Материалы краеведа В. Д. Ганькина

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Из цикла «Детство Казанбургской»

В проектах новых железных дорог неоднократно встречаются названия уездного города Красноуфимска. По моим изысканиям таких неосуществленных проектов было три.

Проект 1-й: тут было два варианта. По первому варианту предлагалось построить железную дорогу от ст. Чепца (это восточнее г. Вятки (Кирова) через Осу на Красноуфимск и дальше на Екатеринбург. Было получено даже разрешение. Дело дошло до того, что началась покупка земель в черте г. Красноуфимска и в уезде. Уездная управа ходатайствовала, чтобы железная дорога проходила через волости — Александровскую, Быковскую и Златоустовскую (с. Б. Ключи). Это происходило в 1903 году.

Второй вариант предполагал строительство линии Кострома – Оса – Красноуфимск – Шадринск - Омск. Торгово-промышленные круги Урала и Сибири горячо поддерживали эту идею: они предлагали построить железную дорогу по этому направлению взамен строительства второй колеи по Северной дороге. Такие идеи витали в 1908-09 г.г., но в связи со строительством линии

Пермь - Кунгур - Екатеринбург в 1906-09 г.г. эти проекты остались на бумаге.

Подробнее: Остались в проектах

Статья № 8

Из цикла «Детство Казанбургской».

«Детство» линии Казань-Екатеринбург было очень трудным. Читатель знает, что дорога должна была быть сдана в эксплуатацию 17(30) мая 1917 года, но большие общественные катастрофы — 1-я мировая война, две революции 1917 года, братоубийственная гражданская война — отодвигали окончание строительства.

К 1917 году были построены такие объекты: паровозное депо на ст. Красноуфимск, вокзалы, служебные помещения, земляное полотно, пробиты тоннели, были готовы или близки к завершению многие искусственные сооружения — мосты, виадуки.

Особенно неопределенное положение на Казанбургской было в марте-мае 1918 года, что привело к забастовкам, а затем к суровым расправам в отношении инженерно-технического состава: так инженерный состав 7-го (Красноуфимского) участка был расстрелян (6 человек, в т.ч. главный инженер участка П. П. Филин).

26 июля 1918 года был опубликован декрет СНК о национализации железных дорог, как находящихся в эксплуатации, так и строящихся. Таким образом, вся железнодорожная сеть стала государственной.

К этому времени Советская Россия была охвачена огнем гражданской войны. Не стала исключением и трасса линии Казань-Екатеринбург: она оказалась в зоне ожесточенных боевых действий. В одном из документов пишется: «Мы тянули дорогу со стороны Сарапул, а белогвардейцы — от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад».

Открытие тоннеля в районе Красноуфимска сдерживало работы на ее северной стороне. Из воспоминаний А. А. Шавкунова (1896 г. р.): он после демобилизации в январе 1918 года ехал на рабочем поезде из Екатеринбурга только до Приданниково; при колчаковцах не были готовы выемка и тоннель, хотя на участке от Екатеринбурга до Дружинино железная дорога работала.

Подробнее: Казанбургская в годы гражданской войны

Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. По происхождению слово и фамилия являются латинским словом; в русский язык попало из языков Западной Европы и по началу в России употреблялось в значении «семья».

Фамилии людей не возникли в какой-нибудь год, они появились на протяжении последних 500 лет. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуют уличными фамилиями, известными только в ближайшем соседям.

Наследственное имя семьи на Руси появилось довольно поздно - в конце 15-го века. Это было привилегией правящих слоев - бояр и дворян. В начале фамилией становились отчества, прозвища, указания на род занятий, этнической принадлежности или месту рождения.

Официальное юридическое закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555-ом году при составлении «Государева родословца», зафиксировавшего известные знатные фамилии.

Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху, когда введение обязательной и гражданской службы для дворян делает все дворянское сословие обладателями стабильных личных фамилий, а создание регулярных армий и флота становится причиной офамиливания значительной части недворянского населения (крестьян и ремесленников, мещан и беглых).

Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18-го и первой половине 19-го века.

Большой толчок образованию фамилий дала крестьянская реформа 1861 года, когда нужно было давать фамилии бывшим крепостным крестьянам, которые их не имели. Купечество в это время так же приобретает фамилии, наряду с народными, уличными появляются в их среде и благородные - результат браков с разорившимися дворянскими семьями.

До этого во 2-й половине 18-го века появляется новый тип фамилии, которые решено было дать незаконным детям знатных отцов.

Подробнее: Кое-что о фамилиях

Попытка первая. К 1868 году относятся проекты маги­страли Москва-Тюмень через Казань. На следующий год была создана при казанской земской управе специаль­ная железнодорожная комиссия, которая занималась организационной стороной вопроса. Представители зем­ства, надо полагать, были горячими сторонниками «сред­него» направления. Казалось, что до начала строитель­ства недалеко: в 1875 году Александр II утвердил этот проект, но участие России в балканской войне 1877-1878 годов сорвало эти планы. Правда, Казань в ходе строи­тельства линии Рязань-Казань в июне 1894 года соеди­нилась железной дорогой с Москвой, а в октябре 1912 года было открыто движение по кратчайшему маршру­ту через Шихраны (г. Канаш) -Сергач-Арзамас-Муром-Люберцы.

Попытка вторая. В 1903 году была предположена ли­ния железной дороги от станции Чепца через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург. Разрешение было получено. Дело дошло до того, что началась покупка земель в черте города Краспоуфимска и в уезде. Уездная управа ходатайствовала, чтобы железная доро­га проходила через волости Александровскую, Быковс­кую и Златоустовскую (с. Большие Ключи). Но в связи со строительством линии Пермь-Кунгур этот проект не осуществился. А аргументы в защиту этой идеи были веские: «При проведении линии через Красноуфимск она удаляется от бассейна реки Кама, и таким образом, усло­вия эксплуатации проектирумой линии будут вне зави­симости от конкуренции водных путей сообщения» (гл. 14 и 15 за 1903 год) из материалов 40-го очередного Крас-ноуфимского уездного земского собрания).

Попытка третья. В мае 1906 года уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур-Красно­уфимск. Эта инициатива начала было реализовываться. Однако в 1907 году уездная управа была уведомлена: «...Управление МПС сообщает, что соединение Красноуфимска веткой со строительством Пермь-Екатеринбургской железной дороги за счет казны не поставлено на очередь и едва ли может быть осу­ществлено в ближайшем будущем ввиду затруд­нительного состояния государственной казны. С другой стороны, предложений к постройке про­водимой ветки на Красноуфимск за счет частных капиталов не имеется». (24 сентября 1907 г. - гл. № 1 и 7-из материалов 14-го собрания).

Попытка четвертая. В 1910 году начались под­готовительные работы, хотя юридические воп­росы не были решены: «Летом текущего года несколько партий инженеров проводили изыс­кания - направления предполагаемой построй­ки новой железной дороги Казань-Екатерин­бург, причем изыскания эти коснулись и окрес­тностей г. Красноуфимска (гл. № 3 и 7 - из материалов 16-го собрания).

Подробнее: С четвертой попытки

После отмены крепостного права Россия пережила не­сколько железнодорожных «бумов», благодаря которым территория империи покрылась за короткий срок обшир­ной сетью стальных магистралей. Особенно успешными были вторая половина 1860-70 гг. Строительство желез­ных дорог шло за счет казны и на частные средства пу­тем кредитования государственных средств. На этой почве железнодорожное дело переходит в руки неболь­шой группы тузов-миллионеров, ставших по существу монополистами, железнодорожными магнатами, своеоб­разными «олигархами», взращенными, как и в наше вре­мя, на казенных деньгах. Как писал современник, на многие годы «был преподан наглядный урок сметливос­ти, ловкости в мошенничестве». Железнодорожные кон­цессии «разожгли аппетиты к грабежу и разбазариванию государственных средств в угоду союзу сановной бюрок­ратии и олигархической буржуазии». Наиболее извест­но было «среди железнодорожных королей» имя фон Мекков как выдающихся строителей железных дорог. Они имели репутацию людей «с громадным влиянием и с громадным состоянием».

Корнями фон Мекки были из Лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце 16-го века. Известность этой семье принес Карл Федорович (Карл Отгон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876). Немногословная загадочная фигура скром­ного инженера, сумевшего стать «железнодорожным королем», привлекла внимание в обширных источниках. С.Ю. Витте так характеризовал эту личность: «... эти же­лезнодорожные короли заняли такое положение в зна­чительной степени благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в значительной степени пройдошеству. Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень конкретный немец, он нажил порядочное состояние, но жил доволь­но скромно».

Коротко, его карьера такова: в 19 лет становится сту­дентом Петербургского института путей сообщения и в 1844 году успешно его заканчивает, службу в ведомстве МПС начал в чине поручика, был затем инженером и инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России.

14 января 1848 года в его жизни происходит важное событие - он вступает в брак с совсем юной, 17-летней, дочерью помещика Смоленской губернии Надеждой Филаретовной Флоровской, которая стала ему верной опорой и поддержкой на протяжении их совместного жизненного пути. Брак был счастливым. Надежде Фи­ларетовне предстояло родить 11 (!) детей, из которых 9 остались в живых. Карл Федорович оставляет государственную службу и одним из первых в России включается в рискованное дело - строитель­ство железных дорог.

Подробнее: Семейство "железнодорожных королей"

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом