Образование

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

СПРАВКА: к концу 20-х годов возрастает потребность в русских учителях, и вот в 1929 году открывается русский педтехникум. С этого времени в Красноуфимске действуют два педтехникума - русский и марийский. И лишь в 1939 году эти два учебных заведения сливают в одно - русское педучилище с марийским отделением.

За время существования педтехникума из его стен вышло немало замечательных людей.

В 30-е годы в педтехникуме работали отделения: подготовительное,  политпросветительское, дошкольное и полеводческое, но просуществовали они недолго. Дошкольное было слито со школьным,  а полеводческое было переведено в в сельскохозяйственный техникум.

Студенты и преподаватели оказывали большую помощь местным и партийным советским организациям  по ликвидации неграмотности. Особенно большая работа была проведена в период сплошной   коллективизации сельского хозяйства. В техникуме имелась кинопередвижка, и студенты выезжали для показа кинофильмов в деревни Суксунского, Артинского, Манчажского и Красноуфимского районов. Энтузиастами этой работы были Бабицын, махов, Разумков, Филиппов. Показ кинофильмов они совмещали с агитационной работой.

Прекрасно зарекомендовал себя радиокружок преподавателя С.А. Леонтьева. Кружковцы под его руководством радиофицировали учебное здание, интернаты, подшефные деревни, имея собственноручно изготовленные детекторные или одноламповые радиоприемники.

За двадцать лет своего существования Урал-Марийский педтехникум дал законченное среднее педагогическое образование 400 человекам. Почти столько же получили общеобразовательную и специальную подготовку на разных курсах. Закончили педтехникум в эти годы многие выпускники, ставшие в последующие годы хорошими специалистами. Преподаватель математики Румянцев Павел Никандрович, «Отличник народного просвещения», Полыгалова-Федотова Тамара Петровна, которая после окончания учебы в 1927 году проработала учителем начальных классов 38 лет, из них 25 лет работала заведующей школой N 2, где студенты педтехникума давали свои пробные уроки.

Подробнее: Кузница кадров

С середины  двадцатых годов педагогическое учебное заведение набирает силу. Контингент год от года увеличивается: в 1925-26 учебном году обучается уже 167 человек, несмотря на тяжелые бытовые условия. У многих студентов не было даже смены  белья, не говоря уже о приличной одежде и обуви: лапти, холщевые рубахи, за­латанные зипуны. Для студентов надо было оборудовать общежития, столовую, баню, обеспечить постельными принадлежностями - необходимо было удержать принятый состав, добиться стопроцентной посещаемости. Вновь поступившие - в основном дети бедных крестьян, сироты, воспитанники детских домов, беспризорники. Стипендию получали не все, а иных средств существования у многих не было. Облегчал положение студентов принцип коллективного распределения стипендиальных средств, а также помощь учебного совхоза, за счет продуктов которого было организовано дополнительное горячее питание.

Но, преодолевая все эти трудности, число студентов росло и к 1930 году достигло 247 человек. Педтехникум превращается в крупное учебное заведение. В нем создаются новые отделения: дошкольное, политико-просветительное, полеводческое. Здесь устраиваются съезды-совещания учителей, политпросветработников, ликвидаторов неграмотности для обсуждения организационных и методических вопросов с целью повышения деловой и политической подготовки кадров.

С 1927 по 1935 годы Урал-Марийский педтехникум по заданию областных организаций осуществлял также проведение курсов по подготовке председателей и секретарей сельсоветов, секретарей партийных организаций колхозов, комсомольских работников, женорганизаторов, ликвидаторов неграмотности и др. Кроме того, техникум во время школьных каникул устраивал совещания-конференции учителей, оказывая им повседневную учебно-методическую помощь. Преподаватели принимали активное участие в обследовании марийских школ.

Подробнее: В ногу со временем

В 1965 году - в год 90-летия Красноуфимского аграрного колледжа впервые, по инициативе директора Н. А. Голенищева, выпускника техникума 1931 года, была оформлена фотоэкспозиция. Фотографии были использованы из домашнего архива бывшего директора техникума (1941-1958 гг.) М. 3. Комаровского.

К 100-летию техникума Михаил Захарович Комаровский, Иван Андриянович Долгодворов и лаборант Тамара Феофановна Чистякова организовали переписку с выпускниками 1920-1950 гг. Большую помощь оказывали преподаватели Кокотчиков Михаил Васильевич, Аликин Алексей Георгиевич, Запрудин Григорий Георгиевич, Зубкова Вера Степановна, фотограф Штыков Николай Ильич, художник Пономарев Николай Алексеевич. Среди учебных групп был объявлен конкурс по сбору и оформлению материалов о выпускниках.

В 1983 г. после сдачи в эксплуатацию   нового   бытового корпуса музей переехал в освободившееся большое помещение бывшей библиотеки.

Преподаватель технической механики (1950-1980 гг.) Вера Степановна Зубкова подготовила фотодокументы на стенд о выпускнике 1941 г., Герое социалистического труда В.Н. Краюхине и оформила фотоальбом «Газета «Вперед» о совхозе-техникуме» из собранных С.А. Неволиным газетных материалов за 1960-1980 гг.

В 1980-е годы в учебную программу техникума был введен курс «Общественно-политическая практика», одним из заданий этого курса был сбор и оформление материалов о выпускниках техникума. Таким образом, студенты собрали материалы о выпускнике 1941 г., Заслуженном агрономе РСФСР Титове Владимире Александровиче; выпускнице 1953 г, депутате Верховного Совета РСФСР Курмановой Любови Александровне; о выпускнике 1955 г. Герое Социалистического Труда; депутате Верховного Совета СССР Аплаеве Петре Николаевиче; о выпускнике 1957 г., Заслуженном агрономе РСФСР Михрякове Николае Васильевиче, работавшем в совхозе «Ключиковский» директором.

Выпускник 1929 г., Заслуженный агроном РСФСР Иван Андриянович Долгодворов предоставил музею ряд фотоальбомов, один из них «Комсомольцы сельскохозяйственного техникума 1920-х годов».

Подробнее: Музей агроколледжа: как начинался?

Очерк об учителе музыки П. И. Осокине

В год празднования восьмидесятилетнего юбилея ДШИ будет логично обратиться к истокам, вспомнить о людях, вложивших свой талант, энтузиазм и жар души в развитие музыкальной культуры нашего города. Звезда первой величины среди них - Павел Иванович Осокин (1887-1955).

Приехав в 1911 году в Красноуфимск. он преподавал пение и музыку в промышленном училище, женской гимназии, во многих школах, работал в клубе им. Ухтомского, был дирижёром духового и симфонического оркестров, концертмейстером хора драматическим артистом, занимался постановкой оперетт. Он - удивительный человек: увлечённый, яркий, неординарный, общительный, порой одержимый.

Интересно описывает О.С. Дьяконова в сборнике «Заслуженные учителя города Красноуфимска» (2014 год) представление Павла Ивановича учащимся промышленного училища:

«Господа внимание! После утренней прошу не расходиться,- обратился к коллегам и учащимся директор промышленного училища. Утренние молитвы были обязательны для всех, весь коллектив учебного заведения на них собирался. После службы директор продолжил:

- Представляю вам нашего нового учителя пения, господина Павла Ивановича Осокина любезно согласившегося прибыть к нам из Петербурга. Надеюсь, у нас, хоть город и не губернский, вам понравится! Дел много!

Из-за его спины вышел молодой худощавый человек, чуть ниже среднего роста щеголевато одетый, в пенсне, с модной стрижкой «ёжик». А из задних рядов донесся шепот:

- Как же заставили такого «хлыща» приехать в нашу «дыру»?»

Да, он не был похож на местных обывателей: следил за собой, одевался по столичной моде, был ухожен и держал себя с достоинством.

Нашему городу крупно повезло в том, что талантливейший выпускник Петербургского регентского училища волею судьбы оказался в Красноуфимске. Родился он 27 декабря 1887 года в Екатеринбурге, в семье служащего. С детства обладал прекрасным голосом и слухом. В 1907 году успешно поступил во вновь открытое Регентское певческое училище, организаторы которого хотели улучшить качество подготовки регентов и певчих, преодолеть низкий уровень архиерейских хоров, управляемых часто «регентами-самоучками», подготовить профессиональных преподавателей для училищ и семинарий — словом, «воспитать таких деятелей, которые силою своего служения искусству создали бы себе достойных преемников повсюду».

Степан Васильевич Смоленский - музыковед, хоровой дирижёр, педагог, оказывал прямое содействие становлению и процветанию этого заведения. В училище, согласно программе, в обязательном порядке изучались теория музыки, сольфеджио, гармония, история церковного пения и музыки, мировое пение, игра на скрипке и фортепиано, методика церковного и школьно-хорового пения. Успешно окончившие первый год обучения в Регентском училище могли стать помощниками регентов, окончившие второй год обучения — регентами, а проучившиеся 4 года становились учителями пения. Воспитанники специализировались как хормейстеры, учителя пения, теории музыки. Как видим, базовая подготовка молодого специалиста была серьёзной и основательной, а Красноуфимск оказался тем самым местом, где он сумел реализоваться.

Нелегко было Осокину после Петербурга оказаться в нашем маленьком городке, но он был молод, горяч и строил «планов громадьё». Его не пугали трудности быта, капризы уральской погоды... Он верил в свою Звезду!!!

Подробнее: Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений...

История становления, развития и совершенствования профессионального образования в России имеет глубокие корни. Более 300 лет назад профессиональное образование в России было положено на государственную основу, причем раньше, чем в Европе. Мудрость Петра I проявилась в осознании необходимости подготовки молодых специалистов для развивающегося государства. Он лично сам составлял первые учебные планы и программы занятий, подбирал преподавателей для артиллерийской и математико-навигацкой школ, с обязательным включением в программы обучения арифметики, словесности, геометрии, географии, астрономии. Обучение в то время носило практический характер. К примеру, будущих навигаторов учили не только механике, но и токарному и плотницкому ремеслам.

Благодаря указам императора Петра, стараниями предпринимателей Демидовых, управляющему горными заводами В.Н. Татищеву на Урале появились первые заводские школы. Именно В.Н. Татищев обосновывает важнейшие направления профессионального образования для школ горнозаводской промышленности, создает для них первые уставы.

В послереволюционный период Наркомпроссом была принята " Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". Недостатком этого периода подготовки рабочих кадров было то, что учебные заведения не имели связи с производством и развитием индустриализации. В 30-е годы они были переданы в ведение промышленности и реорганизованы в школы ФЗУ и частично в техникумы. От школы ФЗУ - до техникума.

Для вновь открывшейся железной дороги Москва - Екатеринбург в паровозное депо и другие предприятия на станции Красноуфимск потребовались квалифицированные рабочие. В связи с этим отделом просвещения Московско-Казанской железной дороги на базе паровозного депо Красноуфимск 5 декабря 1925 года создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ныне Красноуфимский филиал Уральского железнодорожного техникума, с первым набором учеников в количестве 50 человек по профессии "Слесарь по ремонту паровозов". В 1932 году построено новое типовое здание на улице Первой Деповской с учебными аудиториями, мастерскими, кузницей, столовой и хозяйственными постройками. С этого времени здесь готовятся рабочие практически всех профессий, необходимых для организации движения поездов и их ремонта.

В этот период уделяется большое внимание новому содержанию, формам и методам теоретического и практического обучения. Особое внимание уделялось общественно-практической работе, ученическому самоуправлению, физической и военной подготовке.

Из стен Красноуфимской школы ФЗУ 20-30-х годов выпустились сотни рабочих, которые через несколько лет встали на защиту Отечества и самоотверженно трудились в тылу. Среди них почетные граждане города: А.Е. Закорюкин - мастер локомотивного депо; Н.Ф. Кретов - председатель Красноуфимского горсовета; В.Ф. Тулин - поэт, журналист; С.А. Никифоров - мастер по дизельным установкам в дистанции электроснабжения; Н.Ф. Сухобский - Герой Советского Союза; Н.Д. Моржерин - полковой комиссар авиационной дивизии, и многие другие.

Подробнее: Из истории профессионального образования в России

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом