Тюрские фамилии и имена
(2-ой вариант)
Я люблю простое имя,
Лёгкое твоё,
Потому что в нём, как в дыме
Всё и ничего.
Айбика – «ай»-луна; «бике» - госпожа, рождённая в лунную ночь, легендарная дочь Луны.
Айсина – добродушная, доброжелательная.
Айсын – луноподобная.
Аккуш – аккош – белая птица – лебедь.
Алиц (Галия)_ - высокоавторитетная, важная, ценная.
Алсу – розовощёкая, красивая, хорошая, пригожая.
Альфия – первая (первоначальная); дружелюбная, близкая.
Асия – успокаивающая, утешающая, врач, лекарь.
Подробнее: Тюрские фамилии и имена"Чтобы нам избежать голода - нужно строить железную дорогу на Красноуфимск"
В 2019 году, в День города Красноуфимска, ожидается двойной праздник. В этом году отмечается 100-летие прихода первого поезда на станцию Красноуфимск и 100-летие красноуфимских железнодорожных предприятий: дистанции сигнализации и блокировки (ШЧ-14) и локомотивного депо, которое теперь реструктуризировано на три предприятия (ТЧЗ-16, СЛД-61, ТМХ Сервис), а в годы становления просто паровозного депо станции Красноуфимск, в те времена (1919 год) Казанбургской железной дороги.
Этой статьёй мы открываем серию публикаций об истории строительства Казанбургской железной дороги, об истории возникновения железнодорожных предприятий и о славных династиях красноуфимских железнодорожников.
В газете «Городок» в разные времена были опубликованы материалы Валерия Дмитриевича Ганькина, почётного краеведа, который в течение долгого времени занимается изучением истории строительства Казанбургской железной дороги.
Сегодня мы публикуемего краткий рассказ.
Красноуфимск изначально был образован как крепость, затем по реформе Екатерины II в 1781 году стал уездным городом, и как уездный город он занимал обширную территорию. Было 44 волости с населением на 1917 год 200 тысяч человек. Как уезд, он был связан с окраинами и делился на сельскохозяйственные и горнозаводские районы. А связан был с пермскими, шалинскими окраинами, частью северо-востока Челябинской области. То есть, чтобы попасть в уездный город, нужно было на чём-то добираться. Было четыре сухопутных дороги, самая главная из них - Московская, или, как её называли, Сибирский тракт: от Москвы до Иркутска. Вторая дорога - Златоустовская - сегодняшняя на Башкирию. Третья дорога - в сторону Нязепетровска, которая называлась Ураимской дорогой. И четвёртая дорога была малоизученной - Бирский тракт - через Нижнеиргинск на Бирск. Водным путём служила река Уфа, по которой один раз в год в большое половодье сплавляли продукцию Артинского, Нязепетровского, Саранинского и других заводов.
Подробнее: "Чтобы нам избежать голода - нужно строить железную дорогу на Красноуфимск"Новый арт-объект на площадке у музея
Симфизная зубная спираль геликоприона – новый арт-объект, установленый на примузейной площадке. Геликоприон в переводе с латинского языка означает «ископаемая рыба с пилообразным зубным аппаратом».
Академик А.П. Карпинский, описал ее по находкам, найденным в окрестностях Красноуфимска инспектором народных училищ Красноуфимского уезда А.Г. Бессоновым. Ученый считал, что эта крупная акула, обитавшая в пермском море более 250 млн. лет назад, предпочитала открытую акваторию, но нередко посещала и прибрежные мели, где чаще всего и находят остатки спиралей.
Скульптор Илья Галиулин. Изготовили и установили ООО ВиВаксПром (В.В.Симаранов, В.В. Пестряков).
В.И. Давыдова, ст. научный сотрудник музея
// Вперед. — 2021. — 25 нояб. — C. 4 : фот.
Географические топонимы
Географические объекты на нашей планете исключительно разнообразны. Здесь и природные, и возникшие как результат деятельности людей объекты, которые должны каким-то образом называться, т.е. иметь собственные названия. В топонимике их определяют как объекты номинации.
Соответственно все топонимы можно разделить на классы в зависимости от специфики объекта номинации. Таким образом, топонимический класс - это сумма названий однотипных географических объектов.
Очевидно, что выделяется несколько основных классов топонимов. Они соотносятся с основными типами географических объектов. Однако количество классов довольно значительно, поскольку таким же большим является и количество разнообразных типов географических объектов.
Каждый класс делится на подклассы топонимов. Рассмотрим основные классы топонимов.
ОРОНИМЫ - класс топонимов, включающий названия форм рельефа. В состав этого класса входят наименования гор, вершин. Равнин, впадин, пещер оврагов и других геоморфологических объектов. Среди оронимов выделяются несколько подклассов. В частности спелеонимы - названия подземных природных образований и форм рельефа. Это наименования пещер, гротов, пропастей, лабиринтов и т.д.
ГИДРОНИМЫ - класс топонимов, который включает названия всех водных объектов - рек ручьёв, источников, колодцев прудов озёр, океанов и их частей.
Ввиду обилия водных объектов номинации гидронимы подразделяются на подклассы. Потамонимы - названия рек, ручьёв. Это один из многочисленных топонимических подклассов на планете. Лимнонимы - вид гидронимов, который включает названия озер, прудов, водохранилищ. Океанонимы - названия океанов. Это самый маленький по количеству названий топонимический класс - ведь океанов на Земле немного. Пелагонимы - вид гидронимов, включающий названия морей или других частей океана.
Подробнее: Географические топонимыО заводах Приуралья
«Троицко-Саткинский железоделательный и медеплавильный завод, при Сатке, источнике Ая, в 370 верстах от Екатеринбурга, принадлежал в 1771 году Лучинину.
Златоустовский железоделательный и медеплавильный заводвверх по Аю.
Уфалейский заводв горах, от Екатеринбурга в 300 верстах, был построен в 1770 и 1771, принадлежал заводчику Лугинину» - записки путешественника, географической экспедиции Фалька Иоганна Петера.
Усень-Иванковский медеплавильный заводпостроен Осокиным в 1760 году на речке Усене в 120 верстах от Уфы.
Нязепетровский чугуноделательный и железоделательный завод построен Осокиным в 1847 году на речке Нязе в реку Уфу впадающей в 150 верстах от Красноуфимска.
Иргинский чугуноделательный и железоделательный построен в 1730 году на речке Иргине, окончательно сливающейся с Чусовою (сначала рекой Сылвой); он расположен от Красноуфимска в 35 верстах.
Подробнее: О заводах Приуралья