Профессиональное образование

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

До Великой Октябрьской Социалистической революции в уездном городе Красноуфимске существовали промышленное училище и женская гимназия. Теперь же в городе имеются совхоз-техникум, педучилище, медучилище, ГПТУ-22 и СПТУ-11, которые ежегодно выпускают около 1000 специалистов для народного хозяйства страны (без учета специалистов, получающих образование заочно).

Красноуфимский совхоз-техникум приближается к 100-летию своего существования (в 1975 году). За это время техникум выпустил более 8000 специалистов сельского хозяйства: зоотехников, агрономов и агрохимиков, механиков и электромехаников и других. Кроме этого, на заочном отделении с 1955 года подготовлено 987 человек, из них 706 механиков.

До революции ежегодно выпускалось по 15-20 человек, а в 1906 году выпуска совсем не было, так как за революционную деятельность в 1905 году все учащиеся выпускного класса были отчислены и многие из них были направлены в ссылку или посажены в тюрьму.

В нашем техникуме (раньше промышленное училище) с 1892 по 1896 год учился видный военачальник страны - Маршал Советского Союза Б. Н. Шапошников. Здесь же учился и тов. Фофанов (сослан в Сибирь), на квартире жены которого М. В. Фофановой в Петрограде (ул. Сердобольская, 1) жил в подполье В. И. Ленин.

Подробнее: Училища нашего города

Одним из прогрессивных учителей, преследовавшихся самодержавием, был и работавший в 1890-1892 годах в Красноуфимском промышленном училище преподаватель математики Константин Александрович Торопов. Его беседы с учащимися училища на политические темы, о положении трудящихся в царской России явились семенами того посева, который в дальнейшем дал всходы, когда учащиеся приняли участие в первых марксистских кружках и революционных событиях.

К. А. Торопов родился 12 мая 1860 года в селе Калиновском Камышловского уезда Пермской губернии.

В 1878 году в Перми он получил среднее образование и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Здесь на его формирование глубокое влияние оказала знаменитая Чебышевская школа математиков, членами которой были в то время П. Л. Чебышев, А. А. Марков, А. Н. Коркин и другие.

Уже на третьем курсе университета Константин Александрович включился в научную работу, сосредоточив свое внимание на интегрировании обыкновенных. дифференциальных уравнений.

В 1883 году он окончил университет со степенью кандидата математических наук и за выдающиеся успехи был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Через два года работы в университете сдал магистерские экзамены и опубликовал несколько работ.

Подробнее: Учитель-ученый и общественный деятель

Бредовый циркуляр царского министра народного просвещения от 18 июня 1837 года о недопущении к «классическому» образованию а средних учебных заведениях «кухаркиных детей», родители которых не принадлежали к привилегированному сословию, преградил путь огромному числу способных уральских юношей к получению образования. Родители устраивали таких детей в реальные училища, а том числе и Красноуфимское.

Расскажу об успехах в учебе и труде бывших реалистов города Красноуфимска по фактам, записанным в летописи.

Как известно, в 1887 году в городе Екатеринбурге состоялась первая Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, на которой, между другими экспонатами, демонстрировали свои достижения в науке и красноуфимские реалисты. Представленные ими на эту выставку предметы характеризовали программу обучения в училище. Это были учебные пособия, образцы работ учеников, произведения ученической мастерской, дары полей, учебной фермы и опытного поля, машины, орудия, собственные изобретения.

«Екатеринбургская неделя» писала, что реалисты изумили посетителей выставки своими произведениями труда. Они показали выделанные ими кожи, мыло (варили ученики 7 класса сельскохозяйственного отделения), гончарную посуду, модель крестьянской избы под несгораемой крышей (собственного изобретения), образцы столярных работ, модель ветряной мельницы с 2 поставами, ветряной двигатель с горизонтальным вращением крыльев, жатвенную машину с автоматическими граблями, сенокосилку, кочкорез, переносный плуг, трещотку для сортирования льна, образцы семян культур ученического опытного поля и многое другое, полезное для уральского сельского хозяйства.

Особое внимание привлекало изобретение реалистов — модели крестьянской избы под несгораемой крышей.

Подробнее: Красноуфимские реалисты

Сто лет назад - в 1906 году - в Красноуфимском промышленном училище произошло невероятное: не оказалось выпускников. Объяснялось это просто: ВСЕ учащиеся выпускного класса подверглись репрессиям властей за революционную деятельность.

Историю первой русской революции принято делить на два больших периода: подъема (1905 г.) и отступления (1906-1907 годы). События 9 января 1905 года, когда царские войска в Петербурге расстреляли мирное шествие горожан, всколыхнули не только всю Россию, резонанс прошел и по миру. Народ назвал этот день «кровавым воскресеньем».

В Красноуфимском уезде тоже все бурлило: проходили собрания и митинги, учащиеся местного промышленного училища даже вышли на демонстрацию, происходили протестные выступления крестьян во многих волостях уезда. Волнения в волостях были направлены против помещичьего землевладения и выражались они в самовольном использовании лесов и лугов, в неподчинении местным властям.

Но прошел кульминационный момент общего возбуждения, и волна недовольства постепенно спадает. Хотя надо сказать, что революционное брожение в уезде длилось довольно долго - с ноября 1905 по август 1906 года. За этот период массовые организации рабочих и крестьян подверглись полному или частичному разгрому. Арестовываются и приговариваются к многолетним годам каторги, в лучшем случае к высылке за пределы Пермской губернии и участники выступлений в Красноуфимском промучилище. Вот и получилось, что в 1906 году совсем не было выпуска, так как студенты за революционную деятельность и участие в забастовках в лучшем случае были отчислены, в худшем - отправлены в ссылку или заточены в тюрьму.

Тюрьмы и арестантские дома были переполнены. Назовем для примера несколько цифр о размахе репрессий, обрушившихся на взбунтовавшийся народ в нашем крае.

В 1907 году содержалось арестованных в арестантских домах Красноуфимского уезда: Красноуфимск - 383 человека (3812 дней), Суксун - 157, Арти - 230 (1207 дней), Бисерть - 72 (1244 дня), Нязепетровск - 56 (1256 дней), Богородск - 119 (1812 дней), Михайловский - 131 человек.

Кроме того, уволены со службы по распоряжению пермского губернатора: в 1908 году четверо писарей Красноуфимского уезда, в 1912 году - учитель Крестовоздвиженского (Новосельского) училища Александр Иванович Павлов. Были и другие факты репрессий, в результате властям удалось разгромить оппозиционные группы, организации, и революционное движение резко спало, уцелевшие руководители ушли в подполье, чтобы осмыслить уроки борьбы и наметить иную тактику, которая приведет к успеху через 10 лет...

Виктор КОРСКАНОВ, краевед, д. Катаева

//Знак вопроса.-2006.-№ 7.-С.8

Поскольку во многих сельских школах обеспеченность учителями с высшим образованием была далеко недостаточной, педучилище стремилось, по возможности, обеспечить городские и сельские школы кадрами. В деревнях было немало двухкомплектных и однокомплектных школ, поэтому в училище готовили выпускников для работы в подобных условиях. Студенты проходили практику, осваивая специфику занятий одновременно с двумя и более классами. Неизмерима заслуга базовой школы в качественной подготовке будущих учителей. Сплоченным, опорным, трудолюбивым коллективом руководила с 1953 года В. М. Муханова (на снимке), заслуженная учительница школ РСФСР. Грамотный эрудированный мастер-педагог умело направляла работу базовой школы. Она учила учителей, делилась опытом, поддерживала дисциплину и порядок в школе, планировала учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованием времени. Вера Михайловна любила свой труд и детей и эту любовь передавала учителям и практикантам. Выпускники 50-х годов в своих воспоминаниях с восхищением и благодарностью пишут о впечатлениях от педагогической практики, проведенной в классах учителей К.А. Дьяковой, Л.А. Андроновой, Д,В. Митрошиной, Н. В. Варламовой, Т.М. Дружининой. Они пишут о том, как терпеливо, умело, тактично помогали учителя базовой школы в выборе и освоении методов и приемов обучения детей, в проведении первых уроков, оставшихся в памяти на всю жизнь.

В послевоенное десятилетие и позднее до 1958 года, практика пробных уроков была более сокращенной. Но и в эти годы результаты работы студентов оценивались высоко, в основном баллами «4» и «5», что свидетельствовало о хорошей подготовленности будущих специалистов.

Участие в учебных кружках и художественной самодеятельности разносторонне  развивало студентов. А какие прекрасные ставились концерты для вечеров не только в своем клубе, но и в подшефных школах, перед избирателями! Традиция военных лет, когда участники художественной самодеятельности  под руководством  П.И.  Осокина выступали перед ранеными бойцами в госпиталях, была продолжена. Большим сводным хором, который называли «факультативным», руководил по-прежнему Павел Иванович, а в 50-е годы - Еловских Злата Валентиновна, приехавшая работать к нам в 1951 году. Молодая, энергичная, музыкально одаренная, она быстро завоевала авторитет в коллективе училища. Любовь студентов к музыке и пению, привитая Осокиным, нашла свое продолжение в деятельности З.В. Еловских, а также в работе преподавателей: Марьина Ильи Павловича, учившего игре на скрипке, Лобовой Нины Денисовны,  Зеленцовой Лидии Ивановны, Зеленцова Леонида Сергеевича, обучавших студентов игре на домре, создавших замечательный струнный оркестр, который в 50-е годы неоднократно получал награды на областных смотрах художественной самодеятельности. Благодаря таким педагогам студенты получали и получают по сей день серьезную музыкальную подготовку. Многие выпускники 40-х и 50-х годов в своих воспоминаниях пишут о том, как они, пользуясь музыкальными инструментами (в основном домрой), проводили уроки пения в сельских школах, руководили струнными и шумовыми оркестрами.

Культ музыки, возникший в педучилище в конце 40-х и начале 50-х годов, выразился еще и в том, что утром, перед занятиями, ежедневно проводилась музыкальная зарядка. Все студенты выстраивались в коридоре здания на втором этаже. Руководили музыкальной зарядкой преподаватели, а позднее - и более способные студенты. Слева от дирижера, стоявшего на небольшом возвышении, стояли первые голоса (сопрано, теноры), а справа - вторые (альты, басы). Дирижер, пользуясь камертоном, задавал ноту «ля», и начиналась распевка исполнением гаммы, народными попевочками, а завершалась пятнадцатиминутная зарядка пением какой-либо народной песни, например, «Во субботу, день ненастный...» После такой музыкальной зарядки все расходились по классам, на занятия.

С 1953 года утренняя музыкальная зарядка была заменена физкультурной. Проводилась она на свежем воздухе, на своем спортивном стадионе, построенном студентами напротив основного учебного корпуса.  Позднее территория этого стадиона отошла вновь построенной школе №1, где для детей оборудовали спортивную площадку. Организацией спортивной  работы в училище руководила Милитина Васильевна Бурмакина (на снимке). Всегда подтянутая, увлеченная, но строгая и требовательная,  она была инициатором введения новых традиций. Ежегодно в конце учебного года проводится большой спортивный праздник на городском стадионе. Жители Красноуфимска тогда еще не были избалованы телевизионными передачами и с большой охотой посещали стадион. На футбольном поле разыгрывалось красивое представление. Все начиналось с парада, в котором принимали участие все группы в полном составе, одетые в одинаковую спортивную форму. Затем студенты показывали синхронные движения с флажками, булавами, шарфами,  обручами,  венками, строили спортивные «пирамиды». Красивое зрелище! А сколько труда и упорных тренировок вкладывалось при подготовке к этому празднику!  На уроках, на занятиях спортивных секций разучивались вольные упражнения. Милитина Васильевна добивалась красоты движений и синхронности сначала с классом, потом проводились репетиции на своем стадионе со всеми студентами. Незаменимым помощником в ее большой работе становится Федотов  Павел  Николаевич, выпускник  1939  года, вернувшийся с фронта, получивший высшее образование и пришедший работать в свое родное училище. Заканчивался спортивный праздник соревнованиями в беге, прыжках и эстафетой с препятствиями.

Об этих и других традициях писал уже на страницах газеты «Вперед» более подробно в 1991 году Леонид Сергеевич Зеленцов.

Подробнее: Мы благодарны судьбе (40-50-е годы)

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ