100-летию Учительского Союза посвящается…

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Минуло 100 лет со дня образования Всероссийского Союза учителей. Давайте вспомним, как это было.

Учителя – народ неравнодушный, об этом говорит вся история развития образования.

По уровню состояния народного образования Пермская губерния занимала одно из ведущих мест не только на Урале, но и в целом по России. В этом большую роль сыграло земство Пермской губернии, являвшееся одним из наиболее деятельных в России.

 В Красноуфимском уезде активизировало работу учителей их общение с коллегами на учительских съездах, которые проводились в Красноуфимске с 1884 года. По инициативе Василия Васильевича Корватовского, работавшего с 1883 года в качестве инспектора народных училищ, убедившего Земское собрание в необходимости этих 2-х недельных  собраний, они стали традиционными. Это общение сближало учителей. Корватовским же был разработан «Устав» и основано «Общество попечения о народном образовании», начавшее работу в1890 году и много сделавшее для развития образования в уезде..

Учителя в ту пору были удивительными людьми. Один из них однажды сказал: «Всё отдадим школе: и здоровье, и счастье, и даже саму жизнь!

Всё перенесём: оскорбления, унижение, голод и холод, но по мере возможности светим народу жизнь, чтобы он выбился из бедности и бесправия, чтобы проникся сознанием собственного достоинства! Все тяготы жизни и необеспеченную старость вполне вознаграждает благодарная память учеников!»

Уже до революции 1905-1907 гг. пермское земское учительство стремилось, как и учительство всей страны, к объединению с целью улучшения своего материального и правового положения, а также решения профессиональных вопросов. В целом, однако, общественно-политиче-ская активность учительства была слабой.  Лишь единицы примыкали к политическим партиям и вели революционную работу. Профессиональными революционерами стали такие народные учителя, как К.Т. Новгородцева, А.П. Бычкова, А.Н. Ягодникова, П.А.Матвеев и др. Политические взгляды основной массы учителей губернии отражали политическую незрелость.

Революция 1905-1907 гг. привела в движение учительскую массу губернии. Попытки создания Учительского Союза уже тогда были в Перми, но этого не получилось.

Революционные события 1905 года вызвали острую реакцию и среди учителей. В Перми 14 мая произошла крупная политическая демонстрация. Учителя назначили на этот день съезд в доме пароходчика и общественного деятеля  Н. В. Мешкова,  чтобы ознакомиться с Уставом Всероссийского союза учителей и создать в городе отделение этого союза. Губернатор запретил съезд, а дом Мешкова приказал оцепить конной и пешей полицией и учителей не впускать. Возмущённые педагоги с пением «Марсельезы» и возгласами «долой самодержавие!» направились к губернаторскому особняку. По дороге к ним присоединились горожане. На подходе к дому губернатора колонна, насчитывавшая более двух тысяч человек, была разогнана полицией».

Активность в организации  Учительского Союза в Пермской губернии отмечается только в 1917 году.

Именно  тогда  создание Всероссийского учительского союза стало толчком к созданию союзов на местах. Прошли два Всероссийских учительских съезда, среди участников их были и представители   Красноуфимска – В.Н.Голубев в Петрограде и М.М. Папулов в Москве.

Точной даты начала работы Красноуфимского учительского союза нет. Есть протоколы заседаний союза в фонде №395 в Государственном архиве г. Красноуфимска. Дело №3 из этого фонда: Протокол №7 заседания собрания учителей начальных училищ г. Красноуфимска и уезда от 19.03.1917 г.

На собрание в помещение Кирилло-Мефодьевского училища прибыло 68 человек. Председателем собрания избран Павел Николаевич Мамаев, секретарем – К.П.Пастухова, главный вопрос – выборы делегатов в местный исполнительный комитет.

Учредителями Красноуфимского Союза были И.В. Сидяков, М.Г. Тимофеев, И.Л. Логинов, С.И. Голенищев, И.Т. Гарин, К.В. Сенатырев и А.П. Бенкин.

Учительский Союз Красноуфимска состоял из 269 человек.

Главная задача, которую ставили перед собой его члены– защита чести и достоинства учителя. Неоднократно поднимали вопрос о тяжёлых условиях жизни школы  и самого учителя.

С этой же целью был учреждён и Суд Чести.

 Всероссийский Учительский союз работал столь активно, что большевики, испугавшись такой  активности, прекратили его существование.

В 1918г. Учительский Союз в Красноуфимске, как и во всей стране, тоже исчез. На смену ему пришёл Всероссийский Союз работников просвещения и социалистической культуры.

Но задор учителей тех лет не прошёл бесследно. Образование в Красноуфимске было всегда на высоте!

Успехи в развитии образования в Красноуфимске.

1917-1927 гг.

1.      Сохранены все городские школы, открыты 2 женских интерната и один мужской.

2.      Сохранили музыкальную школу!

3.      Открыли 2 детских дома, приёмник-распределитель (1920-1921гг.)

4.      Организован отдел народного образования (1918)

5.      Определены шефствующие организации для учебных заведений.

6.      Открытие на ферме школы с интернатом.

7.      Открытие в 1919г. единственной на уезд школы II ступени.

8.      Открытие первых детских садов и яслей для татарских детей.

9.      Отмена оценок знаний.

10.  Открыты школы ликбеза и школы повы-шенного типа для взрослых.

11.  Образование Красноуфимской комсо-мольской организации(1919 г.)

12.  Рождение первого пионерского отряда (1924 г.)

13.  По инициативе молодёжи и их силами построен городской стадион (1928 г.)

14.  Открытие политехникума (1921г.)

1927-1937 гг.

1. Образование городской средней школы (1932 г.)

2. Работа по повышению квалификации учителей и воспитателей.

3.  Открытие детских садов.

4.  Открытие русского педтехникума (1930г.)

5. Завершение строительства железно-дорожной школы (1936г.)

6. Завершение перехода на единый тип школы (возвращение классно-урочной системы, расписания и словесной 5-ти балльной оценки)

7. Новое открытие музыкальной школы (1935г.)

1937-1947гг.

1.Всеобщая аттестация учителей (1937-1940гг.)

2.Образование мужской 7-летней школы (1941г.) и начальной школы №3.

3.Организация отрядов школьников для помощи работникам сельского хозяйства; обучение городских школьников работе на тракторах (1941г.)

4. Введение платы за обучение в 8-10кл., средних и высших уч. заведениях (1940-1956гг)

5. Введение цифирной 5-ти балльной оценки знаний; сдача выпускных экзаменов за 4-й, 7-й кл. и на аттестат зрелости; награждение серебряной и золотой медалью.

6.  Открытие ДСШ (май 1945г.)

7.  Открытие начальной школы №7 на Лесозаводе (1946г.)

8.  Открытие ШРМ (1943г.); РУ-37.

9.  Введено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Первыми в городе это звание получили Елизавета Иовлевна Макарова и Иван Павлович Таланцев.

1947-1957гг.

1. Завершён переход на всеобщее 7-летнее образование (1956г.)

2. Построено новое здание и открыта 7-летняя школа №9.

3.  Построено здание для нач. шк. №31 (1951г.), школа стала 7-летней.

4. С 1.07.1954г. ликвидировано раздельное обучение; шк. №8 стала смешанной

5. 01.1949 г. – открытие специализированной спортивной школы молодёжи по лыжам.

6. 01.09.1953г. – открытие 3-й спортивной школы в городе (коньки, л. атлетика, сани).

7.Восстановлен городской стадион.

1957-1967 гг.

1.1961г. - школа №3 стала семилетней, для неё построено здание по ул. Советской.

2. 1963г. –построено здание школы №7 на ул. 8-е Марта.

3. 30.12.1981 г. построено здание и открыта школа – интернат на 300 мест.

4. 1961 г. - пристрой и мастерские к шк.№5.

5.1964 г. - пристрой и мастерские к шк. №1, 8, 9.

1961-1967гг. –город и район объединены.

6. Построено здание Нижне-Иргинской школы.

7. 1962-1967гг. – построены здания для средних и 8-летних школ района.

8. Строительство и открытие детских комбинатов.

9. 1963-1964гг. – пристрой к зданию педучилища, строительство общежития по ул. Советской.

1967-1977гг.

1. В школах оборудуются кабинеты, вводятся новые формы самоуправления.

2. Созданы комсомольские и пионерские посты всеобуча.

3. 1974г. –пристрой  к 3 школе на 240 мест и к нач. шк. №12 на 90 мест.

-    закрыта восьмилетняя школа №8

-    организация лагеря труда и отдыха по оказанию помощи совхозам, селекционной станции и плодопитомнику.

- построено 6 детских дошкольных учреждений на 386 мест.

4. Открыт межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации.

5. 1976г. – сдано здание на 1176 мест для школы №1.

1977-1987 гг.

1. Созданы предметные методические объединения.

2.В школах созданы методкабинеты, к 1982г. в школах города оборудовано 181 учебный кабинет!

3. Систематически проводились смотры всех учебных кабинетов.

4. В спортивной школе открыта лыжная база.

5. Впервые введены 5-ти дневные полевые занятия учащихся города и района по НВП.

6. 1980г. Открыт педкласс по подготовке воспитателей для дошкольных учреждений.

7. Сданы в эксплуатацию здания  общежитий для медицинского и педагогического училищ.

8. 1983г. Прополоты 222 га лука севка и др. овощных культур.

Убрано овощей на 142,5 га.

9. Коллективу 8-летней школы №5 присвоено звание «Коллектив высокой культуры труда, отношений и образцового общественного порядка».

10. 1985г. Открыты дворовые клубы: «Колос» - шк. №7; «Атлант» - шк. №1; «Ровесник» - шк. №3; в районе селекции и шк. №9.

1987-1997гг.

Образуются социальные педагогические комплексы. Во главе каждого стоит руководитель шефствующего предприятия. Разработаны программы развития школ.

Лучшие руководители шефствующих предприятий: Антонов Алексей Иванович, Тепляков Леонид Васильевич,  Поспелов Владимир Александрович , Клепиков Валентин Васильевич - награждены знаками «Отличник просвещения».

1995г. Город принял участие во Всемирной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Культурное достояние Урала и Сибири».

Впервые разрабатываются авторские программы:

«Экологическое образование» -ДОУ №10, 17, 18; школы №3,12, ст. юннатов.

ИЗО: «Капелька»  - ДОУ№4, « Уроки любви к Отечеству» - шк. №7.

1997-2007гг.

Система образования города достигла серьёзных успехов в развитии.

Все образовательные учреждения получили статус юридического лица.

Проведена большая работа по лицензированию, аттестации, аккредитации ОУ, аттестации педагогов.

Активно внедряются и реализуются городские программы: «Здоровый ребёнок – здоровый город»; «Детство», «Одарённые дети».

Запущен приоритетный национальный проект «Образование»

2007-2017 гг.

1. 2007г. Введено в эксплуатацию современное здание общеобразовательной школы №7.

2. 2008г. Введение в штатный режим ЕГЭ и ГИА-9.

3. 2009г. – все ОУ города становятся экспериментальными площадками УРО РАО(Уральское отделение Российской Академии образования)

4. Реконструкция детского сада №8 (ул. Ленина,56).

5. 2012 г. строительство ДОУ №18 (ул. Пушкина, 113); реконструкция детского сада №3.

6. Введено в эксплуатацию здание детского сада №14 (ул. Олимпийская,)

7. Проведена реорганизация ОУ путём присоединения.

Новому учительскому  союзу быть!

7 октября 2010 года на празднике «Успейте сказать «спасибо» мы взяли на себя ответственность возродить деятельность Союза учителей.

Союз состоит из учителей, готовых к поддержке коллег и ставит своей целью осуществление внимательного отноше-ния к каждому учителю вне зависимости возраста и места работы.

Председателем Союза избрана Маргарита Николаевна Соколова – отличник народного просвещения, почётный краевед  г. Красноуфимска.

Г. Ф. Мезенцева так сказала о нашем Союзе:

Что такое наш Союз? Расскажу, не утаю.
Это память о былом, где все живы,        полон дом…
Это добрый диалог, где никто не одинок.
Это планов громадьё, где всё наше, не моё,
Что такое наш Союз?
Бурный шторм и тихий блюз.
 Книгу Памяти составить,
Тех, кто жив, успеть поздравить.
 Ветераны мы, и что же,
Нам скучать , грустить негоже!

Наша главная задача – сохранить память об учителях города и района. С этой целью создали и пополняем «Книгу памяти», куда вносятся данные об учителях, оставивших добрый след в образовании Краснофимска от земства до наших дней.

Мечтаем о том времени, когда вслед за книгой Памяти появятся в городе мемориальные доски, а новым улицам и переулкам будут присвоены имена учителей.

Собран и систематизирован материал  по темам: «Образование в Красноуфимском уезде», «История образования города с 1917 по 1945г.», «Учитель, я не предам тебя!», «История железнодорожных школ» (Погодина А. Г.), «Директора педагогического училища» (Русинова Г. Н.), «Заслуженные учителя РФ Красноуфимска», «Руководители народного образования Красноуфимска с 1947г.» (Дьяконова О. С.), «О первом студенческом отряде в Красноуфимске» (Соколова М. Н.).

За эти годы проведены 7 праздников, посвящённых лучшим учителям города и района.

Идёт сбор данных о местах захоронения учителей для указания на карте кладбища.

Задачу Союза видим и в том, чтобы через учителей привлечь в музей студентов и школьников, с целью знакомства их с историей,  воспитание  детей на примере нравственного подвига врачей и учителей.

В копилке добрых дел Учительского Союза и участие в проведении  историко-краеведческих Мизеровских чтений и организация конкурса поделок и рисунков «Береги здоровье смолоду!»

Немало сделано, а впереди ещё много интересного! Ждём всех тех, кто захочет влиться в ряды нашего Учительского Союза.

Благодарю за предоставленный материал Красноуфимский государственный архив и Соколову М. Н.

Светлана ПАВЛОВА, зав. сектором истории музея «Красноуфимская земская больница»

// Вперед. - 2017. - 20 июля. - С. 11.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ