Житие священномученика Алексея Будрина

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Священство - есть активная сила, есть непрестанная деятельность, и поэтому около него всегда закипает ожесточенная вражда, борьба, которая ведется за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога.

Протоиерей Иоанн Восторгов

6 февраля 1861 г. в губернском г. Пер­ми в семье протоиерея Иоанна Будрина родился сын, в святом крещении получивший имя Алексия (на фото).

С раннего детства мальчику и его сестре (имя неизвестно) прививают­ся понятия о кротости и послуша­нии, о терпении, чтобы во время дет­ских игр они не затевали ссоры или споры между собой и сверстниками, о сострадании к убогим, просящим подаяние, которых они видят во вре­мя прогулок, родители заботились о том, чтобы душа и ум чад их были открыты и для детских молитв.

Вечерние сумерки Рождественско­го поста. Во мраке пустынных улиц, как глаза голодной стаи волков, го­рят керосиновые фонари-коптилки. Чуть слышен глухой стук деревян­ной колотушки караульного. Уже плотно задернуты тяжелые гардины на окнах. Между ними в простенке висит большое зеркало в резной раме красного дерева. В нем отражаются зажженные сальные свечи, матушка за рукоделием. На столе начищенный медный самовар, в его поддоне еще пышут жаром сосновые шишки - он сияет и греет, как солнышко. В углу, что зовется красным, иконы - серебряные оклады поблескивают от мер­цающей загадочным светом лампады. Алеша знает, что Господь незри­мо присутствует рядом, осеняет себя крестным знамением, испрашивает у Него благословение и с усердием при­ступает к детским трудам. Он терпе­ливо рисует, а затем вырезает из белой бумаги ангелов. Маленькая сестра, усадив куклу у теплой печи, спешит помочь ему привязать нити к поделкам. Лица детей зарумянились и сияют от радости. Они знают, что скоро под колокольные звоны в каж­дый храм и в каждый дом радостно войдёт Рождество. Может случить­ся, что дети обнаружат утром в сты­лых сенях, возле кадки с квашеной капустой, новые салазки.

В тихой, мирной домашней обста­новке в детском сознании укрепляются понятия о христианских праз­дниках, о православной вере.

Время летит незаметно. Алексий возмужал и сознательно определил цель своей жизни - служение Богу. На выбор повлиял пример образцо­вого служения о. Иоанна, благочес­тивая жизнь родителей. Юноша по­лучил необходимое образование для поступления в духовную семинарию, в которую зачислен после сдачи всту­пительных экзаменов. В пору юнос­ти Алексий знакомится со скромной светлоглазой девушкой Капитолиной Всеволодовной, а затем венчает­ся с ней.

В 1882 году Алексий окончил полный курс наук с аттестатом 1-го разряда и званием студента. Епископом Вассианом рукополагается в сан дьякона Бла­говещенской церкви мужской гимна­зии. С 7 мая 1882 года по 19 января 1883 года в возрасте 21 года он вступа­ет в должность учителя и законоучи­теля в школе арестантского отделения.

19 января 1883 года викарным епис­копом Екатеринбургским Нафанаилом, викарием Пермским дьякон Алексий рукополагается в сан священника Сыринской Свято-Троиц­кой церкви.

За время проживания в с. Сыринске семья батюшки пополняется троимя детьми и укрепляется общими забота­ми, взаимопониманием, совместным преодолением житейских проблем.

16 апреля 1883 г. родилась дочь - первенец Александра.

4 апреля 1885 г. появился сын Сте­фан.

С 24 октября 1886 г. из колыбельки раздается детский голосок Капитолины.

С 1886 г. (по 1888 г.) в возрасте 25 лет о. Алексий утверждается членом благочиннического совета 1-го окру­га г. Красноуфимска. Вместо него должность законоучителя в с. Сы­ринске занимает выпускник Пермс­кой духовной семинарии Иван Ми­хайлович Луканин.

В 1887 г. иерей Алексий переезжаете семейством в уездный город Красноуфимск, куда он направлен Указом Духовной Консистории служить в домовой церкви во имя св. равноапо­стольных Кирилла и Мефодия при реальном училище (основано в 1875 г.).

16 августа - венец лета. Ямщик го­нит лошадей. Уже обозначилась гладь Александровского пруда в име­нии помещиков-дворян Голубцовых, Покровская каменная церковь (пост­роена в 1831 г.). До Красноуфимска 11 верст. По дороге лениво бредет скот, затрудняя проезд едущей на­встречу повозке семейства батюшки. В пути по пыльным дорогам все при­томились, младенцы дремлют в объя­тиях родителей, как в теплых гнез­дышках. Созерцание незнакомых живописных окрестностей и мирная беседа скрадывают дорожную уста­лость. Проезжают мимо Хлебной площади, неподалеку от нее на бере­гу Уфы бабы на плотомоях полощут белье, отбивая его вальками, ритмич­ный звук разносится над водой.

На каменистом выступе правого берега обозначилась часовня Иоси­фа Песнописца и виднеется Свято-Троицкий собор.

Училище, где в домовом храме пред­стоит служить о. Алексию, располо­жено в центре города по ул. Троиц­кой, 51 (ныне ул. Ленина).

С августа 1887 года батюшка пре­подает церковно-славянский язык в низшей русско-башкирской школе 1-го разряда. Рядом с ней, возле леса, находится домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в которую вложил и свои личные сред­ства Н. А. Соковнин. В ней перед на­чалом учебного дня учащиеся при­учаются испрашивать помощи в уче­нии, а в течение года исповедаются и причащаются Христовых Тайн.

На занятиях о. Алексий обучает их знанию алфавита, учит осмысленно и благоговейно читать церковно-сла­вянский текст, наполненный не толь­ко религиозным смыслом, но и красотой звучания. Иерей Алексий вырабатывает у них терпение, усидчивость: они пригодятся им в освоении ремес­ла при дальнейшем обучении.

Добросердечные и теплые отноше­ния складываются у батюшки с директором училища, действительным статским советником Н. А. Соковниным, образованным, деликатным, тонким психологом, и служат доброй поддержкой на новом месте слу­жения, как и с отцом Иаковом Братчиковым - бесхитростным, по-детс­ки открытым для всех.

1888 г. По предложению епископа Владимира (Никольского) отец Алек­сий назначается членом Красноуфимского Уездного Отделения Епархиальных училищ, состоит его секретарем. Батюшке часто прихо­дится колесить по дорогам уезда: на выпускные экзамены, с целью надзо­ра. 28 мая он выезжает в с. Н.-Потамское с проверкой качества препо­давания Закона Божия законоучите­лем о. И. Т. Удюрминским, работа которого отмечается «без перемен к лучшему». 29 мая о. Алексий посе­щает дальнее Уткинское, в котором преподавание Закона Божия учите­лем А. Е. Трубиным, не имеющим ду­ховного образования, ухудшилось.

2  марта 1889 г. в семье батюшки появляется дочь Лидия.

29 апреля 1890 г. иерей Алексий пе­реводится к Красноуфимскому Свято-Троицкому собору с увольнени­ем от законоучительства в промышленном училище.

12 октября 1890 г. назначается по­мощником 1-го округа протоиерея Иакова Братчикова, престарелого уже, и утверждается законоучителем одноклассного церковно-приходского Кирилло-Мефодиевского учи­лища, где дети познают общеобра­зовательные предметы и разделы За­кона Божия, основы церковного пения в течение 3-х лет.

3 марта 1891 г. у о. Алексия и Капитолины Всеволодовны рождается пятый ребенок - сын. В семье радость - крещение скоро. Младенца нарек­ли Алексием. Таинство совершается в соборе, в зимнем зале Никольского придела (отапливаемом), в летнем (под расписным куполом) службы начинаются только с Пасхи.

Вскоре матушка вновь безропотно собирает пожитки: батюшка опре­делен к Пермскому Спасо-Преображенскому Кафедральному собору (построен в 1819 г.).

Иерею Алексию 30 лет. С 22 июня 1891 г. по 13 сентября 1896 г. он зани­мает должность инспектора классов и законоучителя в Пермском Епархиальном женском училище. Ко вре­мени преподавания иерей Алексий обрел большой духовный опыт и значительные познания в педагоги­ке. Как инспектор он трудится над Составлением расписания уроков на неделю и тем для письменных упраж­нений, принимает экзамены, посеща­ет внеурочные мероприятия.

С большой любовью батюшка на­ставляет юных особ духовного сословия в том, как определить им свою жизненную программу, что в своей будущей профессии они более должны стремиться к духовной пище, остерегаясь соблазна мирских раз­влечений и удовольствий. На уроках Закона Божия о. Алексий раскрыва­ет ученицам нравственные, религи­озные, духовные понятия, которые необходимы им в будущей профес­сии. Девушки - внимательные слу­шательницы, и добросовестно отно­сятся к изучаемым предметам: впе­реди их ждет нелегкий труд.

22 июня 1893 г. семейство иерея Алексия вновь пополнилось - родилась дочь Любовь. Шестой ребенок принимает святое крещение. Имеет свой дом во владении, родной очаг, где каждому тепло в любое время.

С 4 мая 1895 г. о. Алексий исполня­ет обязанности ключаря Кафедрального собора вместо скончавшегося протоиерея Д. Г. Коровина, а со 2 июня назначается на эту должность, которая имеет значимость 1-го места после настоятеля. Батюшка несет ответственность за сохранность всех соборных ценностей, ведет их опись, хранит ключи от ризницы, помеще­ний, где хранится церковная утварь, наблюдает за порядком богослуже­ния. За период служения иерея Алек­сия в Кафедральном соборе храм преображается и благоукрашается.

9 мая 1902 г. о. Алексий возведен в сан протоиерея.

С 1 сентября 1904 г. он заведует церковно-приходской школой-приютом для девочек Успенского женского монастыря. Душевное тепло исходит от батюшки, когда он об­щается с сиротками, отторгнутыми миром, но не забытыми Богом. Он участлив и внимателен к их детским нуждам. Посещение о. Алексием школы-приюта вносит взаимопони­мание и радость в жизнь учениц, на­полняет ее отеческой любовью, так необходимой для них.

11 октября 1909 г. многочисленная семья протоиерея Алексия покидает Пермь. Батюшка перемещен штат­ным протоиереем к Свято-Троицко­му собору г. Красноуфимска и тай­ной резолюцией назначен благочин­ным церквей 1-го округа, а также обременен должностью председате­ля Уездного Отделения Епархиаль­ного училищного совета. Работа о. Алексия сопряжена с разъездами по уезду. Кроме надзора за церковны­ми школами протоиерей Алексий исполняет и священнические обязан­ности.

Одновременно с несением трудов, упомянутых выше, о. Алексий заведует одной из приходских городс­ких школ. В 1910 г. он приобретает для школы на личные средства боль­шую икону «художественной рабо­ты» первоучителей славянских Ки­рилла и Мефодия.

29 января 1910 г. городское Обще­ство, оценив организаторские и педагогические дарования, также видя в о. Алексее духовно укрепленного пастыря, избирает его членом Попе­чительского совета промышленного училища. Совет состоит из 11 пред­ставителей. В круг обязанностей вхо­дит обсуждение и решение вопросов помощи в предоставлении жилища учителям, особой заботы требует развивающаяся учебная ферма (с растущим на ее базе производством и содержанием низших школ - русско-башкирской и кожевенной), об утверждении стипендии в память бракосо­четания Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Александровича и Государыни Импе­ратрицы Марии Федоровны.

26 августа 1912 г. Пермским губер­наторским избирательным собранием в числе нескольких священнослу­жителей батюшка окончательно из­бирается в качестве члена Государственной Думы для служе­ния на государственно-обществен­ном поприще во славу Божию.

12 декабря 1912 года протоиерей Алексий переживает волнующий и радостный момент в своей жизни: счастье быть представленным Его Императорскому Величеству. В ру­ках батюшки пожалованный снимок с изображением Его Величества Го­сударя Императора Николая Второ­го как члену Государственной Думы, который он благоговейно хранил до последнего дня своей жизни.

1913 г. Протоиерей Алексий с матуш­кой Капитолиной Всеволодовной с сыном Алексием и младшей Любовью живут в северной столице - Санкт-Петербурге. Заседания Думы в Тав­рическом дворце батюшка посещает очень аккуратно. Когда батюшка отправляет на службу, матушка обяза­тельно молится за него: город боль­шой, ямщики лихие, многое непри­вычно, многое озадачивает.

В 1913 г. к «дорогому деданьке» и родным приезжает погостить внуч­ка Леночка Будрина[1].

До 25 февраля 1917 г. протоиерей Алексий продолжает участвовать в работе Государственной Думы 4 и последнего созыва, а затем возвра­щается на пастырское служение в г. Красноуфимск. Вскоре после кончи­ны Императора Николая Второго зверски замучен и расстрелян не от­рекшийся от Господа 57-летний про­тоиерей Алексий Будрин.

1918 г. - в сентябрьский субботний день во второй его половине протоиерея Алексия повели под конвоем, словно разбойника, на «партизанское поле»[2]. Народ спешит за батюш­кой с плачем.

Батюшка, облаченный в белую ризу, стоит безмолвно, руки выпрямлены вдоль туловища. Наперс­ный крест отливает позолотой в се­рый скорбный день. Длинные пряди волнистых каштановых волос нис­падают за плечи. Лик кажется светя­щимся непонятным светом.

Вдруг прозвучали шесть выстрелов в сторону батюшки. Но он стоит не­подвижно, после седьмого - падает. Лицо его чистое, не залито кровью. Куда попала пуля - Богу весть. Теп­лится ли жизнь в теле о. Алексия, или оно бездыханно тоже - Богу весть.

Красные лиходеи привязали тело к лошади - головой под удары копыт. И поволокла его несчастная скотин­ка через железнодорожные стальные пути. Гнали бессловесное животное по Никольской (ныне Интернацио­нальная) улице. На перекрестке улиц Почтовой и Никольской, №74, возле дома купца Ф. А. Рычкова[3], поднял кто-то бронзовую медаль на ревер­се: «В память 300-летия Царствова­ния Дома Романовых. 1613-1913». Возле дома купца Ивана Артемьевича Шевелина (на пересечении улиц Никольской, №79, и Соболевской, №8)[4], в котором расположился рев­ком, лошадь остановили. Злодеяние завершилось 15 сентября 1918 г. в районе Пещерного лога[5]. 17 сентяб­ря город заняли колчаковцы. Родная сестра о. Алексия на месте казни сре­ди других истерзанных и расстрелян­ных опознала тело батюшки по перстню на пальце, так как лицо муче­ника было изуродовано прикладом винтовки[6].

Наталия Брагина

Городок. – 2006. - № 2. – С. 20, № 3. – С. 17, № 4. – С. 17, № 5. - С. 17



[1]Елена Ивановна Будрина (1903-1976 гг.) родилась в с. Поташка Красноуфимского уезда (ныне Артинский район), где в Покровской церкви (построена в 1843 г.) служил ее отец иерей Иоанн.

[2] В 1918 году - картофельное поле. Сейчас на этом месте стоит больничный комплекс.

[3]Ныне угол Куйбышева и Интернациональной, бывшая столовая №4.

[4] Ныне угол улиц Интернациональной и Советской

[5]Ныне Холодный лог, расположен возле гор Березовой и Могильной (за кладбищем).

[6]1924 г. В с. Нижнеиргинском на свадьбе Елены Ивановны Будриной и Павла Дементьевича Торопова, сына владельца кожевенного предприятия, гость - че­кист. Он, рассматривая семейный альбом, узнал в одном из снимков о. Алексия, спросил: «Кто это?». Получив ответ, сказал, что это он расстрелял батюшку из маузера. На свадебном снимке рукой Елены Ивановны поставлена дата гибели ее дедушки: «15.09.1918». В июне 1934 г. она приедет с 5-летним сыном Юрием в Красноуфимск на место земного упокоения дорогого их сердцу человека.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом