Образование

 
 

Библиотечные страницы

Люди старшего поколения с ностальгией вспоминают те годы своей юности, когда учились в школе, вступали в ряды пионерской организации, давая «клятву юного пионера». Пионеры с гордостью носили красный пионерский галстук, собирали с энтузиазмом макулатуру и металлолом. Жили тогда интересно, радостно, всё получалось, соревновались. Лозунг «Пионер - всем ребятам пример» знал каждый пионер и каждый пионер стремился быть первым.

Всесоюзная пионерская организация была создана 19 мая 1922 года.

В Красноуфимске пионерский отряд был создан летом 1923 года в детском доме им. Луначарского, состоял из 25 человек. Первым пионерским вожатым был Николай Романенко. За все годы существования пионерского движения в городе многие поколения пионеров помнят пионерских вожатых Романенко (Бровкину) Новь Николаевну (работала с 1941 по 1943 гг.), Романенко (Заколюкину) Галину Николаевну (1964-1967 гг), Романенко Василия Николаевича (1966 г.), Патрушеву Музу Николаевну (40-е годы), Федотову Клавдию Флегонтовну (1952-1966 гг), Савельеву Елизавету Анфимовну (1953-1971 гг.). А в 1974 году она возглавляла делегацию лучших пионеров Свердловской области в поездке на отдых в «Артек», 29 лет работала вожатой в пионерских лагерях «Чайка», «Колос», «Экспресс». Большой вклад в развитие пионерского движения внесла Малышева Надежда Ивановна, она работала с 1967 по 1974 годы старшей пионерской вожатой школы №1. Помнят пионеры тех лет и Лидию Емельяновну Бугуеву - старшую пионерскую вожатую школы №9, начинала она свой путь вожатой в 1956 году. Лепехина (Шабалина) Валентина Игоревна всю свою жизнь посвятила школе, начинала работать старшей пионерской вожатой в школе №5, с 1969 по 1974 гг. проработала в пионерском лагере «Чайка». Начинала свою трудовую деятельность старшей пионервожатой в школе №7. Бебенина (Саламатова) Лариса Павловна много лет проработала старшей вожатой в загородных пионерских лагерях.

Нельзя не упомянуть и Филаретову Любовь Дмитриевну, вожатую школы №86, Мельникову Алевтину Евгеньевну (школа- интернат №6), которая сейчас работает директором.

28 лет проработала Хохлова Эмма Михайловна во вспомогательной школе, 7 из которых - старшей пионерской вожатой. За активную работу награждена медалью «Орлёнок». Кроме того, в летнее время Эмма Михайловна 21 год со своими коллегами Беловой Г.Н., Колмаковой З.Г., Бикмурзиной А.З., Оболенской А. В. работала старшей пионерской вожатой в лагере «Чайка».

Подробнее: Всесоюзной пионерской организации - 90 лет

Одним из прогрессивных учителей, преследовавшихся самодержавием, был и работавший в 1890-1892 годах в Красноуфимском промышленном училище преподаватель математики Константин Александрович Торопов. Его беседы с учащимися училища на политические темы, о положении трудящихся в царской России явились семенами того посева, который в дальнейшем дал всходы, когда учащиеся приняли участие в первых марксистских кружках и революционных событиях.

К. А. Торопов родился 12 мая 1860 года в селе Калиновском Камышловского уезда Пермской губернии.

В 1878 году в Перми он получил среднее образование и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Здесь на его формирование глубокое влияние оказала знаменитая Чебышевская школа математиков, членами которой были в то время П. Л. Чебышев, А. А. Марков, А. Н. Коркин и другие.

Уже на третьем курсе университета Константин Александрович включился в научную работу, сосредоточив свое внимание на интегрировании обыкновенных. дифференциальных уравнений.

В 1883 году он окончил университет со степенью кандидата математических наук и за выдающиеся успехи был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Через два года работы в университете сдал магистерские экзамены и опубликовал несколько работ.

Подробнее: Учитель-ученый и общественный деятель

В городе в 1913-1914 предвоенных годах было 5 начальных училищ с общим числом учащихся 595 человек. Некоторые училища находились в ведомстве церковного управления. Вэтих школах программы по изучению элементов арифметики, русского языка и особенно географии и естественной истории (так называлась тогда биология) были очень сокращены, а изучение Закона Божьего значительно увеличено. Уроки пения сводились к пению молитв и подготовке учащихся к участию в церковном хоре. Царское правительство поощряло открытие таких школ особенно в сельской местности, т. к. через них оно стремилось укрепить среди народных масс религиозность.

В Красноуфимске кроме начальных училищ и реального училища с техническими классами в 1891 была открыта женская гимназия, а в 1901 году - мужское 4-классное городское училище. В первые классы реального городского училища принимались мальчики, окончившие начальные училища, а при женской гимназии был 2-годичный подготовительный класс, готовящий девочек для поступления в первый класс гимназии. Эти учебные заведения имели свои капитально построенные здания. В здании реального училища сейчас находится сельскохозяйственный колледж, а в здании женской гимназии - ДЮСШ и вечерняя школа.

Обучение в реальном училище и женской гимназии было платное. В младших классах - 10 рублей в год, в средних - 20 рублей, в старших - 25 рублей.

Обучение в этих учебных заведениях было в основном доступно для детей зажиточной части населения, тем более что один из циркуляров (распоряжений) Министерства просвещения того времени указывал на ограничение приема в средние учебные заведения “кухаркиных детей”, т. е. детей из среды трудового народа. По архивным данным в 1914 году из 387 учащихся в гимназии было детей потомственных дворян 7 человек, детей дворян личных и чиновников - 70 человек, детей духовных лиц - 29 человек, детей купцов - 14 человек, детей мещан - 105 человек, детей крестьян (зажиточных) - 112 человек.

Аналогичный состав был и в реальном училище.

//Городок. - 1995. - 7 июля (№ 10). - С. 2

Красноуфимское высшее начальное училище было открыто 26 августа 1901 г. в 3-классном составе. В 1903 г. преобразовано в 4-классное, а с 1 января 1914 г. училище преобразовано в высшее начальное.

Городские училища по Положению 31 мая 1872 г. должны дать законченное “элементарное” образование. В программу обучения входили следующие предметы: русский и церковнославянский языки, краткие сведения по теории словесности и истории литературы, арифметика и алгебра, геометрия, история всеобщая и русская, география всеобщая и русская, естественная история (ботаника, зоология, минералогия, анатомия человеческого тела), физика, чистописание, рисование и черчение, пение и гимнастика, закон божий.

Кроме этих обязательных предметов в курс городских училищ были введены дополнительные предметы: языки, бухгалтерия, ремесла. В Красноуфимском училище были введены курс гигиены и корзиночное ремесло. Мастером в корзиночной мастерской был С. Журавлев, получивший образование в Вятской земской мастерской. На содержание корзиночной мастерской и развитие этого ремесла поступали деньги от красноуфимского уездного земства, от частных лиц, например, от почетного смотрителя училища купца 2 гильдии И. В. Луканина, от инспектора народных училищ А. Г. Безсонова. В 1904 г. изделий мастерской было продано на 19 руб. 18 коп.

Подробнее: Из истории Красноуфимского городского училища, в здания которого сегодня находится педагогический...

Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце - тепло школы.

Школа-интернат г. Красноуфимска в 2012 году отмечает свой 50-й день рождения. 2 марта 1962 г. школа приняла первых учеников. За эти годы выпускниками данного учебного заведения стали более 1500 человек. Многие из них заняли достойное место в жизни. Некоторые вернулись в школу, но уже педагогами.

Как же начиналась жизнь школы? Особый интерес вызывают воспоминания ветерана, одной из тех, кто был первым из педагогов школы, Тамары Павловны Курицыной: "Это было в 1961 году. Управление Горьковской железной дороги решило построить школу с проживанием учащихся, живущих на линейных станциях от Янаула до Солдатки (на них не было школ), а также для детей, родители которых имели разъездной и сменный характер работы. Строительство вела железнодорожная организация - СПМ (строительно-монтажный поезд "Казанстрой"). Начали работу мы (пока без учеников) в недостроенной школе, не было даже стекол. Сами закупали учебники в Москве и Свердловске. В то время было только одно здание. На третьем этаже располагались спальни, на втором и первом этаже были классы, столовая, актовый зал. В 1963 году построили второе здание, в которое перевели столовую и спальни, в подвале были душевые, и третье здание - хозяйственный корпус. Всего по Горьковской железной дороге было построено 6 школ-интернатов, поэтому нашей школе был присвоен № 6.

В школе постоянно проводили разные праздники, каждый класс придумывал свое выступление. С марта 1962 года традиционно стали отмечать дни рождения школы". Ежегодно собираются дружной семьей выпускники из разных городов страны.

Школой в разные годы руководили замечательные люди. Первым директором, сформировавшим педагогический коллектив, был Ф.И. Сабитов. И.М. Дасмаев, бывший военный, ввел школьное самоуправление. Н.Н. Блаженков уделял много внимания трудовому воспитанию учащихся. В.А. Ершов был основателем кабинетной системы в школе. Л.Г. Ганина уделяла особое внимание быту, а также оснащению кабинетов и качеству образования; А.В. Гринцевич использовал демократический стиль руководства, уважение к учащимся, самоуправление, коммунарскую методику коллективных творческих дел. Л.И. Перевалова акцентировала внимание на физических занятиях и туризме.

Подробнее: Рожденная железной дорогой

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ