Методическая разработка по организации внеурочной деятельности: «Поговорим друзья о Святости…»: диалог с молодёжной аудиторией

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Составитель: Голосова Наталья Сергеевна;

  • Дополнительное место работы –  библиотекарь Прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Красноуфимск
  • Основное место работы - заведующий отдела обслуживания читателей центральной библиотеки Муниципального бюджетного учреждения Централизованная библиотечная система городского округа Красноуфимск

Преамбула

В свете политических и социальных изменений, происходящих в последние годы в стране и  мире, всё чаще встаёт вопрос о духовно-нравственных качествах молодого поколения, которое в недалёком будущем придёт на смену поколению старшему.

Всё чаще в обществе говорят о том, что в воспитании молодёжи есть существенные лакуны, которые заполняются современными гаджетами и огромным потоком разной, а подчас и не совсем нужной информации.  Бытует мнение,  что молодёжью утеряны ценности и жизненные ориентиры, и молодёжь всё больше отдаляется от исторически заложенных обычаев и традиций.

Возможно это и так, но жизнь не стоит на месте. Всё меняется, другие времена, другие нравы, но нельзя с полной уверенностью утверждать, что у современной молодежи  совсем нет ценностей. Они есть! Пусть немного другие, но есть. И, конечно же, есть «душа», а у души – свои юношеские порывы, переживания и своё осмысление жизни. И в большинстве своём молодёжь гуманна, способна сопереживать, поддерживать в трудную минуту, а иногда и пожертвовать своим собственным «Я» на благо слабых и нуждающихся в этом.

Ещё несколько десятилетий назад «понимание жизни» молодое поколение  черпало из книг, но ведь и страна тогда была самой читающей в мире. Сейчас же библиотечная общественность обеспокоена оттоком молодых пользователей. Всё реже молодые люди берут в руки традиционную бумажную книгу, но мы не можем с полной уверенностью сказать, что они перестали читать. Читают, пусть в другом формате, но всё же читают. Огромные современные возможности позволяют делать это в любое время, в любом удобном месте, не всегда являясь при этом пользователем библиотеки. Проведя анализ формуляров юношеской категории пользователей, сделали вывод, что они читают не только современную литературу, но и классику и научно-популярную и литературу духовно-нравственной тематики.

Миссия библиотеки заключается в том, чтобы знакомить читателя, как с классической художественной литературой, так и с современными новинками. Но при этом не забывать о том, что не только эта литература нужна для формирующейся личности. Человеку просто необходима и душеполезная литература,  рассказывающая о житии русских святых, их великом подвиге, сподвижничестве.

 С этой целью в библиотеках проводятся различные мероприятия, направленные на духовное развитие формирующейся личности и популяризацию книги и чтения.

На конкурс представлена методическая разработка беседы – диалога для молодёжной аудитории (старшеклассников и студентов) «Поговорим друзья о Святости…».  В ходе мероприятия участникам будет предложено поговорить о святости в целом, о том, что является для человека святым, о тех, кого можно назвать «святыми», о качествах присущих святым.

В качестве литературных примеров использованы стихотворения в прозе И. С. Тургенева, которые будут обсуждаться в контексте обсуждаемой темы.  Главной целью ведущих  будет вызвать присутствующих на диалог, дать им возможность высказать своё мнение, пусть и расхожее с мнением других.   

·        Цель данного мероприятия:  духовно - нравственный личностный рост участников.

·        Задачи:  развитие духовно – нравственных качеств; знакомство с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева; формирование активной жизненной позиции.

·        Ожидаемые результаты спрогнозировать трудно, но если участники в ходе встречи почувствуют духовное обогащение, научатся сопереживать людям, если у них появится желание взять в руки книгу, размышлять и беседовать о прочитанном, если они почувствуют  способность творить добро, значит, проделанная  работа была не напрасна.  

«Поговорим друзья о Святости…»

диалог с молодёжной аудиторией

Подготовительная работа:

  • Оформление книжной выставки «Мы святость чувствуем душой…»   соответствующей тематике мероприятия;
  • Подготовка текстов для чтения;
  • Чтецы заранее знакомятся с текстами для чтения и обдумывают вопросы для диалога с аудиторией;
  • Подготовка видео слайдов (Заставка с названием мероприятия; портрет  И. С. Тургенева; картинка обложки книги «Стихотворения в прозе»).
  • Распечатка изречений Серафима Саровского (Приложение № 5) по числу участников.

Действующие лица:

  • Ведущий 1, Ведущий 2 (из числа сотрудников); Чтец 1, Чтец 2, Чтец 3 (из числа участников).  

Ход мероприятия

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас сегодня в нашей библиотеке. Тема нашей встречи не совсем обычная, довольно не простая и противоречивая. Мы предлагаем вам поговорить о святости. Говорить по этому поводу можно много и долго, но, тем не менее, говорить нужно.

Ведущий 2:  Что же такое святость, нужна ли она, кого называют святым – на эти вопросы предстоит нам сегодня попытаться дать ответы. И не только на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня ответы. Поговорим о человеческих поступках, о слабостях человеческой души, и возможно после нашего разговора кто-то из вас найдет ответы на вопросы,  которые не дают покоя.

Ведущий 1: Давайте обратимся к словарям и справочникам и узнаем, какое же толкование слову «Святость» даётся там. Словарь Брокгауза и Эфрона даёт такое определение: Святость – чистота, отделение от греха. В современных словарях нашлась немного другая формулировка. Святость – одно из наиболее фундаментальных понятий христианства.

А в энциклопедическом словаре «Христианство» святость представляется, как свойство христианства во всех его проявлениях.

Ведущий 2: Интересно выслушать и ваше мнение, уважаемые гости. Попробуйте дать своё толкование слову «Святость». Ответы участников.

 «Святость», как свойство души, а возможно и свойство характера, присуще далеко не каждому. Святость, святыня, святой – слова очень близкие по смыслу. Святой, т. е. не похожий на других. Для этого нужно быть особенным. В православии много прославленных святых – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская, Ксения Петербургская и другие. 

Святым называют не просто так. Каждый святой прошёл трудный жизненный путь, полный лишений, обид, несправедливых гонений, но не растерял веру в Бога, а многократно преумножил её в своей душе в своём сердце. Каждый из них жил на благо других людей, не щадил живота своего, ничего не имея при жизни земной.  И только после смерти все они были канонизированы и возведены в лик святых, к которым сейчас обращаются с молитвами, просьбами. У каждого человека свой особо почитаемый святой, к которому можно обратиться с мольбой о помощи.

Есть много мест для паломничества, где можно поклониться святым мощам, и остаться один на один со святыней. Святые служат для нас примером для подражания. Читая житие святых,  мы узнаём о том, какими они были при земной жизни, какие «подвиги» ради веры они совершали. Как отрекались от всех благ во имя веры и праведности. Все они были подвижниками русской православной церкви. Подвижничество – это тоже своеобразный подвиг.  

Ведущий 1: Скажите, каких святых знаете вы и почему они были возведены в лик святых? Ответы участников.

Построить наш разговор о святости хотелось бы, опираясь на творчество великого русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева. На экране появляется портрет писателя.

Иван Тургенев был не только великим писателем, но и замечательным человеком. Его отличала широта души, человеколюбие, доброта. Он очень остро сопереживал чужой беде, и всегда пытался быть справедливым по отношению к другим людям, особенно слабым и безответным.

Ведущий 2: Иван Сергеевич с детства был против крепостного права, и считал, что один человек не должен быть в услужении у другого, что это неправильно, немыслимо, неприемлемо. Любой человек имеет право на свободу. С одной стороны Тургенев рос в атмосфере любви, с другой – ему часто приходилось испытывать на себе жестокость родной матери. Его бабка по материнской линии была женщиной с очень крутым нравом, её с легкостью можно назвать жестокой помещицей. Однажды Тургенев рассказал своему другу такой случай – бабке прислуживал мальчишка – казачок лет тринадцати, и чем-то он ей не угодил, возможно, в силу своего возраста, или по какой другой причине. Сиё уже неизвестно. Бабка ударила мальчишку поленом по голове. Он лежал на полу с окровавленной головой и не шевелился, тогда старуха положила его голову на кресло, накрыла подушкой и сверху села сама, тем самым задушив ребёнка.

Ведущий 1: Когда Иван Тургенев рассказывал эту историю в его глазах стояли слёзы. И это был далеко не единственный случай в истории их семьи, когда его родные жестоко обращались с крепостными. Его мать сбежала от своей матери, не вытерпев такого жестокого отношения, сбежала к родному дяде, но и там с ней обращались не намного лучше. И это наложило свой отпечаток на ее характер – повзрослев, она тоже  стала очень жестоким человеком, что отражалось и на ее отношении к собственным детям.  

Ведущий 2: Может быть, именно поэтому Иван Сергеевич Тургенев часто в своих произведениях затрагивал тему плохого обращения с людьми, особенно с теми, кто был ниже по сословию. Он описывал нравственные проблемы людей, переживания, сомнения, которые порой не дают человеку ладить с самим собой. Очень остро эта тема прослеживается в его небольших произведениях. А нам с вами предстоит выяснить – есть ли в его произведениях место для святости.

Предлагаем вашему вниманию притчу Ивана Тургенева «Порог».  

Чтец 1: Чтение текста (Приложение № 1. стр. 12)

Ведущий 1: Давайте обсудим поступок девушки из притчи Ивана Тургенева. Вам слово – уважаемые слушатели… Участники встречи высказывают своё мнение, в случае заминки ведущие помогают наводящими вопросами.

Вопросы для диалога:

·        Что, по-вашему, символизирует громадное здание, с узкой дверью и непроглядной мглой за высоким порогом?

·        Как вы думаете, что заставило молодую девушку поставить себя перед таким выбором?

·        Кто ведет диалог с девушкой из леденящей тьмы?

·        На какие жертвы собирается пойти девушка ради того, чтобы войти в заветную дверь?

·        Как вы считаете, стоит ли то, что она собирается сделать таких жертв?

·        Как вы думаете, почему голос замолчал, после того, как девушка сказала, что готова пойти даже на преступление?

·        Что подразумевает автор под тяжёлой завесой упавшей только после того, как девушка переступила порог?

·        Как бы вы поступили на месте этой девушки?

Ведущий 2: Эта притча или стихотворение в прозе было написано Иваном Тургеневым в мае 1878 года. Написано было под большим впечатлением от поступка участницы революционного движения Веры Засулич, она возмущённая приказом градоначальника (тот приказал высечь одного из революционеров) пришла к нему на прием и тяжело ранила, трижды выстрелив в него. Это дело в своё время получило большой общественный резонанс. 

Ведущий 1: Теперь вам известен сюжет, который лёг в основу написания данной притчи. Как теперь вы поступили в этой ситуации? Как вы считаете – была ли необходимость принести себя в жертву? 

 Если возникает такая ситуация, когда человек решил пожертвовать своей жизнью, благополучием ради спасения жизни других, всегда есть внутренний конфликт между «себе» и «ради чего-то». Это очень трудный выбор, который не каждому по плечу. Принести в жертву «себя» и свои идеалы ох, как не просто. И об этом не стоит забывать.

Ведущий 2:  Тургенев отдаёт определение поступка героини на суд общества. И эпитеты «Дура» и «Святая» произносятся как бы извне. Скорее всего, подразумевается, что они звучат от таких же обычных людей.  Но тому, кому хоть раз предстояло выбирать - выгода или самоотверженность, кто вёл борьбу со своим внутренним «Я» - всегда предоставлялся непростой выбор. Свой порог в сложной жизненной ситуации связанный с человеческими взаимоотношениями: любовь, сотрудничество, дружба и др. может быть у каждого. Все мы люди.

Ведущий 1: Так кем же была эта девушка – дурой или святой? Диалог с аудиторией.

Каждый из вас, наверное, по-своему прав. Но поступки, которые влекут переступившего порог к вечным страданиям и забвению, продолжают менять мир, тем самым меняя людей и освещая дорогу, по которой уже много веков идёт человечество.

Ведущий 2: При подготовке к нашей встрече вы самостоятельно ознакомились и с другими стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. Предлагаем обсудить те, которые вас больше всего затронули. Перед встречей участники выразили своё желание обсудить некоторые конкретные произведения, тексты которых также приводятся в приложении.

Чтец 2: Представляю вашему вниманию притчу «Нищий», она меня потрясла, очень затронула струны моей души, я хотел бы обсудить ее с вами. Чтение текста (Приложение № 2 стр. 13) Обсуждение с аудиторией.

Вопросы для диалога:

·        В чем смысл данного произведения?

·        Почему нищий ответил именно так?

·        Как вы считаете, действительно ли прохожий тоже что-то получил взамен от нищего?

Ведущий 1: Посмотрите, как и это стихотворение в прозе вписывается в общую тему нашей беседы. Здесь ли не о святости говорится? Да именно о ней, разве может человек далёкий от этого,  проявить такой душевный прорыв, так остро прочувствовать ситуацию, и так на нее отреагировать. Поистине «святы» оба персонажа, но каждый по -своему. Давайте послушаем еще одно произведение – «Житейское правило».

Чтец 3: Стихотворение в прозе «Житейское правило».  Чтение текста (Приложение № 3 стр. 14) После чтения текста чтец сам проводит беседу с аудиторией, и задаёт заранее приготовленные вопросы.

Ведущий 2: Вы услышали несколько стихотворений в прозе И. Тургенева и уже можете дать частичную оценку не только творчеству писателя, но и ответить подходят ли данные произведения для обсуждения в контексте нашей сегодняшней темы. Кто желает высказать своё мнение? Ответы участников.

Творчество Ивана Тургенева имеет особую религиозность и христианскую направленность. Одним из первых это заметил архимандрит Фёдор (А. М. Бухарин). Он долгое время был единственны, кто обратил внимание на эту особенность творчества писателя.

Ведущий 1: В начале сборника «Стихотворения в прозе» Иван Тургенев пишет такое обращение к читателю: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». Как вы думаете, почему автор написал именно эти слова? Что он хотел этим сказать или пожелать будущему читателю?

«Стихотворения в прозе» в той или иной мере, а часто напрямую затрагивают вопросы взаимосвязи человека и Бога, необходимости веры. Писателю очень близко православие, он чутко понимает православные каноны и православные взгляды.

Ведущий 2: Говорить о святости можно бесконечно и много. Смотря, какое толкование данного слова вы определите для себя в том русле, и пойдет разговор. Но не нужно забывать, что «святость» заложена наверно в каждого человека и только тебе решать, вырвется ли она наружу или будет в «заточении» твоей души. В своих произведениях Тургенев показал, что именно духовное, идеальное содержание – и есть основа человеческой личности; ратовал за восстановление в человеке образа и подобия Божия.

Ведущий 1: Как мы с вами убедились в литературе можно найти примеры святости. А как вы думаете, есть ли святые среди нас? И есть ли святость в современной жизни? Ответы участников.

Ведущий 2: Готовясь к этой встрече, мы провели мини – опрос, единственный вопрос на который мы предлагали ответить респондентам «Как вы понимаете слово «Святость»? Почти никто не ответил сразу, прося время на раздумье. И лишь потом давались не совсем ясные ответы. Варианты ответов были разные – безгрешность; религиозное понятие; святость – значит святой; идеальность; лучшее, что может быть в человеке; свойство, присущее святым.  Некоторые участники опроса не смогли выразить свои мысли на бумаге, затрудняясь ответить. В итоге вывод напрашивается сам собой – простое слово, смысл его вроде бы понятен, но говорить об этом сложно, не просто, не каждому под силу, но, несомненно, нужно. Обязательно нужно, иначе нет у человека будущего. Ведь человеку для жизни нужна, да нет – просто необходима пища для души. Ему нужна вера, вера, которая порой просто спасает.

Ведущий 2: Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Мысли вслух…»

А что же такое «святость»?

И как с этой святостью жить?

Быть может отправиться надо

Куда – нибудь Богу служить?

Читать Псалтырь и Каноны,

Молится, по Библии жить.

Монахом ли стать…

И снова, лишь Богу и Богу служить…

А может быть просто все взгляды,

На жизнь свою пересмотреть.

Увидеть тех, кто рядом с тобою

В одном направлении хочет смотреть.

И проявляя терпенье,

На выручку другу прийти.

И с тем, кого ты обидел,

Вновь общий язык найти.

Понять, что вокруг тоже люди,

Которым так хочется жить.

И пусть их никто не осудит,

Ведь важно со всеми дружить.

И в этом, наверное, святость,

Проявится просто сполна.

Ведь жизнь и так-то не лёгкая штука,

Обид и несчастий полна.

Так пусть же святость наполнит

Хоть чуточку наши сердца.

И может быть жизнь станет лучше.

Сегодня и дай Бог всегда. *   

Ведущий 1: Возможно, и, правда, пересмотрев свои взгляды на жизнь,  мы сможем поделиться той частичкой святости, которая заложена в каждого из нас. И жизнь тогда действительно станет немного светлее. Мы, делая добро в первую очередь, помогаем себе, а уже потом другим людям. Много мудрого известно со времен жития святых, взять например изречения Серафима Саровского. Каждый присутствующий получает памятку с изречениями Серафима Саровского. (Приложение № 5 стр.19)

Если вдуматься, то в каждой фразе такой глубокий смысл, что просто поражаешься. Нужно быть действительно святым провидцем, чтобы так точно и доступно определить основные заповеди земной жизни.

Закончить нашу встречу нам хотелось бы чтением рассказа В. Акишиной «Умиление», который как нельзя лучше подходит к теме нашего разговора.

Чтец 4: Чтение рассказа В. Акишиной «Умиление».  (Приложение № 4 стр. 15 - 17)

Ведущий 2: Мы намеренно озвучили этот рассказ в самом конце нашей встречи, так как не хотим выносить его на обсуждение. Сделайте это сами, осмыслите услышанное, определите своё мнение и если появится желание – обсудите это с друзьями. Но помните, что каждый поступок можно не только осудить, но и оправдать.

А библейское понятие святости не тождественно понятию нравственного совершенства. Верх святости состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви.

Ведущий 1: О чём бы мы сегодня с вами не говорили, главное - вера. Но не просто слепое поклонение, а именно ежедневное следование православным канонам. Жизнь в мире с самим собой и в согласии с теми, кто тебя окружает. Откройте свои сердца для любви к ближнему, поделитесь своей частичкой святости с другими, и мир вокруг вас изменится, засияет новыми красками. Ведь духовно – нравственные ценности всегда в цене.  Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

·         В разработке использовано стихотворение «Мысли вслух…»  автор Голосова Н. С.

Список литературы:

1. Быков В. П., Тихие приюты. – Москва. – Правило веры, 1993.- 329с.

2. Кузичева А., Художественные произведения И. Тургенева // Книжное обозрение. – 1993. - № 40. – С. 3.

3. Маркович В. М., Человек в романах  И. С. Тургенева. - Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1975.- 151с.

4. Наумова Н. Н., Иван Сергеевич Тургенев. – Ленинград : Просвещение, 1976.- 158с.

5. От святой купели и до гроба. – Москва : Трим, 1994.- 224с.

6. Покровский Д., Словарь церковных терминов. – Москва : Рипол, 1995. – 175с.

7. Тургенев И. С., Стихотворения в прозе. – Москва : Детская литература, 2011.- 121с.

8. Шеховцева Л. Ф., Элементы православной психологии. – Санкт – Петербург, 2005. – 250с.

 

Приложения

Приложение № 1    

И. Тургенев «Порог»

Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струёй выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?

- Знаю, - отвечает девушка.

- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

- Знаю.

- Отчуждение полное, одиночество?

- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

- Не только от врагов, но и от родных, от друзей?

- Да… и от них.

- Хорошо. Ты готова на жертву?

- Да.

- На безымянную жертву? Ты погибнешь – и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!

- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

- Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову…

         - И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

         - Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

         - Знаю и это. И всё-таки я хочу войти.

         - Войди!

Девушка перешагнула порог – и тяжёлая завеса упала за нею.

         - Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

         - Святая! – принеслось откуда-то в ответ.

 

Приложение № 2

 И. Тургенев «Нищий»

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

—  Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

—   Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

 

Приложение №3

И. Тургенев «Житейское правило»

Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем.

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

Апрель, 1878

 

Приложение № 4

 В. Акишина «Умиление»

Значение слова «умиление» я поняла лишь после того, как увидела в церкви Стёпу. Этот молодой человек, похожий на студента – в очках, с короткой бородкой и густой кудрявой шевелюрой, – служил пономарём. Его никто не называл полным именем: Степан, оно ему не подходило, было слишком грубым и не выражало сущности этого юноши. Все ласково звали его Стёпа.

Когда Стёпа заходил в церковь, его лицо озарялось необыкновенной улыбкой: чуть выраженной внешне, но идущей из глубины его существа. Казалось, он с большим усилием её сдерживает, не позволяя ей вырваться наружу, иначе она навечно завладела бы его лицом. Так солнечный луч рвётся в щель задёрнутой шторы.

Как Стёпа молился! Как целовал иконы!

Вот тогда я и поняла значение слова «умиление» – оно было на Стёпином лице, в его трепетном прикосновении к свечам, к цветам у икон. Стёпа всё время что-то поправлял: сдвинувшуюся салфетку, цветы, горящие свечи. Казалось, он не знал, что бы такое ещё сделать, чтобы выразить свою любовь к Богу, к людям…

К пожилым женщинам в церкви он неизменно обращался словом «матушка». И странно: это обращение так всех согревало, так радовало. В обществе до сих пор спорят и размышляют, как теперь обращаться друг к другу – женщина? гражданка? товарищ? А тут просто: матушка. И все женщины в ответ на это обращение ласково улыбаются.

«Какая чистая и светлая душа у этого мальчика, – думала я. – Как счастливы его родители и как легко и просто должно ему жить с такой верой и такой любовью ко всему миру!»

Я, конечно, ошибалась.

Нездешнее Слово с трудом воспринимается нами в быту. Как распознать в обыденной жизни идеал Христов: бескорыстную доброту, высшее смирение (не бояться быть смешным)? Христос не только для эллинов был «безумием», Он, оказывается, является таковым и для нашего прагматичного времени. Мы можем ещё воспринимать Христа в обстановке Его времени, в далёкой от нас Палестине, Иудее. Но идею человеческого совершенства понимаем по-своему, соответственно нашему времени. Видеть же в современном человеке черты идеала Христова нам мучительно, невозможно. Архиепископ Сергий (Пражский) в книге «Духовная жизнь в миру» пишет: «Пребывание Христа на земле было раскрытием для людей божественной жизни в земных условиях». Но как тогда гнали Христа и поносили Его, так и сейчас даже малейшее проявление подобных Ему черт личности раздражает, вызывает у людей неприязнь. Ну, не может «нормальный» человек так по-детски искренне улыбаться, при встрече близкого его сердцу человека – кланяться, а за добро платить добром. Не может! А если он это делает – значит, у него не всё в порядке с головой.

…Так и прослыл Стёпа больным на голову. Но в чём заключалась его болезнь – непонятно. Хотя… Почему непонятно? Понятно: он был не такой, как все. И вот что удивительно: на Стёпу начали ополчаться как раз верующие в церкви.

Место послушания у каждого своё: следить за свечами, лампадками, за порядком в храме… Но почему-то на самом простом и незначительном месте человеку хочется чувствовать себя хотя бы маленьким, но всё-таки начальником. Стоит такая «начальница» возле «своего» подсвечника и бдительно его охраняет… от всех: не так и не туда поставили свечку. Зачем переставили свечку, кто разрешил? Зачем без разрешения зажгли её? Но вот, на секунду потеряв бдительность, она не заметила Стёпу, который подошёл поправить расплавившуюся и согнувшуюся свечу. О, ужас! – вторжение в её сферу влияния! Грозное шипение, злобный взгляд… Бедный Стёпа в смущении отходит от подсвечника, но видит свесившийся из гирлянды цветок. Его отзывчивое сердце не позволяет безразлично пройти мимо – он протягивает руку, чтобы поправить цветок… Но там свой страж, который тоже ревностно следит, чтобы чужие не вторгались на его территорию…

Всё чаще стали жаловаться настоятелю храма: Стёпа всем мешает, вмешивается не в своё дело, уберите его.

Дальше вражда и ненависть стали расти как снежный ком: на «борьбу» со Стёпой стали подключать прихожан, не задействованных в послушаниях. И многие стали уже следить не за своими подсвечниками, не за ходом службы, а за Стёпой – куда бы он ни повернулся и ни шагнул, он всем мешал.

Господи! Это мы, православные!

Настоятелю храма надоели бесчисленные жалобы прихожан – и он сдался. Так Стёпа появился в нашем храме. Они с мамой (отца давно не было в живых) вынуждены были переехать из города в село, лишь бы только Стёпу приняли в храм – без этого он не мог жить.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах…»

Мы прекрасно осознаём евангельские истины, произносим их в своих молитвах, но почему не ощущаем их своим сердцем? Всякий человек несёт в себе образ Божий, но не всегда мы умеем это увидеть. Ф.М.Достоевский всё своё творчество посвятил поиску и раскрытию образа Божия в человеке. Но есть люди, у которых этот образ обозначен на челе…

…Присмотритесь: может быть, рядом с вами стоит другой Стёпа, трепетно поправляя цветы у иконы Богородицы… Не гоните его!

Источник: Газета Эском – Вера

22 декабря 2008 г.

       Приложение № 5

Изречения Серафима Саровского:

·         Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они даются нам за грехи.

·         И хлебом обожраться можно.

·         Можно причаститься на земле, и остаться не причащенным на небе.

·         Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

·         На хлеб и воду еще никто не жаловался.

·         Купи метелку, купи веник, да почаще мети келью, потому, что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

·         Паче поста и молитвы - есть послушание, то есть труд.

·         Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

·         Истинная вера не может быть без дел, кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

·         Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

·         Смирение может весь мир покорить.

·         Нужно удалять от себя уныние, и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

·         От радости человек может, что угодно совершить, от внутренней натуги – ничего.

·         У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

·         Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайны свои открывай из тысячи одному.

·         Если разрушится семья, то низвергнуться государства и извратятся народы.

 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом