65 лет истории Красноуфимской школы для особенных детей.

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу своих особенностей, не могут учиться наравне со здоровыми учениками. Для них создаются специализированные школы с определенными программами обучения, где учитываются особенности физического и интеллектуального развития ребенка.

Изначально в г. Красноуфимске, с 1952 по 1956 год, существовала школа для глухонемых детей, которая была создана на базе Красноуфимского детского дома. По имеющимся документальным данным Государственного архива в г. Красноуфимске, он существовал до 1949 года (начальная дата его образования неизвестна). Исходя из записей приказов, хранившихся в архиве, за летний период 1952 года, в связи с реорганизацией детского дома и организацией школы для глухонемых детей, все воспитанники были вывезены в другие детские дома: Манчажский, Синячихинский, Покровский, Филатовский, Пышминский, Первоуральский, Фоминский.

С 28 августа 1956 года на базе школы для глухонемых детей была образована Красноуфимская специальная школа-интернат для детей, имеющих недостатки умственного развития.

Педагогический состав и воспитатели в основном переводились в новый коллектив приказом реорганизуемого учреждения. Таким образом, весь педагогический коллектив школы глухонемых и обслуживающий персонал были переведены в штат вспомогательной школы: 4 учителя и 4 воспитателя.

Школа располагалась по адресу г. Красноуфимск, ул. Пролетарская, д. 100. За годы она развивалась, увеличился контингент педагогов и учащихся. В 1957 году в школе обучалось 70 человек (в 1 классе 19 учеников, в трех 2 классах – 51 ученик). Согласно штатного расписания на 1971 год в школе работали: директор, заместитель директора по учебной части, старший бухгалтер, завхоз, счетовод-делопроизводитель, 18 педагогов и 49 единиц персонала. К 1984 году в школе уже обучалось более 150 воспитанников, а образование стало восьмилетним.

Главными задачами школы были - обучение особенных детей, совершенствование трудовых навыков, подготовка к самостоятельной жизни.

Согласно устава учреждения приему учащихся в школу-интернат подлежали дети в возрасте от 7-9 лет. Срок обучения составлял 8 лет. Количество человек в классе не превышало 12 человек, что помогало учителям уделить больше внимания каждому ученику. Воспитанникам, проживавшим в школе – интернат и находящимся на полном государственном обеспечении, полагалось питание, одежда, обувь.

Занятия в школе проводились 6 дней в неделю, только с первой смены. Продолжительность уроков составляла 40 мин. Во вторую половину дня с учащимися работали воспитатели, организуя спортивное, трудовое, эстетическое воспитание, внеклассное чтение и т.д. В школе проводились различные мероприятия: «Золотая осень», встреча Нового года, КВНы, концерты, встречи с ветеранами и многие другие.

Трудовое обучение в школе - одно из важных направлений работы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Оно проходило в несколько этапов. С 1 по 3 класс проводилось обучение ручному труду в специально оборудованных кабинетах, а с 4 класса ручному труду на базе школьных мастерских. С 5 по 8 класс профессионально трудовая подготовка по различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда осуществлялась на станках и специальном оборудовании.

Учащиеся по окончании школы сдавали экзамены и получали свидетельство в котором указывался вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.

Учитывая специфику учреждения, медицинское обслуживание в коррекционной школе осуществляли штатные медицинские работники. Они отвечали за здоровье детей и укрепление их психического состояния. Оказывали помощь педагогам в организации индивидуального подхода к воспитанникам с учётом особенностей их развития. В школе проводилось медикаментозное лечение, закаливание и лечебная физкультура. С детьми работали психологи и логопеды.

Работать с такими детьми всегда очень непросто. Это требует определенной подготовки, навыков, профессионализма и индивидуального подхода.

Слова благодарности всему коллективу школы были написаны родителями одной из учениц, опубликованные в газете «Вперед» в мае 1976 года: «…Мы видим, как меняется наша дочь к лучшему, с каким увлечением занимается трудом. До пятого класса у девочки не было никакого интереса к уроку труда. И вот учительница Валентина Павловна Попова сумела заинтересовать шитьем, вязанием. И у дочери появилось желание шить, вязать, а мы, откровенно сказать, не очень надеялись на такое». Именно в этом году педагогами коррекционной школы была организована выставка, где были представлены работы по дереву (выжигание, выпиливание, конструирование), разнообразные работы по тканям, вязание, вышивка.

Многие родители сомневаются отдавать ли ребенка в такие специализированные школы. Они созданы не для того, чтобы изолировать особенных детей от общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Поскольку требования к таким детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно.

В Государственном архиве в г. Красноуфимске хранятся документы Красноуфимской коррекционной школы. Создан отдельный фонд «Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» за период с 1949 по 2015 год, который ежегодно пополняется новыми документами, отражающими деятельность образовательного учреждения.

В 2004 году специальная (коррекционная) школа-интернат была реорганизована в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида. Школа с каждым годом развивается, встречает новых воспитанников, помогает получить адекватный их возможностям уровень образования и первоначальной трудовой подготовки.

Л.Н. Лукоянова – научный сотрудник отдела использования архивных документов и НСА Государственного архива в г. Красноуфимске

// Вперед. – 2021. – 14 окт. – С 4

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ