Материалы краеведа В. Д. Ганькина

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Который год в известном поселке отмечают модный сейчас ежегодный праздник "День поселка", датируя годом основания 1919 год. Который год ко мне обращались по этому вопросу, но тогда у меня не было весомых аргументов, а за это время местные знатоки указывают только на приведенную дату. Так ли это?

Во-первых, отчего такое название - Пудлинговый.

Пудлингование (англ. puddling, от puddle - месить), пудлинговый передел - металлургический процесс передела чугуна в мягкое малоуглеродистое (пудлинговое) железо, получающееся в тестообразном состоянии (в виде крицы) на поду пламенной отражательной (пудлинговой) печи (см. Крица, Пудлинговое железо). Пудлингование было изобретено в 1784 г. Кортом в Англии. К началу XIX в. в промышленных странах оно заменило кричный передел чугуна, развитие которого, особенно в Англии, привело к истреблению лесов и уже не удовлетворяло увеличивающимся требованиям на железо. В топках пудлинговых печей сжигался (вместо древесного угля в кричных горнах) каменный ушпь, впоследствии, в зависимости от экономических условий, иногда заменявшийся топливом других видов. Применение пудлингования дало в 1-й половине XIX в. значительное по тому времени количество железа и стали, необходимых для быстрого развития промышленности и транспорта. С появлением во 2-й половине XIX в. конвертерных способов передела чугуна (см. Бессемеровский процесс, Томасовский процесс), а затем мартеновского производства постепенно вышло из употребления. В XX в. оно сохранялось в некоторых промышленных странах (гл. обр. в Англии) в небольших размерах для производства железа специального назначения, отличающегося повышенной свариваемостью, к середине XX в. производство в Англии пудлинговой стали составляло около 1 % общего производства стали.

Во-вторых, обратимся к карте Красноуфимского района 20-х годов прошлого столетия, район входил в состав Кунгурского округа Уральской области. Тогда указаны только такие поселения - Верхняя и Нижняя Сарана и станция Саранинский завод.

В третьих, берем материалы первой советской переписи 1926 года. В составе Верхнесаранинского сельского Совета 270 хозяйстве населением 1131 человек, из них мужчин 543, женщин - 588, в том числе в Верхнесаранинском заводе (107 дворов - 430: 200-230), в кордоне Голый мыс (1 - 7: 4 - 3), в поселке Долгий Мост (254 - 94:45 - 49), в кордоне Журавлиный Лог (7 - 36:17- 19), в деревне Ломаная Нога (49 - 235:120-235, из них белорусов -1, украинцев-52), в деревне Петухова (50-271:106-111), в хуторе Печи (2 - 6:2-4), в поселке Тигинский Ключ (9 - 43:27-16, все украинцы), в ж.д. разъезде Черная Речка (21 - 63:27-36).

Подробнее: Загадки поселка Пудлинговый

Как-то незаметно проходит этот год, и мало кто вспоминает события 95-летней давности. А между тем «боевой 1918-й» оставил кровавую страницу в истории Красноуфимского уезда, который в этот год был охвачен огнем братоубийственной гражданской войны. Дело в том, что новая, Советская, власть была поддержана в основном в редких горнозаводских поселениях, а основная крестьянская масса, состоящая в подавляющем большинстве из середнячества, доведенная декретами новой власти до мятежа, была настроена антисоветски. Крестьяне до поры терпели непомерные налоги, реквизицию лошадей, самоуправство комитетов бедноты, но всему есть предел: июньский декрет о мобилизации послужил толчком к активному сопротивлению - сразу в 23-х волостях уезда началось восстание местных жителей. С этого июня в уезде не осталось деревни, села, поселка, стоящих в стороне от этих событий (см. мои ст. «Россия, кровью умытая» за октябрь-апрель 2008-09 гг.). Совнарком 13.06.1918 года обнародовал декрет о восстановлении смертной казни, отмененной в ноябре 1917-го. А тем временем в уезде наблюдается картина ужасающей человеческой жесткости: в июне гибнут красногвардейцы отряда Дагоуш в Бисертском заводе и Кленовском, убит военком (2-й) уезда В.Ф. Крутиков, первые жертвы в Артях, Новом Златоусте, Амерово, Ильчигулово, Сажино, в июле - в Ачите, Афанасьевском, Кленовском. В сентябре 1918-го выходит декрет о «красном терроре». Жертвами его становятся 14 известных людей уездного города - члены уездной управы, бывшие офицеры, священнослужители, инженеры 6-го участка строящейся железной дороги. Известно, что Красноуфимск в годы гражданской войны имел стратегическое значение и неоднократно переходил из рук в руки. 15 сентября был издан секретный приказ об эвакуации, и в ночь на 16-е красные части покинули город, отступая на Ачит. 17-го в город входят части Иркутской дивизии. Первыми жертвами белых становятся начальник милиции А.Т. Городилов и продкомиссар М.Я. Овчинников. Не все знают, что наряду с внесудебными расправами обе стороны использовали систему заложничества: у красных в таком виде были семьи офицеров бывшей царской армии, служившие у красных: семьи рабочих, которых мобилизовали с далеких заводов и фабрик. Так, в составе 4-й Уральской дивизии была Петроградская рота «самокатчиков», для острастки 29.08.1918-го 18 солдат были расстреляны за самовольное отступление. Надо честно сказать, что расстреливали, вешали, судили зачастую свои же, местные. Хороши были и те, и другие: красноуфимские полки летом 1918-го выполняли по всему уезду карательные функции, на стороне белых отличались беспощадностью отряды Кобякова, Ярушина, Никифорова, а в окрестностях Красноуфимска - Шатохина. Первыми жертвами этих палачей (готовых «стрельнуть») стали семьи отступивших красногвардейцев. Так случилось и в Нижней Саране. 16 сентября в поселок вступили белые, и почти сразу же следственная комиссия, состоящая из местных же, составила список из 35 человек, которые были арестованы (двух женщин - сестер Горбуновых - отпустили). Сохранились воспоминания очевидцев тех лет.

1. Рассказ В.Т. Дульцева.

«Мы раньше жили на этом же месте, а папа работал на водокачке машинистом. Это было от нас очень далеко, но мне часто приходилось носить папе обед. И вот однажды я нес обед, шел по опушке березовой рощи, атам пасли скот, и вот ребята-пастухи решили посмеяться надо мной (мне было лет 7-8). У них были длинные веревочные кнуты, и они стали ими щелкать, как будто меня хотели подхлестнуть. Я испугался и бросился бежать. Вдруг я выбежал на падиные ямы и увидел много изрубленных тел. От ужаса со слезами я прибежал к отцу. Я не мог долго успокоиться, и меня долго не посылали к папе носить обеды. А мой папа до того был расстроен этой казнью, а он ходил ежедневно туда, пока не развезли тела, что потом очень долго болел, и уже в последующие годы все равно он был нервно потрясен. Он любого человека дома встречал и провожал со слезами. Я хоть был маленький, а это место запомнил хорошо, оно было недалеко, метров 50 до спуска по тропке в болото. Я очень хочу, чтобы вы довели начатое дело до конца и увековечили место казни невинных людей».

Подробнее: Кровавая расправа в Саране

Самой южной волостью обширного Красноуфимского уезда была Большеокинская. При подворной переписи 1888-1891 гг. отмечено: «Большая Ока - волость и община, на реке Оке, от Красноуфимска - 70, от Златоустовской дороги - 12, врача - 40, ближайшая деревня - Средняя Ока (Златоустовского уезда) - 1 верста, 3 мечети, 1 министерское училище, 3 медресе, 2 винные лавки, 5 лавок, 3 ключа, 2 мельницы, хлебный магазин, базары по вторникам, вода из речки. Башкиры-вотченники, башкиры-мещеряки, башкиры-тептяри, башкиры-военные припущенники».

Село получило название от реки: «Ока», по мнению языковедов, восходит к финно-угорскому слову «Йок», то есть «река».

Есть и конкретная дата основания поселения - 22 декабря 1692 года. Новопоселенцы были из деревни Янакош Уфимского уезда, по происхождению они мещеряки (мишари), обашкирившиеся бывшими финно- уграми из Мещерского края. Здешние земли принадлежали кызылбаевским вотчинникам, часть из них позже переселилась в Большую Оку. С середины 18-го века здесь поселились татары и тептяри-марийцы православного вероисповедания, выходцы из Казанской губернии.

К 30-м годам 18-го века Большая Ока выросла в заметный населенный пункт. После строительства крепости в местности называемой «Кызыл Яр» (Красный Яр), была проложена первая сухопутная дорога - Красноуфимская. Крепость возникла внутри башкирских земель, это вызвало локальное восстание, которое охватило 1735-1740 гг.

При генеральном межевании (1802 г.) в Большой Оке проживало 660 человек обоего пола, в том числе башкир-вотчинников - 17, мишарей -516, тептярей - 127. Многочисленную группу волостного населения составляли тептяри-марийцы, так называли выходцев из башкирских земель: в основном, они были из Бирского уезда. «В двух километрах от Большой Оки возникло Багышково на основе договора от 6 феврале 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево с марийцами Багышем Митряем, Яшкой Митяевым и другими. Поблизости от Оки были основаны и другие марийские деревни: Иванайково, Андрейково и Байбул- да на основе договоров 1755, 1760, 1765 и 1767 гг. Недалеко от Оки по договорному плану от 6.02.1761 года возникли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тавра. Жители внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля денег (в год со двора)». («Большая Ока», Б.С. Давлетбаев, с. 19-20).

Подробнее: Самая южная волость

Старые люди помнят о знаменитых Большеокинских ярмарках и базарах, которые учреждены соответственно в 1898 и 1865 годах.

Красноуфимский уезд был и горнозаводские предприятим, сельскохозяйственным регионом Пермской губернии. Здесь имелось десять действующих заводов (ближайшие к Большой Оке - Артинский, Саранинский). В них производились котлы, сковородки, лопаты, топоры, ломы, пилы, стекло, гвозди, бумага и др. В одном Артинском косном заводе перед 1917 годом выпускалось в среднем до тысяч кос в год.

Огромное развитие получила кустарная промышленность. Продукция умельцев из Нижней Сараны и Артей пользовалась огромным спросом не только на местном рынке, но и по всему Уралу, даже в Сибири. Это молотилки, самоброски, разные виды плугов, серпы и другие.

Кроме того, были развиты и другие промыслы: по металлу, дереву, коже, ткацкому делу и прочему. Ярмарки и базары в Большой Оке притягивали население волостей - Артинской с населением 10150 душ (на рубеже 19- го и 20-го веков), Сажинской - 7486, Новозлатоустовс- кой - 4679, Шокуровской - 4946, а также население пограничного Златоустовского уезда Уфимской губернии.

Базары в Большой Оке были еженедельные - по вторникам, а ярмарок было две пятидневных - 20 февраля и 15 ноября (по старому стилю).

«Базар и ярмарка проходили в хорошо оборудованных рядах в самом центре села. Они представляли собой десятки лавок и ларьков, выстроенных в четыре параллельные линии. Территория базара была огорожена высоким дощатым забором. С каждой из четырех сторон имелись большие ворота. Кроме ларьков здесь располагались складские помещения, большие базарные весы для взвешивания возов. Основные предметы торговли: зерно (рожь, ячмень, овес); мука (ржаная, пшеничная, ячневая); крупа, овощи (картофель, лук, огурцы); масло конопляное; волокно; мясо; соль; масло; молоко; мед; яйцо; живой скот (рабочие лошади, коровы, овцы„козы); кожа; шерсть; сено; вино; сахар; чай; дрова,

Подробнее: О Большеокинской ярмарке

Будучи одним из древних народов Поволжья, марийцы в течение длительного ряда веков выработали имена собственные. Источниками древнемарийских имён являются мифы, предания, сказки, старинные песни, топонимы, память народная.

Имена уральских марийцев интересны для исследователей тем, что вплоть до 20-30-х годов XX столетия были неизменны со времени их переселения в наши края.

Автор предлагает читателям в алфавитном порядке небольшое количество имён собственных уральских угро-финнов.

Айвика - женское имя, буквально - красавица.

Али - в финском языке есть аналогичное слово в значении «умный».

Алипа - буквально - подруга.

Алмакай - мужское имя, от слова «олма» - яблоко; из числа имён-пожеланий, чтобы был красивым.

Анавий - женское имя, буквально - молодая сила.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ