Персоналии

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

БОГОЛЮБОВ, Константин Васильевич [р. 11 (23). VIII. 1897, с. Александровское Пермской губ.] — рус. сов. литературовед и писатель. Выступил в 20-е гг. в уральской печати с лит.-критич. статьями. Занимался также собиранием и публикацией революц. песен (опубл. в сб-ках «Песни борьбы», 1934, «Песни уральского революционного подполья», совм. с М. С. Кашеваровым, 1935). Работы Б. связаны преим. с изучением лит. наследия писателей Урала, в особенности Д. Н. Мамина-Сибиряка. В 1934 он подготовил первое сов. изд. его сочинений в 5 тт., опубл. кн. «Вопросы творческой истории романа „Три конца"» (1950). Б. впервые подготовил к печати избр. соч. П. И. Заякина-Уральского (1935) и И. Ф. Колотовкина (1936), участвовал в подготовке соч. Ф. М. Решетникова (1933), собр. соч. А. П. Бондина (т. 1—3, 1948) и кн. «П. П. Бажов в воспоминаниях» (1953). Худож. произв. Б. посвящены гл. обр. прошлому Урала; он — автор биографич. повести о Мамине-Сибиряке («Певец Урала», 1939) и историч. кн. об уральских мастерах, о жизни и борьбе горнорабочих (трилогия «Зарницы», 1954) и др.

Соч.: Певец Урала, 2 изд., [Челябинск], 1952; Зарницы, , 2 изд., Свердловск, 1957; Атаман Золотой, Свердловск, 1955; Грозный год, Свердловск, 1958.

Лит.: К у с к о в  В., Писатель, критик, педагог (к 60-летию со дня рождения К. В. Боголюбова), «Урал», 1957, № 2.

//Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. - М., 1962. - С. 657.

В Красноуфимской городской библиотеке историческая повесть Владимира Юрезанского «Исчезнувшее село» на полках не залеживается. Об этом можно судить по состоянию книги, которая побывала во многих руках. Автор со всей силой своего таланта рассказывает о горькой судьбе жителей украинского села, которые в угоду дикого помещичьего произвола вынуждены были оставить на сожжение родные хаты.

Владимир Юрезанский написал не только повесть «Исчезнувшее село». В его библиографии вы встретите книги «Ржи цветут», «Зарево над полями», «Зной», сборники рассказов «Могила в огнях», «Митька-химик» и другие произведения.

Богата литература и о нем самом, о его сочинениях. Рецензии на книги В. Юрезанского публиковались в двадцатых и в начале тридцатых годов в журналах «Красная новь», «Звезда», «Книгоноша», «Печать и революция».

Его имя можно встретить в первом издании Большой Советской Энциклопедии.

Писатель Владимир Юрезанский в какой-то мере дорог и нам, красноуфимцам. Он жил в нашем городе, учился в общеобразовательных классах промышленного училища. Здесь он начинал свой литературный путь, здесь познал полицейскую камеру.

Владимир Юрезанский — литературный псевдоним Владимира Тимофеевича  Носа.

Владимир Нос приехал в Красноуфимск из деревни Пичугино, Златоустского уезда, Уфимской губернии, чтобы поступить в общеобразовательные классы промышленного училища. В автобиографии, которая опубликована в челябинской газете Уральская новь» в ноябре 1965 года, Владимир Тимофеевич об этом периоде своей жизни рассказывает так:

Подробнее: Поэт «Правды»

выдержки из статьи

Пока их немного, этих книжек небольшого формата в разноцветных  глянцевитых  переплетах. Но на очереди следующие, что прибавят к уже знакомым новые имена поэтов и прозаиков России, расширив тем самым наши представления о современном литературном процессе. Начало, во всяком случае, положено...

Речь идет о книгах, выходящих с прошлого года в издательстве «Современник» в новой серии «Первая книга в столице». Цель ее — издание произведений писателей, живущих в областях, краях, автономных республиках и национальных округах Российской Федерации, уже завоевавших у себя определенную известность, но еще не издававшихся в Москве.

Цель и смысл этой серии, безусловно, благородны. Интересно посмотреть, какие же произведения издательство посчитало достойным внимания широкого круга читателей.

Беру в руки повесть уральца П. Куляшова «Солдатки». На обороте обложки портрет автора: немолодое лицо, глаза человека, немало видевшего и пережившего. «Павел Куляшов, в прошлом рабочий-арматурщик, живет и работает в Пермской области. Он автор двух книг...»

Так сказано в издательской аннотации. «Солдатки» говорят о П. Куляшове как о писателе вполне определившемся, сильном в изображении деревенского быта. Причем быта отнюдь не замкнутого в себе, но освещенного авторской мыслью о высоких нравственныхкачествах народного характера.

Произведение его повествует о деревне в годы войны, о женщинах, державших на своих плечах тыл. Темане стареющая, вызвавшая к жизни немало известных и не очень известных книг — от «Марьи» Медынского до недавней повести «Глафира» сибирской писательницы Л. Асеевой. Героиню П. Куляшова зовут Феня, Федосья... И снова перед нами история одной женской судьбы, судьбы очень нелегкой.

Подробнее: Новая серия «Современника»

Людей, изучающих творчество Пушкина, зовут пушкинистами. Стало быть, тех, кто посвятил труды свои Д.Н. Мамину-Сибиряку, можно назвать мамистами. Название не больно звучное, но что сделаешь — другого нет.

Их было и есть немало в России. Из уральских мамистов старшего поколения к ним нужно отнести писателя В.А. Старикова и учёного-филолога И.А. Дергачёва. Но первыми мамистами на Урале были не они.

Тот, первый, напишет в своих воспоминаниях, что дедушка его — простой русский провинциальный священник по родовой фамилии Мельчаков, а бабушка и вовсе неграмотная коми-пермячка. Но в духовной семинарии среди выпускников с не очень значительной фамилией было принято брать новую фамилию, поближе к Богу, к будущей службе: Благосклоновы, Добролюбовы, Воскресенские. “Мой дед принял фамилию Боголюбов. От неё и мы пошли, по идее — “любящие Бога”...

Так моим (нашим) университетским учителем стал внук первого Боголюбова — Константин Васильевич Боголюбов, который в этом году отметил бы свой юбилей: 110 лет со дня рождения.

1. ПОПОВИЧ-ГИМНАЗИСТ — КРАСНОАРМЕЕЦ

Детство и отрочество у него, как и у Мамина-Сибиряка, прошли в тех же благословенных лесах и зелёных горах Урала, только бурсы жестокой, в отличие от Мити Мамина, Костя Боголюбов не знал — сразу поступил в классическую гимназию. Но всё равно писать о Дмитрии Наркисовиче ему было сподручнее. Жизненно ближе.

Рождённый в Александровском заводе Красноуфимского уезда в семье, как сказано, потомственных священников (именно из таких семейств вышло большинство наших писателей-разночинцев, святых и отчаянных народных заступников), юные годы свои провёл он в ещё более глухом и старинном, чем маминский Висимо-Шайтанск, селе Вильгорт Чердынского уезда, часто в обществе политссыльных. Это памятливо и ярко опишет К.В. Боголюбов в своих воспоминаниях и книжке о детстве “На заре то было на утренней”. В 11 лет, в августе 1908 года, он уедет в губернскую столицу Пермь и поступит в гимназию, где бедный попович из глухомани пойдёт вплоть до её окончания в числе лучших учеников.

Подробнее: Константин Васильевич, или Мамист № 1

Встреча с поэтом-земляком

Сцена Сарсинского Дома культуры, украшенная цветами, в этот раз похожа больше на летнюю мансарду. Из-за кулис с обеих сторон с песней выходят участники фольклорного ансамбля «Сарсаде». Композитор Бухманов написал эту песню на слова марийского поэта Семена Николаева. И написана песня о родной деревне поэта  — Сарсах.

Солистки ансамбля Любовь Имаева и Зоя Егорова хлебом-солью встречают в зрительном зале и самого поэта — Семена Васильевича Николаева, приехавшего в очередной рал навестить свою родную деревню.

Родная деревня —
                                любимая земля.
Самую лучшую песню
                                            тебе я пою.
Вдали тебя я вижу,
                                              как мать,
Вблизи тебя считаю
                                      родным дитем.

Примерно так переводятся слова песни с марийского на русский.

Подробнее: Зовет его родная деревня

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом