Культура

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Из воспоминаний бывшего художественного руководителя красноуфимского Дома культуры Александра Васильевича Поплавского (1966 г.)

Фильмы демонстрировали без звука. Каждая картина имела музыкальное сопровождение на фортепиано. Пианистка была очень опытная, она быстро лавировала в зависимости от содержания кинофильма. Пианисткой была Рогозинникова - член семьи известных в то время народовольцев. Вся семья Рогозинниковых была музыкальная, и ни один концерт в далеком прошлом не обходился без участия их семьи. Самая младшая девушка Рогозинникова обладала чудесным голосом и изумительной внешностью.

В период первой мировой войны временно был открыт еще один кинотеатр в помещении бывшего винного склада, где размещается Ремзавод. В то время помещение склада было забито до отказа военнопленными немцами, австрийцами, мадьярами. Они Жили почти без конвоя. Многие из военнопленных были большие мастера - музыканты. Они изготовляли, буквально, одним перочинным ножом скрипки и виолончели, контрабасы и т.д. Правда, за неимением красок, музыкальные инструменты были не окрашены. Таким образом, они создали прекрасный оркестр. Все кинофильмы сопровождались музыкой этих военнопленных. И когда сидишь в кинотеатре, смотришь кинокартину, и слушаешь их Оркестр, и думаешь, что ты сидишь в Венском театре.

В летнее время работал городской сад. В саду было три прямых березовых аллеи. Была оркестровая раковина, где частные музыканты услаждали слух гуляющей публики. Танцевальной площадки не было и скучающая публика слушала музыку захудалого оркестра и лузгала семечки. Здесь, в городском саду находились летнего типа бильярдная, игорный клуб и буфет. И опять же сутками проводили за картами купцы и чиновники, тут же ели и пили, шампанское лилось рекой. Их кучера выстраивались в ряд по всему кварталу, дремали вместе со своими рысаками.

В городском саду был построен летний театр (дощатый). В нем проводились спектакли и концерты, приезжали циркачи-силачи, борцы и т.д.

В то время трудящаяся молодежь развлекалась сама по себе. Собирались на дому, на вечеринки-посиделки. Молодежь плясала под гармошку или балалайку - так было зимой. В летнее время отмечали религиозные праздники, такие как троица, которые праздновали в течение недели. Под вечер собирались парни и девушки на большой поляне. Девушки водили хоровод, а парни начинали русскую борьбу, которая заканчивалась обычно в полночь. Начинали борьбу малыши, когда солнце было еще высоко, а заканчивалась борьба уже солидными мужчинами или даже крепкими стариками.

Иногда в город, обычно на ярмарки, заезжали гастролеры. Давали представление в балагане «Петрушку». В городе была одна библиотека и находилась в одной комнате внизу (в здании райисполкома). Книг было немного.

Во время Гражданской войны сгорел летний театр. Через некоторое время театр был восстановлен на прежнем месте.

Подробнее: Культура города прошлого века

Годы, про которые сегодня пойдет речь, в советских кругах в шутку называли «малой культурной революцией». Шутка шуткой, но доля правды здесь просматривается. Я имею в виду шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Этот период был насыщен крупными политическими событиями. Назову некоторые из них: это, в первую очередь, подготовка к 50-летию Великого Октября, 50-летию образования СССР, 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата В.И.Ле­нина.

К каждому празднику «снизу до верху» состав­лялись мероприятия: по разви­тию промышленности, строи­тельству и благоустройству, культуре и спорту и другие. Мне, как руководителю отдела культуры горисполкома (1967-1975 г.г.), наиболее близки на­мечаемые меры по развитию и укреплению базы учреждений культуры, организации отдыха горожан, организационные воп­росы, связанные с датами крас­ного календаря.

Несмотря на то, что долгож­данный клуб опытно-эксперимен­тального завода, построенный на средства предприятия, в какой-то степени разрешал проблему отдыха молодежи, материаль­ная база учреждений культу­ры вызывала нарекания тру­дящихся. По-прежнему город­ской Дом культуры был рас­считан на 140 мест, а новый Дом культуры на 600 только-только поднимался из нулево­го цикла. Из-за ветхости были снесены клуб им. Ухтомского на железнодорожном узле и клуб в Соболях. Городские библиотеки (взрослая и детская) ютились в неприспособленных помещениях с деревянными стеллажами и небольшим ко­личеством книг.

Вот почему городские влас­ти, пользуясь моментом (под­готовка к празднованию пере­численных выше дат), умело пробивали назревшие перед Красноуфимском вопросы в об­ластных организациях. И здесь заметную роль сыграли первые секретари горкома КПСС Г. В. Медведев и А. И. Ха­баров, а также «рабочие ло­шадки» - председатели горис­полкома Н. Ф. Кретов, Н. М. Жочкин, Б. А. Миков, зам. председа­теля М. С. Трифанов.

Повезло городу в том, что депутатами в Верховный Со­вет избирались от Красноуфимского избирательного ок­руга первые секретари обко­ма КПСС К.К. Николаев и Я.П. Рябов. Это с их помо­щью были построены за ко­роткие сроки на бюджетные средства кинотеатры «Космос» и «Октябрь», больше выделя­лось средств на завершение строительства городского Дома культуры (сметная стоимость его по титулу составляла 653 тысячи рублей).

Этот статус объекта мешал выполнять строительные рабо­ты более высокого качества.

Например, от­делка помеще­ний была запла­нирована только известковой.Этот же титул запрещал приоб­рести рояль и многое-многое другое. Доходи­ло до абсурда: чтобы приобрес­ти рояль, при­шлось обра­щаться к зам. министра куль­туры РСФСР В.М. Стриганову. Разрешили в порядке исклю­чения. И подоб­ных фактов - хоть отбавляй.

Вот здесь-то и нужна была поддержка, как теперь модно выражаться, высоких чиновни­ков. И они не подводили. Но их вкладов кое-где не хвата­ло. Не раз, по-моему, закла­дывали фундамент клуба же­лезнодорожников. Это было од­ним из наказов избирателей. Однако его не удалось выпол­нить - финансирование прекра­тилось.

Подробнее: Культурная революция местного значения

Однажды директор краеведческого музея Л.Е. Алексейчик, зная, что я изучаю историю литературного движения в Красноуфимске, показала мне потрепанную, желтовато-серую брошюрку, озаглавленную просто: "Коммунистический сборник стихотворений местных пролетарских поэтов". Издана Красноуфимским Уездным комитетом РКП (большевиков) в 1921 году, отпечатана в местной государственной типографии.

Слов нет - поразила меня эта книжица. Не ее содержание, а сам факт издания в Красноуфимске сборника СТИХОВ! И когда?! Ведь на окраинах молодого советского государства еще продолжалась гражданская война, да и в наших краях гремели выстрелы недобитых противников новой власти, хозяйничали вокруг города бандиты и прочее отребье. До стихов ли в такое смутное, голодное и холодное время?

Мотивы классовой борьбы, неизбежности победы нового над старым - об этом писали самодеятельные поэты двадцатых годов. Всего 29 стихов девяти авторов. Не все рискнули назваться полным именем. Вижу инициалы: Н.О., Д.В., К.Н., Н.К., или просто фамилии: Страшнов, Кусакин, есть с инициалами: В. Волжский, Клавдий Шептаев, Е.Л. Сыропятов. Может, сохранились в городе потомки этих людей, приглашаем Вас в редакцию для знакомства, и беседы.
Конечно, стихи слабоваты, если судить с сегодняшних позиций. Но искренние, насыщены пафосом, энергией. Есть и лиричные:

Весна идет. Все небо дивно ясно.
И в роще слышен трелей перелив,
И чувствуется сил прилив, -
А с ними буря жизни не опасна!
                           Клавдий Шептаев.

Эти строки были написаны весной 1921 года. И спустя всего два (!) месяца обнародованы в сборнике.

Подробнее: К стихов плетенью чудное влеченье

В воскресенье, 14 февраля, исполняется 44 года со дня первого показа на экранах телесериала «Тени исчезают в полдень». Советская эпопея полюбилась миллионам зрителей, но лишь немногие из них знают, что полувековую историю сибирской деревни Зелёный Дол снимали под Красноуфимском. В Год кино «ОГ» составила перечень мест региона, чьи пейзажи и жители засветились на большом экране — оказалось, таких много.

  • Самым «киношным» городом, конечно, оказался Екатеринбург, здесь были сняты десятки фильмов. В 1974 году вышла в прокат мелодрама «Дочки-матери», снятая на киностудии имени Горького. В кадр попали свердловские улицы, и Уралмашзавод.

— Главную героиню, уралмашевскую заводчанку Олю Васильеву снимали в только что построенном блоке цехов сварных металлоконструкций (БЦСМК), в фильм попала экспозиция заводского музея, открывшаяся незадолго до начала съёмок, — рассказали «ОГ» на Уралмашзаводе.

В 1991 году в Екатеринбурге был впервые снят фильм совместного производства СССР и Великобритании о расстреле царской семьи «Цареубийца», собравший целую плеяду выдающихся актёров — Малкольма Макдауэлла, Олега Янковского, Армена Джигарханяна. Любопытный факт: обстановку дома инженера Ипатьева полностью воссоздали в кинопавильоне. Оказалось, что в архивах сохранились копии планов этажей дома, по ним и были построены интерьеры павильонов.

Самыми кассовыми фильмами последних лет, где засветился Екатеринбург, стали «Ёлки». Во второй части в кадре появился ледовый городок на главной площади, в третьей — и сами горожане. Возле торгового центра рассыпали два центнера молотой бумаги вместо снега, массовку пригласили в шапках, пуховиках и со своим реквизитом — например, лыжами. А самые противоречивые отзывы получила комедия Василия Сигарева «Страна Оз», которую критики прозвали «Антиёлками». Действие фильма разворачивается в частности на улице Торфорезов.

Михаил Чурбанов, генеральный директор Свердловской киностудии:

Столица Урала во время съёмок легко может вписаться в самые разные исторические эпохи. Для одной из сцен в фильме «Золото» превратили в харчевню подвал одного из старых зданий на улице Чапаева. В картине «Первые на луне» Екатеринбург должен быть стать городом конца 30-х годов. Какие-то сцены снимали в городском пространстве — например, в парке имени Маяковского, а сцены с поверхностью Луны, например — в павильонах киностудии. В фильме «К вам пришёл ангел» о судьбе Талгата Нигматулина в кадр попал современный Екатеринбург — и широкие улицы, и красивейшие парковые аллеи. Мелодраму «Влюблён и безоружен» снимали в наших частях МЧС, а лирическую комедию — в полке связи, куда по сюжету приходит служить главный герой в исполнении Игоря Лифанова. Любопытный факт: некоторые до сих пор думают, что ситком «Счастливы вместе» снимался в Екатеринбурге. На самом деле, киностудия помогла только с заставкой: сами съёмки, конечно, проходили в московских павильонах.

  • На втором месте по популярности у кинорежиссёров — Красноуфимск. В городе и его окрестностях сняли пять фильмов. Мосфильмовскую сагу «Тени исчезают в полдень» снимали в посёлке Сарана и исчезнувшей ныне деревне Петуховка. Аликаев Камень, где по сюжету погибает главная героиня фильмаМарья Воронова, после выхода фильма получил второе название — Марьин утёс — и стал туристическим памятником. Чуть раньше в Красноуфимске снимали ленту «Человек без паспорта» о советских контрразведчиках (для съёмок тогда перекрыли часть улицы Советской), а в начале 80-х годов — в боевике «Найти и обезвредить», местом действия стал посёлок Саргая.
Подробнее: Декорации ещё сохранились

Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2016 год объявлен Годом отечественного кино. «В целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу постановляю провести в 2016 году в РФ Год российского кино», — говорится в указе.

У красноуфимцев со съемками фильмов - давняя история, а с артистами - дружба. Наш старинный город, при­рода привлекают ки­норежиссеров. Жители города и района могут перечислить фильмы, которые здесь снима­ли? Напомню, это - «Че­ловек без паспорта», «Тени исчезают в пол­день», «Найти и обез­вредить», «Ехали два шофера», «Небесные жены луговых мари». И что знаменательно - эти фильмы не толь­ко снимали в наших краях, но наши земляки участвовали в съемках вместе с известными артистами.

«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПАСПОРТА»

Первое кино, которое частично было снято у нас, в Красноуфимске, в 1966 году, это фильм - детектив «Человек без паспорта» (режиссер Анатолий Бобров­ский). В фильме показано, как советские контрразведчики выследили и обез­вредили агента иностранной разведки. Как вспоминает В. Пономарев, в то время студент Красноуфимского сельхозтехни­кума, для съемок была перекрыта часть улицы Советская и студенты из окон об­щежития наблюдали момент съемки вылезания человека из дорожного люка.

В массовки приглашали и красноуфимцев, работа хоть символически, но опла­чивалась, и это в то время удивляло и радовало.

«ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ»

Самый большой сериал, снятый у нас - «Тени исчезают в полдень» режис­серов Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Съемки фильма шли в Саране, в исчезнувшей ныне деревне Петуховка, в Саргае. Аликаев камень, на котором был снят момент гибели герои­ни, командира партизанского отряда Ма­рьи Вороновой, также находится в наших местах, и после демонстрации фильма эта скала получила второе название — Марьин утес. Туда уже давно проложена туристическая тропа, любят там бывать школьники, коллективы, гости из разных уголков страны.

Подробнее: Пять фильмов сняты в Красноуфимске!

Подкатегории

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом