Основатель села Александровское - масон

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Масон... В “Большой Советской энциклопедии” нахожу, что масоны в 1770-1780-х годах трактовали человеческую натуру как злую, антиобщественную, а человеческое общество - как арену всеобщей вражды и, “осуждая существующую действительность как царство зла, масоны противоставляли ей идеалы гуманистической филантропии”. Таким образом, “возникла утопическая концепция мирного перерождения современного несправедливого мира в будущее царство всемирного братства через всеобщее просвещение людей под эгидой тайных руководителей ордена”.

Вспомнился и один из героев романа “Война и мир” Л.Н. Толстого - Пьер Безухов, его беседы с масонами и прием в масонское ложе.Село Александровское в 19 веке

Листаю страницы сего романа... Масон с “кроткой отеческой улыбкой” говорит Безухову, что “высшая мудрость и истина есть, как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя...”. Затем Пьер находится в темной комнате, где горит лампада, установленная в человеческий череп. Здесь и Евангелие на столе, и гроб с костями... Ритор сообщает ему “те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон”. Это: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость, 7) любовь к смерти”.

Возможно, через что-то подобное прошел и основатель Александровского дворянского помещичьего имения близ Красноуфимска Александр Федорович Голубцов...

То, что он был масоном, впервые нашел в материале С.З. Гомельской “Библиотека Н.К. Чупина”, что опубликован в сборнике “Уральский библиофил”, вышедшем в Средне-Уральском книжном издательстве в 1984 году. В нем читаю: “...A вот поэма М. Хераскова “Владимир Возрожденный” в издании 1785 года. Книга очень хорошо сохранилась, видно, что ее берегли. На листе перед титулярным - надпись, сделанная, видимо, сразу же после выхода в свет: “Его высокородию, милостивому государю моему Александру Федоровичу Голубцову посылает из Москвы Иван Тургенев”. Дальше стоит дата: “1785 Марта 8 дня”. Затем, после своих изысканий, краевед - исследователь Сара Зиновьевна написала: “Книга эта связана с людьми и событиями XVIII века, чрезвычайно интересовавшими Н. К. Чупина. И автор поэмы, и названные в надписи на книге И.П. Тургенев и А.Ф. Голубцов, и ее издатель - известный русский просветитель Николай Иванович Новиков - были членами общества масонов, или мартинистов, как их тогда называли”.

Поэму поэта - масона, где речь идет о принятии христианства на Руси, как “Херувим явился к двум благочестивым христианам - варягам, проживающим в Киеве, и приказал им убедить Владимира покончить с язычеством и принять христианский закон...”, Александр Федорович Голубцов получил, уже будучи “поручиком правителя Симбирского наместничества (1783-1792)” и, должно быть, прочел ее. Автор поэмы М.М. Херасков отмечал, что...” читать оную не как обыкновенное этическое творение , где по большей части битвы, рыцарские подвиги и чудесности воспеваются; но читать как странствование внимательного человека путем истины, на котором сражается он с мирскими соблазнами , впадает во мраки сомнения, борется со врожденными страстями своими, наконец, преодолевает сам себя, находит стезю правды и, достигнув просвещения, возрождается”.

Книгу “Владимир Возрожденный", по всей видимости, передал Н.К. Чупину Владимир Владимирович Голубцов - старший (1856-1892гг). Ведь он и Наркиз Константинович в свое время являлись членами Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) и, естественно, обменивались между собой своими интересами и изысканиями.

Но дотошный исследователь истории своего рода В.В. Голубцов - старший в брошюре “Несколько слов о роде Голубцовых" и “Родословного сборника русских дворянских фамилий”, составленного В. Руммелем и В. Голубцовым, отпечатанной в Санкт-Петербурге в 1886 году, допускает почему-то пропуск в данных по биографии Александра Федоровича Голубцова?.. О нем перечисляется:"...воевода Пермской провинции (1774-1781); поручик правителя Симбирского наместничества (1783-1792)..."

Екатеринбургская исследовательница истории рода Голубцовых М.Б. Летфулова в их фонде №676 в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) в “Личном деле Голубцова А.Ф.” нашла, что “после упразднения института воеводство во вновь открывшемся Пермском наместничестве он работает председателем Верхнего земского суда (1781-1783)”.

А ведь в данное время в Перми действовала масонская ложа “Золотого Ключа”, возглавляемая И.И. Пановым!... Об этом ранее прочел в материале Ю.М. Курочкина “Под знаком Золотого Ключа”, что опубликован в его сборнике “Уральские находки” (Свердловск, 1982).

Упоминания об А.Ф. Голубцове в данной статье не нахожу, но Юрий Михайлович отмечал в ней:" ...Так что же за люди Пермские масоны - кто они, чем примечательны, кроме участия в ложе Золотого ключа?

По разного рода “Росписям чиновных особ в государстве” за эти годы можно узнать о некоторых из них. Выяснилось, что Ашитков, Ванслов и Лев Черкасов были заседателями, а Бейльвиц - судьей земского суда.

Связь с масонами Александра Федоровича Голубцова здесь все же должна быть, ведь уже в 1784 году он - Великий Мастер в открывшейся в Симбирске масонской ложе “Златого Венца”. Материал об этом находит исследовательница М.Б. Летфулова в книге Г.В. Вернадского “Русское масонство в царствование Екатерины Второй”, вышедшей в Петрограде в 1917 году. При встрече Марина Бариевна познакомила меня с ксерокопией “Послания Симбирских масонов в Москву”, что было опубликовано в разделе “Масонские бумаги” в историческом сборнике “Осьмнадцатый век”, издаваемом Петром Бартеневым (Книга 2. Москва. 1869г.)

Текст послания таков:

''Высокопочтенный мастер, почтенные надзиратели, чиновники и члены, учрежденные на востоке Москвы... Святого Моисея!

Распространившему во отечестве нашем учреждением свободного каменщества Великому Строителю благо да воссылается чести и слава во веки веков аминь!

А вам единую с нами матери почитающим… сестры нашея челнами, приятным писанием вашим нас удостоившим, через сия усерднейше принося благодарность и подавая вам руки союза, удостоверяем вас, что мы с восстановлением новаго храма добродетели, емко возможно зачинаем стараться о снискании просвещения и блаженства, прилежа о чтении книги природы и священнаго Писания, стараемся разбирать все наши дела при блистающей звезде разума, возженной Великим Строителем мира во святая святых души нашея, дабы возлиял на нас свет истины да принесет желанию нашему совершенное удовольствие.

Возлюбленные почтенные и единоутробные братия! Нам вся природа о вас вещает, что без дружбы вашей, жизнь наша есть нам неутешна, и посему мы, препоручая себя в недро дружбы единодушия вашего, приглашаем здесь список членам... нашей, которые в братской дружбе с троекратным три раза числам пребудет Вам покорными и верными братьями.

Список членам... Златого Венца:

Александр Федорович Голубцов (Великий Мастер)..”

Далее идут фамилии 1-го и 2-го надзирателей, секретаря, обрядоначальника, ритора, товарищей и учеников - всего 16 человек.

“Ни года, ни числа не выставлено”, - так указано в историческом сборнике, а в тексте, где мною поставлены многоточия, изображены масонские символы - квадраты.

И здесь процитирую отрывок из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”: “На другой день после приема в ложу Пьер сидел дома, читая книгу и стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своей стороной Бога, другою - нравственное, третьей - физическое и четвертою - смешанное...”

Но когда же идеями масонства проникся Александр Федорович Голубцов?..

Журнал писателей России “Наш современник” со второго номера 1995 года начал публиковать в разделе “Очерки и публицистика” конспирологию Олега Платонова “Масонский заговор в России (1731-1995гг.)”. В главе первой части первой данного труда, где говорится о восемнадцатом веке, нахожу, что “...с 40-х годов рассадником молодежи становится шляхетский сухопутный корпус, в котором преподавали масоны-иностранцы...”, а Александр Федорович Голубцов “воспитывался в пансионе Ферре при Сухопутном шляхетском корпусе (1748 г.)”. Подмечаю, что и поэт-масон М.М. Херасков, на два года моложе А.Ф. Голубцова, так же учился в “Шляхетском кадетском корпусе”.

Возможно, с той поры и до своей кончины основатель Александровского имения “принадлежал кружку этих ревнителей русского просвещения".

В труде О. Платонова приведена и таблица “Масонские ложи в России 18-первой четверти 19 века”. В ней указаны и ложи: “Золотого Ключа”, образованная в Перми в 1781 году, “Золотого Венца”, открытая в Симбирске в 1784-м, и к кому ее члены слали свое “Послание” - “Моисея Святого”, что возникла в Москве в 1780 году.

В третьей главе отмечаю и то, что “ подобным контролером масонских лож находились финансовая и экономическая сферы”. Упоминания же о Федоре Александровиче Голубцове - “ государственном казначее (1802-1810) и управляющем министерством финансов (1807-1810)”, - не нахожу. Видимо, старший сын основателя Александровского дворянского помещичьего имения близ Красноуфимска идеями масонства не проникся.

Александр Трофимов, член Общества уральских краеведов, р.п. Ачит

// Городок. — 2000. — 17 нояб. (N 46). — C. 2 ; 24 нояб. (N 47)

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ