Судьбы сквозь годы

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Эти рассказы посвящены юбилею Великой Победы, вклад в которую внесли летчики и те, кто связан с авиацией в годы войны в Красноуфимске. Читатели ознакомятся с новыми материалами, накопленными после издания первой книги “Красноуфимские тайны", узнают интересные подробности военного периода о летчиках-инструкторах 72-й учебной авиаэскадрильи: Владимире Александровиче Пьянкове, Иване Васильевиче Пупышеве, Мезенцеве Борисе Павловиче, Оберюхтиной Галине Александровне, Силиной Саре Александровне, Любови Ольховской; о летчиках - Вавилове Михаиле Ефимовиче, Герое Советского Союза Марьине Иване Ильиче; об авиатехнике Гончарове Николае Ильиче; о маршале Шапошникове Борисе Михайловиче.

16 февраля 2000г., г. Сумы, Украина.

Здравствуйте, Рудольф Абрамович!

Высылаю рецензию. Написал ее давно, сразу после прочтения книги “Красноуфимскае тайны”, которую читал с таким упоением, которого давно не испытывал. Читал - и словно ходил по городу, припоминая, где мои следы остались на наших улицах, в каких дворах, в каких домах... Эх, юность! Был бы моложе, поехал в Красноуфимск. Зов предков влечет, ведь отец был в Ваших краях таким же юным как и я... Думаю, что книга будет иметь успех у земляков. А учителя вам скажут спасибо. В добрый час! Держите курс на следующую книгу, я вам этого желаю!

Моя 3-я в наборе. Думали к 23 февраля сделать - не вышло: грипп не позволил.

Но к 9-му Мая обещают железно. Да и я не тороплюсь, ибо к той 1000 рублей не добавил никто, а надо бы еще 500. Выпрашиваю у всех возможных толстосумов. Пока безрезультатно...

Как Гончаровы поживают? А еще кто живет в Ваших краях из 72-й? Поклон им, если свидетесъ.

Здоровье пошло на поправку, грипп миновал, но погода мне не нравится. Днем +5, утром -5. Лед, скользко. И не зима, и не весна.

Желаю всех благ Вам и семье. С 23 февраля поздравляю!

С уважением Владимир Александрович Пьянков.

Такое письмо получил я от бывшего пилота-инструктора 72-й Красноуфимской учебной авиаэскадрильи, летавшего с курсантами в нашем небе со дня основания ее весной 1941 года и до конца сентября 42-го года. Потом фронт.

С Владимиром Александровичем и его местом жительства я познакомился в январе 1998 года, когда взялся рассказать красноуфимцам о существовании такой эскадрильи в годы Великой Отечественной войны в нашем городе. Очерк готовился к 8 февраля - дню аэрофлота и назывался “Пусть найдется в музее уголок...”. В основу легли письма и документы, хранящиеся в редакции газеты "Вперед” с 1986 года, от бывших инструкторов, авиатехников и курсантов. Собирал и вел переписку с ними В.А. Пономарев.

Два этих года шла регулярная переписка между нами. Из его теплых писем узнал много подробностей из жизни в эскадрилье, на фронте, после войны.

В.А.Пьянков был первым, кому судьба по наследству определила через Красноуфимск защищать советскую Родину. Его отец воевал в Красной Армии и освобождал наш город от белых в 1919 году. Сын обучал летному делу через учебную эскадрилью Гражданской Авиации кадры для Военно-воздушных Сил. Выпускники впоследствии оказывались на боевых машинах: советских истребителях и бомбардировщиках и на американских “Эйр-Кобра” и “Бостон-Дуглас” - торпедоносцах. Многие летали в разведовательных полках на легких самолетах, выполняя задания командования днем и ночью.

Но до Красноуфимска уже писалась красивая автобиография, правда, присущая большинству молодежи того времени.

Родился он в 1917 году в Сысертском районе, после 9 классов стал токарем на Уралмашзаводе. Занимался легкой атлетикой, футболом, лыжами. По путевке комсомола был зачислен курсантом Батайского летного училища в Ростовской области. Чемпион г. Ростова по боксу в легком весе 1939 года.

Чемпион - значит первый.

Летную жизнь начал в Свердловске с октября 1940 г. В феврале 1941 получил назначение во вновь организованную 72-ю учебную Красноуфимскую эскадрилью.

Вот что писал в Новосибирской газете “Крылья Советов” 31 июля 1942г. ее редактор Н. Машков.

“Впервые встретился с Пьянковым на беговой дорожке в Энской авиашколе... Повседневной работой над собой и с курсантами пилот-инструктор Пьянков вывел свою летную группу на первое место в подразделении. В ней нет ни одного нарушения инструкций и наставлений, ни одной грубой посадки, ни одной поломки. В июне план по налету часов и по летным заданиям группа перевыполнила больше, чем в полтора раза. Она беспрерывно держит то красный, то голубой вымпелы... Он всегда первым начинает летный день в отряде Голяткина. Все привыкли к тому, что именно он первым поднимается в воздух...”

Статья называется “Всегда первый”. А вот что пишет позднее в этой же газете курсант А. Барышников. Озаглавив свою статью “Курсантское спасибо”, сообщает:

“Несколько дней наша группа первая в учебном подразделении, где командиром тов. Миханков. К полетам из передней кабины группа приступила первой в отряде. Этим, как и всеми своими успехами в освоении летного дела, мы обязаны в первую очередь нашему пилоту-инструктору тов. Пьянкову...”

Так было на летном поле.

Первым был он и на поле стадиона. Леонид Фурик - председатель горспорткомитета в Красноуфимской газете “Ленинский путь” (“Вперед”) констатировал тот факт, что физкультурник общества “Самолет” В. Пьянков “прошел” стометровку за 12,1 сек., вторым был Щупов - 12,4сек. Победил В. Пьянков в прыжках в длину - 5,80 м, в высоту прыгнул на 160 см (при росте 164 см - прим. А.Р.).

Запись в дневнике. “23 июня 1941г. Провели митинг. Клялись учиться на “5” и

развить врага. В военкомате мне, Комарову и Бабаеву отказали в добровольной посылке на фронт”

Запись в дневнике. “19 сентября 1942 г. Прощай, Красноуфимск! Поезд Свердловск-Москва увозил нашу группу в столицу. Шел дождь. Плакали жены и невесты. Плакало небо.”

После непродолжительных тренировок в ночных полетах был зачислен пилотом Отдельной авиаэскадрильи, которая вела разведку и обслуживала моряков и летчиков Черноморского Флота. Задания приходилось выполнять на разных типах самолетов: ПО-2, Р-5, ЯК-6, Ли-2, УТ-1, УТ-2. А задания были самые разные: на связь к партизанам Крыма, вывозка раненых из тыла врага, сбрасывание парашютистов-разведчиков за линию фронта, доставка боеприпасов и горючего в канистрах застрявшей колонне танков - всего не перечесть. В сутки по два-три вылета. Дважды был контужен.

Первый орден - Красной Звезды - получен 6 июня 1943, следующий - Орден Отечественной войны I степени в мае 1944 года. Медали, повышения в звании - так отмечались боевые вылеты и освобождение Новороссийска, Керчи, Феодосии, Севастополя, на территории Румынии и Болгарии.

При праздновании 30-летия Великой Победы в г. Сочи 9 мая 1975 года, командующий ВВС Черноморского Флота генерал-полковник авиации В.В. Ермаченко в своем приветствии летному техническому составу 9 Особой Гвардейской авиаэскадрильи среди отличившихся назвал гвардии лейтенанта Пьянкова. Пригласительный билет на эту встречу однополчан венчало большое стихотворение В.А. Пьянкова, ставшего после войны журналистом. В совершенстве овладел украинским языком. Автор 2 книг. Первая вышла к 55-летию Победы - это сборник стихов “Была война...”. Вторая книга “В потоке лет” издана к 80-летию автора. В наборе третья книга.

“Жизнь невозможно повернуть назад, но можно помечтать. И если бы, как в детстве, я стоял у открытого окна радиорубки штаба на аэродроме и смотрел на двухкрылые самолеты, выполняющие фигуры высшего пилотажа каждый в своей зоне, а за штурвалом одного из них находился всегда и во всем первый В.А.Пьянков, я бы, прижимая современный ларингофон, кричал ему: “Первый! Первый! Продолжай полет! Продолжай!” Ведь ты, Первый, так хорошо сказал:

"... Чтобы сыновьям в наследство дать
Житейский опыт, мудрость, знания.
Чтобы полет наш продолжать
Они могли без содрогания... ”

Уважаемый Рудольф Абрамович!

Получила очередное письмо от моего старого друга Володи Пьянкова, и оно стало поводом для воспоминаний 60-летней давности.

Воспоминания?! Это случается с людьми, когда будущего у них остается мало. Так что не обессудьте!

Вот, уж правда, что «пути Господни неисповедимы» думала ли я, что через столько лет всплывёт фамилия Вашего отца, а вместе с ней и другие фамилии, лица, события.

В марте 1941 года с группой молодых пилотов я приехала в Красноуфимск из Свердловска.

Это было начало организации 72-й учебной эскадрильи. В штабе был только 1 стол и 2 стула. Некоторые толкователи истории говорят, что война была неожиданной, а как же тогда понять повсеместную организацию учебных эскадрилий ГВФ, где должны были обучать летный состав за 2-3 месяца (нас-то учили 3 года!).

Не мне судить, насколько это было оправдано, но за время войны лично я “выпустила" 41 человека, умеющих взлетать и садиться на У-2 (ПО-2).

Ко всему этому в октябре 42-го у меня появился сын, а еще в августе в летной книжке зафиксированы ночные полеты.

Из Красноуфимска я уехала в феврале 1943 года и только в 1946 г. побывала вновь, да и то только на аэродроме - давала провозной полет молодому пилоту.

Так сложилось, что многие годы, не менее 2 раз в году, я проезжала на поезде мимо Красноуфимска, и каждый раз я с трепетом подкарауливала у окна две вершинки, недалеко от которых и был аэродром, где мы летали, а летом и жили в палатках, расположенных у самой кромки летного поля.

Под будущие строения мы тогда все рыли ямы под фундамент. Но это было позже. А до этого... 22 июня 41 года я на выходной приехала в город; был очень жаркий день и я, даже помню, что с удовольствием надела легкое платье и зашла в штаб, чтобы узнать новости и... Ваш отец сообщил мне, что началась война. Этот день остался в памяти навечно.

Мне было тогда 20 лет! Эта дата стала отсчетом новой жизни. Вот почему с Красноуфимском связаны незабываемые события моей биографии, моей страны. Остались в памяти лица и некоторые имена: Петр Кухарцев,Рындин, Иван Слабоус, Галя Оберюхтина, пилот Юрий Михайлович Меринов.

Как-то у них сложилась судьба? Все мужчины сразу попали на фронт. Я о них ничего не знаю. Ну, а дружба с Володей Пьянковым началась еще до авиации и продолжается многие десятки лет.

Сейчас я живу с дочерью. Поддерживаю дружбу с такими же как и я «бабушками русской авиации», как в Москве, так и вне ее.

Здесь у нас была целая “диаспора", которая со временем сильно поредела. Многие оказались теперь за границей, но пока живы, связь теплится.

Желаю вам успеха в делах!

С уважением Сара Александровна Силина (в прошлом Бергауптер)

Сара Александровна Силина (в прошлом Бергауптер)Так вот, уважаемая Сара Александровна!

В канун юбилея Победы через эту публикацию хочу еще вернуть Вас в красноуфимскую молодость. Вашу фотокарточку тех лет разыскала в своем альбоме по моей просьбе Сарапулова Александра Петровна, работавшая в эскадрилье секретарем учебной части и библиотекарем. Ныне мы с ней соседи.

А старого друга Володю Пьянкова в таком виде Вы, наверное, тоже видели на спортивных соревнованиях. Рядом с ним в “спортивной форме” курсант Рухман АлександрРядом с ним в “спортивной форме” курсант Рухман Александр Ульянович. Вторым - слева стоит Станислав Коровин (Стасик) -красноуфимец из общества “Спартак”. Ульянович. Вторым - слева стоит Станислав Коровин (Стасик) -красноуфимец из общества “Спартак”. Долго играл в футбол за местную команду “Ремзавод”. Сейчас сосед мой по коллективному саду. Фамилию курсанта (крайнего слева) установить не удалось.

Это чемпионы города первого года войны. Вы ведь тоже дружили со спортом. Это я узнал из стихотворения В.А. Пьянкова, посвященного Вам в сборнике “Была война...”, изданном в 1995 году.

Что? Семьдесят, говоришь?!
Не верю, как сплетне:
Перед глазами стоишь
ой же, двадцатилетней.

Сильная, гибкий стан,
злеты с мячом над сеткой,
Девичий капитан", -
Тебя прозвали метко.

Брови вразлет, искорки глаз,
Мальчишечья стрижка...
Образ твой не угас –
рок он слишком...

Что? Семьдесят, говоришь
Не верю, как сплетне:
В памяти моей стоишь
ой же, двадцатилетней.

Сентябрь 1942г. Курсанты: Чижов, Губин, Смирнов, Курлаков, Барышников и Семенов - сфотографировались на память со своим пилотом- инструктором Владимиром Александровичем Пьянковым перед его отъездом на фронт.
Сентябрь 1942г. Курсанты: Чижов, Губин, Смирнов, Курлаков, Барышников и Семенов - сфотографировались на память со своим пилотом- инструктором Владимиром Александровичем Пьянковым перед его отъездом на фронт.

Справа, в верхнем ряду, Семенов Владимир. В одном из писем Владимир Александрович задал вопрос: Герой Советского Союза Семенов Владимир Кузьмич не его ли воспитанник? Уж очень он похож на портрете, напечатанном в книге “Герои Советского Союза”.

Так как отчество курсанта Семенова никто из живущих в Красноуфимске не помнит (а это: Сарапулова А.П., бывший авиатехник Гончаров Николай Ильич, бывший летчик-инструктор Пупышев Иван Васильевич), Я обратился через наш горвоенкомат в январе 1999 года в Министерство Обороны с запросом о начальном обучении летчика Семенова. Где и когда? Министерство Обороны ответило военкомату, что сведений о курсантах из эскадрилий Гражданского воздушного флота не имеет, и посоветовало обратиться в другие архивы. Пока этот поиск приостановлен. Но портретное сходство вселяет надежду, что это наш Герой.

А еще хочу, уважаемая Сара Александровна, поддержать Ваши рассуждения, что Отечественная война была для нашего государства не неожиданной.

Во всяком случае, на примере авиации можно сказать: СССР под руководством И.В. Сталина усиленно готовился к предстоящей войне.

Диссидент В.Б. Резун (литературный псевдоним - Виктор Суворов) на основании статей, докладов, опубликованных мемуаров почти всех военоначальников того времени, делает именно такой же вывод в своей книге “День-М”. Сталин не жалел денег на развитие авиации и подготовку летчиков.

25 января 1931 года IX съезд комсомола бросил призыв: “Комсомолец - на самолет!” 22 февраля 1935 года в рапорте товарищу Сталину комсомол доложил: “138416 человек умеют летать на планерах”

С 1 января 1941 года по май месяц в стране было развернуто на базе Гражданского Воздушного Флота 88 учебных эскадрилий летных и 16 технических. В том числе и 72-я Красоуфимская (март (1941 г.). Дислокация ее была утверждена начальником Генерального штаба Красной Армии Борисом Михайловичем Шапошниковым. Тем самым, который в молодости учился в Красноуфимском промышленном училище, а в мае 1940 года имел воинское звание - Маршал Советского Союза. Тем самым, которого Сталин единственного из своего окружения называл по имени и отчеству. Все остальные были: товарищ Блюхер, товарищ Тухачевский, товарищ Жданов, товарищ Берия, товарищ Молотов, товарищ Ворошилов.

С началом войны учебные эскадрильи имели ускоренные программы обучения.

По годичной программе обучались летные кадры только в одной эскадрилье.

По 6-месячной - в 55. По трехмесячной - в 29. 72-я Красноуфимская относилась к последним.

Понятно, что нагрузка на пилотов - инструкторов была огромной.

Кроме Сары Александровны Силиной (Бертгауптер), муж которой тоже

был летчик, пилотами - инструкторами были Слабоус Галина Александровна (девичья фамилия Оберюхтина, муж Слабоус Иван Семенович - старший техник звена) и Любовь Ольховская.

Обе, и Галина, и Любовь в первые же дни войны получили приглашение знаменитой Марии Расковой - Героя Советского Союза в 588-й полк “ночных ведьм”, наводивших страх на фашистов.

Галина ждала ребенка, а Люба отправилась на фронт. Как пишет в одном из писем в Красноуфимск об Ольховской Галина Александровна, - “это была настоящая летчица, самоотверженная, быстрая, смелая”.

При ночной бомбардировке стратегического узла немцев Красный Луч Ольховская вместе с неизменным штурманом и боевой подругой Верой Тарасовой попали под зенитный огонь в лучах прожекторов. По одной версии они направили свой самолет на вражеские позиции. По другой - Ольховская посадила самолет, но обе скончались от ран, оставаясь в своих кабинах.

Слава Вам, “бабушки русской авиации!" Я бы уточнил - “бабушки Советской авиации”.

И павшим, и живым. Уместно сегодня вспомнить Екатерину Зеленко из 135-го ближнебомбардировочного полка, которая 12 сентября 1941 года на двухместном бомбардировщике СУ-2 первой и единственной в истории мировой авиации совершила воздушный таран немецкого Me-109, сбила его и при попытке посадить свой самолет была сбита другим Me-109.

В предвоенные годы СССР мог бы располагать большим количеством стратегических бомбардировщиков ТБ-7, не имеющих себе равных в мире, если бы Сталин был непреклонен. Четыре раза подряд он то принимал решение о серийном производстве, то отменял его через несколько месяцев.

Не готовилась ли сенсация в авиации?

Ведь уже во время войны, то есть 15 мая 1942 года, летчик-испытатель Г.Я Бахчиванджи совершил успешный полет на реактивном истребителе БИ-1. Самолет был сконструирован В.Ф. Болховитиновым.

Бахчиванджи Григорий Яковлевич, родился 17.02.1909 года в Краснодарском крае. Окончил техническое и военное летное училище. В Красной Армии с 1931 года. При обороне Москвы сделал 65 боевых вылетов. На его счету 10-сбитых самолетов противника. В 1942 году был отозван в НИИ ВВС летчиком-испытателем. Капитан.

Погиб 27 марта. 1943 года под Свердловском, в районе аэропорта Кольцово при испытании реактивного истребителя. Награжден орденом Ленина. Летом, 1945 года, вожатая пионерлагеря “Кольцово” водила наш отряд на место падения какого-то самолета, где мы возложили букеты лесных цветов на край воронки. И лишь через много лет я узнал, что это было место падения первенца реактивной авиации.

Все вышесказанное приводится к тому, что к войне готовились серьезно, но превентивность удара Гитлера обошлась очень дорого всему народу и стране.

Кузница летных кадров через учебные авиаэскадрильи подготовила в первый год войны около 150 тысяч пилотов. Во главе эскадрилий стоял офицер ВВС.

Так, в 72-й Красноуфимской командиром был Михалков П.Д., лейтенант ВВС, летчик II класса, получающий денежное довольствие 1500 рублей. Два командира отряда, лейтенанты ВВС, летчики II класса получали по 1250 рублей.

Женщины летчики-инструкторы IV класса званий не имели, но считались мобилизованными и работали с окладом 650 рублей.

Военврач II ранга получал 550 рублей. Авиамеханик Гончаров Николай Ильич, имевший II класс по своей специальности, получал 500 рублей. Красноуфимец Ергин Петр Николаевич, авиамоторист II класса, получал 275 рублей. Красноуфимец Мезенцев Борис Павлович, оставленный после отличной учебы летчиком-инструктором V класса - 500 рублей.

Производительность летных школ была столь высока, что заставила руководство страны считать денежку.

Летчик - это офицер, но такой, который получает вдвое больше денег, чем пехотный собрат того же возраста и того же звания. К офицерскому званию много чего прилагалось. Выход из положения подсказал Сталину в декабре 1940 года начальник Главного Управления ВВС Павел Рычагов. 29-летний генерал-лейтенант предложил выпускникам летных школ и училищ офицерских званий не присваивать.

И стало так. Не только летчик теперь сержант, но и старший летчик-сержант, и командир звена,- сержант, заместитель командира эскадрильи - сержант.

Р. Рындин

// Городок. — 2000. — 7 апр. (N 14). — C. 2. ; 21 апр. (N 16). — C. 2 ; 28 апр. (N 17). — C. 2

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ