История железной дороги

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

I этап.

10 лет назад инженером Белоцерковцевым по его же проекту началось строительство дороги, протяженностью 816 верст. 2 года шли подготовительные работы, а с 1913 года началось строительство.

При Николае работы доведены до Красноуфимска. Окончательно закончен участок Казань - Сарапул с Камским мостом и велись работы Сарапул-Красноуфимск. Началась и частичная эксплуатация магистрали.

В 1915 году в связи с войной открыто движение Казань - Ижевский завод.

Период Гражданской войны.

Мы тянули дорогу со стороны Сарапула, а белогвардейцы от Дружинино. Ими проложено 200 верст до станции Чад, построено депо на ст. Хрустальная. Но из-за военных действий дорога сильно пострадала. С июля 1919г. работы возобновлены, но не хватает рабочих и мастеров.

Работа Запасной армии.

С января 1920 года привлечены к работе красноармейцы. Начали работы с Московско - Казанского участка. После пропуска вешних вод перешли не участок Казань - Екатеринбург.

Из состава запасной армии 3,5 тыс. человек составили ударные бригады, которые и теперь обслуживают все депо.

Другая часть вела ремонтно-восстановительные работы. 4,5 тыс. человек занимались восстановлением Сарапульского моста и строительством участка Дружинино - Екатеринбург.

750 человек выделено на Камский мост (необходимо восстановить ферму 73 саж. длиной и весом 95 тыс. пудов.)

На участке Дружинино - Екатеринбург темпы работ достигали 4 версты в сутки.

Свежи в памяти те липы, которые окружали Красноуфимский вокзал, росли в сквере и были возле перрона. В ходе очередной реконструкции они оказались лишними.

Это лиственное дерево в народе в числе самых уважаемых.

В начале июля, бывает и позже, как в этом году, зацветает липа. В душный жаркий день липа дает желанную прохладу, а в период цветения, особенно вечерами, вокруг нее слышен медовый аромат.

Липа – неоценимая медоносная культура. Мед из ее пыльцы считается одним их ценнейших.

Живет липа 100-150 лет, а на хороших почвах до 300-400 лет. Встречаются липы, имеющие возраст почти 1000 лет.

Большой популярностью пользуется она средиумельцев по дереву: из нее делают бочки, красивую мебель, деревянные игрушки.

Есть регионы, где липа растет целыми лесами и рощами. У нас же на Урале она встречается в незначительных участках или в единичных экземплярах.

Есть в местных фондах воспоминания первых комсомольцев. Один из них, Кондарев Алексей Николаевич, 1906 г. р., в частности писал: «Часто устраивали комсомольские субботники. На них мы работали дружно, задорно. Посадили много деревьев на вокзале, теперь липы выросли».

Выходит тем нескольким липам, которые оставили, не менее 85 лет, другими словами – свидетели такого большого периода…. Станции Красноуфимск.  

Валерий Ганькин

Годы и факты

В  1868 году опубликован проект Уральско-Казанской железной дороги, в том числе южного направления: Казань – Сарапул -  Красноуфимск – Екатеринбург -  Камышлов - Тюмень (автор Е.В. Богданович).

В 1903 году предложено АО МКЖД проложить линию от станции Чепец через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург.

1906 год - Уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимск, но управление МПС отклонило его «ввиду затруднительного состояния государственной казны».

Летом 1910 года несколько партий инженеров провели изыскания направления предлагаемой постройки новой железной дороги, в том числе и в окрестностях Красноуфимска.

В марте 1911 года в результате конкурсного отбора разрешение на сооружение магистрали получило акционерное общество Московско-Казанской железной дороги.

14 мая 1913 года Высочайшим указом строительство было утверждено.

13 июня этого же года министр Путей сообщения С.В. Рухлов утвердил южный вариант по проекту и под руководством инженера Белоцерковского.

В марте - июне 1914 года начато строительство дороги на всех девяти участках, в том числе и на седьмом, Красноуфимском.

В 1914 - 1916 годах построены вокзал, водокачка, паровозное депо, жилые здания на ст. Красноуфимск.

В течение 1916-1917-1919 годов, несмотря на то, что в районе недостроенной дороги велись боевые действия (в стране шла гражданская война и 4 сентября 1918 года декретом СНК МКЖД была национализирована), были сданы в эксплуатацию искусственные сооружения - тоннели, виадуки.

Подробнее: Магистраль Казань - Екатеринбург

1868 год - опубликован проект Уральско-Сибирской дороги; проект «Южного» направления: Казань - Сарапул - Красноуфимск - Екатеринбург - Камышлов - Тюмень (автор Е.В.Богданович)

1903 год - предложено АО МКЖД линия  от станцин Чепца через Осу на Красноуфимск и далее на Екатеринбург.

1906 год - Уездная управа вышла с предложением о строительстве ветки Кунгур - Красноуфимск, управление МПС отклонило его «ввиду затруднительного состояния государственной казны».

1910 год (лето) - несколько партий инженеров провели изыскания направления предлагаемой постройки новой железной дороги, причём изыскания эти коснулись и окрестностей города Красноуфимска.

1911  год (март) - в результате конкурсного отбора разрешение на сооружение магистрали получило акционерное общество Московско-Казанской железной дороги.

 

Подробнее: Памятные даты линии Казань-Екатеринбург

История строительства южного хода нынешней Горьковской железной дороги — одна из малоосвещенных страниц нашей истории. Отдельные печатные издания, редкие подлинные документы и воспоминания ветеранов позволяют дать общую картину строительства железной дороги в направлении Казань — Екатеринбург (Свердловск).

История железнодорожного строительства на Урале такова. В 1874 —78 годах была построена Уральская горнозаводская железная дорога, заменившая на большом отрезке традиционный гужевой путь от Перми до Екатеринбурга и ставшая первым звеном в сооружении Сибирской магистрали.

В следующем десятилетии на средства казны велось строительство железной дороги на восток от Екатеринбурга до Тюмени. С начала 1888 года обе дороги были слиты в одну магистраль, получившую название Уральской  железной  дороги.

Одновременно с этим велись работы по строительству железной дороги на Южном Урале. Эта очень важная линия связала Южный Урал с центральными районами страны. Участок Екатеринбург — Челябинск был закончен в 1896 году. В конце века с постройкой Пермь-Котласской железной дорога Урал получил связь с Северодвинским бассейном, с Белым морем. Самая главная из южных дорог — Оренбургская, построенная акционерным обществом в 1874—77 годах, связала Оренбург с Самарой.

В 60-х и 70-х годах прошлого столетия шли активные дискуссии по выбору варианта западной части будущей Транссибирской магистрали. После реформы 1861 года с проектами Уральско-Сибирской дороги   выступили представители различных торгово-промышленных кругов. Наиболее активно обсуждались три основных проекта:  В. К. Рашета, управляющего Нижнетагильским горным округом, получившего название   «Север» (1861 г.): Пермь — Чусовая — Нижний Тагил — Ирбит — Тюмень; Е. В. Богдановича, полковника,        чиновника для особых поручений министерства внутренних дел — по «южному»   направлению (1866  г.):   Сарапул — Красноуфимск — Екатеринбург — Камышлов — Тюмень; Н. И. Любимова, пароходовладельца,  пермского городского головы — по «среднему» направлению: Пермь — Кунгур — Екатеринбург — Шадринск  - Белозерская Слобода на реке Тоболе (севернее г. Кургана). Все три проекта стремились соединить железной дорогой Волжско-Камский бассейн с Обским. Первый   проект Уральско-Сибирской железной дороги был  опубликован  в  издании Московского университета «Московские ведомости» в июле 1887 года. Однако он не был поддержан правительством.

Подробнее: Так развивалась железная дорога

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ