О проектах железных дорог

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Тот факт, что Красноуфимск стал железнодорожным городом, имеет интересную предысторию.

В 60-70 годы XIX века интерес к строительству железной до­роги в восточном направле­нии был огромен. Десятки проектов, предложений, настойчивых требова­ний к улучшению путей сообщения по маршруту Центр-Урал-Сибирь высказывались многими, обсужда­лись в правительственных кругах. Вокруг этих проектов развернулись широкие дискуссии на страницах га­зет и журналов, в обществе для со­действия русской промышленности и торговле, географическом обще­стве.

Для рассмотрения вопроса о на­правлении дороги через Уральский хребет комитет железных дорог ре­шил создать комиссию. Она была создана весной 1870 года под пред­седательством инженера Гельмерсона. Указанная комиссия после поез­дки на Урал пришла к выводу, что решение одновременно двух задач (строительства железной дороги от Нижнего Новгорода на Урал и ли­нии, связывающей главные горнозаводские центры Урала) невозможно, и предпочтение следует отдать Уральской дороге.

Уральская горнозаводская дорога по маршруту Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург была построена в 1874-1878 годах: протяженность 669 верст с учетом ветки от станции Чусовая до Березников, главный инже­нер В.Ф. Голубцов, первый рабочий поезд пришел в Екатеринбург 27 февраля 1878 года, с 1 октября того же года началось регулярное движе­ние поездов (все даты по старому стилю).

Однако завершение строительства Уральской горнозаводской дороги не сняло с повестки дня вопрос о транзитной дороге в Сибирь. В течение 20 лет специальная комиссия при МПС рассматривала различные проекты железных дорог, которые бы соеди­няли Европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Восто­ком.

Наиболее активно обсуждались три основных проекта: В.К. Рашета, управляющего Нижне-Тагильским горным округом, получив­шим название «Север» (1861 г): Пермь-Чусовая-Нижний Тагил, Н.И. Любимова, пароходовладельца, Пермского городского головы по «среднему» направлению: Пермь-Кунгур-Шадринск- Белозер­ская-Слобода на реке Тобол (север­нее г. Курган); Е.В. Богдановича, полковника, чиновника для особых поручений МВД по южному на­правлению: Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень.

Проект «Север» воплотился в Уральскую дорогу. Линия по идее Н.И. Любимова протяженностью 480 верст от Перми через Кунгур до Екатеринбурга была построена в 1906-11 годах. И только проект «южного» направления не был реа­лизован.

Валерий Ганькин

Действительный член Красноуфимского общества краеведов

// Городок. -2004.- № 29. –С.6

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ