80 лет освобождения Урала

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Весной 1919 года внутреннее положение Советской республики оставалось тяжелым. 11 апреля Совет Народных Комиссаров объявил Восточный фронт главным фронтом страны.

Главный удар в направлении Уфа - Самара (с целью выхода к Волге и соединения с деникинскими войсками) наносила Западная Армия Ханжина, Ханжин Михаил Васильевич, 1872-1961 годы - потомственный военный, уроженец Оренбургской губернии, из семьи есаула. Воспитание получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище. Закончил Академию Генерального штаба.

В Колчановской армии сначала командовал 3-м Уральским корпусом, а с декабря 1918 года - командующий Западной армией. Последнее звание: генерал - лейтенант. Имел незаурядные полководческие способности, отличался храбростью. Эмигрировал в Китай, долгое время жил в Шанхае. Вернулся в Россию в 1947 году, десять лет просидел во Владимирской тюрьме. Умер в 1961 году, в 91-летнем возрасте. Южный фланг Колчаковской армии имел трехкратное превосходство в силах над противостоящейПятой армией, в силу чего фронт вплотную приблизился к Самаре, Симбирску и Казани.

Вспомогательный удар Ижевск - Казань в стык Второй и Третьей армий осуществляли войска Гайды, имевшие более чем двойное превосходство. (Радола Гайда, 1892-1948г.г. - чех по происхождению, командующий Сибирской армией, Северный фланг). Окончил ветеринарное отделение артиллерийского военного училища. В годы первой мировой войны получил звание капитана. Один из организаторов мятежа Чехословацкого корпуса. Адмиралом Колчаком произведен за короткое время в генерал - лейтенанты. Снят с должности в январе 1919 года. После гражданской войны жил в Чехословакии, сотрудничал с фашистами. Казнен по приговору народного трибунала).

10 апреля в Симбирске состоялось заседание Реввоенсовета Республики с участием Реввоенсовета Восточного фронта, на котором обсуждался вопрос о подготовке контрнаступления против Колчака. Согласно плану операции армии фронта сводились в две оперативные группы: Южную и Северную.

Северную группу, которая должна была играть вспомогательную роль, составляли две армии: Вторая иТретья, а также действующая на Каме Волжская флотилия. Командование группой возлагалось на В.И. Шорина(ШоринВасилий Иванович, 1870-1938 гг. Из мещан, окончил юнкерское училище и офицерскую стрелковую школу. Участник 1-й мировой войны, полковник. За бои против Колчака награжден орденом Боевого Красного Знамени и Почетным Революционным оружием).

Следует напомнить, что в условиях перевеса сил со стороны колчаковских войск еще в 1918 году была успешно проведена Ижевско-Воткинская операция. Она охватила период с 15 сентября по 16 ноября и выполнена была войсками Второй армии во взаимодействии с Волжской флотилией (командующий Ф.Ф. Раскольников, 1892-1939 гг.). Эта операция началась с успешной высадки десанта в районе с. Тольяны. 7 ноябряВторая Сводная стрелковая дивизия (командир В. М. Азин) при поддержке бронепоезда «Свободная Россия» освободила Ижевск. В ночь на 13 декабря был освобожден Воткинск, а 16 октября войскаВторой армии рассекающими встречными ударами завершили разгром противника. Это была первая операция Красной Армии по разгрому крупной группировки противника. Вторая Сводная стрелковая дивизия была награждена Почетным революционным Красным Знаменем, а ее командир В.М. Азин, командир 4-го Сводного полка A.M. Чеверев и командир 3-го Сводного полка А.И. Северихин - орденами Боевого Красного Знамени.

Славной страницей боевой летописи Урала стал поход Волжской флотилии вверх по Каме. Памятна дерзкая вылазка трех миноносцев под личным командованием Ф.Ф. Раскольникова в тыл белых и захват «Баржи смерти», в которой находились пленные советские и партийные работники, обреченные на гибель. За отличное руководство этой операцией командующий флотилией и командир десантного отряда И.К. Кожанов (1897-1938 годы, последнее звание - флагман флота 2-го ранга) были удостоены также высшей революционной награды. В оперативной сводке 2-й армии от 18 октября сообщалось: «Волжская военная флотилия, узнав, что в 30 верстах к северу от Сарапула, стоит баржа с арестованными советскими работниками, вышла из Сарапула вверх по Каме с целью захватить указанную баржу. Прибыв, начальник флотилии, выдав себя за белогвардейца, приказал буксирному пароходу, стоявшему на пристани, от имени белогвардейского командования взять баржу на буксир и вести ее вниз к Сарапулу. На барже оказалось 522 советских работника, находившихся в ужасном положении: большинство были раздеты, покрыты только рогожами, вид их был крайне изнуренный. Накануне 70 человек были расстреляны. В ночь на 18 октября та же участь ожидала и остальных; радость освобожденных из рук белых палачей была неописуема.

В марте 1919 года началось генеральное наступление колчаковских войск на всем протяжении 600-километрового фронта.

Тяжелое положение сложилось на северном крыле красных войск, прикрывших подступы к Вятке, Ижевску, Казани. Сибирская армия Гайды нанесла мощный удар в стыкВторой и Третьей армий, с ходу захватив Оханск и Осу. Дальнейшее ее продвижение было приостановлено упорным сопротивлениемТретьей армии, укрепившейся в районе железной дороги Пермь - Вятка.

К середине апреля положение на фронте Третьей армии стабилизировалось. Белогвардейцам не удалось нанести окончательного поражения советским войскам и продвинуться к Вятке. Сибирская армия Колчака отказалась от широкого наступления по всему фронту и сосредоточила направление главного удара на Казанском направлении.

На участке Второй армии, прикрывавшей подступы к Казани, противник добился заметных успехов. В тылу советских войск снова вспыхнули мятежи. Переправившись через Каму, белогвардейцы с помощью мятежников овладели Боткинском, Сарапулом, Ижевском.

Части Второй армии с тяжелыми боями отошли к реке Вятке. В мае Сибирская армия форсировала Вятку и двинулась на Казань, которая была захвачена 7 августа 1918 года. Первая операция по освобождению Казани не увенчалась успехом. 5-10 сентября войскаПятой армии и Арская группа Второй армии во взаимодействии с Волжской флотилией провели успешную операцию: в результате удара по трем сходящимся направлениям, ценой большого кровопролития Казань 10 сентября была освобождена. Это был первый успех в осеннем наступлении Восточного фронта 1918 года. Здесь уместно напомнить о Волжской военной флотилии. Она была сформирована в июне 1918 года в Нижнем Новгороде из речных судов и переброшенных на Волгу кораблей Балтийского флота. К концу августа состояла из 3 миноносцев, 9 вооруженных пароходов, 2 плавбатарей, 4 катеров и авиаотряда (4 самолета), Участвовала в боях за Свияжск, Верхний Услон в 1915 году, Казань, Чистополь (5 мая 1919 года), Елабугу (26 мая), Набережные Челны, Сарапул ( 2-3 июня), Ижевск, Воткинск.                

Разгром Сибирской и Западной армий Колчака осуществлялся в ходе контрнаступления и наступления Восточного фронта.Контрнаступление Восточного фронта охватывает период с 28 апреля по 20 июня 1919 года. В борьбе за Урал были целый ряд крупных операций: Пермская, Екатеринбургская, Златоустовская, Челябинская, Уральская. На Вторую и Третью армии, которым придавалась Волжская флотилия, возлагалось освобождение Северного, Западного и Среднего Урала. На Северном (вспомогательном) фланге Восточного фронта контрнаступление началось с проведения Сарапульско-Воткинской операции - с 25 мая по 12 июня 1919 года.

25 мая войска Второй армии форсировали реку Вятка, и части 28-й стрелковой дивизии после двухсуточных боев 26 мая заняли Елабугу. Бойцы Азинской дивизии 1 июня заняли Агрыз, но 3 июня белым удалось оттеснить Красную армию, и только 4 июня уже 7-9 стрелковая дивизия снова вошла с боями в него.

12 июня 5 стрелковая дивизия в районе с. Галаново (Камбарский завод) форсировала Каму и захватила плацдарм на ее левом берегу. Контрнаступление успешно развивалось: 2 июня был занят Сарапул, за что 28-й стрелковой дивизии было дано почетное название «железной», Ижевск - 7, Воткинск - 11, Янаул - 19 июня, Чернушка - 25 июня, Бисертский завод - 12 июля, Ревда - 13 июля. Особо необходимо сказать о Пермской операции. Она была проведена уже в ходе общего наступления Восточного фронта (2 июня - 7 января 1920 г). Ее осуществлялаТретья армия, командующий С.А. Меженинов (Меженинов Сергей Александрович, 1890-1937 г.г.). Из дворян, закончил 2-ой Московский кадетский корпус, Казанское военное училище, Академию Генштаба, Киевскую школу лейтенантов. Участник 1-й мировой войны, капитан. В РККА с 15 августа 1918 года).

Главный удар наносился в направлении Перми, а на Красноуфимском направлении осуществлялся вспомогательный. Сибирская армия предприняла контрнаступление, ей удалось оттеснить красные части и занять Глазов, но позже ситуация была переломлена: Глазов был освобожден 2 июня, в Пермь красные части вошли 1 июня, за день до этого от белогвардейцев освободили Кунгур.

Взвился 4 июля 1919 года красный флаг над Красноуфимском, это благодаря разгрому ударного корпуса белых и героизму бойцов 28-й и 35-й дивизий (начдив А.Ф. Кузнецов) Второй и Пятой армий Восточного фронта. За месяц боев войска Северного фланга продвинулись на 350-400 километров, освобождая крупные промышленные центры Среднего Урала. Вторая армия в это время вела бои с частями белых, которые создали организованную оборону. В частности, на линии Казанбургской дороги красные части вели кровопролитные бои на этих рубежах - район ст. Бисертский завод, Дружинино. Поэтому при проведении операции по освобождению Екатеринбурга был успешно осуществлен рейд подвижной кавалерийской группой Азинской дивизии в обход оборонительных позиций.

Операция удалась, и поздно вечером, 14 июля, дивизия Азина и полки 21-й Пермской дивизии вступили в Екатеринбург (начдив Г.И. Овчинников). При отступлении колчаковцы вели массовые разрушения железной дороги - подрывали или сжигали мосты, приводили в негодность путь, связь, объекты водоснабжения. Были разрушены железнодорожные мосты через Каму у Сарапула и Перьми, через Белую у Уфы, через Волгу у Сызрани, через реки Ченца, Ирень. На линии Казань-Екатеринбург, к примеру, были сожжены почти все деревянные мосты - через реки Буй, Стреж, Танып, Пут и другие.

Сразу же после освобождения Урала началось восстановление железнодорожных магистралей. Уже 27 июля 1919 года было восстановлено движение поездов от Перми до Екатеринбурга через Кузино и Калиново. От Вятки (Киров) на участке Яр до моста через Каму у Перми, протяженностью около 30 км, восстановление вели подразделения 1-го Уральского коммунистического железнодорожного батальона. Работы шли круглосуточно высокими темпами. Участок вошел в строй через 39 суток, а ведь на нем было разрушено 42 моста! Мост через реку длинной 192 метра восстановили за 12 суток. Восстановление же разрушенного моста через Каму у Перми решили вести капитально. Работы шли в три смены и закончились 17 февраля 1920 года - на 2 месяца раньше установленного срока.

Подобная картина наблюдалась и на линии Казань-Екатеринбург. Это была единственная магистраль, введенная в строй в период гражданской войны. Восстановление магистрали осложнялось тем, что в ее зоне шли ожесточенные боевые действия. Зачастую некоторые стратегические объекты переходили из рук в руки, так было с Красноуфимском, Щучьим Озером, Чернушкой, Ижевском и Боткинском, так было с Сарапульским мостом... Наиболее объемные работы предстояли по восстановлению Камского моста в районе города Сарапула и рельсового хозяйства на участке Дружинино-Красноуфимск, где железнодорожный путь был разобран, в результате чего участок Казань-Екатеринбург утратил транзитное значение.

Об объеме восстановительных работ говорят следующий факт: было восстановлено 106 мостов, из которых 102 деревянных; в мае 1920 были уложены рельсы на участке от Дружинино до Екатеринбурга. Это дало возможность открыть сквозное движение Москва-Екатеринбург. Такое памятное событие произошло 1 июля 1920 года, когда в Екатеринбург прибыл первый поезд из Москвы. Таким образом, постановление Совета Народных Комисаров от 23 января было выполнено в срок.

На втором этапе ремонтных работ, задачей которого было восстановление регулярного движения, с 1  октября 1920 года, на Казанской дороге героически трудились красноармейцы 1-й трудовой армии. Пермская железная дорога дала квалифицированных железнодорожников и вагоны, уральские заводы - рельсы и железо, уральские и сибирские крестьяне -   хлеб.

Летом этого года исполняется восемь десятилетий со времен освобождения Урала. Хочется верить, что в местах сражений времен гражданской войны благодарные потомки почтят память тех кто освобождал родной Урал, кто не жалея сил, трудился на восстановлении железной дороги которой выпала такая многострадальная судьба.

В. Ганькин

Уржумов В. 80 лет освобождения Урала:[Гражданская война на Урале; История железной дороги] / В. Ганькин// Вперед. - Красноуфимск, 1999. - 23 июня. -С. 4.

 

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ