Культура

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Годы, про которые сегодня пойдет речь, в советских кругах в шутку называли «малой культурной революцией». Шутка шуткой, но доля правды здесь просматривается. Я имею в виду шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Этот период был насыщен крупными политическими событиями. Назову некоторые из них: это, в первую очередь, подготовка к 50-летию Великого Октября, 50-летию образования СССР, 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата В.И.Ле­нина.

К каждому празднику «снизу до верху» состав­лялись мероприятия: по разви­тию промышленности, строи­тельству и благоустройству, культуре и спорту и другие. Мне, как руководителю отдела культуры горисполкома (1967-1975 г.г.), наиболее близки на­мечаемые меры по развитию и укреплению базы учреждений культуры, организации отдыха горожан, организационные воп­росы, связанные с датами крас­ного календаря.

Несмотря на то, что долгож­данный клуб опытно-эксперимен­тального завода, построенный на средства предприятия, в какой-то степени разрешал проблему отдыха молодежи, материаль­ная база учреждений культу­ры вызывала нарекания тру­дящихся. По-прежнему город­ской Дом культуры был рас­считан на 140 мест, а новый Дом культуры на 600 только-только поднимался из нулево­го цикла. Из-за ветхости были снесены клуб им. Ухтомского на железнодорожном узле и клуб в Соболях. Городские библиотеки (взрослая и детская) ютились в неприспособленных помещениях с деревянными стеллажами и небольшим ко­личеством книг.

Вот почему городские влас­ти, пользуясь моментом (под­готовка к празднованию пере­численных выше дат), умело пробивали назревшие перед Красноуфимском вопросы в об­ластных организациях. И здесь заметную роль сыграли первые секретари горкома КПСС Г. В. Медведев и А. И. Ха­баров, а также «рабочие ло­шадки» - председатели горис­полкома Н. Ф. Кретов, Н. М. Жочкин, Б. А. Миков, зам. председа­теля М. С. Трифанов.

Повезло городу в том, что депутатами в Верховный Со­вет избирались от Красноуфимского избирательного ок­руга первые секретари обко­ма КПСС К.К. Николаев и Я.П. Рябов. Это с их помо­щью были построены за ко­роткие сроки на бюджетные средства кинотеатры «Космос» и «Октябрь», больше выделя­лось средств на завершение строительства городского Дома культуры (сметная стоимость его по титулу составляла 653 тысячи рублей).

Этот статус объекта мешал выполнять строительные рабо­ты более высокого качества.

Например, от­делка помеще­ний была запла­нирована только известковой.Этот же титул запрещал приоб­рести рояль и многое-многое другое. Доходи­ло до абсурда: чтобы приобрес­ти рояль, при­шлось обра­щаться к зам. министра куль­туры РСФСР В.М. Стриганову. Разрешили в порядке исклю­чения. И подоб­ных фактов - хоть отбавляй.

Вот здесь-то и нужна была поддержка, как теперь модно выражаться, высоких чиновни­ков. И они не подводили. Но их вкладов кое-где не хвата­ло. Не раз, по-моему, закла­дывали фундамент клуба же­лезнодорожников. Это было од­ним из наказов избирателей. Однако его не удалось выпол­нить - финансирование прекра­тилось.

Подробнее: Культурная революция местного значения

Однажды директор краеведческого музея Л.Е. Алексейчик, зная, что я изучаю историю литературного движения в Красноуфимске, показала мне потрепанную, желтовато-серую брошюрку, озаглавленную просто: "Коммунистический сборник стихотворений местных пролетарских поэтов". Издана Красноуфимским Уездным комитетом РКП (большевиков) в 1921 году, отпечатана в местной государственной типографии.

Слов нет - поразила меня эта книжица. Не ее содержание, а сам факт издания в Красноуфимске сборника СТИХОВ! И когда?! Ведь на окраинах молодого советского государства еще продолжалась гражданская война, да и в наших краях гремели выстрелы недобитых противников новой власти, хозяйничали вокруг города бандиты и прочее отребье. До стихов ли в такое смутное, голодное и холодное время?

Мотивы классовой борьбы, неизбежности победы нового над старым - об этом писали самодеятельные поэты двадцатых годов. Всего 29 стихов девяти авторов. Не все рискнули назваться полным именем. Вижу инициалы: Н.О., Д.В., К.Н., Н.К., или просто фамилии: Страшнов, Кусакин, есть с инициалами: В. Волжский, Клавдий Шептаев, Е.Л. Сыропятов. Может, сохранились в городе потомки этих людей, приглашаем Вас в редакцию для знакомства, и беседы.
Конечно, стихи слабоваты, если судить с сегодняшних позиций. Но искренние, насыщены пафосом, энергией. Есть и лиричные:

Весна идет. Все небо дивно ясно.
И в роще слышен трелей перелив,
И чувствуется сил прилив, -
А с ними буря жизни не опасна!
                           Клавдий Шептаев.

Эти строки были написаны весной 1921 года. И спустя всего два (!) месяца обнародованы в сборнике.

Подробнее: К стихов плетенью чудное влеченье

В воскресенье, 14 февраля, исполняется 44 года со дня первого показа на экранах телесериала «Тени исчезают в полдень». Советская эпопея полюбилась миллионам зрителей, но лишь немногие из них знают, что полувековую историю сибирской деревни Зелёный Дол снимали под Красноуфимском. В Год кино «ОГ» составила перечень мест региона, чьи пейзажи и жители засветились на большом экране — оказалось, таких много.

  • Самым «киношным» городом, конечно, оказался Екатеринбург, здесь были сняты десятки фильмов. В 1974 году вышла в прокат мелодрама «Дочки-матери», снятая на киностудии имени Горького. В кадр попали свердловские улицы, и Уралмашзавод.

— Главную героиню, уралмашевскую заводчанку Олю Васильеву снимали в только что построенном блоке цехов сварных металлоконструкций (БЦСМК), в фильм попала экспозиция заводского музея, открывшаяся незадолго до начала съёмок, — рассказали «ОГ» на Уралмашзаводе.

В 1991 году в Екатеринбурге был впервые снят фильм совместного производства СССР и Великобритании о расстреле царской семьи «Цареубийца», собравший целую плеяду выдающихся актёров — Малкольма Макдауэлла, Олега Янковского, Армена Джигарханяна. Любопытный факт: обстановку дома инженера Ипатьева полностью воссоздали в кинопавильоне. Оказалось, что в архивах сохранились копии планов этажей дома, по ним и были построены интерьеры павильонов.

Самыми кассовыми фильмами последних лет, где засветился Екатеринбург, стали «Ёлки». Во второй части в кадре появился ледовый городок на главной площади, в третьей — и сами горожане. Возле торгового центра рассыпали два центнера молотой бумаги вместо снега, массовку пригласили в шапках, пуховиках и со своим реквизитом — например, лыжами. А самые противоречивые отзывы получила комедия Василия Сигарева «Страна Оз», которую критики прозвали «Антиёлками». Действие фильма разворачивается в частности на улице Торфорезов.

Михаил Чурбанов, генеральный директор Свердловской киностудии:

Столица Урала во время съёмок легко может вписаться в самые разные исторические эпохи. Для одной из сцен в фильме «Золото» превратили в харчевню подвал одного из старых зданий на улице Чапаева. В картине «Первые на луне» Екатеринбург должен быть стать городом конца 30-х годов. Какие-то сцены снимали в городском пространстве — например, в парке имени Маяковского, а сцены с поверхностью Луны, например — в павильонах киностудии. В фильме «К вам пришёл ангел» о судьбе Талгата Нигматулина в кадр попал современный Екатеринбург — и широкие улицы, и красивейшие парковые аллеи. Мелодраму «Влюблён и безоружен» снимали в наших частях МЧС, а лирическую комедию — в полке связи, куда по сюжету приходит служить главный герой в исполнении Игоря Лифанова. Любопытный факт: некоторые до сих пор думают, что ситком «Счастливы вместе» снимался в Екатеринбурге. На самом деле, киностудия помогла только с заставкой: сами съёмки, конечно, проходили в московских павильонах.

  • На втором месте по популярности у кинорежиссёров — Красноуфимск. В городе и его окрестностях сняли пять фильмов. Мосфильмовскую сагу «Тени исчезают в полдень» снимали в посёлке Сарана и исчезнувшей ныне деревне Петуховка. Аликаев Камень, где по сюжету погибает главная героиня фильмаМарья Воронова, после выхода фильма получил второе название — Марьин утёс — и стал туристическим памятником. Чуть раньше в Красноуфимске снимали ленту «Человек без паспорта» о советских контрразведчиках (для съёмок тогда перекрыли часть улицы Советской), а в начале 80-х годов — в боевике «Найти и обезвредить», местом действия стал посёлок Саргая.
Подробнее: Декорации ещё сохранились

Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2016 год объявлен Годом отечественного кино. «В целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу постановляю провести в 2016 году в РФ Год российского кино», — говорится в указе.

У красноуфимцев со съемками фильмов - давняя история, а с артистами - дружба. Наш старинный город, при­рода привлекают ки­норежиссеров. Жители города и района могут перечислить фильмы, которые здесь снима­ли? Напомню, это - «Че­ловек без паспорта», «Тени исчезают в пол­день», «Найти и обез­вредить», «Ехали два шофера», «Небесные жены луговых мари». И что знаменательно - эти фильмы не толь­ко снимали в наших краях, но наши земляки участвовали в съемках вместе с известными артистами.

«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПАСПОРТА»

Первое кино, которое частично было снято у нас, в Красноуфимске, в 1966 году, это фильм - детектив «Человек без паспорта» (режиссер Анатолий Бобров­ский). В фильме показано, как советские контрразведчики выследили и обез­вредили агента иностранной разведки. Как вспоминает В. Пономарев, в то время студент Красноуфимского сельхозтехни­кума, для съемок была перекрыта часть улицы Советская и студенты из окон об­щежития наблюдали момент съемки вылезания человека из дорожного люка.

В массовки приглашали и красноуфимцев, работа хоть символически, но опла­чивалась, и это в то время удивляло и радовало.

«ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ»

Самый большой сериал, снятый у нас - «Тени исчезают в полдень» режис­серов Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Съемки фильма шли в Саране, в исчезнувшей ныне деревне Петуховка, в Саргае. Аликаев камень, на котором был снят момент гибели герои­ни, командира партизанского отряда Ма­рьи Вороновой, также находится в наших местах, и после демонстрации фильма эта скала получила второе название — Марьин утес. Туда уже давно проложена туристическая тропа, любят там бывать школьники, коллективы, гости из разных уголков страны.

Подробнее: Пять фильмов сняты в Красноуфимске!

В 20-30-е гг. прошлого столетия произошла коренная перестройка культурной жизни советского народа, образовалась новая форма культуры — социалистическая. В 1934 году в СССР были приняты Постановление Наркомпроса РСФСР «О развитии колхозно-совхозных театров» и приказ «О порядке организации работы колхозно-совхозных театров». Следствием этих решений к середине 1930-х годов в СССР было массовое появление в стране «деревенских» театральных трупп, как «законченных театральных предприятий». Предполагалось, что колхозно-совхозные театры будут «театрами нового типа, детищами второй пятилетки по художественному обслуживанию социалистического сектора деревни», помимо показа спектаклей, выполнять функции агитбригад, проводя пропагандистскую и культурно-воспитательную работу в колхозах, совхозах, МТС, а также выступать в жанре «малых форм» на основе сельского материала.

Согласно документам, находящимся на хранении в Государственном архиве в г. Красноуфимске в Свердловской области в 30-40 е годы XX века функционировали два колхозно-совхозных театра: Красноуфимский и Ирбитский.

Согласно уставу «Первого областного колхозно-совхозного драматического театра в городе Красноуфимске» это была «самостоятельная хозяйственная единица, действующая на началах хозяйственного расчета, с правом юридического лица», театр имел печать с изображением своего наименования.

Штат театра подразделялся на следующие категории: «административно-руководящий персонал (директор, бухгалтер, администратор, завхоз), художественно-руководящий персонал (художественный руководитель, режиссер, художник, помощник режиссера, суфлер), технически-обслуживающий персонал (реквизитор, рабочие сцены, одевальщицы, гардеробщик, истопник, билетер, уборщица, «пожарник» (так в документе), шофер и сторож), художественно-технический персонал (машинист сцены, электрик, портной, парикмахер, декоратор, бутафор). Кроме того, на базе театра функционировали «производственные цеха», в которых трудились 10 человек. Творческий состав колхозно-совхозного театра был сформирован в основном из артистов областных театров, которые обеспечивались квартирами в г. Красноуфимске. В документах имеются сведения о том, что в театре работали артисты Свердловского ТЮЗа, музкомедии, Московского Камерного театра, кроме того, во многих постановках принимали участие артисты местной самодеятельности.

Из воспоминаний жителя Красноуфимска Александра Васильевича Поплавского: «Я поступил на работу в театр в 1939 году с января месяца на должность актера и художника по оформлению спектаклей. Много интересных спектаклей просмотрели трудящиеся нашего города и района. Это был один из театров, который просуществовал до начала ВОВ. Между артистами профессионалами и самодеятельностью была какая-то особая дружба, чувство товарищеского долга было первейшим моральным законом».

Подробнее: Первый областной колхозно-совхозный драматический театр в г. Красноуфимске

Подкатегории

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом