Высочайшие особы на Урале

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

Из цикла «Малоизвестное о нашем крае»

Известно, что далекую Сибирь с Центром связывал знаменитый Сибирский тракт. Решение о его строительстве было принято Сенатом в 1733 году, а двумя годами позже было начато строительство Большого Сибирского конного тракта. От Москвы он шел через Владимир, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, далее от Томской губернии – на Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск. Вдоль тракта по обе стороны была отведена полоса шириной 64 метра, свободная от леса и пашни, - для прокорма лошадей и гуртов прогоняемого скота. В середине 18-го века тракт обслуживало 273 почтовые станции, которые располагались через 20-40 верст (1 верста = 1066,8 метра). На каждой станции было в среднем 5-6 ямщиков, 7 пар лошадей. Средняя скорость передвижения составляла 35-45, наивысшая (курьеров) – 200-300 верст в сутки. Проезжих пассажиров на станциях ожидала еда и отдых. На тракте до 40% лошадей занималось перевозкой почты, которая из Москвы в Иркутск поступала ежедневно. Жители притрактовых селений несли дорожную повинность, помимо извоза они занимались ремонтом: в инструкции указывалось – «Крестьяне, отправляемые для ремонта, выходят на работу с утра. С собой они должны иметь продовольствие на месяц. На каждого рабочего должны приходиться по две лошади с таратайками и все необходимые инструменты. Вместо себя крестьяне могут нанять работника, но в любом случае рабочие должны быть в возрасте от 18 до 55 лет». Рабочий день продолжался с 5 утра до 9 вечера. После того, как ремонт дороги произведен, следовало вырубить лес и выкосить высокую траву по обе стороны дороги. В притрактовых селениях вдоль Московского тракта извозом занимались от 1/7 до 1/5 жителей.

Кроме этих обязанностей, была и не менее важная – обустройство лесополосы: «Каждая семья из придорожных селений должна была высадить на отведенном участке березы по ранжиру. И не дай бог, если они не принялись: главу семьи тут же укладывали под плети. Зато и березы стояли сплошным зеленым коридором». Думаю, читатели помнят их; они высаживались несколькими поколениями, начиная с 1781 по 1905-09 гг., т.е. до открытия железной дороги Пермь-Кунгур-Екатеринбург, что подорвало окончательно извозный промысел. Кое-кто говаривал, что вековые березы были высажены при Екатерине II. Да, именно в ее царствование были посажены первые березы, но взамен отслуживших свой век высаживались новые в последующие десятилетия и столетия.

Большой Сибирской тракт был седьмой по счету «Государевой дорогой» после Бабиновской и Верхотурской. О масштабах перевозки и состоянии тракта на 1861 год: «…Провозится ежегодно до 20000 пассажиров, до 18000 арестантов и свыше 3000000 пудов товаров. Будучи еще недавно хорошим, в настоящее время почти непроезжее: между Гробовским и Кленовской до того испорчена, что нет никакой возможности ехать шагом;между Кленовской и Бисертской (так называлось село Афанасьевское) разбита до того, что нет возможности днем безопасно проехать по ней; мосты – набросанные доски, ничем не прикрепленные, - ни гвоздями, ни деревянными шпилями;каждый едущий должен уравнять подвижную слань и часто переправу эту оказывают с помощью приглашенных обывателей». Через два года, в 1863 году: «Начиная от Гробовского до Златоустовской (сейчас село Большие Ключи) дорога почти не поправлялась ни осенью, ни весной и находится в самом дурном состоянии». Заведующий вольной почтой фон Гаузен в 1863 году: «На Кленовской станции при встречах с обозами или проезжими, можно сворачивать в сторону не иначе как ту или иную повозку поднять на вагах, чтобы высвободить ее из глубокой колеи».

 

Много повидала эта «Государева дорога». Приведу лишь часть примеров. В 1800 году из Петербурга через Вологду и Вятку прошагал в полном составе гвардейский полк. Преклоняясь перед прусским фрунтом, Павел I будучи недоволен, как печатали шаг его гвардейцы, прямо на параде приказал: «Полк! В Сибирь шагом марш!» Его сын, Александр I, вскоре вступивший на российский престол, отменил приказ. Гонец догнал помилованных гвардейцев в Перми. Повернув на 180 градусов, они строевым маршем вернулись в столицу.

В 1851 году Николай I отправил китайскому императору подарок – астрономические приборы и инструменты, камины изразцовые. А самым диковинным подарком было зеркало размером 3,5 метра на 1,5. Несли его по Сибирскому тракту на руках. На всю дорогу шло 25 месяцев.

По этой дороге проследовали в ссылку А. Н. Радищев, декабристы и их жены, Ф. М. Достоевский и петрашевцы.

Обустройство этого участка дороги от Перми до Екатеринбурга было проведено в 1745-1783 годах. Хотя открытие движения произошло в 1781 году, но официальной датой считается 1783 год, т.е. этому событию 225 лет. В 1798-1811 годах при Пермском губернаторе К. Ф. Моддерахе тракт реконструировали – расширили, окопали канавами, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем, на речках воздвигли добротные мосты.

Через реку Бисерть при станции Бисертской (село Афанасьевское) содержался паром с пятью рабочими, такой же паром был через реку Чусовую.

Сибирский тракт прошел через крепостицы Горнозаводской линии – Ачит, Бисертский, Кленовской…

По данным ранних исследователей остроги Кленовской и Гробовской (Гробово Поле) обустроены в 1723 году, Ачидский (так писалось первоначально) и Бисертский в 1735, Киргишанский – в 1734. Позже появилась между Кленовским и Киргишанским Березовая застава: дело в том, что расстояние в 32 версты производилось без перемены лошадей, что было затруднительно в период весенней и осенней распутицы.

Прогоны между станами оплачивались по 3 копейки серебром с версты и с одной лошади. Надо учесть, что номинал серебряных монет был в 3,5 раза дороже медных.

Указанные остроги были первоначально военного значения. Так, например, о Кленовском пишется: «Село Кленовское именуется крепостью; село обнесено деревянной стеной с четырьмя деревянными башнями: две из них проезжие, с воротами. На каждой башне было установленопо одной пушке и имелись другие артиллерийские припасы».

Когда по тракту стали гнать колодников, то понадобились кузни, помещения для арестантов, которые назывались - для кратковременного содержания - полуэтапы и для ночлега, пережидания непогоды - этапы).

Первым императором, посетившим Урал, был Александр I (вступил на престол 12.03.1801 года, умер 19.11.1825 года). Случилось это в 1824 году, в наших краях он проезжал в сентябре месяце. Маршрут его был в обратном направлении – от Екатеринбурга до Перми. В Нижнем Тагиле император посетил местный завод, присутствовал при отливке ядер, ковке топоров, в Екатеринбурге, куда он въехал «сопровождаемый радостными восклицаниями восхищенного народа», был на монетном дворе, гранильной фабрике, госпитале, Верх-Исетском заводе, посетил Березовский и Пышминский заводы. Император оставил о себе самые теплые воспоминания. Его называли ангелом-утешителем. В любом месте своего кратковременного пребывания он оставлял неизгладимые впечатления: бедные получали от его щедрой руки пособия, виновные – правосудие, невинные – прощение. Так 90 работных людей из завода Расторгуева были возвращены из Сибири, куда были заводчиком сосланы несправедливо. Временная императорская резиденция была устроена в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых. В Екатеринбурге он пробыл три дня.

Визит Александра I оставил потомкам историческую достопримечательность. В 1824 году накануне приезда государя, на проспекте, получившем в честь августейшего гостя наименование Александровский (ныне улица Декабристов) был выстроен новый деревянный мост через реку Исеть. После проезда по нему императорского кортежа мост стал называться Царским. В 1889-1890 годах по проекту архитектора С. С. Козлова Царский мост был реконструирован в каменный, в каком виде он существует и поныне. Между Екатеринбургом и Пермью Высочайшему кортежу встретились три партии колодников. Изрук императора каждый из них получил пять рублей; правда, деньги были изъяты стражей, чтобы передать им в далеком Тобольске.

Вторым императором, посетившим Урал, был цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель (родился 17.04.1818 года, вступил на престол 19.02.1855 года. При нем было отменено крепостное право, проведены судебная, земская, военная реформы. Убит народовольцами 1.03.1881 года. Кстати, с воцарением Александра II срок солдатской службы был сокращен сначала до 15 лет, затем10, в 60-е годы до 7 и 5 лет). Путешествие цесаревича началось 2 мая 1837 года. Маршрут был протяженный: Углич, Суздаль, Вятка, Глазов, Ижевск, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Уральск, Бугульма, Казань, Саратов, Тамбов. На Урале он посетил Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил, Камышлов, Тугулым, Миасс, Златоуст, Челябинск. Много внимания уделил осмотру заводов, рудников. Наследнику тогда было всего 19 лет. Впоследствии в честь императора Александра II была переименована Екатеринбургская классическая мужская гимназия (сейчас школа-гимназия № 9).

В 1906 году на центральной площади Екатеринбурга, у алтаря Кафедрального собора, был открыт памятник Царю-Освободителю, отлитый из чугуна на Каслинском заводе на народные пожертвования. Памятник простоял всего 10 лет и в 1917 году был снесен как символ самодержавной власти.

В свите наследника был поэт В. А. Жуковский. Он вел походный дневник, там есть такая запись: «Переезд из Перми в Бисерск. Виды по дороге Урала. Ночевали в Бисерске на почтовой станции. На другой день переезд из Бисерска в Екатеринбург».

От автора: Бисерск – это станция Бисерстская, в наше время – село Афанасьевское; этому селу  во многом повезло: здесь ночевал Радищев по пути из ссылки, здесь 25 мая (5 июня) 1837 года провела ночь царская свита…

Надо сказать, что о визитах императоров было известно заранее, поэтому тщательно готовились. В частности, для свиты Александра I тракт ремонтировали, обустроили его для проезда в три колеи. Императорский кортеж проезжал соответственно: в середине императорский экипаж, по обеим сторонам – стража. Император по пути проезда здоровался со своими подданными. Ямщиков, которым было доверено провести царя-батюшку, накануне исповедовали и причащали.

К проезду цесаревича, будущего императора Александра II, готовились не менее тщательно. На всем полотне дороги были сделаны насыпи из песка и гальки, выбоины и грязь настилались жердями и посыпались гравием. В кучера были выбраны самые трезвые и надежные. На переправах через реки были устроены плавучие мосты. На каждой станции было подготовлено 80 лошадей. По недостатку их стали даже из деревень выбирать ямщиков и лошадей под свиту государя и специально приучать их к дружной езде. Раскладывали огни вдоль дороги и проезжали в ночное время на этих лошадях при крике народа, чтобы лошади привыкли не пугаться.

В 19-м столетии по Великому Сибирскому тракту проезжали высочайшие особы рангом ниже: в 1845 году зять Николая I Михаил Богарнэ, князь Лихтенбергский и Романовский (Максимилиан Богарнэ, герцог Лейхтенбергский), в 1860-70 годах сыновья Александра II великие князья Михаил Александрович и Сергей Михайлович.

Автор надеется, что сохранились семейные воспоминания в притрактовых поселениях на эту тему, в том же Кунгуре, Суксуне, Больших Ключах, Быково, Бакряже, Ачите, Афанасьевском, Кленовском, Киргишанах.

Валерий Ганькин

28.11.2008

Литература:

  1. Ермакова Л. «…В Сибирь шагом марш!» // Родина. – 2006. - № 1. – С. 1-5.
  2. Дружинин А. По архивным данным // Ленинское знамя (Ачит). – 1988. – 2 июня.
  3. Губанов Д. Краеведческая мозаика
  4. Губанов Д. Так обустраивался Урал
  5. Барабанов А. Заселение Сергинского края

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ