Образование

 
 

Библиотечные страницы

Бредовый циркуляр царского министра народного просвещения от 18 июня 1837 года о недопущении к «классическому» образованию а средних учебных заведениях «кухаркиных детей», родители которых не принадлежали к привилегированному сословию, преградил путь огромному числу способных уральских юношей к получению образования. Родители устраивали таких детей в реальные училища, а том числе и Красноуфимское.

Расскажу об успехах в учебе и труде бывших реалистов города Красноуфимска по фактам, записанным в летописи.

Как известно, в 1887 году в городе Екатеринбурге состоялась первая Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, на которой, между другими экспонатами, демонстрировали свои достижения в науке и красноуфимские реалисты. Представленные ими на эту выставку предметы характеризовали программу обучения в училище. Это были учебные пособия, образцы работ учеников, произведения ученической мастерской, дары полей, учебной фермы и опытного поля, машины, орудия, собственные изобретения.

«Екатеринбургская неделя» писала, что реалисты изумили посетителей выставки своими произведениями труда. Они показали выделанные ими кожи, мыло (варили ученики 7 класса сельскохозяйственного отделения), гончарную посуду, модель крестьянской избы под несгораемой крышей (собственного изобретения), образцы столярных работ, модель ветряной мельницы с 2 поставами, ветряной двигатель с горизонтальным вращением крыльев, жатвенную машину с автоматическими граблями, сенокосилку, кочкорез, переносный плуг, трещотку для сортирования льна, образцы семян культур ученического опытного поля и многое другое, полезное для уральского сельского хозяйства.

Особое внимание привлекало изобретение реалистов — модели крестьянской избы под несгораемой крышей.

Подробнее: Красноуфимские реалисты

Первая народная музыкальная школа в г. Красноуфимске была открыта еще в 1919 г. при отделении народного образования по ходатайству выпускницы Ленинградской консерватории Клевенской Надежды Леонидовны. Занятия сначала проводились в частных домах: сначала в доме Горбуновых на ул. Интернациональной, а потом в доме Шевелиных, который находился на территории нынешнего рынка.

Вторым преподавателем была Иванова Вера Васильевна. Инструмент был всего один, а желающих учиться оказалось много. Занимались в две смены, уроки были по 35 минут. Но в конце 1920 г. «из-за отсутствия света и отопления» занятия прервались.

Лишь через 15 лет - 15 ноября 1935 года в Красноуфимске по инициативе Свердловского управления искусства официально открыта музыкальная школа. Первым директором стал выпускник Петербургского регентского училища, замечательный виолончелист, баянист, скрипач, драматический актер, преподаватель педучилища Осокин Павел Иванович, который руководил школой по 1941 год

Первый выпускник школы по классу скрипки - Спартак Степанов.

Вехи истории

Когда началась война, занятия вновь прервались. И после её открытия в 1943 году директором была назначена преподаватель этой школы по классу фортепиано выпускница Уральской консерватории Стихина Капитолина Апполоновна, пробывшая в этой должности по 1946 г. Открылась школа в сентябре 1943 г. в здании бывшего Дома пионеров на ул. Куйбышева, 6. Когда война кончилась, в 1945 г. под музыкальную школу был отведен пристрой к школе № 1 на ул. Интернациональной, 109. Инструменты собирали по всему городу, настройщиком был В.П. Серебренников.

Подробнее: Осокин П.И. – первый директор

История системы образования города Красноуфимска и Красноуфимского уезда  нашла свое отражение в документах Государственного архива. В конце XIX начале XX века вопросы распространения грамотности среди населения были одними из самых главных и решались органами власти и управления в первую очередь.

В одном из Журналов Уездного Земского Собрания  приведен доклад Красноуфимской Уездной Земской Управы «О начальном народном образовании», согласно которому в Красноуфимском Уезде в 1871 году  функционировало 16 образовательных учреждений с охватом порядка 700 учащихся. В докладе значится, что «Управа признаетъ необходимымъ производить пособiя отъ земства на народное образование…»,  приводятся убедительные доводы о том, что нужно открывать все новые школы и училища в уезде. Кроме того, в этом же докладе обсуждаются проблемы обучения отдельных национальностей и женского населения:  «…Управа считаетъ долгомъ присовокупить, что учрежденiе школъ грамотности, между татарскимъ и черемисскимъ населенiем – одинаково должно быть желательно и необходимо…», «… не менее необходимо  обратить вниманiе на распространенiе въ уезде грамотности между женским поломъ, для чего открыть женское отделенiе…».

Большое внимание в журналах Земства уделяется вопросу о попечительстве. Попечители народных училищ (школ) заботились о благосостоянии учебных заведений, оказывали материальную поддержку. В 1889 году в Красноуфимске было учреждено общество попечения о народном образовании. Согласно «Уставу общества», цель его деятельности состояла в оказании помощи нуждающимся ученикам, в выдаче пособий училищам на приобретение учебных принадлежностей, в устройстве общежития для иногородних учеников и т.д.  Почетный краевед г. Красноуфимска М.Н. Соколова в своей работе «Попечители. Общество попечения о народном образовании Красноуфимского уезда» отмечает, что «в роли попечителей были дворяне, чиновники, купцы, священники, мещане, крестьяне… За каждый учебный год работа попечителей оценивалась: отмечались лучшие, иногда кого-то предлагалось заменить». Анализируя  документы архива, можно сделать вывод, что такое явление как попечительство, было неотъемлемой частью системы образования города и уезда. Оно приносило видимую пользу учебным заведениям и обеспечивало их развитие.

Подробнее: Из истории системы образования в Красноуфимском уезде

Марийское население на Урале в конце XIXи начале XXвека было почти поголовно неграмотным, хотя делались попытки научить писать и читать жителей марийских сел и деревень. Так, упоминание об открытии первых школ для мари на Урале относится к 1862-63 годам. В Красноуфимском уезде эта проблема тоже решалась. В трех марийских деревнях: Юве, Б-Тавре и Тебеньковой, а позднее и еще в семи населенных пунктах появились школы. Но учителями в них работали люди случайные, не имеющие ни  общеобразовательного,  ни  педагогического образования.

Деятели миссионерского ведомства ставили при этом одну цель: путем обучения детей в этих школах воспитывать население мари в духе подчинения и почитания существующих за конов. Но задача эта не была выполнена. Так, в Верхпотамской школе в течение трех лет занималось всего четыре ученика, из них только двое марийцев. В Тебеньковской школе ученики вообще перестали посещать занятия, т.к. не хотели осваивать грамоту, и шко­лу закрыли. Да и преподавание в них велось на русском языке, которого дети мари не знали.

В 1886 году Министерство просвещения царского правительства организует работу школы своего ведомства в Верхнем Бугалыше, а Красноуфимское уездное земство в Нижнем Бардыме открыло земскую своего подчинения. Но неразрешимой проблемой ос­тавался вопрос с учителями. Наконец, в 1892 году в восемнадцати километрах от Красноуфимска начала работать второклассная учительская школа для  подготовки учителей для мари.   Под усадьбу для  нее Красноуфимская уездная земская управа приобрела у башкирского населения 265 десятин земли. Но поступить в эту   школу могли только марийцы, принявшие православную веру. Марийское же население почти полностью придерживалось языческой  веры. И это было непреодолимым препятствием.  

С 1882 года по 1918 г. учительская школа приняла всего 142 марийца, а окончили ее только 11. На том  участке земли, вдали от тракта, стоял большой дом, где размещались классные комнаты. Здесь же жили заведующий школой и часть воспитанников. Все хо­зяйственные работы выполняли ученики. Наиболее бедные из них не уезжали домой и на каникулы, а оставались на сельскохозяйственные работы при школе, чтобы заработать себе средства для жизни и учебы зимой. Очень много приходилось работать беднякам и сиротам: Бобину Ефиму Елисеевичу, оставшемуся без отца и матери, Копыркину  Федору  Алексеевичу и Маврину Семену Афанасьевичу. Так было до революции.

После установления Советской власти в марийских деревнях начинает налаживаться дело народного образования, и теперь уже учатся не только дети, но и взрослые. Для поголовной ликвидации безграмотности открываются избы-читальни, библиотеки, клубы, народные дома. Принимается  решение закрыть старую второклассную учительскую школу и открыть учительскую семинарию. Осуществлению этого плана помешала гражданская   война. Красноуфимский район стал прифронтовым. Имущество и скот бывшей второклассной учительской школы были расхищены, а работники сбежали с Колчаком. Летом 1919 г. после освобождения  города Красноуфимска частями Красной Армии Ювинская волость и миссионерский хутор,  где находилась второклассная учительская школа, вошли в состав малой Башкирии со столицей в городе Стерлитамаке. Ювинский  волостной ревком вынес решение:

Подробнее: От учительской семинарии до педколледжа

Деятельность уездных агрономов обычно регламентировалась особыми инструкциями. Внимание и энергия смотрителей были направлены на борьбу с различными сельскохозяйственными вредителями (насекомыми, растительными паразитами т.д.). Дело продвигалось вперед довольно медленно, так как крестьяне, с одной стороны, относились к предложениям агрономических смотрителей с недоверием, расценивая их как хитрую барскую затею, а с другой стороны, и это главное, меры, рекомендованные агрономическими смотрителями для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, были не под силу для бедных и даже для средних крестьянских хозяйств. Ведь рекомендовалась тщательная вспашка парового поля, борьба с сорняками на поле, так и на межах и соседних участках, своевременная запашка навоза при вывозке его на поля, окапывание зараженных полей канавами с крутыми стенками, укатывание пораженных полей и уплотнение окраин поля.

Часть мероприятий, рекомендованных агрономическими смотрителями, все же воспринималась крестьянами и по мере сил и возможностей осуществлялась практически.

В роли распространителя первого опыта обработки земли, улучшенных сортов семян и тому подобное выступала сельскохозяйственная ферма при Красноуфимском реальном училище. Она вела переписку с отдельными крестьянами, отвечала на их запросы, особенно пропагандировала культуру рапса.

В январе 1883 года директор Красноуфимского реального училища Соковнин был приглашен в Пермское губернское земское собрание. Комиссия выслушала его мнение о том, что хлебные запасы собираются недоброкачественные, неспелые, сыроватые, что способствует порче запасов семян. Было отмечено, что губернское земство в течение 12 лет своего существования ничего не сделало в отношении улучшения сельского хозяйства, зато Красноуфимское уездное земство устроило даже свою сельскохозяйственную ферму. Хотя губернское собрание в одном из предыдущих заседаний не признало за Красноуфимской фермой общегубернского значения, но услугами фермы пользовались и другие земства. Например. Екатеринбургское земство в 1883 году выписало семена уже не из Петербурга, а из Красноуфимска.

На следующем заседании Соковнин предложил ряд мер для борьбы с вредными для полей насекомыми. Комиссия не возражала его указаниям и соглашалась, что предложенные меры будут получены для истребления вредных гусениц, а при обсуждении вопроса об агрономах согласилась с его мнением, что нужно иметь агрономов не одного, а пять. Поэтому в Красноуфимском реальном училище с этих пор было обращено особое внимание на учение энтомологии. Воспитанников, окончивших этот курс в училище, земства должны были приглашать на службу в качестве агрономов-энтомологов.

Соковнин разъяснял пользу заведения на ферме семенного хозяйства. К 1887 году на полях учебного хозяйка были введены севообороты с травосеянием. Появилось и опытное поле, на котором проводилась научно-исследовательская работа.

В 80-е годы в центре сельскохозяйственной деятельности Пермского земства стояла работа агрономических смотрителей и Красноуфимской сельскохозяйственной фермы с устроенной при ней мастерской сельскохозяйственных орудий и машин. Были приглашены пять агрономических смотрителей из окончивших курс в Красноуфимском реальном училище. Руководил ими опять же Соковнин. Агрономические смотрители были распределены по участкам. Специальное руководство обществом агрономических смотрителей лежало на сельскохозяйственном совете при Красноуфимском реальном училище под председательством директора Н.А. Соковнина, членами совета были И.И. Барсуков, В.П. Нагорский, Н.Л. Скалозубов. Деятельность совета заслуживала внимания и уважения. Начиная с 1883 года, ежегодно в Красноуфимске проходили агрономические съезды.

Подробнее: Как все начиналось

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ