40 лет в творческом поиске
На первый взгляд сорок лет - это не так много. Тем более, если речь идет о развитии в науке. Открытия не рождаются каждый день, для этого нужны года терпеливого, напряженного труда.
40 лет назад была создана в нашем городе Красноуфимская селекционная станция, это научное учреждение, выросшее со временем в один из ведущих центров седекции н семеноводства на Урале,
Перед станцией были поставлены задачи выводить новые сорта красного и белого клевера, яровой и озимой пшеницы, бобов и тимофеевки и вести семеноводческую работу.
В 1935 году она преобразуется в областную опытную станцию по полеводству. Задачи, стоящие перед станцией, расширяются с включением вопросов агротехники. химизации, экономики и организации, механизации, пчеловодства, защиты растений от вредителей и болезной и массовой работы в колхозах по соответствующим разделам. В везение станции передана сеть опытных полей и опорных пунктов,
В 1937 году на базе областной опытной станции по полеводству организуется Красноуфимская государственная селекционная станция. Начиная с 1933 года, она ведет селекционно-семеноводческую работу е яровой и озимой пшеницей, озимой рожью, ячменем, гречихой, горохом, викой яровой, клевером красным и тимофеевкой. В связи о организацией в 1956 году Уральского научно- исследовательского института сельского хозяйства Красноуфимская государственная селекционная станция преобразуется в Краснофимскую селекционную станцию Урал-НИИСХоза.
Основное направление в работе станции, в настоящее время - выведение новых сортов яровой пшеницы, озимой ржи, ячменя, гороха и производство семян высоких репродукций.
За 40 лет существования ее селекционерами создано более 20 сортов сельскохозяйственных культур, из которых 14 районировано и внедряется в производство.
Селекционером Д. М. Савченюком выведены два сорта клевера красного: «красноуфимский 523» и «красноуфимский 882», сорт клевера розового «красноуфимский 4» и тимофеевка луговой «красноуфимский 137», которые районированы в Свердловской, Пермской областях и в Удмуртской АССР. Площадь их посева составила в 1972 году более 2 тысяч гектаров.
Подробнее: 40 лет в творческом поискеВ условиях революционного подполья
Об этой небольшой, в черной обложке записной книжке рассказал нам в 1951 году ее хозяин — Александр Владимирович Рогожкин, возглавлявший подпольную партийную организацию Красноуфимска в 1906—1908 годах. А в 1970 году она была передана в наш краеведческий музей, уже после смерти Александра Владимировича, его сестрой, проживавшей в то время в городе Свердловске. А. В. Рогожкин выпускник Красноуфимского промышленного училища. В 1913 году он был участником становления Советской власти в городе, заместителем председателя уездного исполкома.
Судьба его записной книжки необычная. При обыске о квартире А В. Рогожкина, во время его ареста в 1908 году, эта записная книжка попала о руки жандарма. Еле разбирая мелкий, бисерный ровный почерк, читал он в ней по слогам: «Коэффициент расширения газа... живая сила поступательного движения...»
Технические термины, чертежи, схемы занимали 34 листка и не вызвали сомнений царского холуя. На 35 и 37 листках он задержал было внимание. Это была ведомость по сбору членских взносов за четыре месяца — с августа по ноябрь. Но, используя законы конспирации, она велась так, что вовсе не была похожа на партийный документ и для непосвященного человека на первый взгляд представляла частные расчеты. В этой ведомости были такие записи: «Барышня № 1 — 1 рубль; шир. шар.— 1 рубль; Васька — 1 рубль; Пашка — 1 рубль; Пута — 1 рубль; от М. — 3 рубля; ЧЯ—ГОС — рубль; МК — 50 копеек».
Это были партийные клички большевиков. К сожалению, кому принадлежали они, например, «широкие шаровары» или «барышня № 1» и другие, для нас тоже пока неизвестно.
Подробнее: В условиях революционного подпольяПоэзия Семена Николаева
Семен Николаев родился в 1936 году в деревне Сарсы Красноуфимского района. Зимой он учился в школе, летом пахал землю, косил трапу, в страду убирал хлеб жнейкой, был конюхом.
Первые стихи им написаны в пятнадцатилетием возрасте, когда учился в Большетавринской школе. За эти стихи он заслужил похвалу руководителя литературного кружка. Они были напечатаны в стенной газете «За высокую успеваемость». Но всерьез он начал работать над собой гораздо позже, будучи уже студентом педагогического института, когда по-настоящему осознал, что не писать уже не может. Свои стихи он печатал в газете «Марий коммуна», журнале «Ончыко», молодежной газете «Рвезо йук» и других. Первый сборник стихов «Когда вырастают крылья» вышел в 1962 году. Друзья заговорили, что Семен Николаев «лирик, улавливает тонкости деталей». А когда вышел второй сборник «Мы — восемнадцатилетнее», друзья оказали: «Настоящий поэт!»
Теперешнее творчество Семена Николаева — серьезная и глубокая Особенно жизненна и рельефна его поэма «Мустафа»,ее радостями и горестями. Особенно жизиепна и рельефиа его поэма «Мустафа», в которой тема войны и ее последствий решена сурово, трогательно и убедительно. Это взволнованное повествование о сверстниках, о поколении, «взявшем в руки раньше школьной ручки плуг».
Поэзия поэта гражданственна и современна, она ярка и самобытна. часто контрастна:
Подробнее: Поэзия Семена НиколаеваЖизнь, отданная людям
Дайте трудное дело,
Данте дело такое,
Чтобы сердце горело
И не знало покоя.
Эти слова песни можно взять эпиграфом к биографий Александры Клементьевны Новокрещеновой, патриота, педагога, человека-борца. Ее сердцу действительно было неведомо состояние покоя до последних дней... Она не успела еще так много из задуманного. На столе осталась незаконченной рукопись книги по истории родного завода в поселке Сарана, где родилась она в 1910 году 23 апреля.
Обычно мы вспоминаем детство, как счастливую безмятежную пору. Но на долю ее поколения выпало совсем иное. Шуре едва исполнилось восемь лет, когда отец вместе с другими 32 саранинскимн борцами за Советскую власть был зверски зарублен белогвардейцами.
Семья Афанасии Ивановны с пятью маленькими детьми осталась без крова. Мать вынуждена была отдать трёх своих детей, в том числе и Шуру, временно в детский дом, что было нередким явлением в голодный 1921 год. Шура закончила начальную школу и поехала учиться в город Красноуфимск в школу второй ступени.
В 1923 году открылся интернат для особо нуждающихся учащихся, куда определили и ее. Здесь. Шура вступила в первый в городе пионерский отряд. С тех пор пионерский галстук не снимала до 1934 года. Окончив летом 1924 года курсы пионервожатых и будучи студенткой Шура назначается в 1926 году заведующей пионерлагерем (в 16 лет). Увлеченная делом, она организовала агитотряд с целью пропаганды пионерского движения. Пионеры под ее руководством выступали в деревнях и селах.
Подробнее: Жизнь, отданная людямКрасноуфимской пионерии 50 лет
В мае 1923 года из воспитанников детского дома имени Луначарского комсомолкой Шурой Тецнер был организован в городе Красноуфимске первый пионерский отряд. Были в нем Гриша Белоусов, Федя и Леша Аблынины, Коля Шумаков, Шура Саламатава, Шура Бубнова, Коля Пермяков, Зоя Пермякова — наш звонкий запевала, Яша Кузнецов, Таня и Шура Коренкины и многие другие. Вошли в отряд и городские ребята Ваня Свечников, Зоя Попова, которые потом стали вожатыми городских пионерских отрядов.
Для пионеров тех лет было обязательным обучение труду. И мы познавали труд в столярной, жестяной, переплетной и пошивочной мастерских. Были кружки цветоводства и огородничества. Занимались гимнастикой. Проводили всевозможные игры, с удовольствием маршировали по улицам города, громко распевая песни, и, как правило, сопровождала нас ватага городских ребят.
Пионерский лагерь располагался, как и сейчас, под Межевой. И сюда на наш костер по вечерам прибегали ребята из города попеть с нами песни.
Подробнее: Красноуфимской пионерии 50 лет