Образование

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

В настоящее время в CСCP существует 17 художественно-графических факультетов в пединститутах и университетах и 33 художественно-графических отделения в педучилищах. В Свердловской области функционируют художественно - графический факультет в Нижнетагильском пединституте и отделение в Красноуфимском педучилище.

Художественно-графическое отделение Красноуфимского педучилища открыто в 1968 году. За это время подготовлено и выпущено 343 учители рисования и черчения для Школ Свердловской области. Сегодня на отделении работают 14 преподавателей специальных дисциплин. В 7 группах отделения готовят себя к работе в школе 200 учащихся.

В училище проводятся конкурсы и выставки учебных и творческих работ. В 1978 году училище участвовало в первой Всероссийской выставке. 3 работы отмечены дипломами участников.

10 апреля в городском кинотеатре «Октябрь» открыта третья городская выставка работ учащихся художественно-графического отделения, посвященная 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Она является докладом Ильичу о творчестве учащихся. Выставка имеет цель — показать содержание работы, уровень подготовки учащихся, установить более тесную связь со школами.

На выставке представлено более 60 работ по графике, живописи, декоративно-прикладному искусству. Работы выполнены в аудиторных условиях на

уроках, на летней практике.

Выставка отличается большим разнообразием жанров, техники исполнения. Здесь мы видим интересные пейзажи, линогравюры. Пейзажи Тагира Гафипова, Сергея Гордеева, Светланы Порозовой, Татьяны Смирновой, Людмилы Сергеевой, Александра Паршина и, многих других авторов наполнены лиризмом, любовью к природе. Натюрморты Людмилы Сергеевой, Светланы Углицких покоряют достоверностью, умелой передачей материальности предметов.

Интересны по исполнению эскиз декорации к спектаклю «Золушка» Ирины Осетровой и аппликации «Мой город» Светланы Порозовой. В портретах Натальи Мухачевой «Мой современник Надя» и Людмилы Сергеевой «Портрет О. Серебряковой» удачно переданы характеры людей. С большой любовью выполнены росписи по дереву Ларисы Поздеевой «Русский орнамент» и Светланы Порозовой «Ромашки».

Учащиеся художественно-графического отделения изучают историю изобразительного искусства. В училище работает лекторская группа, члены которой знакомят школьников, учащихся профтехучилищ и средних специальных заведений города с прекрасными произведениями русского, советского и зарубежного искусства.

Выпускники восьмилетних и средних школ! Приходите к нам учиться! Здесь вы получите не только общее среднее образование, но и научитесь понимать искусство, встретитесь с прекрасным и сами будете его создавать.

М. МАЗУПИН, заведующий художественно- графическим отделением педучилища.

// Вперед. - 1980. - 22 апр. - С. 4.

До Великого Октября все марийское население Урала было неграмотным. Освежающий ветер Октября всколыхнул марийскую деревню.

Летом 1919 года части Красной Армии освободили Красноуфимск. Тогда же Ювинский волостной ревком вынес решение об открытии учительской семинарии для мари. 28 октября Наркомпрос Башкирии, в состав которой входила тогда Юва, утвердил решение, а 10 ноября 1919 года начались занятия в учительской семинарии для мари, первой в многовековой истории этого народа школы, которая стала готовить учителей для Урала и Предуралья. В первый год в подготовительной группе училось 27 человек. С 1921 года семинария стала называться Урал-Марнйским педтехникумом.

После окончания гражданской войны техникум быстро растет и в 1922 году переводится в Красноуфимск в здание по улице Свердлова.

В годы коллективизации он превратился в крупное учебное заведение со многими отделениями, в том числе культурно-просветительным и полеводческим, стал настоящей кузницей кадров для села.

С 1927 по 1933 год в педтехникуме по заданию областных организаций работали курсы председателей правлений колхозов, курсы-совещания секретарей парторганизаций села. Проводилась учеба на курсах женорганизаторов и ликвидаторов неграмотности. В 1927 году на базе педтехннкума было проведено областное совещание сельских комсомольских работников.

В 1932 году обкомом партии был организован выпуск областной марнй- ской газеты «Социализм Корно», редактором которой по совместительству был назначен директор Урал - Марийского педтехникума В. Е Вольский, а коллектив учащихся н преподавателей включился в газетно-журналистскую, селькоровскую работу. Была организована работа юнкоров, селькоров, военкоров и начинающих писателей.

Быстро растет число учащихся: в 1926 году их стало 167. Это были преимущественно дети крестьянской бедноты, беспризорники, воспитанники детдомов. Лапти, холщовая одежда, заплатные зипуны - вещественные доказательства вековой отсталости народа мари. Для учащихся были оборудованы общежития, столовая, баня.

Страна переживала трудности первых пятилеток, стипендий было мало, а иных средств у студентов не было. Положение облегчили принцип коллективного распределения средств и наличие учебного подсобного хозяйства. Многое сделали для учебного заведения в те годы его директора М. И. Пекунькин, И. А. Ижболдин и В. Е. Вольский.

Учащиеся и преподаватели в эти годы помогали районным организациям в ликвидации неграмотности, вели антирелигиозную пропаганду. Особенно большая работа была проведена в период сплошной коллективизации. В техникуме работала кинопередвижка, учащиеся выезжали для показа фильмов в деревни Ачитского, Суксунского, Артинского, Манчажского и Красноуфимского районов. Показ кинофильмов сопровождался агитационной работой.

Прекрасно работал в эти годы радиокружок под руководством С. А. Леонтьева, члены которого радиофицировали здание, интернаты, подшефные деревни. Многие выпускники уезжали на работу в деревни, имея собранные своими руками детекторные радиоприемники.

За 20 лет существования Урал-Марийский педтехннкум выпустил 400 педагогов, почти столько же человек получили общеобразовательную и специальную подготовку на различных курсах при техникуме.

Много славных людей училось в стенах педтехникума: П. Н. Румянцев,

Т. П. Полыгалов, А. Е. Чащихин. Выпускник Маныш Степанов работал впоследствии под руководством академика Курчатова. И. А. Платонов окончил институт иностранных языков и работал на дипломатической работе, талантливый марийский писатель Алексей Семенов (литературный псевдоним А. Эрыка) - тоже выпускник педтехникума.

Выпускник 1936 года М. А. Пономарев в училище возглавлял комсомольскую организацию, сейчас он - секретарь Владимирского обкома КПСС, кандидат в члены ПК КПСС. Выпускницы В. И. Монакова и М. М Кочеватова —- заслуженные учителя школ РСФСР.

Еще в 1929 году педтехникум был разделен на два самостоятельных учебных заведения: русский и марийский, а в 1939 году оба учебных заведения слились в единое педучилище с мапннещш отделением. В 1940 году марийское отделение было передано в Козмодемьянекое педучилище.

Л. РОДИНСКАЯ. преподаватель педучилища.

 // Вперед. —1979. — 12 окт. — C. 2.

В 1935 году в Красноуфимске открылась детская музыкальная школа. И уже через год в ней насчитывалось 80 учащихся. Дети рабочих, крестьян, интеллигенции жадно тянулись к знаниям, стремясь познать мир прекрасного.

Занимались с большим желанием, хотя условия были трудные. Школа располагалась лишь в двух комнатах, из инструментов был один рояль. И свои музыкальные инструменты имели очень немногие.

Одним из первых директоров школы был Павел Иванович Осокин. Сам он преподавал в классах баяна и виолончели. Талантливый организатор, замечательный музыкант, он вел большую общественную работу в городе. Правительство высоко оценило ело труд, наградив медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», знаком «Отличник народного просвещения», присвоив ему звание «Заслуженный учитель школ РСФСР».

По классу фортепиано первыми преподавателями были Мария Яковлевна Трегубова и Зинаида Павловна Богданова.

С годами школа росла В 1938 году она уже занимала семь комнат. А ребята учились играть на виолончели, домре, баяне, гитаре, физгармонии, фортепиано и на барабане. Материальная база школы стала намного богаче. Мир музыки постигали уже 130 Человек.

Началась Великая Отечественная война. Она прервала музыкальное образование детей. Школа закрылась, и вновь начала работать только в 1944 году. В послевоенные годы школа получила большое развитие. Были открыты ее филиалы в школе № 86, в селе Александровское. Открылся класс скрипки. Первым выпускником его стал в 1947 году Спартак Степанов.

За время своего существования музыкальную школу закончили более 400 красноуфимцев. Многие из них продолжали музыкальное образование и посвятили этому виду искусства всю свою жизнь. Надо сказать, что все преподаватели музыкальной школы, которые работают в ней сейчас, бывшие ее выпускники. Это К. Н. Козлова, Л. В. Ефимова, Л. Е. Лютикова, В. А. Королев, О. А. Шарапов и многие другие. На заслуженный отдых ушли ветераны — учителя музыки Б. В. Че, И. В. Киянов. А. Г. Серебренникова.

Интересной жизнью живут учащиеся школы. Здесь регулярно выпускаются стенгазета «Юный музыкант» и журнал «Отличник». Юные музыканты выступают с концертами на предприятиях, в школах, детских садах, в клубах и Домах культуры.

Вот что писала в школьном журнале девятиклассница из школы № 86 Галя Вальнева: «Учеба в двух школах дает мне разностороннее развитие. Я научилась понимать классическую музыку. В нашем кружке художественной самодеятельности я выполняю довольно трудные и серьезные поручения и горжусь тем, что мои знания нужны людям».

Восьмиклассница Наташа Васильева отзывается о своей учебе в музыкальной школе так: «Учеба в двух школах дает мне возможность познать больше. Я рада, что начинаю владеть музыкальным инструментом, понимать музыку. В школе № 3, где я учусь, я в перерывы между уроками часто сажусь в пионерской комнате за фортепиано и играю, а ребята, окружив меня, слушают».

Конечно, есть и свои проблемы в жизни школы. Пока не удовлетворяет помещение, в котором она находится: и мало, и плохо приспособлено для проведения уроков музыки. Число желающих учиться музыке с каждым годом растет. Поэтому сейчас решается вопрос о расширении музыкальной школы и об открытии в железнодорожном поселке ее, филиала.

— Наступило время, — говорит директор школы Л. П. Чистякова, - серьезно задуматься над проблемой эстетического воспитания подрастающего поколения. В городе нужна художественная школа, в которой можно совместить три отделения: музыкальное, изобразительное и танцевальное. Такая школа могла бы дать многое для развития творческих способностей молодежи.

С. ПОПОВ, учитель.

// Вперед. — 1977. — 12 июля. — C. 2.

Многим известно, что официально Красноуфимская детская музыкальная школа открыта 15 ноября 1935 года. Первым ее директором был энтузиаст своего дела, универсальный музыкант- виолончелист, домрист, скрипач, баянист, пианист, драматический актер, руководитель хора и оркестра Павел Иванович Осокин. Чрезвычайно высок его вклад в дело музыкального воспитания подрастающего поколения.

Но мало кто знает, что попытка сделана еще в 1919 году. Вот что в своих воспоминаниях пишет первый педагог школы Иванова (Барсова) Вера Васильевна: “Музыкальная народная школа г. Красноуфимска открылась при отделе народного образования по ходатайству Клевенской Надежды Леонидовны, окончившей Ленинградскую консерваторию. Открылась школа в доме Горбуновых по ул. Троицкой (напротив здания нынешней школы по ул. Интернациональной). Нас было двое. Мы начали дружно, с большим энтузиазмом. Был один только инструмент, а желающих поступить в музыкальную школу оказалось много. Занятия шли в две смены... Через год к нам влились еще педагоги по классу фортепиано: Мискинова и Корсакова (имен и фамилий, к сожалению, не помню). Мы уже могли с таким коллективом давать концерты среди учащихся школ. Добавился еще один педагог по сольфеджио и хору - Осокин П.И. Позднее музыкальная школа переменила здание на более удобное (с залом и классами). Это был дом Шавелиных на Сенной площади у новой церкви (двухэтажное здание в центре рыночной площади)”.

Из архивных документов мы узнали, что при уездном отделе народного образования существовал внешкольный подотдел, который вел культурно-просветительную работу в городе и уезде. Основной формой его работы была концертная деятельность. В его ведении находились библиотеки, театральные кружки, музыкальные хоры, оркестры, музыкальная школа.

Но в 1920 году школа перестала функционировать “за отсутствием света и отопления". Все усилия открыть ее со стороны педагогического совета школы, секции и отдела в целом не дали никаких результатов.

Лишь через 15 лет школа вновь была открыта, но уже от Свердловского управления искусства, а с 1961 года перешла в подчинение городскому отделу культуры. С тех пор детскую музыкальную школу окончили почти тысяча выпускников, около ста из них получили среднее и высшее музыкальное образование. Наши выпускники - это музыкальные работники детских садов, учителя музыки общеобразовательных школ, преподаватели педагогического училища, музыкальных школ района и области. Двадцать выпускников работают преподавателями Красноуфимской детской музыкальной школы.

Директор музыкальной школы H. Булaтoвa

// Городок. — 2000. — 28 апр. (N 17). — C. 8

Коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу своих особенностей, не могут учиться наравне со здоровыми учениками. Для них создаются специализированные школы с определенными программами обучения, где учитываются особенности физического и интеллектуального развития ребенка.

Изначально в г. Красноуфимске, с 1952 по 1956 год, существовала школа для глухонемых детей, которая была создана на базе Красноуфимского детского дома. По имеющимся документальным данным Государственного архива в г. Красноуфимске, он существовал до 1949 года (начальная дата его образования неизвестна). Исходя из записей приказов, хранившихся в архиве, за летний период 1952 года, в связи с реорганизацией детского дома и организацией школы для глухонемых детей, все воспитанники были вывезены в другие детские дома: Манчажский, Синячихинский, Покровский, Филатовский, Пышминский, Первоуральский, Фоминский.

С 28 августа 1956 года на базе школы для глухонемых детей была образована Красноуфимская специальная школа-интернат для детей, имеющих недостатки умственного развития.

Педагогический состав и воспитатели в основном переводились в новый коллектив приказом реорганизуемого учреждения. Таким образом, весь педагогический коллектив школы глухонемых и обслуживающий персонал были переведены в штат вспомогательной школы: 4 учителя и 4 воспитателя.

Школа располагалась по адресу г. Красноуфимск, ул. Пролетарская, д. 100. За годы она развивалась, увеличился контингент педагогов и учащихся. В 1957 году в школе обучалось 70 человек (в 1 классе 19 учеников, в трех 2 классах – 51 ученик). Согласно штатного расписания на 1971 год в школе работали: директор, заместитель директора по учебной части, старший бухгалтер, завхоз, счетовод-делопроизводитель, 18 педагогов и 49 единиц персонала. К 1984 году в школе уже обучалось более 150 воспитанников, а образование стало восьмилетним.

Главными задачами школы были - обучение особенных детей, совершенствование трудовых навыков, подготовка к самостоятельной жизни.

Согласно устава учреждения приему учащихся в школу-интернат подлежали дети в возрасте от 7-9 лет. Срок обучения составлял 8 лет. Количество человек в классе не превышало 12 человек, что помогало учителям уделить больше внимания каждому ученику. Воспитанникам, проживавшим в школе – интернат и находящимся на полном государственном обеспечении, полагалось питание, одежда, обувь.

Занятия в школе проводились 6 дней в неделю, только с первой смены. Продолжительность уроков составляла 40 мин. Во вторую половину дня с учащимися работали воспитатели, организуя спортивное, трудовое, эстетическое воспитание, внеклассное чтение и т.д. В школе проводились различные мероприятия: «Золотая осень», встреча Нового года, КВНы, концерты, встречи с ветеранами и многие другие.

Трудовое обучение в школе - одно из важных направлений работы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Оно проходило в несколько этапов. С 1 по 3 класс проводилось обучение ручному труду в специально оборудованных кабинетах, а с 4 класса ручному труду на базе школьных мастерских. С 5 по 8 класс профессионально трудовая подготовка по различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда осуществлялась на станках и специальном оборудовании.

Учащиеся по окончании школы сдавали экзамены и получали свидетельство в котором указывался вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.

Учитывая специфику учреждения, медицинское обслуживание в коррекционной школе осуществляли штатные медицинские работники. Они отвечали за здоровье детей и укрепление их психического состояния. Оказывали помощь педагогам в организации индивидуального подхода к воспитанникам с учётом особенностей их развития. В школе проводилось медикаментозное лечение, закаливание и лечебная физкультура. С детьми работали психологи и логопеды.

Работать с такими детьми всегда очень непросто. Это требует определенной подготовки, навыков, профессионализма и индивидуального подхода.

Слова благодарности всему коллективу школы были написаны родителями одной из учениц, опубликованные в газете «Вперед» в мае 1976 года: «…Мы видим, как меняется наша дочь к лучшему, с каким увлечением занимается трудом. До пятого класса у девочки не было никакого интереса к уроку труда. И вот учительница Валентина Павловна Попова сумела заинтересовать шитьем, вязанием. И у дочери появилось желание шить, вязать, а мы, откровенно сказать, не очень надеялись на такое». Именно в этом году педагогами коррекционной школы была организована выставка, где были представлены работы по дереву (выжигание, выпиливание, конструирование), разнообразные работы по тканям, вязание, вышивка.

Многие родители сомневаются отдавать ли ребенка в такие специализированные школы. Они созданы не для того, чтобы изолировать особенных детей от общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Поскольку требования к таким детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно.

В Государственном архиве в г. Красноуфимске хранятся документы Красноуфимской коррекционной школы. Создан отдельный фонд «Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» за период с 1949 по 2015 год, который ежегодно пополняется новыми документами, отражающими деятельность образовательного учреждения.

В 2004 году специальная (коррекционная) школа-интернат была реорганизована в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида. Школа с каждым годом развивается, встречает новых воспитанников, помогает получить адекватный их возможностям уровень образования и первоначальной трудовой подготовки.

Л.Н. Лукоянова – научный сотрудник отдела использования архивных документов и НСА Государственного архива в г. Красноуфимске

// Вперед. – 2021. – 14 окт. – С 4

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ