Образование

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

История системы образования города Красноуфимска и Красноуфимского уезда  нашла свое отражение в документах Государственного архива. В конце XIX начале XX века вопросы распространения грамотности среди населения были одними из самых главных и решались органами власти и управления в первую очередь.

В одном из Журналов Уездного Земского Собрания  приведен доклад Красноуфимской Уездной Земской Управы «О начальном народном образовании», согласно которому в Красноуфимском Уезде в 1871 году  функционировало 16 образовательных учреждений с охватом порядка 700 учащихся. В докладе значится, что «Управа признаетъ необходимымъ производить пособiя отъ земства на народное образование…»,  приводятся убедительные доводы о том, что нужно открывать все новые школы и училища в уезде. Кроме того, в этом же докладе обсуждаются проблемы обучения отдельных национальностей и женского населения:  «…Управа считаетъ долгомъ присовокупить, что учрежденiе школъ грамотности, между татарскимъ и черемисскимъ населенiем – одинаково должно быть желательно и необходимо…», «… не менее необходимо  обратить вниманiе на распространенiе въ уезде грамотности между женским поломъ, для чего открыть женское отделенiе…».

Большое внимание в журналах Земства уделяется вопросу о попечительстве. Попечители народных училищ (школ) заботились о благосостоянии учебных заведений, оказывали материальную поддержку. В 1889 году в Красноуфимске было учреждено общество попечения о народном образовании. Согласно «Уставу общества», цель его деятельности состояла в оказании помощи нуждающимся ученикам, в выдаче пособий училищам на приобретение учебных принадлежностей, в устройстве общежития для иногородних учеников и т.д.  Почетный краевед г. Красноуфимска М.Н. Соколова в своей работе «Попечители. Общество попечения о народном образовании Красноуфимского уезда» отмечает, что «в роли попечителей были дворяне, чиновники, купцы, священники, мещане, крестьяне… За каждый учебный год работа попечителей оценивалась: отмечались лучшие, иногда кого-то предлагалось заменить». Анализируя  документы архива, можно сделать вывод, что такое явление как попечительство, было неотъемлемой частью системы образования города и уезда. Оно приносило видимую пользу учебным заведениям и обеспечивало их развитие.

Подробнее: Из истории системы образования в Красноуфимском уезде

Учащиеся и работники Красноуфимского технического училища - 13 в апреле 1961 года собрались на общее собрание, посвященное исто­рическому полету в космос гражданина СССР, воспитанника системы профтехобразования, летчика-кос­монавта Юрия Алексеевича Гагари­на и решили обратиться в исполком городского Совета с просьбой о при­своении учебному заведению имени Ю.А. Гагарина. 19 апреля 1961 года исполком удовлетворил просьбу кол­лектива, и училищу было присвое­но почетное звание.

Знают ли об этом историческом факте выпускники ныне КПУ-97? Ведь именно это учебное заведение с 1955 года по 1963 год именовалось Красноуфимским техническим училищем № 13.

Наталья Степанова, директор госархива в г. Красноуфимске

//Вперед. - 2006 - 13 апр . -С. 2

Листая документы Государственного архива в г. Красноуфимске можно найти  интересные факты о существовавшей когда-то сначала в Красноуфимском районе, а потом и в г. Красноуфимске Красноуфимской межрайонной колхозной школе. Начала она свою деятельность в январе 1934 года в селе Нижне-Иргинское.

Межрайонная колхозная школа готовила специалистов-руководителей сельского хозяйства: бригадиров полеводческих и животноводческих бригад, заведующих колхозными фермами и счетных работников. Согласно учебным планам, попавшим на хранение в архив, школа осуществляла деятельность по подготовке колхозных счетоводов, бригадиров и заведующих ЖКТФ (животноводческая  колхозно-товарная ферма), бригадиров полеводов, колхозных ветфельдшеров.

В школу на отделения полеводства, счетоводства, животноводства принимались на пятимесячный срок обучения «проверенные колхозники, уже работающие или же намеченные для работы в качестве бригадиров, заведующих колхозными фермами и счетоводов, в возрасте не моложе 18 и не старше 40 лет… Принимаемые в районную колхозную школу колхозники должны были быть грамотны, уметь хорошо читать и писать и знать 4 правила арифметики».

Штат Красноуфимской межрайонной колхозной школы в 1934-1935 учебном году состоял из 7 сотрудников: заведующий районной колхозной школой, помощник по политической части, заведующий учебной частью, секретарь-счетовод, сторож и 2 уборщицы.

В 1935 году к Красноуфимской межрайонной колхозной школе для подготовки специалистов сельского хозяйства были прикреплены Красноуфимский, Артинский, Ачитский и Манчажский районы. Таким образом, школа стала центром подготовки специалистов-руководителей для обширной территории – юго-запада Свердловской области.

В январе 1936 года Президиумом Свердловского областного Совета рассматривался вопрос о возможности перенесения школы из с. Н-Иргинское в г.Красноуфимск. Точной даты перенесения школы в город Красноуфимск нет, но имеются данные о том, что в 1938 году Красноуфимская  межрайонная  колхозная  школа  уже находилась на территории  города Красноуфимска. Кстати, именно 1938 годом датируются последние поступившие в архив документы школы. Вероятно, это и был завершающий год работы школы. Кто знает, возможно, именно в этой школе обучались когда-то лучшие специалисты-руководители и бригадиры города Красноуфимска и близлежащих районов прошлого века.

Е.Ю. Федосеева, Научный сотрудник Государственного архива в г. Красноуфимска

//Городок. – 2014. – 31янв. (№5). – С. 20

Проблема детских садов всегда остро стояла в нашем городе и уезде.

Листая документы Государственного архива в г. Красноуфимске, можно найти данные о том, когда появились детские сады и ясли в Красноуфимском уезде. Первые упоминания о детских садах встречаются еще в документах начала XX века.

Дошкольные учреждения в уезде открывались в основном по инициативе местного учительства и местных женских отделов. Основными типами учреждений такого рода были детские сады и детские очаги. В отличие от детского сада. который функционировал 4-5 часов в сутки, детский очаг работал не менее 8 часов. В 1919-1920 годы в Красноуфимском уезде было открыто семь детских садов (три - в г. Красноуфимске, 1 - в п. Михайловском, 1 - в заводе Суксун, 1 - в с. Ключи. 1 - в заводе Иргинск), три детских очага (в г. Красноуфимске, заводе Тюш и в д. Атиг), три детских площадки (2 - в г. Красноуфимске и 1 - заводе Нижние Серги).

В 1922 году в г. Красноуфимске работало уже 6 детских садов, и располагались они по улицам: Соболевской, Ильинской, Никольской, Троицкой, Малой Луговой и в Промышленном квартале. Кроме них, в Красноуфимском уезде существовало еще 5 детских садов: Суксунский, Златоустовкий, Иргинский, Тюшевской, Чадинский. Количество детей в садиках города составляло от 15 до 60 человек. Детский сад на 2 группы (20-25 человек) обычно занимал 4-5 комнат, 2 из них - для групповых занятий, 1 большая - для общих игр, одна столовая, комната для руководительницы. При отсутствии такого помещения количество комнат могло доходить до 3.

Творческий труд ребенка в садике всегда сочетался с игрой. Наиболее распространенными играми в детских садах были: "Черный человек", "Перебежки", "Догоняй", "Гуси-лебеди, домой", "Короли", "Горелки", "Прятки", "Волк во рву" и некоторые др.

Во второй половине XX века наблюдается массовое открытие детских садов.

Е.Ю. Федосеева, научный сотрудник Государственного архива в г. Красноуфимске

//Городок. – 2012. – 28 дек. (№52). – С. 18-19

Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце - тепло школы.

Школа-интернат г. Красноуфимска в 2012 году отмечает свой 50-й день рождения. 2 марта 1962 г. школа приняла первых учеников. За эти годы выпускниками данного учебного заведения стали более 1500 человек. Многие из них заняли достойное место в жизни. Некоторые вернулись в школу, но уже педагогами.

Как же начиналась жизнь школы? Особый интерес вызывают воспоминания ветерана, одной из тех, кто был первым из педагогов школы, Тамары Павловны Курицыной: "Это было в 1961 году. Управление Горьковской железной дороги решило построить школу с проживанием учащихся, живущих на линейных станциях от Янаула до Солдатки (на них не было школ), а также для детей, родители которых имели разъездной и сменный характер работы. Строительство вела железнодорожная организация - СПМ (строительно-монтажный поезд "Казанстрой"). Начали работу мы (пока без учеников) в недостроенной школе, не было даже стекол. Сами закупали учебники в Москве и Свердловске. В то время было только одно здание. На третьем этаже располагались спальни, на втором и первом этаже были классы, столовая, актовый зал. В 1963 году построили второе здание, в которое перевели столовую и спальни, в подвале были душевые, и третье здание - хозяйственный корпус. Всего по Горьковской железной дороге было построено 6 школ-интернатов, поэтому нашей школе был присвоен № 6.

В школе постоянно проводили разные праздники, каждый класс придумывал свое выступление. С марта 1962 года традиционно стали отмечать дни рождения школы". Ежегодно собираются дружной семьей выпускники из разных городов страны.

Школой в разные годы руководили замечательные люди. Первым директором, сформировавшим педагогический коллектив, был Ф.И. Сабитов. И.М. Дасмаев, бывший военный, ввел школьное самоуправление. Н.Н. Блаженков уделял много внимания трудовому воспитанию учащихся. В.А. Ершов был основателем кабинетной системы в школе. Л.Г. Ганина уделяла особое внимание быту, а также оснащению кабинетов и качеству образования; А.В. Гринцевич использовал демократический стиль руководства, уважение к учащимся, самоуправление, коммунарскую методику коллективных творческих дел. Л.И. Перевалова акцентировала внимание на физических занятиях и туризме.

Подробнее: Рожденная железной дорогой

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ