Известные горожане

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

28 августа 2006 г. на 75-м году жизни после тяжелой продолжи­тельной болезни скончалась Вер­типрахова Ираида Федоровна - Почетный гражданин городско­го округа Красноуфимск.

ВертипраховаИ.Ф. родилась 23 октября 1931 года в г. Красноуфимске в семье рабочего. После окончания в 1941 году средней школы № 11 (ныне шко­ла № 86) поступила в медицинс­кий техникум Уральского заво­да тяжелого машиностроения, который закончила в 1950 году. С 1952 по 1954 гг. училась в летной школе. В 1954-1962 гг. работала в Красноярском аэроклубе лет­чиком-инструктором, с 1962 г. - в 188 авиаотряде территориаль­ного управления гражданского воздушного флота г. Красноярска, сначала вторым пилотом, а затем командиром самолета АН-2. В 1964 году была переве­дена в 126-летный отряд вторым пилотом, а позднее - команди­ром самолета ИЛ-14. В период с 1968 по 1985 гг. - командир самолетов ИЛ-18, ИЛ-62, ТУ-154. В 1977 году женский экипаж само­лета ИЛ-62, командиром которо­го была Вертипрахова И.Ф., ус­тановил несколько мировых ре­кордов: по высоте, дальности и скорости полетов.

За особые заслуги в освоении и эффективном использовании современной авиационной техни­ки, высокие показатели в обуче­нии и воспитании летных кадров, многолетнюю безаварийную ра­боту и большие достижения по применению авиации в народном хозяйстве страны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1978 г. ей, един­ственной женщине, было присво­ено почетное звание «Заслужен­ный пилот СССР».

За трудовые и спортивные дос­тижения Вертипрахова И.Ф. была награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями и По­четными грамотами, занесена в Почетную книгу «Гражданская авиация в лицах».

После выхода на заслуженный отдых Ираида Федоровна перееха­ла на родину, в г. Красноуфимск, где активно занималась обще­ственной работой и патриоти­ческим воспитанием молодежи. Избиралась депутатом Красноуфимского городского Совета народных депутатов.

По достоинству оценивая заслуги Вертипраховой И.Ф., депутаты Думы городского ок­руга Красноуфимск в апреле текущего года присвоили ей звание «Почетный гражданин городского округа Красно­уфимск».

Память о Вертипраховой И.Ф. надолго сохранится в сер­дцах красноуфимцев.

В.И. МАЛАХОВ, глава ГО Красноуфимск,
В.В. ГОРДЕЕВ, председатель Думы городского округа.

Малахов В. И. Вертипрахова Ираида Федоровна:23.10.1931-28.08. 2006: Заслуженный пилот СССР, Почетный гражданин городского округа Красноуфимск : крат. биогр./ В. И. Малахов, В. В. Гордеев // Вперед.- Красноуфимск, 2006.-5 сент. - С. 6.

Согласно ходатайству Красноуфимского земства с 1 июня 1875 года в городе было открыто реальное училище в составе шести классов, с горнозаводским и сельскохозяйственным отделениями. Преподавание сельскохозяйственных наук в реальном училище на­чалось в 1880 году. В этом же году на должность директора училища был назначен Николай Александ­рович Соковнин. Много сил и энергии отдал он становлению учебного заведения.

Для практического обучения сельскому хозяйству учащихся Н. А. Соковнин вначале организовал учеб­ное хозяйство на участке земли в 30 гектаров. Он создал для производства дешевых машин механичес­кую мастерскую, снабдив ее паровым двигателем. За три года в ней было изготовлено 73 пароконных плу­га, 10 конных рядовых сеялок, 10 молотилок, 3 сено­косилки с жатвенным прибором, 6 зерносушилок, большое количество борон.

Соковнин с первых же лет существования учебного хозяйства ходатайствовал перед правительством об отводе большого участка земли для фермы. В 1882 году участок земли в трех верстах от города был передан училищу. Воду возили на лошадях из Уфы, за 3,5 километра. Для фермы нужно было приобрести племенной скот. Все это требовало больших средств и времени, но Соковнин настойчиво добивался намеченного.

К 1887 году на полях учебного хозяйства были введены севообороты с травосеянием. Появилось и опытное поле, на котором проводилась научно-иссле­довательская работа.

В январе 1883 года директор Красноуфимского реального училища был приглашен в губернское собрание. Комиссия выслушала мнение Соковнина о том, что хлебные запасы собираются недоброкачественные, неспелые, сорные, что способствует порче запасов семян. Губернское земство в течение 12 лет (до 1883 года) своего существования ничего не сде­лало в отношении улучшения сельского хозяйства, а Красноуфимское уездное земство устроило даже свою сельскохозяйственную ферму благодаря, конеч­но, стараниям Н. А. Соковнина.

Хотя губернское собрание в одном из предыдущих заседаний не признало за Красноуфимской фермой общегубернского значения, но услугами ее пользова­лись и другие уезды. Например, Екатеринбургское земство в 1883 году выписало семена уже не из Пе­тербурга, а из Красноуфимска.

Подробнее: Директор реального училища

«Рожденный ползать - летать не может!» - эту истину, запомнившуюся со школьной скамьи, я испытал на себе. С 1941 по 1951 годы рос среди летчиков, среди гула самолетных двигателей, прогреваемых перед полетом. Живя в Свердловске, улетал с аэродрома «Уктус» в Кольцово и обратно на самолете У-2. Таким образом доставляли меня в летний пионерский лагерь, когда я был учеником с первого по четвертый класс. Ветел в кабине самолета ЛИ - 2 над заснеженными вершинами Памира, когда в 1947 году отца перевели из Свердловска в Таджикское управление Гражданского Воздушного флота, и для перевозки семьи с багажом был выделен этот самолет.

Карабкался с другими мальчишками по списанным самолетам «Дуглас», «Мессершмитт» в Сталинабадском аэропорту. Но летчиком я не стал. Окончив 8 классов Красноуфимской средней школы №1, я уехал поступать в Херсонское мореходное училище.

Всю жизнь мне суждено было ползать по болотам, лесным речкам, лесам и горам, т.к. охота и рыбалка были моим страстным увлечением. В молодости - гонять футбольный мяч и двадцать лет шагать по шпалам Красноуфимской дистанции пути с различными проверками. Бег на стадионе и ходьба по перегонам по сравнению даже с идущим на посадку самолетом - это ползанье.

Сегодня живет среди красноуфимцев скромная женщина, которая за штурвалом самолета провела половину своей жизни. Полеты для души в Свердловском аэроклубе, где она занималась в 1951-52 годах как пилот - спортсмен, открыли дорогу в большую авиацию. Летное дело стало ее любимой и единственной профессией. Это ВЕРТИПРАХОВА ИРАИДА ФЕДОРОВНА - Заслуженный пилот СССР. ЕДИНСТВЕННАЯ В СТРАНЕ женщина, носящая это высокое почетное звание с 1978 года.Газета «Воздушный транспорт» 8 марта 1990 года отметила этот факт статьей специального корреспондента А. Журина, посвященной нашей землячке. Статья называлась - «Звезды» исчезают и появляются вновь». Одной «Звездой» в этой статье названа Вертипрахова И.Ф.

Родилась Ираида Федоровна в Красноуфимске 23 октября 1931 года. Семья никакого отношения к авиации не имела. После окончания семи классов железнодорожной школы №11 (ныне школа №86) поступила в Свердловское медучилище, где проучилась три года и получила диплом. Начала работать по специальности в Свердловске. И в это время потянуло в небо. Услышав, что в здании на углу улиц 8 Марта - Малышева открывается аэроклуб, добилась зачисления в него. И летала пилотом - спортсменом до 1952 года. По воспоминаниям матери Веры Ивановны, маленькая Ира еще в трехлетнем возрасте на вопросы взрослых: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», отвечала: «Летчиком!». Такие заявления не делали ни старший брат, ни младший. Обе женщины не могли объяснить мне, что послужило поводом для такого твердого выбора профессии в таком раннем возрасте. Видимо, как говорится, это «на роду ей было написано». Да, судьба свела ее с начальником аэроклуба, которого по имени - отчеству добрым словом вспоминает и сегодня. В клубе занимались всего две девушки, других желающих просто «не пущали» - не женское это дело. Но судьбу тоже надо уметь держать в руках.

Подробнее: Рожденная летать

В 1963 году по просьбе рабочих и служащих селекционной станции Третьей Селекционной улице присвоили имя Кима Пролетарского. Старожилы города хорошо помнят этого человека. С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны Ким Варламович Пролетарский работал старшим научным сотрудником и заведующим лабораторией физиология растений Красноуфимской селекционной станции, несколько раз избирался секретарем партийной организации.

На фронте Ким Варламович был пропагандистом 375 стрелковой дивизии. В боях за Родину он показал себя стойким, мужественным воином-коммунистом, был настоящим вожаком солдат. Он воодушевлял воинов полка живым, страстным словом, личным примером в бою.

Вот последний эпизод из его боевой жизни. Это было 23 декабря 1941 года. Шел бой за деревню Иванищи Калининской области. Ким Пролетарский с пятью бойцами первым ворвался в одну из траншей противника. Действуя штыками и гранатами, бойцы очистили ее от врага. Десятки вражеских солдат нашли здесь могилу, а остальные отступили.

Когда фашисты увидели, что в траншее лишь горстка храбрецов, они перешли в контратаку. Пришлось принять неравный бой. В ходе его трое бойцов были убиты, двое тяжело ранены. К. Пролетарский остался один. Он перебегал с места на место, огнем и гранатами продолжая уничтожать фашистов. Отстаивая занятый рубеж, он уничтожил несколько десятков вражеских солдат.

Вскоре на помощь пришли бойцы батальона. Но в последние минуты этого боя Ким Варламович получил смертельное ранение. Бесстрашный боец-коммунист погиб, но память о нем живет в сердцах его друзей и благодарных потомков.

 

Л. МАЛЫШЕВА, научный сотрудник краеведческого музея.

На снимке: К.В. Пролетарский (справа). Фото из архива музея.

Малышева, Л.Ким Пролетарский — боец, коммунист / Л. Малышева // Вперед. – 1976. – 6 апр. – С. 4

В сентябре 1977 года женс­кий экипаж флагмана Аэро­флота «ИЛ-62М», командиром которого была наша землячка Вертипрахова Ираида Федоровна, установил несколько мировых рекордов по высоте, дальности и скорости полета, проделав путь Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва. А еще через 2 месяца совершил беспосадочный полет по мар­шруту София-Владивосток. Ираида Федоровна - един­ственная в авиации женщина, получившая высокое звание «Заслуженный пилот СССР». Американские летчицы, рекорд которых экипаж Вертипраховой перекрыл в 3 раза, откры­ли в Ванкувере барельеф Ираиды Вертипраховой, а одну из аллей в мемориальном парке назвали ее именем.

Но после этого ее снова вер­нули в Красноярский авиаот­ряд на рейсовый самолет «ТУ-154». А через четыре года при посадке в Сочи случилось не­поправимое - управляемый ею «ТУ-154» выкатил за полосу, хотя и не по ее вине, и началь­ство это знало - удержать штур­вал такой машины не всегда удавалось и мужчинам. После этого и перевели ее вторым пилотом на «ИЛ-18».

Три года Ираида Федоровна пыталась найти справедли­вость, но безуспешно. Тогда и написала заявление об уходе из авиации. Сдала квартиру в Красноярске и вернулась в род­ной Красноуфимск к матери, хотя не мыслила себя без неба. «Счастье, когда ты в ка­бине самолета», - говорит она.

На долгое время начальство о ней забыло. Но не забыли ее друзья из родной авиакомпа­нии и жители г. Красноярска, которые предложили ее именем назвать третий по счету купленный авиакомпанией «Красэйр» (правопреемник тру­дового коллектива Вертипра­ховой) суперсовременный лай­нер «ТУ-204». Одному из них присвоено имя художника Ва­силия Сурикова, другому - олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина. Третий будет носить имя нашей землячки. Об этом писала газета «Труд», коррес­пондент которой побывал в гостях у знаменитой летчицы.

Навестили ее и журналисты газеты «Вперед», и фотокор­респондент Сергей Лещев сде­лал снимок на память, правда, совсем в домашней обстанов­ке.

Подробнее: Еще одна награда

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ