Кто ты, Богданович?

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Факты из жизни автора проекта железной дороги Казань-Екатеринбург, прошедшей через г. Красноуфимск.

Во второй половине 19-го века Россия пережила несколько железнодорожных бумов: буквально за 2-3 десятилетия железные дороги дошли от двух столиц до Балтийского и Черного морей, до сырьевых районов империи, перешагнули Кавказский хребет, миновали Волгу. Возникли и изолированные магистрали, в частности, Уральская горнозаводская (Пермь-Екатеринбург, построенная в 1874-78 годах).

Шли дискуссии о выборе варианта западной части Транссибирской магистрали. Их было три. Один получил название «Южный», его автор - Евгений Васильевич Богданович, издавший труд «Проект Сибирско-Уральской железной дороги» (СПб, 1868 и 1891 годы). Тогда он был в чине полковника, занимал должность чиновника для особых поручений МВД. Предлагал построить пинию Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень.

План этого строительства возник из-за неординарной ситуации. В 1864-65 годах в Вятской и Пермской губерниях был неурожай. 15 января 1866 года министр внутренних дел П. А. Валуев дал письменное предписание: «Немедленно отправиться в помянутые губернии…, посетить уезды, жители которых терпят нужду в продовольствии. Я надеюсь, что Вы примете все меры к точнейшему разъяснению действительных нужд населения и изыскания средств для скорого предотвращения могущих быть от этого последствий».

А уже 23 марта Е.В. Богданович в телеграмме из Екатеринбурга сообщает: «... единственным к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени.Такая линия, будучи впоследствии продолженной через Сибирь к китайской границе, получила бы важное международное коммерческое значение».

Вернувшись в Петербург, он предоставил новому министру внутренних дел П.П. Мельникову свои предложения, а тот после доклада Александру IIразрешил провести изыскания и составить подробный проект железной дороги по «южному» направлению.

В апреле 1868 года Е.В. Богданович получил высочайшее разрешение от царя и во главе небольшой экспедиции отправляется в район будущей трассы. Через год возвращается в столицу уже с проектом. И начались годы борьбы за проекты в кабинетах, на страницах газет и журналов...

При жизни автора был построен лишь участок Екатеринбург-Тюмень, открытый 11 декабря 1885 года. А вот линия Казань-Екатеринбург имела трудную судьбу, попытки строительства в 1875, 1903, 1906-07 годах были по разного рода обстоятельствам безуспешными. Пока за дело не взялось акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, начавшее стройку в конце мая - начале июня 1914 года, как раз накануне первой мировой войны... Председателем общества был Николай Кириллович фон Мекк, автором проекта и главным инженером Белоцерковский, главным инженером 7-го (Красноуфимского) участка Павел Павлович Филин.

Конечно, Е.В. Богданович следил за судьбой своего проекта, хотя уже занимался другой деятельностью, причем весьма плодотворно, за что удостоен чести занесения в Большую Энциклопедию, изданную в 1896 году в С-Петербурге. О нем рассказывается так: «Евгений Васильевич Богданович - генерал и писатель. Родился в 1832 году, служил во флоте и по Министерству внутренних дел. С 1888 года - генерал-майор, затем член совета министров внутренних дел. Сочинил...» (следует перечисление его печатных трудов).

Известно, что служил он и на знаменитом корабле «Памяти Азова». Скончался 1 сентября 1914 года в Ялте, как видим, уже после начала строительства нашего участка железной дороги.

При жизни заслуги Е. В. Богдановича были высоко оценены общественностью и государством. Он был почетным гражданином Екатеринбурга, Камышлова, Сарапула, Тюмени; стипендии его имени учреждены при Камышловской женской прогимназии и первом Сибирском (Томском) университете; бывшую станцию Оверино назвали его именем, теперь это город Богданович на Сибирском тракте.

Посмотрите и на парадный мундир генерала-писателя. Он был удостоен орденов святого Георгия, святого Станислава 3-й и 2-й степеней, других наград и званий от государства. Может, стоит и красноуфимским железнодорожникам подумать об увековечении памяти автора проекта дороги через наш город? Ведь в железнодорожном районе есть улицы со стандартными номерными названиями, а памяти о человеке, давшем жизнь нашей станции, нет. Несправедливо!

Валерий ГАНЬКИН, член общества краеведов г. Красноуфимск

Ганькин В. Кто ты, Богданович?:[Е. В. Богданович, авт. проекта стр-ва ж. д. Казань - Сарапул - Красноуфимск - Екатеринбург - Камышлов - Тюмень]/  В. Ганькин  // Знак вопроса. - Красноуфимск, 2003. -N 32. - С. 2-3.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ