Образование

 
 

Библиотечные страницы

Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце - тепло школы.

Школа-интернат г. Красноуфимска в 2012 году отмечает свой 50-й день рождения. 2 марта 1962 г. школа приняла первых учеников. За эти годы выпускниками данного учебного заведения стали более 1500 человек. Многие из них заняли достойное место в жизни. Некоторые вернулись в школу, но уже педагогами.

Как же начиналась жизнь школы? Особый интерес вызывают воспоминания ветерана, одной из тех, кто был первым из педагогов школы, Тамары Павловны Курицыной: "Это было в 1961 году. Управление Горьковской железной дороги решило построить школу с проживанием учащихся, живущих на линейных станциях от Янаула до Солдатки (на них не было школ), а также для детей, родители которых имели разъездной и сменный характер работы. Строительство вела железнодорожная организация - СПМ (строительно-монтажный поезд "Казанстрой"). Начали работу мы (пока без учеников) в недостроенной школе, не было даже стекол. Сами закупали учебники в Москве и Свердловске. В то время было только одно здание. На третьем этаже располагались спальни, на втором и первом этаже были классы, столовая, актовый зал. В 1963 году построили второе здание, в которое перевели столовую и спальни, в подвале были душевые, и третье здание - хозяйственный корпус. Всего по Горьковской железной дороге было построено 6 школ-интернатов, поэтому нашей школе был присвоен № 6.

В школе постоянно проводили разные праздники, каждый класс придумывал свое выступление. С марта 1962 года традиционно стали отмечать дни рождения школы". Ежегодно собираются дружной семьей выпускники из разных городов страны.

Школой в разные годы руководили замечательные люди. Первым директором, сформировавшим педагогический коллектив, был Ф.И. Сабитов. И.М. Дасмаев, бывший военный, ввел школьное самоуправление. Н.Н. Блаженков уделял много внимания трудовому воспитанию учащихся. В.А. Ершов был основателем кабинетной системы в школе. Л.Г. Ганина уделяла особое внимание быту, а также оснащению кабинетов и качеству образования; А.В. Гринцевич использовал демократический стиль руководства, уважение к учащимся, самоуправление, коммунарскую методику коллективных творческих дел. Л.И. Перевалова акцентировала внимание на физических занятиях и туризме.

Подробнее: Рожденная железной дорогой

Если взять любое предприятие нашего города, района или соседних районов - там есть бывший выпускник Красноуфимского аграрного колледжа. Этому старейшему среднему учебному заведению нынче 140 лет. Старый и новый его корпуса - украшение города. Еще в советское время в нашем районе было два городских сельскохозяйственных предприятия: селекционная станция и совхоз-техникум. У них много общего. Станция образована в 1933 г. А в далеком 1880 г. в этом месте было создано учебное опытное хозяйство (ферма) с полями, лугами и всевозможной техникой. Были построены и учебные заводы: винокуренный, кожевенный, чугунолитейный. Об этом напоминает сейчас красное 2-этажное здание селекционной станции. Директором тогда еще реального училища на тот период был Н.А. Соковнин.

А с 1889 по 1899 г. заведовал учебным хозяйством и преподавал агрономические дисциплины В.Н. Варгин. Он является основоположником сельскохозяйственного опытного дела на Урале, родоначальником Уральской агрономии. Наряду с растениеводством, Варгин уделял внимание племенному животноводству. В честь его названа улица в городе.

На учебной ферме в тот период была выведена рожь "Красноуфимская". Но вто время она не получила признание и была забыта.

Именно Соковнин и Варгин в то дореволюционное время зародили и подняли будущий аграрный колледж. Они с уважением относились к подчиненным и студентам. Оставили прекрасное наследие не только для техникума, но и для селекционной станции. Эти два предприятия в дальнейшем тесно сотрудничали. Большой вклад внесли директора, это - Н.А. Голенищев, до этого возглавлявший селекционную станцию, и Н.С. Токарев, около 30 лет руководивший техникумом-колледжем, высоко поднявший его. К сожалению, 2 года назад он ушел из жизни.

Немалая заслуга и преподавателя общественных дисциплин, руководителя Совета музея, в прошлом секретаря парткома С.А. Неволина. В свои 86 лет к юбилею издал очередную книгу.

В колледже десятилетия существовала художественная самодеятельность. В 1993 г. ансамблю песни и танца присвоили звание "Народный". И в 70-80-е гг. на селекционной станции занимались с теми же преподавателями.

Станция и техникум проводили между собой соревнования не только по сельхоз показателям и художественной самодеятельности, но и в спорте, и нередко студентам техникума было трудно определиться - за кого "болеть"? Вроде Селекция - родное место жительства, а техникум - свое учебное заведение.

Но, к сожалению, селекционная станция и аграрный колледж испытали одну судьбу. Станция обанкротилась, сохранился только отдел селекции, но с 2007 г. перестал быть самостоятельным и перешел к Уральскому НИИСХ. А на месте ОПХ станции создано ООО "Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс". Аграрный колледж сейчас без учхоза. И прекратило свое существование агрономическое отделение 5 лет назад.

И все же надеемся, что агрономия возродится, и хозяйства вновь поднимутся, как было более 20-30 лет назад.

Александр Воробьев

//Городок. – 2015. – 24 июля (№30). – С. 23

Поскольку во многих сельских школах обеспеченность учителями с высшим образованием была далеко недостаточной, педучилище стремилось, по возможности, обеспечить городские и сельские школы кадрами. В деревнях было немало двухкомплектных и однокомплектных школ, поэтому в училище готовили выпускников для работы в подобных условиях. Студенты проходили практику, осваивая специфику занятий одновременно с двумя и более классами. Неизмерима заслуга базовой школы в качественной подготовке будущих учителей. Сплоченным, опорным, трудолюбивым коллективом руководила с 1953 года В. М. Муханова (на снимке), заслуженная учительница школ РСФСР. Грамотный эрудированный мастер-педагог умело направляла работу базовой школы. Она учила учителей, делилась опытом, поддерживала дисциплину и порядок в школе, планировала учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованием времени. Вера Михайловна любила свой труд и детей и эту любовь передавала учителям и практикантам. Выпускники 50-х годов в своих воспоминаниях с восхищением и благодарностью пишут о впечатлениях от педагогической практики, проведенной в классах учителей К.А. Дьяковой, Л.А. Андроновой, Д,В. Митрошиной, Н. В. Варламовой, Т.М. Дружининой. Они пишут о том, как терпеливо, умело, тактично помогали учителя базовой школы в выборе и освоении методов и приемов обучения детей, в проведении первых уроков, оставшихся в памяти на всю жизнь.

В послевоенное десятилетие и позднее до 1958 года, практика пробных уроков была более сокращенной. Но и в эти годы результаты работы студентов оценивались высоко, в основном баллами «4» и «5», что свидетельствовало о хорошей подготовленности будущих специалистов.

Участие в учебных кружках и художественной самодеятельности разносторонне  развивало студентов. А какие прекрасные ставились концерты для вечеров не только в своем клубе, но и в подшефных школах, перед избирателями! Традиция военных лет, когда участники художественной самодеятельности  под руководством  П.И.  Осокина выступали перед ранеными бойцами в госпиталях, была продолжена. Большим сводным хором, который называли «факультативным», руководил по-прежнему Павел Иванович, а в 50-е годы - Еловских Злата Валентиновна, приехавшая работать к нам в 1951 году. Молодая, энергичная, музыкально одаренная, она быстро завоевала авторитет в коллективе училища. Любовь студентов к музыке и пению, привитая Осокиным, нашла свое продолжение в деятельности З.В. Еловских, а также в работе преподавателей: Марьина Ильи Павловича, учившего игре на скрипке, Лобовой Нины Денисовны,  Зеленцовой Лидии Ивановны, Зеленцова Леонида Сергеевича, обучавших студентов игре на домре, создавших замечательный струнный оркестр, который в 50-е годы неоднократно получал награды на областных смотрах художественной самодеятельности. Благодаря таким педагогам студенты получали и получают по сей день серьезную музыкальную подготовку. Многие выпускники 40-х и 50-х годов в своих воспоминаниях пишут о том, как они, пользуясь музыкальными инструментами (в основном домрой), проводили уроки пения в сельских школах, руководили струнными и шумовыми оркестрами.

Культ музыки, возникший в педучилище в конце 40-х и начале 50-х годов, выразился еще и в том, что утром, перед занятиями, ежедневно проводилась музыкальная зарядка. Все студенты выстраивались в коридоре здания на втором этаже. Руководили музыкальной зарядкой преподаватели, а позднее - и более способные студенты. Слева от дирижера, стоявшего на небольшом возвышении, стояли первые голоса (сопрано, теноры), а справа - вторые (альты, басы). Дирижер, пользуясь камертоном, задавал ноту «ля», и начиналась распевка исполнением гаммы, народными попевочками, а завершалась пятнадцатиминутная зарядка пением какой-либо народной песни, например, «Во субботу, день ненастный...» После такой музыкальной зарядки все расходились по классам, на занятия.

С 1953 года утренняя музыкальная зарядка была заменена физкультурной. Проводилась она на свежем воздухе, на своем спортивном стадионе, построенном студентами напротив основного учебного корпуса.  Позднее территория этого стадиона отошла вновь построенной школе №1, где для детей оборудовали спортивную площадку. Организацией спортивной  работы в училище руководила Милитина Васильевна Бурмакина (на снимке). Всегда подтянутая, увлеченная, но строгая и требовательная,  она была инициатором введения новых традиций. Ежегодно в конце учебного года проводится большой спортивный праздник на городском стадионе. Жители Красноуфимска тогда еще не были избалованы телевизионными передачами и с большой охотой посещали стадион. На футбольном поле разыгрывалось красивое представление. Все начиналось с парада, в котором принимали участие все группы в полном составе, одетые в одинаковую спортивную форму. Затем студенты показывали синхронные движения с флажками, булавами, шарфами,  обручами,  венками, строили спортивные «пирамиды». Красивое зрелище! А сколько труда и упорных тренировок вкладывалось при подготовке к этому празднику!  На уроках, на занятиях спортивных секций разучивались вольные упражнения. Милитина Васильевна добивалась красоты движений и синхронности сначала с классом, потом проводились репетиции на своем стадионе со всеми студентами. Незаменимым помощником в ее большой работе становится Федотов  Павел  Николаевич, выпускник  1939  года, вернувшийся с фронта, получивший высшее образование и пришедший работать в свое родное училище. Заканчивался спортивный праздник соревнованиями в беге, прыжках и эстафетой с препятствиями.

Об этих и других традициях писал уже на страницах газеты «Вперед» более подробно в 1991 году Леонид Сергеевич Зеленцов.

Подробнее: Мы благодарны судьбе (40-50-е годы)

Я выпускница железнодорож­ной средней школы № 11 (предшественница школы № 86) 1945 года. Наш выпуск - первый послевоенный! Помню суровое лето 1941 года, началась Ве­ликая Отечественная война. В здании школы развернули во­енный госпиталь № 432. Мы ученики помогали вывозить, выносить парты и все оборудо­вание в два старых деревянных здания, где и учились в три смены. Младшие классы в 1 и 2-ю смены, а мы, старше­классники, в 3-ю смену с 17 до 22 часов.

В декабре 1941 года нас че­тырнадцатилетних торже­ственно принимали в комсо­мол. Все ученики были охваче­ны патриотизмом, все, как один, готовы были идти на фронт сражаться с фашистами. Но на фронт нас никто, конеч­но, не послал, а вот в госпита­ле мы дежурили: помогали ухаживать за больными, кормили их, читали письма, газеты, книги. Писали за раненых письма к родным и, конечно, устраивали концерты самоде­ятельности. Занятия многие в годы войны начинались с по­литинформации, и делали ее сами ученики по очереди. Кро­ме того, ежедневно выпускал­ся «Боевой листок», он тоже ос­вещал события на фронтах. В годы войны один за другим погибали в боях за Родину наши ученики, выпускники 1938-1943 годов. Директор школы Василий Александрович Тренин часто получал письма, в которых ко­мандиры частей и соединений благодарили его и учителей за подготовку для армии отваж­ных и умелых защитников Оте­чества. Во дворе старого зда­ния школы стоит обелиск с именами и фамилиями ребят, отдавших свою жизнь за Родину! Вечная память им! Мы не должны забывать о них.

Летом 1944 года госпиталь перевели в глубь страны, в Сибирь. Здание школы осво­бодилось. И снова мы, учени­ки, помогали перевозить все школьное имущество и гото­вить школу к новому учебно­му году.

Первый послевоенный вы­пуск.... 10-й класс заканчива­ло всего 10 девочек. Государ­ственные экзамены нам при­шлось сдавать в Янауле. На каждый экзамен к нам приез­жали наши учителя.

Русский язык и литературу принимала Марина Сергеевна; математику и физику - Вячес­лав Александрович Утемов; химию - Афанасий Мурашко; историю - Елизавета Георгиев­на Химичева.

Наш выпускной вечер был очень скромный. В клубе им. Ух­томского на сцене за столом си­дели директор школы и учите­ля. Мы из зрительного зала вхо­дили на сцену и нам вручали аттестаты зрелости и неболь­шой тортик (в те годы это была большая радость). В физкуль­турном зале были танцы под духовой оркестр. А потом мы разъехались, кто куда. Начались годы учебы в вузах и работа.

О школьных годах в военное время у меня сохранились са­мые трогательные воспомина­ния. Несмотря на войну - школь­ные годы чудесные...

Нина ПОПОВА (КУВШИНОВА).

P.S. В Красноуфимске живет еще одна выпускница 1945 года - Валентина Ермилина (Заикина). Вот что она говорит: «Я окончила Казанский государственный медицинский институт, педиатрический факультет и 35 лет проработала детским врачом. Сейчас мне 78 лет, и я на пенсии. Родители мои Попов Степан Александрович и Попова Нина Михайловна были учи­телями этой школы со дня ее открытия. Брат Попов Юрий Степанович был преподавателем и директором этой школы».

//Знак вопроса.-2006.-№7.-С.6

Сто лет назад - в 1906 году - в Красноуфимском промышленном училище произошло невероятное: не оказалось выпускников. Объяснялось это просто: ВСЕ учащиеся выпускного класса подверглись репрессиям властей за революционную деятельность.

Историю первой русской революции принято делить на два больших периода: подъема (1905 г.) и отступления (1906-1907 годы). События 9 января 1905 года, когда царские войска в Петербурге расстреляли мирное шествие горожан, всколыхнули не только всю Россию, резонанс прошел и по миру. Народ назвал этот день «кровавым воскресеньем».

В Красноуфимском уезде тоже все бурлило: проходили собрания и митинги, учащиеся местного промышленного училища даже вышли на демонстрацию, происходили протестные выступления крестьян во многих волостях уезда. Волнения в волостях были направлены против помещичьего землевладения и выражались они в самовольном использовании лесов и лугов, в неподчинении местным властям.

Но прошел кульминационный момент общего возбуждения, и волна недовольства постепенно спадает. Хотя надо сказать, что революционное брожение в уезде длилось довольно долго - с ноября 1905 по август 1906 года. За этот период массовые организации рабочих и крестьян подверглись полному или частичному разгрому. Арестовываются и приговариваются к многолетним годам каторги, в лучшем случае к высылке за пределы Пермской губернии и участники выступлений в Красноуфимском промучилище. Вот и получилось, что в 1906 году совсем не было выпуска, так как студенты за революционную деятельность и участие в забастовках в лучшем случае были отчислены, в худшем - отправлены в ссылку или заточены в тюрьму.

Тюрьмы и арестантские дома были переполнены. Назовем для примера несколько цифр о размахе репрессий, обрушившихся на взбунтовавшийся народ в нашем крае.

В 1907 году содержалось арестованных в арестантских домах Красноуфимского уезда: Красноуфимск - 383 человека (3812 дней), Суксун - 157, Арти - 230 (1207 дней), Бисерть - 72 (1244 дня), Нязепетровск - 56 (1256 дней), Богородск - 119 (1812 дней), Михайловский - 131 человек.

Кроме того, уволены со службы по распоряжению пермского губернатора: в 1908 году четверо писарей Красноуфимского уезда, в 1912 году - учитель Крестовоздвиженского (Новосельского) училища Александр Иванович Павлов. Были и другие факты репрессий, в результате властям удалось разгромить оппозиционные группы, организации, и революционное движение резко спало, уцелевшие руководители ушли в подполье, чтобы осмыслить уроки борьбы и наметить иную тактику, которая приведет к успеху через 10 лет...

Виктор КОРСКАНОВ, краевед, д. Катаева

//Знак вопроса.-2006.-№ 7.-С.8

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ