнюю казачку, которая помнит это время...» - из письма от 2 октября.
Скорее всего в ходе изучения архивных документов А.С. Пушкин натолкнулся на название бывшей крепостцы, которая оказалась втянутой в бурный водоворот крестьянской войны, известной под названием «пугачевщина». Вот как он писал: «Пугачев, отраженный от Кунгура майором Поповым, двинулся было к Екатеринбургу, но, узнав о войсках там находившихся, обратился к Красноуфимску» (ПСС, 1981 г., т. 10, стр. 61).
Так под пером великого поэта и писателя впервые появилось название нашего городка-крепости. Впрочем, изучая его труды, я насчитал 6 упоминаний о Красноуфимске. Вот как звучат еще два: «11 июня Попов, узнав, что Пугачев находится близ Красноуфимска, пошел туда, в 8 верстах (в районе села Александровского - прим. авт.) был атакован, ретировался в Кунгур» (ПСС, т. 9. стр. 656). И далее читаем: «Пугачев, свободный от погони, пошел в Красноуфимск. И, встретя идущего на него из Кунгура гарнизонного полковника Попова с 400 рекрутами, и мужиков 400, с четырьмя пушками, атаковал его и преследовал 20 верст до самого Кунгура. Но Попов, выстроясь в каре, отстреливался, и 13-го возвратился. Пугачев пошел на Иргинский и Уинский заводы» (там же, стр. 663).
Так великий Пушкин вписал Красноуфимск в российскую историю.
Валерий ГАНЬКИН, краевед. г. Красноуфимск
Ганькин В. Пушкин о Красноуфимске/ В. Ганькин// Знак вопроса. - Красноуфимск, 2003. - N 6. - С. 4.
В прошлом году железнодорожники отметили 80-летие прибытия первого поезда на станцию Красноуфимск, что случилось 14 марта 1919 года, а через год прошел первый «сквозной».
Линия Казань-Екатеринбург строилась для связи центральной России с Уралом по кратчайшему пути. Документы говорят (в частности, описи по отчуждению земли от государственных крестьян Красноуфимского уезда) о том, что работы по строительству этой магистрали были начаты в конце мая 1914 года на всем ее протяжении. Планировалось, что работы будут закончены к осени 1916 года, то есть при общем протяжении 910 верст (1 верста 1,07 км.) темпы строительства планировались порядка 300 верст за год. Была назначена и окончательная дата приемки в эксплуатацию - 17 мая 1917 года.
Большие социальные потрясения - первая мировая война, две революции, гражданская война отодвинули на несколько лет начало сквозного движения.
После освобождения Урала от белогвардейцев и белочехов осенью 1919 года специальная комиссия сделала заключение, что Казанбургская линия к эксплуатации непригодна. 23 января 1920 года совет рабочей и крестьянской обороны принял постановление, в котором говорилось, что сквозное движение до Екатеринбурга должно быть восстановлено к 1 июля, а регулярное движение должно быть начато не позднее 1 октября.
В восстановительных работах были задействованы части запасной армии. Вновь возводились сожженные станционные здания и мосты, укладывался балласт, протягивались линии телефонной и телеграфной связи.
Из 12,5 тысячи красноуфимцев 4,5 тысячи были заняты на восстановлении Камского моста в районе города Сарапул. Именно это недостроенное стратегическое сооружение через Каму было причиной отсутствия сквозного движения. 12 марта 1920 года по Камскому мосту прошел первый поезд с сибирским хлебом.
А 1 июля 1920 года первый «сквозной» поезд прибыл в Екатеринбург. Жители столицы Среднего Урала отметили это событие как большую победу. Газета «Уральский рабочий» за 1,2,3 июля посвятила этому событию целый ряд интересных публикаций - вот их заголовки: «Новая дорога», «Значение нашей победы».
К сожалению, в Красноуфимске не сохранилось никаких документальных свидетельств о прохождении этого исторического поезда. Учитывая небольшое расстояние до областного центра, полагаю, что поезд из Москвы впервые прошел через нашу станцию 30 июня 1920 года, то есть этому событию исполнилось восемь десятилетий.
В. ГАНЬКИН.
Ганькин В. Первый "сквозной" поезд прошел через Красноуфимск 30 июня 1920 года/ В. Ганькин // Вперед. - Красноуфимск, 2000. - 3 июля. - С. 3.