Школы

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

ШколаВечерние школы появились в нашей стране путем преобразования Школ рабочей молодежи, в которых предполагалось обучение без отрыва от производства, после выхода в 1958 году закона, который поставил целью обеспечить всех детей и взрослых до 35 лет базовым образованием.

История Школы рабочей молодежи по архивным документам, хранящимся в Государственном архиве в городе Красноуфимске была опубликована на городском информационном портале www.ksk66.ru в 2022 году. Сегодня, используя архивные документы попробуем изучить историю вечерней школы в городе Красноуфимске, которую еще долгие годы продолжали называть ШРМ – школа рабочей молодежи.

В газете «Ленинский путь» №103 от 04.07.1970, в статье «Жажда знаний», писали о выпускниках вечерней школы «Работая на Красноуфимском механическом заводе, С. Базанов, Н. Икрина, Л. Котов, В. Попов, В. Русинов, В. Шумаков не прекращали учебы в школе. Нужны настойчивость и большая жажда знаний, чтобы не считаясь с усталостью, жертвуя выходными днями, терпеливо продолжать учебу».

В первые десятилетия работы советских школ для взрослых многие там не доучивались до конца. Отсев мог превышать две трети учеников.

Во-первых, совмещать учёбу с работой действительно очень непросто, ведь трудились многие взрослые школьники на тяжёлой физической работе, поэтому даже заставить себя пойти на поздние уроки после трудового дня, проведённого, например, у станка или в поле, было подвигом.
Во-вторых, работа порой была несовместима с учёбой. Рабочие трудились в две или три смены, так что заниматься вечером могли лишь те, кто попадал в дневную смену. Из-за работы ученики пропускали много занятий.

В-третьих, преподавателей в школах не хватало.

Вечерняя школаУ вечерней школы в Красноуфимске не было своего здания до 1961 года, занятия проводились в разных школах города (например, в школе №1 по ул. Советская, 17) и красных уголках предприятий (механического завода, конторы связи и др). С 1961 года по 2007 год Школа находилась по ул. Советская, 1, затем по ул. 8 Марта, 93.

Однако постепенно проблемы вечерних школ всё же решались, и количество учащихся в них росло. Предприятия и государство обеспечивали школы необходимым инвентарём, общественные советы при партийных комитетах содействовали обучению рабочих. Людей систематически агитировали получать образование.

Так в статье «Вечернему образованию больше внимания», опубликованной в газете «Вперед» №181 от 18.11.1970 говорится: «В районе есть ряд вечерних школ рабочей молодежи .. , где довольно благополучно обстоят дела. Желающие учиться – учатся. … Однако такое положение не везде. Например, в одном совхозе должны обучаться 110 человек, а учатся только 27, а в другом из 45 человек школу посещают только 2. Директорам школ, совхозов, заводов взять под личный контроль проведение повседневной разъяснительной работы и вовлечение работающей молодежи на учебу… предоставить льготы о сокращенной рабочей неделе и обеспечить подвоз учащихся. Обучение рабочей молодежи должно стать общей заботой».

В заметке «Спасибо вам, учителя!», опубликованной в газете «Вперед» от 11.08.1970 №124, выпускница школы рабочей молодежи №15 станции Красноуфимск Казанской железной дороги Р. Прокопчук написала слова благодарности «В школу №15 пошла я в 1966 году в восьмой класс. Конечно, было очень трудно и работать, и учиться, да еще трое детей. Не раз хотела бросить школу, но только благодаря поддержке учителей я снова шла и училась. И вот все трудности позади. В этом году закончила 11 классов школы. Очень благодарна я завучу Людмиле Федоровне Медведевой, учителям Раисе Александровне Юмашевой, Евгению Антоновичу Пилипюк, Семену Александровичу Попову, Нине Федоровне Федяковой и вообще всему коллективу этой школы. Спасибо вам, дорогие учителя, за все доброе, что делаете вы для людей».

И действительно были успехи у выпускников школы рабочей молодежи №15. Так в газете «Вперед» от 12.12.1970 №195 в статье «Школе рабочей молодежи 25 лет» с гордостью написано, что «Перед многими рабочими парнями и девушками открыли двери вузов и техникумов. За 25 лет школа выпустила 920 человек со средним образованием, 1162 – с 7-8 летним. Из них закончили техникумы 120 человек, институты – 80. Бывшие выпускники И. Окунев и А. Тукачев закончили аспирантуру и стали кандидатами наук. Многие бывшие ученики сейчас занимают ведущие профессии в локомотивном депо станции Красноуфимск».

Руководитель местного отделения общественной организации «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества», Почетный гражданин города Красноуфимска, фондообразователь государственного архива в городе Красноуфимске Юрий Сергеевич Кашин в 1964 году закончил Вечернюю школу. Он поделился с нами воспоминаниями: «После службы в армии, в 1963 году, поступил учиться в вечернюю школу. Ночами много занимался, читал, писал, готовился к урокам и закончил 9, 10, 11 класс экстерном за 1 год. Школа дала мне возможность учиться дальше. Получив среднее образование, поступил в Харьковский медицинский техникум, а после в Ростовский институт народного хозяйства». На фотографии, представленной из личного архива с выпускного вечера в 1 ряду в центре директор, 3-я справа — Глазкова Антонина Павловна, учитель географии, 1-ый справа — выпускник Кашин Юрий Сергеевич.

В решении Исполнительного комитета Красноуфимского городского совета народных депутатов от 18.09.1980 сказано: «… план по обучению молодежи выполнен: ШРМ №1 – 560 человек, из них 349 рабочих и ШРМ №15 – 570 человек, из них 270 рабочих. Аттестаты о среднем образовании получили 215 молодых рабочих. В сравнении с прошлым годом сократился отсев учащихся в 2 раза. Большую помощь в деле вовлечения молодежи в школу, создании нормальных условий для посещения учебных занятий и сохранение контингента оказывают комиссии содействия вечерней школе на таких предприятиях, как: селекцентр, ОЭЗ, СУ-3, швейная фабрика, ПАТО, локомотивное депо, вагонное депо, ПЧ-27».

Вечерняя школа проработала в нашем городе до 2015 года, В настоящее время любой гражданин, нуждающийся в получении образования, может это сделать в образовательных учреждениях, используя очно-заочную, заочную форму обучения или семейное образование, самообразовние.

Елена Закорюкина, Государственный архив в городе Красноуфимске

// Вперед. — Красноуфимск, 2023. — 1 июня. — C. 6 : фот.

Коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу своих особенностей, не могут учиться наравне со здоровыми учениками. Для них создаются специализированные школы с определенными программами обучения, где учитываются особенности физического и интеллектуального развития ребенка.

Изначально в г. Красноуфимске, с 1952 по 1956 год, существовала школа для глухонемых детей, которая была создана на базе Красноуфимского детского дома. По имеющимся документальным данным Государственного архива в г. Красноуфимске, он существовал до 1949 года (начальная дата его образования неизвестна). Исходя из записей приказов, хранившихся в архиве, за летний период 1952 года, в связи с реорганизацией детского дома и организацией школы для глухонемых детей, все воспитанники были вывезены в другие детские дома: Манчажский, Синячихинский, Покровский, Филатовский, Пышминский, Первоуральский, Фоминский.

С 28 августа 1956 года на базе школы для глухонемых детей была образована Красноуфимская специальная школа-интернат для детей, имеющих недостатки умственного развития.

Педагогический состав и воспитатели в основном переводились в новый коллектив приказом реорганизуемого учреждения. Таким образом, весь педагогический коллектив школы глухонемых и обслуживающий персонал были переведены в штат вспомогательной школы: 4 учителя и 4 воспитателя.

Школа располагалась по адресу г. Красноуфимск, ул. Пролетарская, д. 100. За годы она развивалась, увеличился контингент педагогов и учащихся. В 1957 году в школе обучалось 70 человек (в 1 классе 19 учеников, в трех 2 классах – 51 ученик). Согласно штатного расписания на 1971 год в школе работали: директор, заместитель директора по учебной части, старший бухгалтер, завхоз, счетовод-делопроизводитель, 18 педагогов и 49 единиц персонала. К 1984 году в школе уже обучалось более 150 воспитанников, а образование стало восьмилетним.

Главными задачами школы были - обучение особенных детей, совершенствование трудовых навыков, подготовка к самостоятельной жизни.

Согласно устава учреждения приему учащихся в школу-интернат подлежали дети в возрасте от 7-9 лет. Срок обучения составлял 8 лет. Количество человек в классе не превышало 12 человек, что помогало учителям уделить больше внимания каждому ученику. Воспитанникам, проживавшим в школе – интернат и находящимся на полном государственном обеспечении, полагалось питание, одежда, обувь.

Занятия в школе проводились 6 дней в неделю, только с первой смены. Продолжительность уроков составляла 40 мин. Во вторую половину дня с учащимися работали воспитатели, организуя спортивное, трудовое, эстетическое воспитание, внеклассное чтение и т.д. В школе проводились различные мероприятия: «Золотая осень», встреча Нового года, КВНы, концерты, встречи с ветеранами и многие другие.

Трудовое обучение в школе - одно из важных направлений работы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Оно проходило в несколько этапов. С 1 по 3 класс проводилось обучение ручному труду в специально оборудованных кабинетах, а с 4 класса ручному труду на базе школьных мастерских. С 5 по 8 класс профессионально трудовая подготовка по различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда осуществлялась на станках и специальном оборудовании.

Учащиеся по окончании школы сдавали экзамены и получали свидетельство в котором указывался вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.

Учитывая специфику учреждения, медицинское обслуживание в коррекционной школе осуществляли штатные медицинские работники. Они отвечали за здоровье детей и укрепление их психического состояния. Оказывали помощь педагогам в организации индивидуального подхода к воспитанникам с учётом особенностей их развития. В школе проводилось медикаментозное лечение, закаливание и лечебная физкультура. С детьми работали психологи и логопеды.

Работать с такими детьми всегда очень непросто. Это требует определенной подготовки, навыков, профессионализма и индивидуального подхода.

Слова благодарности всему коллективу школы были написаны родителями одной из учениц, опубликованные в газете «Вперед» в мае 1976 года: «…Мы видим, как меняется наша дочь к лучшему, с каким увлечением занимается трудом. До пятого класса у девочки не было никакого интереса к уроку труда. И вот учительница Валентина Павловна Попова сумела заинтересовать шитьем, вязанием. И у дочери появилось желание шить, вязать, а мы, откровенно сказать, не очень надеялись на такое». Именно в этом году педагогами коррекционной школы была организована выставка, где были представлены работы по дереву (выжигание, выпиливание, конструирование), разнообразные работы по тканям, вязание, вышивка.

Многие родители сомневаются отдавать ли ребенка в такие специализированные школы. Они созданы не для того, чтобы изолировать особенных детей от общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Поскольку требования к таким детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно.

В Государственном архиве в г. Красноуфимске хранятся документы Красноуфимской коррекционной школы. Создан отдельный фонд «Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» за период с 1949 по 2015 год, который ежегодно пополняется новыми документами, отражающими деятельность образовательного учреждения.

В 2004 году специальная (коррекционная) школа-интернат была реорганизована в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида. Школа с каждым годом развивается, встречает новых воспитанников, помогает получить адекватный их возможностям уровень образования и первоначальной трудовой подготовки.

Л.Н. Лукоянова – научный сотрудник отдела использования архивных документов и НСА Государственного архива в г. Красноуфимске

// Вперед. – 2021. – 14 окт. – С 4

Каждый третий житель нашего города связан со школой как ученик или родитель. Школа сильна своими традициями. 3 мая 2019 года средняя общеобразовательная школа №1 отмечает юбилей - 100 лет со дня её основания. Самая старшая по возрасту школа нашего города считается лучшей. Бывшие выпускники с гордостью говорят: «Мы - из первой школы!»

Основанная на базе реального училища и женской гимназии, она с первых лет своего существования располагала педагогами с высоким уровнем профессионализма. В военные годы преподавательский состав пополнился за счёт эвакуированных педагогов Ленинграда, Москвы и других крупных городов, где в довоенное время они работали преподавателями различных вузов. Впоследствии на смену им пришли высокие профессионалы, преданные своему делу педагоги.

В 2010 г. школа добилась присвоения имени Героя Советского Союза И.И. Марьина.

Первым директором школы стал Николай Фёдорович Заводчиков, который на этой должности проработал с 10 октября 1919-го до 1923 года.

Подробнее: Они стояли во главе школы

Сто лет назад Красноуфимское земское собрание приняло решение об открытии в Саранинском заводе народной школы, и 21 марта 1871 года она начала свою работу. Располагалась школа в общественном доме вместе с волостным правлением. В ней было 4 классных комнаты.

Первым учителем стал Александр Васильевич Криулин, крестьянин Саранинской волости, получивший образование в Кунгурском уездном училище. Незаурядные способности, большая любовь к детям отличали его. Более сорока лет проработал он в этой школе, завоевав любовь и глубокое уважение не только своих выпускников, но и крестьян всей волости.

Помощницей учителя стала Мария Михайловна Кириллова, «девица военного звания», уроженка Красноуфимска, окончившая двухклассное женское училище.

Законоучитель священник Григорий Прокопьевич Порошин запомнился саранинским старожилам тем, что не в меру употреблял спиртное  и даже в школу частенько являлся во хмелю, за что строптивые ученики не раз его мочеными охлопками  (отходами пряжи) забрасывали.

Эти подробности рассказывал в 1967 году нынешним ученикам старейший житель Сараны Куприян Фотеевич Мячев (умер в 1969 году).

Подробнее: Завтра-столетие Саранинской средней школы

В 1951 году вступила в строй начальная школа № 55 (позднее - № 85) на Юртовской горе. Она была необходима, т.к. детям этого микрорайона было трудно добираться до школ на станции — из-за отсутствия перекидного моста приходилось переходить через железнодорожные пути, что не раз приводило к трагическим последствиям. Благодаря ходатайству депутата Областного совета машиниста Н.Г. Печёнкина, был решён вопрос по строительству школы в этом микрорайоне, оно было закончено буквально за несколько месяцев. И вот самое красивое одноэтажное белое здание с колоннами закрасовапось на горе Юртовской. Конечно, по нынешним меркам, помещение школы было очень маленьким: 5 классных комнат, небольшая рекреация, служившая спортзалом, малюсенькие раздевалки и уголок для буфета. В сентябре 1951 г. 320 детей заняли свои места за партами. Принимала их заведующая Осокина Анастасия Зиновьевна.

Но микрорайон разрастался, количество детей увеличилось до 450, и стало совсем тесно. В штате школы было 5 уборщиц, которые топили печи, мыли полы, дежурили на звонках. Не было ни завхоза, ни секретаря, ни завуча. Все обязанности выполнял руководитель, сначала это была заведующая, потом - директор.

Я приняла школу в 1968 году. Помню, как трудно было заготавливать дрова, пилить их, складывать в сараи. Часто приходилось прибегать к помощи родителей, в которой они никогда не отказывали, большое им спасибо за это. Председатель родительского комитета Лещёв Юрий Игнатьевич (машинистлокомотивного депо), зная, что в школе одни женщины, каждую неделю приходил и проверял электрику.

Тогда в каждом классе было по 40 и более учеников, классных комнат не хватало, приходилось малышам заниматься и в третью смену. Коллектив учителей увеличился до 15 человек (на снимке), и обо всех у меня осталось хорошее мнение. Сейчас многих из них уже нет в живых, но, думаю, в памяти коллег они останутся навсегда. Это Р.И. Южанина - Заслуженный учитель школы РСФСР; Н.Г. Кобякова - всю жизнь проработала в этой школе, была бессменным наставником молодых; Н.В. Афанасьева - каждому ученику была как мать — заботливая, внимательная, много работала с родителями, Г.К. Перескокова и М.П. Карпенко — умело применяли на уроках все творческие новинки; Н.М. Николаева - энтузиаст, неутомимый творческий педагог, большой друг детей, очень приятный человек в общении.

Подробнее: История длиною в жизнь

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ