Известные горожане

 
 

Библиотечные страницы

«Рожденный ползать - летать не может!» - эту истину, запомнившуюся со школьной скамьи, я испытал на себе. С 1941 по 1951 годы рос среди летчиков, среди гула самолетных двигателей, прогреваемых перед полетом. Живя в Свердловске, улетал с аэродрома «Уктус» в Кольцово и обратно на самолете У-2. Таким образом доставляли меня в летний пионерский лагерь, когда я был учеником с первого по четвертый класс. Ветел в кабине самолета ЛИ - 2 над заснеженными вершинами Памира, когда в 1947 году отца перевели из Свердловска в Таджикское управление Гражданского Воздушного флота, и для перевозки семьи с багажом был выделен этот самолет.

Карабкался с другими мальчишками по списанным самолетам «Дуглас», «Мессершмитт» в Сталинабадском аэропорту. Но летчиком я не стал. Окончив 8 классов Красноуфимской средней школы №1, я уехал поступать в Херсонское мореходное училище.

Всю жизнь мне суждено было ползать по болотам, лесным речкам, лесам и горам, т.к. охота и рыбалка были моим страстным увлечением. В молодости - гонять футбольный мяч и двадцать лет шагать по шпалам Красноуфимской дистанции пути с различными проверками. Бег на стадионе и ходьба по перегонам по сравнению даже с идущим на посадку самолетом - это ползанье.

Сегодня живет среди красноуфимцев скромная женщина, которая за штурвалом самолета провела половину своей жизни. Полеты для души в Свердловском аэроклубе, где она занималась в 1951-52 годах как пилот - спортсмен, открыли дорогу в большую авиацию. Летное дело стало ее любимой и единственной профессией. Это ВЕРТИПРАХОВА ИРАИДА ФЕДОРОВНА - Заслуженный пилот СССР. ЕДИНСТВЕННАЯ В СТРАНЕ женщина, носящая это высокое почетное звание с 1978 года.Газета «Воздушный транспорт» 8 марта 1990 года отметила этот факт статьей специального корреспондента А. Журина, посвященной нашей землячке. Статья называлась - «Звезды» исчезают и появляются вновь». Одной «Звездой» в этой статье названа Вертипрахова И.Ф.

Родилась Ираида Федоровна в Красноуфимске 23 октября 1931 года. Семья никакого отношения к авиации не имела. После окончания семи классов железнодорожной школы №11 (ныне школа №86) поступила в Свердловское медучилище, где проучилась три года и получила диплом. Начала работать по специальности в Свердловске. И в это время потянуло в небо. Услышав, что в здании на углу улиц 8 Марта - Малышева открывается аэроклуб, добилась зачисления в него. И летала пилотом - спортсменом до 1952 года. По воспоминаниям матери Веры Ивановны, маленькая Ира еще в трехлетнем возрасте на вопросы взрослых: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», отвечала: «Летчиком!». Такие заявления не делали ни старший брат, ни младший. Обе женщины не могли объяснить мне, что послужило поводом для такого твердого выбора профессии в таком раннем возрасте. Видимо, как говорится, это «на роду ей было написано». Да, судьба свела ее с начальником аэроклуба, которого по имени - отчеству добрым словом вспоминает и сегодня. В клубе занимались всего две девушки, других желающих просто «не пущали» - не женское это дело. Но судьбу тоже надо уметь держать в руках.

Подробнее: Рожденная летать

В 1963 году по просьбе рабочих и служащих селекционной станции Третьей Селекционной улице присвоили имя Кима Пролетарского. Старожилы города хорошо помнят этого человека. С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны Ким Варламович Пролетарский работал старшим научным сотрудником и заведующим лабораторией физиология растений Красноуфимской селекционной станции, несколько раз избирался секретарем партийной организации.

На фронте Ким Варламович был пропагандистом 375 стрелковой дивизии. В боях за Родину он показал себя стойким, мужественным воином-коммунистом, был настоящим вожаком солдат. Он воодушевлял воинов полка живым, страстным словом, личным примером в бою.

Вот последний эпизод из его боевой жизни. Это было 23 декабря 1941 года. Шел бой за деревню Иванищи Калининской области. Ким Пролетарский с пятью бойцами первым ворвался в одну из траншей противника. Действуя штыками и гранатами, бойцы очистили ее от врага. Десятки вражеских солдат нашли здесь могилу, а остальные отступили.

Когда фашисты увидели, что в траншее лишь горстка храбрецов, они перешли в контратаку. Пришлось принять неравный бой. В ходе его трое бойцов были убиты, двое тяжело ранены. К. Пролетарский остался один. Он перебегал с места на место, огнем и гранатами продолжая уничтожать фашистов. Отстаивая занятый рубеж, он уничтожил несколько десятков вражеских солдат.

Вскоре на помощь пришли бойцы батальона. Но в последние минуты этого боя Ким Варламович получил смертельное ранение. Бесстрашный боец-коммунист погиб, но память о нем живет в сердцах его друзей и благодарных потомков.

 

Л. МАЛЫШЕВА, научный сотрудник краеведческого музея.

На снимке: К.В. Пролетарский (справа). Фото из архива музея.

Малышева, Л.Ким Пролетарский — боец, коммунист / Л. Малышева // Вперед. – 1976. – 6 апр. – С. 4

В сентябре 1977 года женс­кий экипаж флагмана Аэро­флота «ИЛ-62М», командиром которого была наша землячка Вертипрахова Ираида Федоровна, установил несколько мировых рекордов по высоте, дальности и скорости полета, проделав путь Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва. А еще через 2 месяца совершил беспосадочный полет по мар­шруту София-Владивосток. Ираида Федоровна - един­ственная в авиации женщина, получившая высокое звание «Заслуженный пилот СССР». Американские летчицы, рекорд которых экипаж Вертипраховой перекрыл в 3 раза, откры­ли в Ванкувере барельеф Ираиды Вертипраховой, а одну из аллей в мемориальном парке назвали ее именем.

Но после этого ее снова вер­нули в Красноярский авиаот­ряд на рейсовый самолет «ТУ-154». А через четыре года при посадке в Сочи случилось не­поправимое - управляемый ею «ТУ-154» выкатил за полосу, хотя и не по ее вине, и началь­ство это знало - удержать штур­вал такой машины не всегда удавалось и мужчинам. После этого и перевели ее вторым пилотом на «ИЛ-18».

Три года Ираида Федоровна пыталась найти справедли­вость, но безуспешно. Тогда и написала заявление об уходе из авиации. Сдала квартиру в Красноярске и вернулась в род­ной Красноуфимск к матери, хотя не мыслила себя без неба. «Счастье, когда ты в ка­бине самолета», - говорит она.

На долгое время начальство о ней забыло. Но не забыли ее друзья из родной авиакомпа­нии и жители г. Красноярска, которые предложили ее именем назвать третий по счету купленный авиакомпанией «Красэйр» (правопреемник тру­дового коллектива Вертипра­ховой) суперсовременный лай­нер «ТУ-204». Одному из них присвоено имя художника Ва­силия Сурикова, другому - олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина. Третий будет носить имя нашей землячки. Об этом писала газета «Труд», коррес­пондент которой побывал в гостях у знаменитой летчицы.

Навестили ее и журналисты газеты «Вперед», и фотокор­респондент Сергей Лещев сде­лал снимок на память, правда, совсем в домашней обстанов­ке.

Подробнее: Еще одна награда

В редакцию пришли ветераны педагогического труда Вера Михайловна и Мария Михайловна Мухановы. В руках они бережно держали белый конверт, в котором оказалась небольшая книжечка - «Краткий философский словарь» довоенного выпуска с памятной подписью героя Великой Отечественной войны Кима ПРОЛЕТАРСКОГО.

Из воспоминаний Мухановых:

Мы с сестрой приехали в Красноуфимск после окончания Свердловского педучилища за три года до начала Великой Отечественной войны. Гороно нас направило в городскую школу № 1. Кроме ежедневной глубокой подготовки к каждому уроку мы посещали лекции по философии, организованные горкомом партии. Лекции проводил научный сотрудник Красноуфимской селекционной станции Ким Варламович Пролетарский. В Красноуфимске в то время интересно проводились советские праздники. Жизнь была насыщенной и разнообразной. Летом и весной праздники проводились чаще всех за городом - в лесу и рощах, окружающих город. Как тогда было интересно и весело! Тогда красноуфимцы любили и берегли родную природу. А хранителями всего этого прекрасного были научные сотрудники селекционной станции.
Но вдруг в городе все изменилось, как и по всей стране...

22 июня 1941 года, когда красноуфимцы проводили за городом в березовой роще массовку, все веселились, пели, звучала музыка, вдруг из громкоговорителя прозвучали страшные слова Молотова о вероломном нападении немцев на нашу страну. Весть о начавшейся войне подавила веселье, все стихло, лес опустел...

Дома нас встретили удрученные родители; на улицах города началась тревога, кто-то скакал на лошадях, кто-то кричал и звал кого-то, весь город не спал. А на станции беспрерывно шли воинские эшелоны...

Утром к нам в школу приехал К.В. Пролетарский. Он предложил заведующей школой № 1 А.И. Смолиной организовать выступления пионеров с художественными номерами прямо на вокзале для поднятия духа, уверенности в победе бойцов, уходящих на фронт. Смолина поручила это нам. А иногда перед солдатами на перроне выступал сам Ким Пролетарский. Он воодушевлял живым, страстным словом к победе над злейшим врагом. Такие люди никогда не забываются. Это была наша последняя встреча с ним. 23 декабря 1941 года К.В. Пролетарский был убит на Калининском фронте.

На фронте Ким Варламович был пропагандистом 375-й стрелковой дивизии. Погиб он через несколько месяцев после начала войны - в бою за деревню Клинищи под Калининградом. Ким с пятью бойцами ворвались в одну из немецких траншей и очистили ее от врага. Когда трое его товарищей погибли, а двоих ранило, он один продолжал бой, уничтожив еще несколько десятков вражеских солдат. Буквально в последнюю минуту боя он получил смертельное ранение. В это время подоспела и помощь, но было уже поздно. К.В. Пролетарский геройски погиб, но память о нем не умрет. Его именем названа одна из улиц на селекционной станции, где он работал старшим научным сотрудником и заведующим лабораторией физиологии растений, несколько раз избирался секретарем партийной организации.

А сколько еще наших земляков, достойных, чтобы их имена носили улицы, скверы и площади. Память не должна умирать.

Погиб геройски // Вперед. – 2005. – 18 янв. – С. 2

Пассажирский поезд, легонько по­качиваясь на рельсах, тронулся в путь. За окном медленно проплыло здание вокзала станции Красноуфимск. «Ну, вот и свиделись, сейчас домой, в Красноярск, А ведь узнала она меня сразу, по голосу, хоть и го­ворит, что память плохая стала. Да, идут годы. А, кажется, совсем недав­но детали вместе. Ирина - команди­ром корабля, я - радистом». Пожи­лой мужчина задумчиво глядел в окно поезда, за которым скрылись последние домики незнакомого ма­ленького городка.

О визите красноярского гостя напо­минало висящее на стене в рамочке благодарственное письмо за подпи­сью генерального директора Красно­ярской авиакомпании «КрасЭйр» Б.М. Абрамовича. Тридцать лет по­святила Ираида Федоровна Вертипрахова развитию авиации на красно­ярской земле. Вот уже 18 лет женщи­на, под руководством которой экипаж лайнера ИЛ-62 в 1977 году ус­тановил мировой рекорд скорости, чемпион СССР по затяжным прыж­кам с парашютом, рекордсменка в групповых прыжках в ночных условиях, та, которая связала всю свою жизнь с авиацией, проживает в городе Красноуфимске.

Когда Ирине было 10 лет, во сне она увидела луну: огромную, ярко-жел­тую и одинокую среди миллиарда звезд. Пророческими оказались эти слова: судьба сложилась так, что не было у Ирины ни мужа, ни детей. Когда завязывался с кем-то роман, что-нибудь да мешало его продолже­нию. Однажды в Москве познакоми­лась с видным парнем, но отъезд, планируемый через два дня, вдруг неожиданно передвинули вперед. Так больше и не видела Ираида этого паренька. Судьба, значит, такая.

Какими путями пришла она в авиа­цию, для самой Ираиды Федоровны все еще остается загадкой. Трудно было в то время пробиться в летчи­ки. После окончания Свердловского медучилища Ирина, уроженка Красноуфимска, уже твердо знала, что она будет летать. Случайно оказавшись однажды возле дома на улице Малы­шева и увидев прохожего аэрофлотца, спросила: «Где учат на летчи­ков?» С удивлением узнала, что стоит прямо возле этого дома. Еще больше удивились летчики, когда молоденькая девчушка настойчиво твердила, что она хочет научиться летать. Оказалось, что аэроклуб только еще организовывался. Доби­лась, чтобы ее приняли, но проходила немного времени и оставила заня­тия. Случайно, увидела в троллейбу­се начальника клуба. Он убедил де­вушку продолжать учебу. После это­го разговора Ирина ни разу не пропустила ни одного занятия.

Подробнее: От Красноярска до Красноуфимска - 40 часов пути

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ