Образование

 
 

Библиотечные страницы

Сорок два года назад мы окончили Красноуфимское педагогическое училище (тогда это был не колледж, а педучилище) - гордость и красу Урала, «кузницу» уральских педагогов!

Но сначала были вступительные экзамены...

1973 год...

Первое впечатление о педучилище и преподавателях очень значимо. Оно сохраняется долгое время, сказывается на самочувствии в новой обстановке, формирует отношение к предстоящей деятельности. Когда мы с подружками подавали документы, чуть не заблудились. А ведь в то время корпус училища был совсем мал, если сравнить с нынешним колледжем. Однако нам, деревенским девчушкам, он казался огромным и таинственным кораблём, плывущим по безбрежному океану знаний и зовущим нас в животрепещущее плавание. И, чтобы идти верным курсом, преодолевая все бури и штормы, на пути к познанию, нужно много трудиться, много уметь. До сих пор помню переживания по этому поводу.

Всё было так. Таким надёжным судном, смело бороздящим просторы различных наук, использующим самые передовые технологии обучения по всем предметам, оказался наш любимый педколледж. В нём работал квалифицированный и стабильный педагогический коллектив, что свидетельствует о высоком уровне качества преподавания. Позже, уже в пединституте, нам было легко обучаться, т.к. ещё в педучилище была заложена крепкая основа знаний и умений. Хотя в кабинетах тогда не было богатой техники, а имелись простейшие наглядные пособия и приборы, географические карты, таблицы, всё же мы получили крепкие базовые знания и огромный нравственный заряд, которого хватило каждому на целую жизнь.

Подробнее: Мы помним всех своих учителей

В документах Государственного архива в г. Красноуфимске значится, что 30-е годы XX века (период развития индустриализации в России) повышенное внимание уделялось техническому образованию детей и молодежи. «…[Необходимо] заранее ориентировать подрастающее поколение на естественно-научные и технические знания, соединенные с задачами общественного переустройства…», - выдержка из постановлений ЦК ВКП(б). Основной формой детской самодеятельной работы был утвержден детский технический кружок.

В Красноуфимске в 1935 году успешно функционировала детская техническая станция, которая располагалась по ул. 3-го Интернационала д. 90, охватывала 120 человек (из них 103 – мальчика, 17 – девочек). Ребята посещали разнообразные кружки: авиамодельный, планерный, транспортный, игрушечный, радио и фото. Документы рассказывают, что основная работа кружковцев заключалась в техническом любительстве. Ребята занимались изготовлением вещей, имеющих практическое значение в быту, принимали участие в оборудовании своих школ (делали модели, простейшие приборы для учебного процесса), обсуждали вопросы рационализации производства и проведения технической пропаганды среди взрослых. В результате воспитывалось не только техническое творчество детей, но и закладывались основы добросовестного отношения к труду, к народному имуществу. Руководителям кружков рекомендовалось всеми способами бороться за знание, за политехнизм, включить в процесс обучения чертеж, моделирование, элементарные основы технологии, механики и т.д., использовать занимательные формы работы и все виды наглядных пособий.

Подробнее: История детского технического творчества в архивных документах

Коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу своих особенностей, не могут учиться наравне со здоровыми учениками. Для них создаются специализированные школы с определенными программами обучения, где учитываются особенности физического и интеллектуального развития ребенка.

Изначально в г. Красноуфимске, с 1952 по 1956 год, существовала школа для глухонемых детей, которая была создана на базе Красноуфимского детского дома. По имеющимся документальным данным Государственного архива в г. Красноуфимске, он существовал до 1949 года (начальная дата его образования неизвестна). Исходя из записей приказов, хранившихся в архиве, за летний период 1952 года, в связи с реорганизацией детского дома и организацией школы для глухонемых детей, все воспитанники были вывезены в другие детские дома: Манчажский, Синячихинский, Покровский, Филатовский, Пышминский, Первоуральский, Фоминский.

С 28 августа 1956 года на базе школы для глухонемых детей была образована Красноуфимская специальная школа-интернат для детей, имеющих недостатки умственного развития.

Педагогический состав и воспитатели в основном переводились в новый коллектив приказом реорганизуемого учреждения. Таким образом, весь педагогический коллектив школы глухонемых и обслуживающий персонал были переведены в штат вспомогательной школы: 4 учителя и 4 воспитателя.

Школа располагалась по адресу г. Красноуфимск, ул. Пролетарская, д. 100. За годы она развивалась, увеличился контингент педагогов и учащихся. В 1957 году в школе обучалось 70 человек (в 1 классе 19 учеников, в трех 2 классах – 51 ученик). Согласно штатного расписания на 1971 год в школе работали: директор, заместитель директора по учебной части, старший бухгалтер, завхоз, счетовод-делопроизводитель, 18 педагогов и 49 единиц персонала. К 1984 году в школе уже обучалось более 150 воспитанников, а образование стало восьмилетним.

Главными задачами школы были - обучение особенных детей, совершенствование трудовых навыков, подготовка к самостоятельной жизни.

Согласно устава учреждения приему учащихся в школу-интернат подлежали дети в возрасте от 7-9 лет. Срок обучения составлял 8 лет. Количество человек в классе не превышало 12 человек, что помогало учителям уделить больше внимания каждому ученику. Воспитанникам, проживавшим в школе – интернат и находящимся на полном государственном обеспечении, полагалось питание, одежда, обувь.

Занятия в школе проводились 6 дней в неделю, только с первой смены. Продолжительность уроков составляла 40 мин. Во вторую половину дня с учащимися работали воспитатели, организуя спортивное, трудовое, эстетическое воспитание, внеклассное чтение и т.д. В школе проводились различные мероприятия: «Золотая осень», встреча Нового года, КВНы, концерты, встречи с ветеранами и многие другие.

Трудовое обучение в школе - одно из важных направлений работы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Оно проходило в несколько этапов. С 1 по 3 класс проводилось обучение ручному труду в специально оборудованных кабинетах, а с 4 класса ручному труду на базе школьных мастерских. С 5 по 8 класс профессионально трудовая подготовка по различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда осуществлялась на станках и специальном оборудовании.

Учащиеся по окончании школы сдавали экзамены и получали свидетельство в котором указывался вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.

Учитывая специфику учреждения, медицинское обслуживание в коррекционной школе осуществляли штатные медицинские работники. Они отвечали за здоровье детей и укрепление их психического состояния. Оказывали помощь педагогам в организации индивидуального подхода к воспитанникам с учётом особенностей их развития. В школе проводилось медикаментозное лечение, закаливание и лечебная физкультура. С детьми работали психологи и логопеды.

Работать с такими детьми всегда очень непросто. Это требует определенной подготовки, навыков, профессионализма и индивидуального подхода.

Слова благодарности всему коллективу школы были написаны родителями одной из учениц, опубликованные в газете «Вперед» в мае 1976 года: «…Мы видим, как меняется наша дочь к лучшему, с каким увлечением занимается трудом. До пятого класса у девочки не было никакого интереса к уроку труда. И вот учительница Валентина Павловна Попова сумела заинтересовать шитьем, вязанием. И у дочери появилось желание шить, вязать, а мы, откровенно сказать, не очень надеялись на такое». Именно в этом году педагогами коррекционной школы была организована выставка, где были представлены работы по дереву (выжигание, выпиливание, конструирование), разнообразные работы по тканям, вязание, вышивка.

Многие родители сомневаются отдавать ли ребенка в такие специализированные школы. Они созданы не для того, чтобы изолировать особенных детей от общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Поскольку требования к таким детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно.

В Государственном архиве в г. Красноуфимске хранятся документы Красноуфимской коррекционной школы. Создан отдельный фонд «Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» за период с 1949 по 2015 год, который ежегодно пополняется новыми документами, отражающими деятельность образовательного учреждения.

В 2004 году специальная (коррекционная) школа-интернат была реорганизована в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида. Школа с каждым годом развивается, встречает новых воспитанников, помогает получить адекватный их возможностям уровень образования и первоначальной трудовой подготовки.

Л.Н. Лукоянова – научный сотрудник отдела использования архивных документов и НСА Государственного архива в г. Красноуфимске

// Вперед. – 2021. – 14 окт. – С 4

Многим известно, что официально Красноуфимская детская музыкальная школа открыта 15 ноября 1935 года. Первым ее директором был энтузиаст своего дела, универсальный музыкант- виолончелист, домрист, скрипач, баянист, пианист, драматический актер, руководитель хора и оркестра Павел Иванович Осокин. Чрезвычайно высок его вклад в дело музыкального воспитания подрастающего поколения.

Но мало кто знает, что попытка сделана еще в 1919 году. Вот что в своих воспоминаниях пишет первый педагог школы Иванова (Барсова) Вера Васильевна: “Музыкальная народная школа г. Красноуфимска открылась при отделе народного образования по ходатайству Клевенской Надежды Леонидовны, окончившей Ленинградскую консерваторию. Открылась школа в доме Горбуновых по ул. Троицкой (напротив здания нынешней школы по ул. Интернациональной). Нас было двое. Мы начали дружно, с большим энтузиазмом. Был один только инструмент, а желающих поступить в музыкальную школу оказалось много. Занятия шли в две смены... Через год к нам влились еще педагоги по классу фортепиано: Мискинова и Корсакова (имен и фамилий, к сожалению, не помню). Мы уже могли с таким коллективом давать концерты среди учащихся школ. Добавился еще один педагог по сольфеджио и хору - Осокин П.И. Позднее музыкальная школа переменила здание на более удобное (с залом и классами). Это был дом Шавелиных на Сенной площади у новой церкви (двухэтажное здание в центре рыночной площади)”.

Из архивных документов мы узнали, что при уездном отделе народного образования существовал внешкольный подотдел, который вел культурно-просветительную работу в городе и уезде. Основной формой его работы была концертная деятельность. В его ведении находились библиотеки, театральные кружки, музыкальные хоры, оркестры, музыкальная школа.

Но в 1920 году школа перестала функционировать “за отсутствием света и отопления". Все усилия открыть ее со стороны педагогического совета школы, секции и отдела в целом не дали никаких результатов.

Лишь через 15 лет школа вновь была открыта, но уже от Свердловского управления искусства, а с 1961 года перешла в подчинение городскому отделу культуры. С тех пор детскую музыкальную школу окончили почти тысяча выпускников, около ста из них получили среднее и высшее музыкальное образование. Наши выпускники - это музыкальные работники детских садов, учителя музыки общеобразовательных школ, преподаватели педагогического училища, музыкальных школ района и области. Двадцать выпускников работают преподавателями Красноуфимской детской музыкальной школы.

Директор музыкальной школы H. Булaтoвa

// Городок. — 2000. — 28 апр. (N 17). — C. 8

В 1935 году в Красноуфимске открылась детская музыкальная школа. И уже через год в ней насчитывалось 80 учащихся. Дети рабочих, крестьян, интеллигенции жадно тянулись к знаниям, стремясь познать мир прекрасного.

Занимались с большим желанием, хотя условия были трудные. Школа располагалась лишь в двух комнатах, из инструментов был один рояль. И свои музыкальные инструменты имели очень немногие.

Одним из первых директоров школы был Павел Иванович Осокин. Сам он преподавал в классах баяна и виолончели. Талантливый организатор, замечательный музыкант, он вел большую общественную работу в городе. Правительство высоко оценило ело труд, наградив медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», знаком «Отличник народного просвещения», присвоив ему звание «Заслуженный учитель школ РСФСР».

По классу фортепиано первыми преподавателями были Мария Яковлевна Трегубова и Зинаида Павловна Богданова.

С годами школа росла В 1938 году она уже занимала семь комнат. А ребята учились играть на виолончели, домре, баяне, гитаре, физгармонии, фортепиано и на барабане. Материальная база школы стала намного богаче. Мир музыки постигали уже 130 Человек.

Началась Великая Отечественная война. Она прервала музыкальное образование детей. Школа закрылась, и вновь начала работать только в 1944 году. В послевоенные годы школа получила большое развитие. Были открыты ее филиалы в школе № 86, в селе Александровское. Открылся класс скрипки. Первым выпускником его стал в 1947 году Спартак Степанов.

За время своего существования музыкальную школу закончили более 400 красноуфимцев. Многие из них продолжали музыкальное образование и посвятили этому виду искусства всю свою жизнь. Надо сказать, что все преподаватели музыкальной школы, которые работают в ней сейчас, бывшие ее выпускники. Это К. Н. Козлова, Л. В. Ефимова, Л. Е. Лютикова, В. А. Королев, О. А. Шарапов и многие другие. На заслуженный отдых ушли ветераны — учителя музыки Б. В. Че, И. В. Киянов. А. Г. Серебренникова.

Интересной жизнью живут учащиеся школы. Здесь регулярно выпускаются стенгазета «Юный музыкант» и журнал «Отличник». Юные музыканты выступают с концертами на предприятиях, в школах, детских садах, в клубах и Домах культуры.

Вот что писала в школьном журнале девятиклассница из школы № 86 Галя Вальнева: «Учеба в двух школах дает мне разностороннее развитие. Я научилась понимать классическую музыку. В нашем кружке художественной самодеятельности я выполняю довольно трудные и серьезные поручения и горжусь тем, что мои знания нужны людям».

Восьмиклассница Наташа Васильева отзывается о своей учебе в музыкальной школе так: «Учеба в двух школах дает мне возможность познать больше. Я рада, что начинаю владеть музыкальным инструментом, понимать музыку. В школе № 3, где я учусь, я в перерывы между уроками часто сажусь в пионерской комнате за фортепиано и играю, а ребята, окружив меня, слушают».

Конечно, есть и свои проблемы в жизни школы. Пока не удовлетворяет помещение, в котором она находится: и мало, и плохо приспособлено для проведения уроков музыки. Число желающих учиться музыке с каждым годом растет. Поэтому сейчас решается вопрос о расширении музыкальной школы и об открытии в железнодорожном поселке ее, филиала.

— Наступило время, — говорит директор школы Л. П. Чистякова, - серьезно задуматься над проблемой эстетического воспитания подрастающего поколения. В городе нужна художественная школа, в которой можно совместить три отделения: музыкальное, изобразительное и танцевальное. Такая школа могла бы дать многое для развития творческих способностей молодежи.

С. ПОПОВ, учитель.

// Вперед. — 1977. — 12 июля. — C. 2.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ