Из истории профессионального образования в России

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

История становления, развития и совершенствования профессионального образования в России имеет глубокие корни. Более 300 лет назад профессиональное образование в России было положено на государственную основу, причем раньше, чем в Европе. Мудрость Петра I проявилась в осознании необходимости подготовки молодых специалистов для развивающегося государства. Он лично сам составлял первые учебные планы и программы занятий, подбирал преподавателей для артиллерийской и математико-навигацкой школ, с обязательным включением в программы обучения арифметики, словесности, геометрии, географии, астрономии. Обучение в то время носило практический характер. К примеру, будущих навигаторов учили не только механике, но и токарному и плотницкому ремеслам.

Благодаря указам императора Петра, стараниями предпринимателей Демидовых, управляющему горными заводами В.Н. Татищеву на Урале появились первые заводские школы. Именно В.Н. Татищев обосновывает важнейшие направления профессионального образования для школ горнозаводской промышленности, создает для них первые уставы.

В послереволюционный период Наркомпроссом была принята " Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". Недостатком этого периода подготовки рабочих кадров было то, что учебные заведения не имели связи с производством и развитием индустриализации. В 30-е годы они были переданы в ведение промышленности и реорганизованы в школы ФЗУ и частично в техникумы. От школы ФЗУ - до техникума.

Для вновь открывшейся железной дороги Москва - Екатеринбург в паровозное депо и другие предприятия на станции Красноуфимск потребовались квалифицированные рабочие. В связи с этим отделом просвещения Московско-Казанской железной дороги на базе паровозного депо Красноуфимск 5 декабря 1925 года создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ныне Красноуфимский филиал Уральского железнодорожного техникума, с первым набором учеников в количестве 50 человек по профессии "Слесарь по ремонту паровозов". В 1932 году построено новое типовое здание на улице Первой Деповской с учебными аудиториями, мастерскими, кузницей, столовой и хозяйственными постройками. С этого времени здесь готовятся рабочие практически всех профессий, необходимых для организации движения поездов и их ремонта.

В этот период уделяется большое внимание новому содержанию, формам и методам теоретического и практического обучения. Особое внимание уделялось общественно-практической работе, ученическому самоуправлению, физической и военной подготовке.

Из стен Красноуфимской школы ФЗУ 20-30-х годов выпустились сотни рабочих, которые через несколько лет встали на защиту Отечества и самоотверженно трудились в тылу. Среди них почетные граждане города: А.Е. Закорюкин - мастер локомотивного депо; Н.Ф. Кретов - председатель Красноуфимского горсовета; В.Ф. Тулин - поэт, журналист; С.А. Никифоров - мастер по дизельным установкам в дистанции электроснабжения; Н.Ф. Сухобский - Герой Советского Союза; Н.Д. Моржерин - полковой комиссар авиационной дивизии, и многие другие.

Несмотря на принимаемые государством всевозможные усилия по подготовке квалифицированных кадров, рабочих катастрофически не хватало. В материалах по истории профессионального образования в России говорится, что предприятия получали лишь 50% необходимого трудового ресурса.

2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР принимается Постановление о создании системы Государственных Трудовых Резервов. Наше училище вливается в эту систему и становится на долгие годы Железнодорожным училищем №2 (ЖУ-2). С этого периода идет мобилизация городской и сельской молодежи для обучения рабочим профессиям. Ученики получают бесплатное обмундирование, питание, медицинскую помощь и общежитие.

В грозные годы войны...

Велика роль системы Трудовых Резервов в годы Великой Отечественной войны. Наряду с непрекращающимся процессом обучения выполняются народнохозяйственные и важные социальные задачи. В мастерских ЖУ-2 выпускалась продукция для предприятий и воинских частей, выращивались овощи в подсобном хозяйстве, зимой шла заготовка леса, а летом - сена. В паровозном и вагонном депо ученики вместе с мастерами производственного обучения ремонтируют вагоны и паровозы, помогают строить бронепоезд "Красноуфимский железнодорожник" и поезд-баню. Принимаются в состав училища работники и ученики, эвакуированные из прифронтовых железнодорожных училищ Волховстроя, Москвы, Минеральных Вод, Брянска, Краснодара.

"Большую тягу к военным знаниям проявляют учащиеся ЖУ-2. В этом году здесь подготовлены сотни ворошиловских стрелков, пулеметчиков. Сейчас при училище создается группа истребителей танков и кружок по изучению ручного пулемета", - писала газета "Ленинский путь" 1 июля 1942 года.

В этот период более 70% учебного времени отводится на производственное обучение и практику. В экспозиции нашего музея есть Устав, чертежи слесарно-монтажного инструмента, элементы формы этого периода. В учебных группах слесарей-паровозников, вагонников, инструментальщиков, помощников машиниста паровоза училось много девочек. Вот как об этом писала зимой 1941 года Елена Благинина (находящаяся в нашем городе в эвакуации):"... Саша Порозова из Криулино, ей 16 лет, учится в ЖУ-2. Она слушает технологию металлов, математику, технику устройства вагонов. Ее тонкие девичьи пальцы не отмываются от мазута и сажи. Из нее выйдет дельный мастер по ремонту вагонов и хорошая советская девушка-общественница...

Сеня Чудовский тоже первокурсник -учится на слесаря-паровозника. Он любит свое дело, знает в нем толк. Он подтянут, чисто вымыт, аккуратно одет. А в депо, покрытый угольной пылью, в промасленном комбинезоне, он работает за двоих: за себя и за того, кто ушел на фронт. Отлично в этом училище учатся 369 человек, 16 групп имеют 100% успеваемость. Нет никакого сомнения в том, что это будут хорошие мастера - ловкие, умелые, золотые руки и преданные честные сердца..."

16-летние выпускники Иван Турышев, Александр Детков в военные годы становятся мастерами производственного обучения. На их счету сотни выпускников: паровозников, СЦБистов, тепловозников, электровозников.

Лучшее в стране

В послевоенные годы в коллективе многие годы трудятся участники Великой Отечественной войны: СВ. Борисов, Н.А. Кирсанов, В.Н. Макаров, Г.П. Колесник, В.И. Поспелов, А.С. Курицин, Ш.Г. Шакиров, В.В. Моржерин, И.Д. Агапов и многие другие.

Училище в 40-70-е годы под руководством директоров Н.И. Рубочкина, А.Г. Хардикова, И.И. Тютюнникова, В.Н. Макарова, П.Е. Евсеева славится на всю страну качественной подготовкой кадров, учебно-материальной базой, техническим творчеством, художественной самодеятельностью. В музее бережно хранятся переходящие знамена, дипломы, грамоты, кубки всесоюзного значения.

В этот период педагогический коллектив - это преданные своему делу педагоги: Г.П. Крюков,З.И. Сулимова, Н.М. Ше-решкова, Т. А. Неволина, Г. Д. Удалов, П.П. Тютюкин, В.Л. Брановский, Н.В. Горькое, A.M. Алешкин, Б.П. Тяпаев, М.Н. Шайханов, В.А. Сидорова, В.А. Серебренников, Л.П. Ожгихина, братья Моржерины СВ. и В.В., А.В. Сергеев, Е.П. Титова, Б.А. Лещев, Л.Д. Коремина, Т.Н. Серебренникова и многие другие.

80-е годы отмечены важными событиями: строительство нового здания училища, переход на полное среднее образование, открытие новых профессий, музея трудовой и боевой славы. Педагогический коллектив пополнился опытными преподавателями общеобразовательного цикла Г.И. Евсеевой, Т.С. Голышевой, Г. Д. Мальковой и др. Движемся вместе с железной дорогой

В 70-80-е годы на железнодорожном транспорте происходят кардинальные преобразования - строительство вторых путей, автоблокировки, электрической и диспетчерской централизации, электрификация. Училище "идет в ногу" с железной дорогой - вводит новые профессии, совершенствует учебно-воспитательный процесс. Более 80% работников ремонтного и эксплуатационного депо составляю! выпускники училища разных лет.

В училище ведется большая работа по патриотическому воспитанию студентов. Активисты музея в течение последних пяти лет являются победителями областного смотра-конкурса музеев ОУ, представляли Свердловскую область Ha XVII-XIX Всероссийских слетах музеев и патриотических клубов в г. Анапе. Стипендиаты губернатора Свердловской области: Александр Михайлов, Ольга Стахеева, Виталий Ахматов, Екатерина Кирсанова, Андрей Ковалев, Александр Гребнев.

С 90-летней историей образовательного учреждения можно познакомиться в сборнике "Этапы большого пути" - совместной работе педагогов и студентов.

Этот учебный год начался для студентов и педагогов с позитивных перемен: на основании постановления правительства и решения министерства общего и профессионального образования Свердловской области училище вошло в состав Уральского железнодорожного техникума. В перспективе -переход к профессиям среднего профессионального образования и открытие заочного отделения, а также по заявкам железной дороги - профподготовка и повышение квалификации.

Анатолий Логинов, Елена Липина, по материалам музея Красноуфимского филиала Уральского железнодорожного техникума

//Городок. 2015. – 2 окт. (№40).

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ