Зарождение промышленности

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

В сентябре 1972 года в Саране открыт музей завода кузнечно-прессового оборудования и поселка. Основываясь на архивных документах канцелярий горных заводов городов Свердловска и Перми и исторических материалах, сохранившихся с той поры, а также воспоминаниях ветеранов труда, гражданской войны, для газеты «Вперед» подготовлены материалы об истории рабочего поселка и завода.

Предлагаем вниманию читателей первую статью.

Восемнадцатое столетия явилось продолжением интенсивного освоения и эксплуатации богатейших недр Урала. Наличие бурных рек и мелких речушек, вековая нетронутая тайга были благодатной почвой для развития железоделательных заводов. Молота для проковки многопудовой «крицы» и сортового железа приводились в действие водой, для выплавки железа из руд было достаточно леса для древесного угля.

Населённые пункты и заводы на берегах наших рек появились задолго до основания Красноуфимской крепости. Коренным населением будущего Красноуфимского уезда были татары, башкиры, марийцы, приписанные к Уфимской провинции. Заводы строились на землях вотчинных башкир за счет аренды, а зачастую земли и леса просто отбирались. Население принудительно заставляли работать на заводах.

В ответ на притеснения горнозаводцев в 1703 году вспыхнуло восстание татар и башкир, но было быстро подавлено. Было восстание и в 1735 году. Волнения местного населения вынудили царское правительство в защиту горнозаводцев построить в 1736 году на реке Уфе крепость Красный Яр. Крепость была вооружена пушками, имелась рота солдат и 300 казаков для защиты интересов заводчиков. В 1737 году крепость была приписана к Уфимской провинции и стала называться Красноуфимской.

Вскоре после основания Иргинского завода туда прибыли два брата Осокины - Гаврила и Петр - купцы из города Балахны, Нижегородской губернии. В 1731 году они основали Юговский медеплавильный завод в Пермской губернии и купили Нижнеиргинский уже работавший завод. Рабочей силы на заводах не хватало, и Осокины стали покупать помещичьих, монастырских и государственных крестьян. За рабочего - мужчину платили 30 рублей, за женщину - 5 рублей, за государственного крестьянина - 50 рублей.

В устье реки Сараны при впадении ее в Уфу в то время был построен пост №14, жившие в нем казаки были приписаны к Красноуфимской крепости. В дореволюционное время одна из улиц Сараны называлась Казачьей. Эти места понравились своим привольем владельцу Нижнеиртинского завода Петру Осокину. И по указу Красноуфимской воеводской канцелярии от 4 мая 1758 года в Саране началось строительство железоделательного завода. Из Нижнеиргинска в Сарану было переведено 193 человека мастеровых и работных людей. Потому и в наше время в этих населенных пунктах много однофамильцев.

В устье реки Сараны строились баржи грузоподъемностью до 12000 пудов (200 тонн). По Уфе, Белой, Каме и Волге железо сплавлялось в Нижний Новгород (ныне г. Горький) и продавалось купцам-оптовикам.

В 1800 году завод был продан московскому заводосодержателю Андрею Кнауфу. Он перестроил многие заводские службы, вел разведку месторождений железной руды. Однако годной для производства железо руды найдено не было, завод работал на привозном чугуне из Нижнеиргинска и Златоуста. Но куски железной руды встречаются за Верхней Сараной, где сохранились следы старых разработок.

Производительность Саранинского завода в 1804 году составило 40933 пудов сортового железа. В 1817- 1818 годах Кнауф основал Верхсаранинский железоделательный завод. Тогда же были построены еще две плотины. Одна для Верхсаранинского завода, другая, как запасная, для Нижнесаранннского.

Кнауфу принадлежала огромная территория, включающая около десяти заводов, и многие тысячи крепостных крестьян. В Отечественную войну 1812 года завод поставлял железо на вооружение русской армии. А в 1828 году за большие долги государственным банкам все заводы Кнауфа были переданы в государственную казну. В то время к заводу было приписано работных и неработных 1503 человека.

В казенном управлении заводы пробыли 25 лет и в 1853 году переданы кредиторам Кнауфа, управление велось через горную компанию из Санкт-Петербурга. В 1860 году на Саранинских заводах было произведено 86395 пудов железа.

Были построены в Саране церковь, часовня и госпиталь на 15 коек. Рабочий день летом длился 12 часов, зимой - 10.

Изготовляемое на казенных заводах железо было дороже, чем на общем рынке, не считая транспортных расходов. Заводы работали в убыток. Вдобавок к этому 28 июня 1862 года произошло стихийное бедствие. Наводнение прорвало все три плотины, заводам и поселку был нанесен большой ущерб. Через год заводы были восстановлены, но в 1864 году в районе Сараны вспыхнул большой пожар, выгорело много лесов. Места пожаров до сих пор носят названия «Большие гари», «Малые гари», «Поль» и другие. В то же время сгорели заводы, две церкви, два госпиталя, 440 обывательских домов, 3746 коробов древесного угля.

Заводы акционерной компании снова передали в государственную казну, управляющим был назначен подполковник Дорошин. В том же 1864 году был вначале восстановлен Нижнесаранинский завод, а в следующем году и Верхсаранинский, где были поставлены паровая машина и молот системы Мориссона с весом падающих частей 150 пудов, начала работать пудлинговая фабрика. Она поставляла заготовки для Сарацинского завода. В 1870 году кричный завод опять сгорел, но через год был снова восстановлен.

В 1871 году в Саране открыта первая народная школа, первым учителем был Александр Васильевич Криулин. В тот период ощущался острый недостаток рабочей силы, так как после отмены крепостного права начали развиваться частные промыслы.

Саранинские горные фабрики продолжали оставаться убыточными, они не могли конкурировать с Сергинским, Уфалейским и Тагильским заводами. В ноябре 1876 года было объявлено о прекращении действия саранинских заводов, 1250 мастеровых и семейных людей остались без средств существования.

И. Дворников, А. Григорьев.

// Вперед. — 1978. — 27 янв. — C. 4.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ