В борьбе за советскую власть

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Иван Иванович ВОРОНИН и Дмитрий Степанович НЯШИН учились в Красноуфимском промышленном училище (ныне совхоз-техникум), участвовали в борьбе за советскую власть в городе.

И. И. Воронин в настоящее время живет в гор. Махачкале, а Д. С. Няшин - в гор. Симферополе. Сегодня публикуются в изложении и в сокращенном виде их воспоминания о жизни учащихся училища в дореволюционные и революционные годы. Полный текст их воспоминаний хранится в краеведческом музее и в совхозе-техникуме.

В годы, предшествовавшие революции, Красноуфимск был захолустным уездным городом. Промышленность здесь была развита слабо, следовательно, рабочая, прослойка среди населения была незначительная.

Жизнь городского населения протекала в затхлой атмосфере. К его услугам была лишь земская библиотека, кинотеатр на 100 мест и клуб. На всем была печать полицейского надзора.

В особо стесненных условиях жили учащиеся. Их молодая энергия не находила разумного применения. Силы молодежи были разрознены. Каждое учебное заведение жило обособленной жизнью. Между учащимися не только не было товарищеских контактов, а наоборот, поддерживалась, раздувалась взаимная вражда.

Строгий полицейский режим сковывал инициативу учащихся. Им запрещалось появление на улицах после установленного времени, их квартиры находились под контролем надзирателей. Реалисты и гимназисты не всегда могли посещать даже кинотеатр. Просмотр многих фильмов им был запрещен.

Учащиеся воспитывались на реакционных идеях. Любое политическое событие, происходившее в стране, воспринималось в училище через призму казенного патриотизма.

И все же освободительные идеи, стремление к истине зарождались в ученической среде задолго до Великого Октября. Учащиеся инстинктивно тянулись к революционным идеям, материалистическому мировоззрению.

Сообщение о февральской революции было встречено в училище с подъемом и воодушевлением. В городе начались манифестации, собрания и митинги. Слово «митинг» тогда было необычным.

Перед концом утренних занятий все техники направились в зал реального училища, где стоял портрет царя. Попытались повернуть его лицевой стороной к стене, но не смогли. Раздались возгласы: «Порвать портрет!». Но тут прибежали надзиратели и завесили портрет шторой.

Директор и преподаватели сидели в кабинете и, видимо, обсуждали положение. Учащиеся были предоставлены сами себе. Кто-то поднял вопрос: «А почему в училище идут занятия? Надо прекратить их и позвать реалистов на митинг». Сказано - сделано.

На митинге зачитали длинную телеграмму. Кто-то предложил организовать манифестацию (тоже новое волнующее слово). Некоторые возражали, но большинство было за манифестацию.

От училища толпа направилась к уездной управе. Красноуфимцы собрались на рыночной площади. Появились красные флаги. День был базарный, и в город приехало много крестьян. Несколько техников пошли на базарную площадь, чтобы рассказать о перевороте. Крестьяне, однако, отнеслись к известию недоверчиво, спешно стали запрягать лошадей и разъехались по деревням.

После митинга у здания земской управы разоружили полицейских. Помещение полиции было взято под охрану. Я (Д. С. Няшин) простоял у дверей полиции с берданкой в руках около двух часов.

Общественная жизнь в городе оживилась. Каждый день происходило какое-нибудь собрание, многим что-либо поручалось. Д. С. Няшин в числе других учащихся был направлен агитатором в деревни для разъяснения крестьянам происходящих перемен.

Ходили по деревням по двое. Его товарищем была девушка из старшего класса гимназии. Она вначале опасалась, что их не пустят на ночлег и придется ночевать где-нибудь под открытым небом. Но крестьяне охотно слушали их, угощали и наперебой приглашали на ночлег.

В городе появились политические партии. Наибольшую активность проявляли эсеры.

В их партию вступило два техника, а большинство учащихся сочувствовало большевикам. Не удивительно, что техник Иван Юдин впоследствии возглавил Красноуфимскую большевистскую организацию.

В училище создалась организация техников с исполнительным комитетом во главе. В исполкоме активную роль играли Михаил Огородников, Петр Гомзяков, Григорий Улатов.

Первоначально организация занималась оказанием помощи нуждающимся техникам. Позже стала заниматься учебными, культурными и политическими вопросами.

Исполком стал инициатором создания общегородской ученической организации—« клуба учащихся». Было избрано правление клуба под председательством Д. С. Няцшна.

На первых же заседаниях правление ставило вопрос об издании ученического журнала. Печатание журнала взяла на себя типография уездной земской управы. В мае 1917 г. был выпущен первый номер училищного журнала «На рассвете» тиражом 500 экземпляров. Было выпущено пять номеров, после чего издание журнала прекратилось, так как типография отказалась его печатать.

Однако после некоторого перерыва мы решили издавать ученическую газету под тем же названием. В городе оказалась маленькая типография, хозяин которой разрешил печатать газету бесплатно, лишь бы мы ее сами набирали, находили бумагу и печатали., И вот 15 января 1918 года уже при советской власти начали издавать ученическую газету. Это было памятное время. Вскоре газета прекратила свое существование, так как перед нами жизнь поставила другие вопросы. Сказалось обострение политической борьбы в стране...

// Вперед. — 1975. — 1 апр.. — C. 2.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ