Образование

 
 

Библиотечные страницы

Кроме основной задачи - подготовка учителей для работы в национальных школах - педтехникум много делал и в области идейно-политического воспитания марийского населения. Об этом можно судить по работе «Уголка крестьянина», под который была отведена особая отдельная комната. Комната украшена плакатами, лозунгами на марийском языке, портретами вождей пролетарского революции, но обстановка крайне бедна: один стол и скамейка на весь дом крестьянина (Дом крестьянина для приезжих мари открыт только два дня в неделю: по четвергам и пятницам - в дни базара, когда особенно бывает большой наплыв марийцев).

За два месяца существования «Уголка крестьянина» его посетило около 400 человек.

«Таким образом, Урал-марийский педагогический техникум в лице своего уголка Крестьянина вполне оправдывает надежды РКП(б) в деле выполнения заветов В.И. Ленина - смычку между городом и деревней и учащиеся П/техникума с полным сознанием своей работы и рвением выполняют ту ответственейшую задачу, какая на них ложится, как проводников знания и Коммунизма в отсталую темную марийскую массу.

Единственно, что огорчает учащихся - это бедность П/техникума: нет мебели, нет литературы, мало газет и т.д. нужна немедленная помощь со стороны» [Краеведческий музей, Ф.4, оп.4, дело 4, с.2].

О трудностях того времени можно судить, в частности, по воспоминаниям Алексея Евгеньевича Чащихина: «Мы с товарищами Тягуновым П.Г., Румянцевым П.Н. перешли из 9 класса в этот Урал-Марийский педтехникум на 3-й курс. Техникум переживал очень тяжелое время, учащимся требовалась материальная поддержка, в особенности марийцам. Дирекция техникума поручала нам производить денежные сборы по подписным листам среди населения для оказания помощи учащимся марийцам. Директором техникума в то время работал Ижболдин Иван Алексеевич» [Краеведческий музей, Фонд 4, опись 4, дело №11, с.11].

Подробнее: Урал-Марийский педтехникум в середине 1920-х годов

Свою историю заочное отделение Красноуфимского аграрного колледжа ведет с 1949 года. Оно было открыто для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной деятельностью. С этого времени, вот уже 70 лет, заочное отделение стало органической частью общей системы образования в колледже. Юбилей - это не только историческая веха, это рубеж, дающий возможность оглянуться назад и вспомнить пройденный путь…

На протяжении всей истории становления и развития заочного отделения его возглавляли опытные специалисты и хорошие педагоги. Первой заведующей была А.Ф.Зайцева. В 1955 году состоялся первый выпуск специалистов – 11 агрономов и 5 техников–механиков. Затем один за другим руководили заочным отделением В.С. Зубкова, Х.А. Гафаров, Д.П. Древницкий. За первое послевоенное десятилетие количество студентов-заочников увеличивается на порядок и достигает цифры 160 человек. В те годы, в массе своей, заочники - это были люди, умудренные жизненным опытом, с производственным стажем, каждый из которых глубоко понимал, что без теоретических знаний трудно работать, а тем более руководить сельскохозяйственным производством на любом его участке.

Одним из первых методистов в 1956 году, стала выпускница техникума 1946 года, преподаватель агрономических дисциплин, Заслуженный учитель школы РСФСР Л.Я.Кузнецова. Десять лет Лидия Яковлевна осуществляла организацию учебного процесса. От того, как будет организован учебный процесс, зависит качество подготовки специалистов. Поэтому, как правило, к работе со студентами-заочниками привлекались наиболее опытные преподаватели и специалисты: И.И. Секерич, И.А. Баженов, И.М. Озорнин, С.А. Неволин, Н.М. Кошелев, Ю.М. Воробьев, Р.П. Приемщикова, Н.М. Мясникова, И.И. Устюгов, Ю.А. Лыкова.

Подробнее: Учеба и труд к успеху ведут

История становления, развития и совершенствования профессионального образования в России имеет глубокие корни. Более 300 лет назад профессиональное образование в России было положено на государственную основу, причем раньше, чем в Европе. Мудрость Петра I проявилась в осознании необходимости подготовки молодых специалистов для развивающегося государства. Он лично сам составлял первые учебные планы и программы занятий, подбирал преподавателей для артиллерийской и математико-навигацкой школ, с обязательным включением в программы обучения арифметики, словесности, геометрии, географии, астрономии. Обучение в то время носило практический характер. К примеру, будущих навигаторов учили не только механике, но и токарному и плотницкому ремеслам.

Благодаря указам императора Петра, стараниями предпринимателей Демидовых, управляющему горными заводами В.Н. Татищеву на Урале появились первые заводские школы. Именно В.Н. Татищев обосновывает важнейшие направления профессионального образования для школ горнозаводской промышленности, создает для них первые уставы.

В послереволюционный период Наркомпроссом была принята " Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". Недостатком этого периода подготовки рабочих кадров было то, что учебные заведения не имели связи с производством и развитием индустриализации. В 30-е годы они были переданы в ведение промышленности и реорганизованы в школы ФЗУ и частично в техникумы. От школы ФЗУ - до техникума.

Для вновь открывшейся железной дороги Москва - Екатеринбург в паровозное депо и другие предприятия на станции Красноуфимск потребовались квалифицированные рабочие. В связи с этим отделом просвещения Московско-Казанской железной дороги на базе паровозного депо Красноуфимск 5 декабря 1925 года создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ныне Красноуфимский филиал Уральского железнодорожного техникума, с первым набором учеников в количестве 50 человек по профессии "Слесарь по ремонту паровозов". В 1932 году построено новое типовое здание на улице Первой Деповской с учебными аудиториями, мастерскими, кузницей, столовой и хозяйственными постройками. С этого времени здесь готовятся рабочие практически всех профессий, необходимых для организации движения поездов и их ремонта.

В этот период уделяется большое внимание новому содержанию, формам и методам теоретического и практического обучения. Особое внимание уделялось общественно-практической работе, ученическому самоуправлению, физической и военной подготовке.

Из стен Красноуфимской школы ФЗУ 20-30-х годов выпустились сотни рабочих, которые через несколько лет встали на защиту Отечества и самоотверженно трудились в тылу. Среди них почетные граждане города: А.Е. Закорюкин - мастер локомотивного депо; Н.Ф. Кретов - председатель Красноуфимского горсовета; В.Ф. Тулин - поэт, журналист; С.А. Никифоров - мастер по дизельным установкам в дистанции электроснабжения; Н.Ф. Сухобский - Герой Советского Союза; Н.Д. Моржерин - полковой комиссар авиационной дивизии, и многие другие.

Подробнее: Из истории профессионального образования в России

Очерк об учителе музыки П. И. Осокине

В год празднования восьмидесятилетнего юбилея ДШИ будет логично обратиться к истокам, вспомнить о людях, вложивших свой талант, энтузиазм и жар души в развитие музыкальной культуры нашего города. Звезда первой величины среди них - Павел Иванович Осокин (1887-1955).

Приехав в 1911 году в Красноуфимск. он преподавал пение и музыку в промышленном училище, женской гимназии, во многих школах, работал в клубе им. Ухтомского, был дирижёром духового и симфонического оркестров, концертмейстером хора драматическим артистом, занимался постановкой оперетт. Он - удивительный человек: увлечённый, яркий, неординарный, общительный, порой одержимый.

Интересно описывает О.С. Дьяконова в сборнике «Заслуженные учителя города Красноуфимска» (2014 год) представление Павла Ивановича учащимся промышленного училища:

«Господа внимание! После утренней прошу не расходиться,- обратился к коллегам и учащимся директор промышленного училища. Утренние молитвы были обязательны для всех, весь коллектив учебного заведения на них собирался. После службы директор продолжил:

- Представляю вам нашего нового учителя пения, господина Павла Ивановича Осокина любезно согласившегося прибыть к нам из Петербурга. Надеюсь, у нас, хоть город и не губернский, вам понравится! Дел много!

Из-за его спины вышел молодой худощавый человек, чуть ниже среднего роста щеголевато одетый, в пенсне, с модной стрижкой «ёжик». А из задних рядов донесся шепот:

- Как же заставили такого «хлыща» приехать в нашу «дыру»?»

Да, он не был похож на местных обывателей: следил за собой, одевался по столичной моде, был ухожен и держал себя с достоинством.

Нашему городу крупно повезло в том, что талантливейший выпускник Петербургского регентского училища волею судьбы оказался в Красноуфимске. Родился он 27 декабря 1887 года в Екатеринбурге, в семье служащего. С детства обладал прекрасным голосом и слухом. В 1907 году успешно поступил во вновь открытое Регентское певческое училище, организаторы которого хотели улучшить качество подготовки регентов и певчих, преодолеть низкий уровень архиерейских хоров, управляемых часто «регентами-самоучками», подготовить профессиональных преподавателей для училищ и семинарий — словом, «воспитать таких деятелей, которые силою своего служения искусству создали бы себе достойных преемников повсюду».

Степан Васильевич Смоленский - музыковед, хоровой дирижёр, педагог, оказывал прямое содействие становлению и процветанию этого заведения. В училище, согласно программе, в обязательном порядке изучались теория музыки, сольфеджио, гармония, история церковного пения и музыки, мировое пение, игра на скрипке и фортепиано, методика церковного и школьно-хорового пения. Успешно окончившие первый год обучения в Регентском училище могли стать помощниками регентов, окончившие второй год обучения — регентами, а проучившиеся 4 года становились учителями пения. Воспитанники специализировались как хормейстеры, учителя пения, теории музыки. Как видим, базовая подготовка молодого специалиста была серьёзной и основательной, а Красноуфимск оказался тем самым местом, где он сумел реализоваться.

Нелегко было Осокину после Петербурга оказаться в нашем маленьком городке, но он был молод, горяч и строил «планов громадьё». Его не пугали трудности быта, капризы уральской погоды... Он верил в свою Звезду!!!

Подробнее: Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений...

В сентябре 1936 года начала работать новая школа № 11 (сейчас № 86), и я была зачис­лена в 7-й класс. Новая школа казалась нам дворцом: просторные кабинеты, большие окна, пионерская комната - все было новое, необычное.

Конечно, запомнились уроки молодых, энергичных учителей: химии (С.А. Попов), физики (Н.М. Масливец), черчения (Н.М. Попова) и других. У нас был строгий, но справедливый директор Тренин Василий Александрович, и теперь я по­нимаю, что заслуга в органи­зации интересной внеклассной работы принадлежит ему!

Учителя вели много кружков, особенно запомнился драма­тический. Мы готовили инсце­нировки по сказкам А.С. Пуш­кина, ставили пьесы А.Н. Ост­ровского. Недостатка в зрителях не было. Члены ро­дительского комитета помогали учителям в проведении всех мероприятий. Они организова­ли балетный кружок и помога­ли в изготовлении костюмов, декораций.

Активность учащихся была высокой, старшек­лассники были во­жатыми в младших классах, помогали учителям в прове­дении экскурсий, походов... В те годы много внима­ния уделялось поездкам в другие города, мы побывали в Казани, Свердловске, часто ученики награждались путе­вками в «Артек». Такой чести были удостоены и  мальчики нашего класса. Помню, что за работу в загородном лагере (он находился тогда в д. Усть-Баяк) нас, троих вожатых, в том числе меня, Южанину (В. Кретову) и В. Харевич награ­дили путевками в Дом отдыха под Ленинградом. Это была интереснейшая поездка. Мы знакомились с памятниками истории и культуры.

Учиться в нашей любимой школе было интересно! Среди нас были не только активисты, но и отличники, и ударники.

Вера Харевич все годы была отличницей, а Валя Южанина, Ольга Сулимова, Вера Мезенцева - ударниками. Не отста­вали от девочек и наши маль­чики. Знания, полученные в школе, пригодились в даль­нейшем: многие из нас закон­чили вузы.

Подробнее: Школьные годы чудесные...

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ