Материалы краеведа В. Д. Ганькина

 
 

Библиотечные страницы

«Мне необходимо ездить. Обще­ние с живыми вещами почти за­мещает мне чтение книг», - та­ков был девиз поэта В.В. Маяков­ского в 20-ые годы - время грандиозных преобразований в стране.

У П.И. Лавуты, организатора поездок поэта по стране, есть книга «Маяков­ский ездит по Союзу» (Москва, 1969 г.), в ней отражены все важнейшие поездки. «Самый северный город, куда я ездил, - это был Ярославль. Пора двинуться на Урал и в Сибирь», - говорил Маяковский в 1927 году. Эта поездка чуть не сорвалась. Вот как вспоминает Лавут: «Мы услови­лись встретиться на Казанском вокзале... Буквально в последние секун­ды я увидел, как, размахивая двумя чемоданами, он мчится со всех ног и вскакивает в вагон в тот самый мо­мент, когда раздался прощальный па­ровозный гудок».

На пути была остановка в Казани. «Казань не подвела - все пришли, -радовался Владимир Владимирович.

- А как здорово слушали поэму!» (Ма­яковский читал отрывки из поэмы «Хорошо!» - примечание П.И. Лавута).

Поезда ходили тогда с такой скоро­стью: «Едем точно по расписанию, 14 километров в час».

При дальнейшей поездке от Каза­ни до Свердловска был такой случай: «Снова поезд. Маяковский сомневал­ся - наш ли это вагон:

- Впервые встречаю такой вагон. Почему нет закрытых купе? Он как жесткий, но - мягкий.

Проводник объясняет, что вагон очень старый, таких по всей стране осталось несколько».

Была остановка у нас в городе: «Ночью - станция Красноуфимск. Перед сном Маяковский решил про­гуляться но перрону. Мороз треску­чий.

Подробнее: Маяковский в Красноуфимске

Министерство путей сообщения (МПС) – центральный орган управления железнодорожным транспортом. Начало систематической деятельности в области путей сообщения относится к 17-му веку, когда царь Алексей Михайлович в 1649 году издал Уложение об охране судоходства. При Петре Iнаряду к развитию промышленности и торговли предпринимались усилия по систематизации путей сообщения: за сухопутными дорогами наблюдала Коммерц-Коллегия, затем Канцелярия перспективной дороги (с 1742 г.) и Комиссия о дорогах в Государстве (с 1748 г.). В 1798 году Павел Iутвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который в 1809 году был переименован в Управление водными и сухопутными сообщениями, с 1820 по 1832 гг. называемый Главным управлением путей сообщения, с 1833 по 1842 гг.  – Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году в управлении был создан Департамент железных дорог, который 16 июня 1865 года получил название Министерства путей сообщения, просуществовавшего до 1917 года, когда был организован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). В 1946 году Комиссариат был преобразован в МПС СССР. В 1954 году из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР, которое в 1992 году преобразовано в концерн «Трансстрой». В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» объединяют 17 подразделений при общей протяженности магистралей – 87, 2 тысяч километров.

Ведомство путей сообщения, которое находилось в Санкт-Петербурге (Петрограде) до 1918 года, в разное время возглавляли выдающиеся деятели русского государства, среди которых были известные политические деятели, коммерсанты, ученые. Автор предлагает их перечень с первого железнодорожного министра, хотя до него было таковых было шесть, которые ведали сухопутными и водными путями сообщения:

  • Мельников Павел Петрович – с 11 октября 1862 года по 20 апреля 1869 года; годы жизни: 1804-1880
  • Бобринский Владимир Алексеевич – с 11.10 1869 года по 2.09.1871; 1824-1887 гг.
  • Бобринский Алексей Павлович – со 2.09.1871 г. по 10.06.1874 г.; 1826-1894 гг.
  • Посьет Константин Николаевич – с 10.07.1874 г. по 7.11.1888 г.; 1819-1899 гг.
  • Паукер Герман Егорович – с 7.11.1888 г. по 29.03.1889 г.; 1822-1889 гг.
  • Гиббенет Адольф Яковлевич – с 30.03.1889 г. по 17.01.1892 г.; 1830-1899 гг.
  • Витте Сергей Юльевич – с 15.02.1892 г. по 30.08.1892г.; 1849-1915 гг.
  • Кривошеин Аполлон Константинович- с 30.08.1892 г. по 18.12.1894 г.; 1833-1902 гг.
  • Хилков Михаил Иванович – с 4.01.1895 г. по 25.10.1905 г.; 1834-1909 гг.
  • Немешаев Клавдий Семенович – с 28.10.1905 г. по 24.04.1906 г.; 1849-1927 гг.
  • Шаффгаузен-Шенберг-Эк-ШауфусНиколай Константинович – с 25.04 по 29.01.1909 г.; 1846-1911 гг.
  • Рухлов Сергей Васильевич – с 29.01.1909 г. по 27.10.1915 г.; 1852-1918 гг.
  • Трепов Александр Федорович – с 30.10.1915г. по 27.12.1906 г.; 1862-1926 гг.
  • Кригер-Войновский Эдуард Брониславович – с 28.12.1915 г. по 28.02(13.03) 1917 г.; 1864-1933 гг.
  • Некрасов Николай Виссарионович – с 2(15).03.1917 по 4(17).07.1917; 1879-1940 гг.
  • Тахтамышев Георгий Степанович – с 11(24).07.1917 г. по 24.07(6.08).1917 г.; 1874-1930 гг.
  • Юренев Петр Петрович – с 25.07(7.08).1917 г. по 31.08.(13.09).1917 г.; 1874-1945 гг.
  • Ливеровский Александр Васильевич – с 31.08(13.09).1917 г. по 25.10(17.11).1917 г; 1867-1951 гг.
Подробнее: Министры: господа и товарищи

«Ярмарка – годовой торг, длящийся неделями

Из словаря В.И. Даля

В Пермской губернии ее житницей было всего несколько уездов - Осинский, Камышловский, Шадринский и Красноуфимский.

Красноуфимский уезд занимал тер­риторию Артинского, Ачитского, Нижнесергинского, часть Шалинского районов Свердловской области, часть Суксунекого, Усть-Кишертского, Октябрьского районов Пермской области, Нязепетровского района Че­лябинской области и северную часть Мечетлинского района Башкирии, с общей площадью почти 26 тысяч квадратных километров. По подворной переписи 1888-91 гг. общее население составляло 245673 человека, в том чис­ле, мужчин - 120183, женщин - 125490, а также русских - 200199, из них 97 144 мужчин, женщин - 103055, марийцев 15173 человека, в том числе, мужчин - 7492, женщин -  7681, татар - 30222 при 15495 мужчинах и 1472 женщинах. В экономическом отношении Красно­уфимский уезд был одним из разви­тых регионов с наличием как горноза­водской промышленности, развитого земледелия, обширной кустарной про­мышленности, налаженными путями сообщения (кроме железнодорожно­го), включая водные - Сылва, Уфа, Чусовая.

Подтверждением вышеизложенному - количество и географическая обшир­ность ярмарок во всех волостях Красноуфимского уезда.

Ниже приводятся в алфавитном по­рядке ярмарки с местными названиями; даты даны по старому стилю; ма­териалы взяты из подворной перепи­си 1888-91 гг.

с. Александровское- 24 июня (Ива­новская) - 1 день, 1 октября (Покровс­кая), по 2 дня;

с. Алмаз- 23 апреля (Геор­гиевская), 20 июля (Ильинс­кая), 26 октября (Дмитриевс­кая), однодневные;

с. Алтынное- 23 апреля (Ге­оргиевская), 20 июля (Ильин­ская), 15 августа (Успенская), 26 ноября (Георгиевская), од­нодневные;

Артинский завод- 21 нояб­ря (Введенская), 7 дней;

с. Ачит- 25 февраля (Сре­тенская), 20 июля (Ильинская), 8-10 ноября (Михайловская);

Подробнее: Ярмарки Красноуфимского уезда

В 30-е годы 19-го столетия Александр Сергеевич Пушкин глу­боко изучал проблему крестьянских восстаний. Рамки работы над романом «Дубровский» не давали возможности поставить ее на должном уровне. Это было сделано им в «Капитанской доч­ке» и в историческом романе «История Пугачева».

А.С. Пушкин начал работать над «Историей Пугачева» в январе 1833 года. А уже 25 марта приступил к на­писанию первой главы. И очень быс­тро - 25 мая - закончил первую, чер­новую, редакцию рукописи.

В процессе работы Пушкин общал­ся не только с очевидцами событий, он счел необходимым побывать на местах сражений. Между 2 и 23 сен­тября он совершил поездку в Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Орен­бург, Уральск, где опрашивал старо­жилов, записывая их рассказы в до­рожную записную книжку, а также работал в архивах.

«Здесь (в Симбирске - прим. авт.) я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окре­стности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записы­вал, и очень доволен, что не напрас­но посетил эту страну, - писал он Н.Н. Пушкиной 8 сентября. «Насилу дое­хал до Оренбурга... завтра еду к яицким казакам», - это из письма жене от 19 сентября. «В деревне Бреде, где Пугачев простоял 6 месяцев, имел я удачу: нашел 75-летнюю казачку, ко­торая помнит это время...» - из пись­ма от 2 октября.

Скорее всего в ходе изучения ар­хивных документов А.С. Пушкин натолкнулся на название бывшей кре­постцы, которая оказалась втянутой в бурный водоворот крестьянской войны, известной под названием «пугачевщина». Вот как он писал: «Пуга­чев, отраженный от Кунгура майором Поповым, двинулся было к Екатерин­бургу, но, узнав о войсках там нахо­дившихся, обратился к Красноуфимску» (ПСС, 1981 г., т. 10, стр. 61).

Так под пером великого поэта и пи­сателя впервые появилось название нашего городка-крепости. Впрочем, изучая его труды, я насчитал 6 упоминаний о Красноуфимске. Вот как звучат еще два: «11 июня Попов, узнав, что Пугачев находится близ Красноуфимска, пошел туда, в 8 вер­стах (в районе села Александровс­кого - прим. авт.) был атакован, ре­тировался в Кунгур» (ПСС, т. 9. стр. 656). И далее читаем: «Пугачев, сво­бодный от погони, пошел в Красноуфимск. И, встретя идущего на него из Кунгура гарнизонного полковника Попова с 400 рекрутами, и мужиков 400, с четырьмя пушками, атаковал его и преследовал 20 верст до само­го Кунгура. Но Попов, выстроясь в каре, отстреливался, и 13-го возвра­тился. Пугачев пошел на Иргинский и Уинский заводы» (там же, стр. 663).

Так великий Пушкин вписал Красноуфимск в российскую историю.

Валерий ГАНЬКИН, краевед. г. Красноуфимск

          Ганькин В. Пушкин о Красноуфимске/ В. Ганькин// Знак вопроса. - Красноуфимск, 2003. - N 6. - С. 4.

В прошлом году железнодорожники отметили 80-летие прибытия первого поезда на станцию Красноуфимск, что случилось 14 марта 1919 года, а через год прошел первый «сквозной».

Линия Казань-Екатеринбург строилась для связи центральной России с Уралом по кратчайшему пути. Документы говорят (в частности, описи по отчуждению земли от государственных крестьян Красноуфимского уезда) о том, что работы по строительству этой магистрали были начаты в конце мая 1914 года на всем ее протяжении. Планировалось, что работы будут закончены к осени 1916 года, то есть при общем протяжении 910 верст (1 верста 1,07 км.) темпы строительства планировались порядка 300 верст за год. Была назначена и окончательная дата приемки в эксплуатацию - 17 мая 1917 года.

Большие социальные потрясения - первая мировая война, две революции, гражданская война отодвинули на несколько лет начало сквозного движения.

После освобождения Урала от белогвардейцев и белочехов осенью 1919 года специальная комиссия сделала заключение, что Казанбургская линия к эксплуатации непригодна. 23 января 1920 года совет рабочей и крестьянской обороны принял постановление, в котором говорилось, что сквозное движение до Екатеринбурга должно быть восстановлено к 1 июля, а регулярное движение должно быть начато не позднее 1 октября.

В восстановительных работах были задействованы части запасной армии. Вновь возводились сожженные станционные здания и мосты, укладывался балласт, протягивались линии телефонной и телеграфной связи.

Из 12,5 тысячи красноуфимцев 4,5 тысячи были заняты на восстановлении Камского моста в районе города Сарапул. Именно это недостроенное стратегическое сооружение через Каму было причиной отсутствия сквозного движения. 12 марта 1920 года по Камскому мосту прошел первый поезд с сибирским хлебом.

А 1 июля 1920 года первый «сквозной» поезд прибыл в Екатеринбург. Жители столицы Среднего Урала отметили это событие как большую победу. Газета «Уральский рабочий» за 1,2,3 июля посвятила этому событию целый ряд интересных публикаций - вот их заголовки: «Новая дорога», «Значение нашей победы».

К сожалению, в Красноуфимске не сохранилось никаких документальных свидетельств о прохождении этого исторического поезда. Учитывая небольшое расстояние до областного центра, полагаю, что поезд из Москвы впервые прошел через нашу станцию 30 июня 1920 года, то есть этому событию исполнилось восемь десятилетий.

В. ГАНЬКИН.

         Ганькин В. Первый "сквозной" поезд прошел через Красноуфимск 30 июня 1920 года/ В. Ганькин  // Вперед. - Красноуфимск, 2000. - 3 июля. - С. 3.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ