Люди, помнящие родство
Павел Куляшов. Повести. Ижевск, «Удмуртия», 1979.
В повести «Медвежий угол» есть эпизод, рисующий возникновение крестьянской династии. Заводской чиновник по прихоти переименовывает при найме мужика Романова в Широбокова: недостоин-де явный смутьян носить фамилию царских кровей. Так возникает новый род на Руси, изначала клейменный печатью казенного произвола, род людей, которых презрительно именовали «Иванами, не помнящими родства».
Но люди помнили не только земное родство, но и полный список обид, зарубцованных на широких плечах. Помнил их и Евсей Широбоков, потомок беглых работных людей и изгнанников-кержаков. Едва миновав рекрутчины, он идет по этапу в Сибирь. И незачем толковать каторжанам, что не лежит на нем никакой вины, и без того знают, что «в Сибирь виноватых не гонят»...
Судьбе батрацкого парня, прошедшего ступеньками испытаний от косного «мы и без революции проживем» до гордого «мы не рабы» в рядах борцов за Советскую власть, и посвящена повесть писателя из Удмуртии. Несмотря на эскизность и лаконичность эпизодов, его характер успевает сложиться в читательском представлении, вызвать симпатию. Наивный богатырь рекрут, незадачливый сват, каторжный горемыка и набравший достоинства, сметки и опыта, боевой партизан, взметенного революционным вихрем Прикамья. Однако прорисовать в глубину симпатичный портрет автор все-таки не сумел: быстро исчерпывается психологическое наполнение образа, скоропалительно разрубается конфликтный узел в истории «неравной» любви Евсея и его подруги Устиньи. И поэтому наиболее привлекателен в «Медвежьем углу» все же его бытописательный план — меткие зарисовки крестьянского ритуала, экскурсы в историю пугачевского края, сочный фон природных картин, вкрапленные в сюжет экономным штрихом.
Становая тема писателя — родословная труженика, истоки здоровых, цветущих отпрысков «дерева человеческого». Отсюда первостепенное внимание его повестей к преемственности семейных традиций, к нравственным ценностям, передаваемым эстафетой родичей-династийцев по цепи поколений.
В сборнике, повестей это кредо развернуто полнее всего в «Материнском сердце» — рассказе о жизни необычайной матери, воспитавшей одиннадцать ребятишек-приемышей. Красота ее самоотверженной и цельной натуры не нуждается ни в каких декларациях, поэтому автор и избрал самый верный прием лепки образа Марии Дмитриевны: дал простор ее собственному голосу, высказал все сокровения тем «сказом», который перенял в первоисточнике, умерился в неизбежном для журналистской манеры письма пафосе чествования и достиг той полноты впечатления, которая рождается лишь точным отбором из безыскусной, на первый взгляд, исповеди.
Конечно, если придирчивым глазом пройтись вдоль всего полотна «Материнского сердца», можно то здесь, то там обнаружить следки неупрятанных речевых «узелков», чье происхождение кроется, по-видимому, в газетной школе писателя. Меткая «присказулька» и сердечная простота языка соседятся иногда с таким обкатанным оборотом, как «наша материнская слепая любовь» или «я жила с постоянным беспокойством в груди и нестерпимой болью в сердце». Покрываются эти издержки вечного лиходея литераторов — штампа тем, что впечатление острой жизненности, рассказа опережает тормозящее воздействие литераторской гладкописи, трогательность живого поступка окупает момент неудачного комментария.
Подробнее: Люди, помнящие родствоАлексей Сергеевич Погорелов
Алексей Сергеевич Сигов (Погорелов—его псевдоним) родилсяв1860 году в Перми; отец его, крепостной заводовладельцев Всеволожских, служил у них конторщиком.
Учился Погорелов сначала в Красноуфимске, в реальном училище, потом в Перми, где и завершил среднее образование; наконец в Петербурге, в институте гражданских инженеров. Однако институт он неокончил, увлекся революционным движением, в1883 году был арестован «за агитацию».Восемь месяцев просидел в тюремном замке в Нижнем Новгороде, после чего сослан на родину — в Пермь. Двадцать лет проработал в Пермском земстве.
Писать начал поздно — его первая публикация относится к 1895 году. По своим убеждениям Погорелов оказался близким либеральному журналу «Русская мысль» и народническому «Русскому богатству», с одним из руководителей которого, В.Г. Короленко, Погорелов был в дружеских отношениях.
Тема интеллигенции, ее места в революционной борьбе была в то время одной из самых востребованных в литературе. В произведениях Погорелова (роман «Перед грозой», повесть «Аликаев камень») интеллигенция, в том числе техническая, живущая в специфических уральских условиях, представлена неожиданно разноликой: в ее рядах, кроме традиционных уже «народных заступников», были краснобаи-идеалисты, соглашатели и откровенные предатели...
Плодотворное сотрудничество с журналами оказалось недолгим. В 1905 году Алексей Сергеевич переезжает в Петербург и скоро навсегда отходит от литературных занятий...
Лукьянин В. П. Алексей Сергеевич Погорелов / В. П. Лукьянин, М. П. Никулина // Литературный квартал. – Екатеринбург : Сократ, 2008. - С. 210.
Ряпасов Иван Григорьевич
(5 июня 1885 – 3 сентября 1955)
«Я… метил в русские Жюль Верны,
однако судьба распорядилась иначе»
Русский советский писатель и журналист. Родился в поселке стекольного завода А. Шевелина в 18 километрах от Красноуфимска в многодетной (шестеро детей) семье мастера стекловарения. Из шестерых детей Иван был самым младшим, но уже в пять лет выучился читать, так что в школу его приняли сразу во второй класс. Окончив начальное образование, начинает учебу в трехклассном училище с педагогическим уклоном. В 1901 году Иван Ряпасов устраивается в контору стекольного завода, а в 1903-м переходит на работу на Злоказовский завод помощником машиниста, но уже в мае 1904 года увольняется ради продолжения образования. Осенью сдает экзамены на учителя начальной школы в Екатеринбургской мужской гимназии, хотя быть учителем ему так и не посчастливилось – не было работы. В 1905 году он становится репортером газеты «Урал» и первой его публикацией стала статья «Памяти Жюля Верна». В 22 года Иван Ряпасов женится и уже через год, в 1908-м году, приступает к работе в должности секретаря редакции газеты «Пермских губернских ведомостей», с которой был связан вплоть до 1917 года.
Казалось бы жизнь молодого человека наладилась, но вскорости умирает от туберкулеза его жена и погибает трехмесячный сын, так что у Ряпасова остается только лишь любимая работа, в которую он уходит с головой не желая никого видеть. К тому же врачи признали у него самого туберкулез легких.
15 мая 1912 года молодой журналист начинает писать научно-фантастический роман «Неведомый город», который закончил спустя семь месяцев – 12 декабря того же года. Затем он, распродав свое имущество, по совету врачей уезжает жить в Сочи, где его жизнь начинает потихоньку налаживаться. Ряпасов женится на Нине Львовне Поповой, влечение к которой оживило его душу и прибавило сил в работе. Далее следует еще один переезд. Его романы нигде не желают печатать, да и с работой приходится туго. Наконец, он находит место редактора газеты «Эхо» в городе Бердянске на Азовском море. Недолго проработав, Иван Ряпасов уезжает в столицу пробивать свой роман, который в 1914 году выходит под заголовком «Гроза мира» и под псевдонимом И. Де-Рок. Сюжет романа был лишен оригинальности (главный герой, английский физик Блом, полоумный ученый-пацифист, вознамерился навсегда прекратить войны весьма оригинальным способом – созданием в гималайском затерянном городе сверхоружия, но русский путешественник Березин срывает планы безумца), но, тем не менее, написан очень живо и захватывающе.
В январе 1914 года Ряпасов возвращается в Бердянск, где прилагает все усилия для спасения своего погибающего «Эхо», но в августе газета обанкротилась. 30 марта 1915 года писатель завершает еще один роман, продолжение первой книги под названием «Наследство Блома» и отсылает его в Петроград. Но издательство Сталюсевича к тому времени уже закрылось, а сам издатель умер, так что рукопись была утеряна. Ряпасов, после бесплодных попыток найти работу в Екатеринославе и Симферополе, возвращается в Пермь. Там, с конца 1916-го по март 1917 года, в «Пермских губернских ведомостях» начинается публикация еще одного его романа «Пираты XX века», который так же является продолжением «Неведомого города». Из-за Февральской революции публикация романа прекратилась после 14-й главы и так и осталась не оконченной.
Подробнее: Ряпасов Иван ГригорьевичКрай сокола
Сторожила сокол-птица
Тишину реки.
Красный Яр - свою станицу
Звали казаки.
Герман ГОРНОВ
В современной России возрождаются многие исторические традиции, институты, понятия. Среди них - геральдика (от позднелатинского «heraldus» - глашатай). Герб - особый знак, составленный по определенным правилам, утвержденный властью. Отличие герба от торговой марки, фирменного знака, прочих эмблем подобного рода состоит в том, что герб не может выбираться или меняться произвольно, его рисунок закрепляется особым постановлением, вплоть до законодательного акта. Городской герб является символом самоуправления в городе.
Первый герб городу Красноуфимску был дан в 1783 году. Из книги 1804 года издания (автор - Никита Саввич Попов) «Хозяйственное описание Пермской губернии»: «Самый герб Красноуфимский изображает птичью охоту и изобилие всякого рода птицы; он представляет в зеленом поле сидящего на золотом суку серебряного сокола, изображенного в нижней половине щита, то есть под губернским гербом». Уральская историческая энциклопедия дает следующее описание герба города Красноуфимска того времени: «В зеленом поле, сидящий на золотом суку серебряный сокол, означающий великое изобилие вокруг того города оных птиц».
В советское время, учитывая рост города и изменения в экономике района, встал вопрос о новом гербе города. Его эскиз, предложенный преподавателем педагогического училища художником Е.Д. Шалонниковым, был принят после специального конкурса в конце 1968 года. Форма герба традиционная - абрис щита. Щит поделен голубой лентой реки Уфы на зеленую и красную части. Часть зеленая означает богатство природы и растительного мира. В то же время зеленый цвет считается цветом надежды и веры в счастье. Красная часть символизирует жизнь, мужество и доблесть.
На верхнем зеленом поле, на золотом суку изображен сокол - элемент древнего герба Красноуфимска - знак богатства края. Здесь же дата основания города - 1736. На красном фоне хлебный колос - символ труда советских людей и изобилия родной земли. Колесо с частью зубчатки, елка и игла с волнистой голубой ниткой дают представление о многообразной промышленности города.
Подробнее: Край соколаСалават в Красноуфимске
Размышления о Юртовской горе заставили меня снова покопаться в исторических источниках. В них удалось обнаружить некоторые детали, касающиеся пребывания Салавата Юлаева в нашем городе. Не помню, чтобы такие подробности когда-либо были опубликованы у нас, поэтому мне захотелось поделиться ими с читателями.
Салават был сыном Юлая Азналина, старшины Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги. В 1772 году он временно исполнял обязанности волостного старшины, заменяя отца, находившегося в то время в походе Русского экспедиционного корпуса в Польшу. В октябре 1773 года девятнадцатилетний Салават с сотней башкир своей волости находился в составе конного башкирского корпуса, собранного по указанию Оренбургской губернской администрации для использования в боевых действиях против Пугачёва. Но позже большая часть башкир перешла на сторону повстанцев. В числе них был и Салават с земляками.
12 января 1774 года Салават Юлаев со своим отрядом прибыл в Красноуфимск. Еще 8 января в деревне Ключики красноуфимцы встретили его авангард под командованием старшины Кущинской волости, полковника повстанческой армии Ильчигула Иткулова хлебом-солью, передали ему две трехфунтовые пушки и бочонок пороха. Интересно заметить, что этим событиям, как и описанным ниже, в следующем, 2009-м году, исполнится 235 лет.
23 и 24 января 1774 года полковник Салават и бригадир пугачёвской повстанческой армии И.С. Кузнецов неудачно штурмовали Кунгур, во время которого башкирский батыр был ранен. Ружейная пуля застряла в мягкой ткани ноги. Это было третье ранение за два месяца его участия в войне. Штурм пришлось прекратить. Обострение раны вынудило его для лечения уехать домой. За себя Салават оставил Чюрю Рясулева и Субхангула Кильтякова. Однако они вскоре попали в плен и были казнены в Кунгуре. Правительственные войска не преминули воспользоваться заминкой в руководстве пугачёвцев.
Секунд-майор Д.О. Гагрин с регулярной карательной командой, усиленной кунгурским гарнизоном, начал наступление на Красноуфимск. Казаки крепости заволновались, ведь им, добровольно присягнувшим Пугачёву, не приходилось ждать от Д.О. Гагрина ничего хорошего, что, впрочем, к их несчастью, позже и случилось. Замещавший ушедшего с пугачёвцами атамана красноуфимцев И.И. Попова М.Д. Чигвинцев спешно послал гонца к Салавату с просьбой срочно прибыть на помощь крепости. Не полностью поправившийся после ранения Салават поспешил в Красноуфимск. 19 февраля он во главе четырехтысячного отряда вышел встретить команду Гагрина. Сражение носило упорный характер. К сожалению, сегодня трудно указать точное его место. Но только что набранный, плохо вооруженный и необученный повстанческий отряд не смог устоять против регулярной команды и, после многочасового боя, вынужден был отступить на левый берег реки Уфы. Худшие ожидания красноуфимцев сбылись: М.Д. Чигвинцев был арестован и по приговору Казанской секретной комиссии повешен в Кунгуре. Арестовали и Макара Иванова-Попова, он был бит кнутом, заклеймен и сослан на пожизненную каторгу.
После поражения под Красноуфимской крепостью Салават увел свой отряд на юг, в деревню Бугалыш. Здесь повстанцы быстро набрали пополнение. 21 февраля, 3 и 9 марта они столкнулись с командой правительственных войск под командованием Ивана Гурьева и полностью разбили её.
Подробнее: Салават в Красноуфимске