История 20 века

 
 
ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

Большую работу в годы Великой Отечественной войны по подготовке к военной службе и военным действиям проводили военно-учебные пункты (ВУП). ВУПы на территории города Красноуфимска и Красноуфимского района  организовывались Красноуфимским райвоенкоматом (РВК).

В поселке Нижняя Сарана ВУП был организован в сентябре 1941 года. Штаб ВУПа и его сборный пункт сначала был в клубе, а потом в неполной средней школе.

Обучение военнообязанных воинским дисциплинам проходило по 110-ти часовой программе, утвержденной Наркоматом обороны. Занятия в ВУПе проводились только в нерабочее время. Обучение велось по следующим специальностям:  стрелки, пулеметчики ручных пулеметов,  пулеметчики станковых пулеметов, снайперы и минометчики. Материалами, оружием и боеприпасами для обучения на пункте обеспечивал Красноуфимский РВК. Был организован штаб ВУП, во главе которого вначале были начальник ВУПа Трифанов Леонид Андреевич, начальник штаба Шевнин Николай Никитич, комиссар Голышев Александр Кузьмич. ВУП был разбит на роты, взводы и отделения. Командирами рот были Дворников Ефим Алексеевич и Журавлев Демид Ануфриевич; командиры взводов Коремин Макар Ефимович, Тебнев Григорий Еронович (позднее начальник ВУПа), Андреев Владимир, Куркчи Николай Михайлович и другие; командирами отделений Быков Калистрат Семенович, Романов Александр Анисимович и другие. Командный состав ВУПа часто менялся, так как их призывали в армию и заменяли еще не призванными военнообязанными, прослужившими военную службу в мирное время.

Подробнее: Военно-учебный пункт в поселке Нижняя Сарана в годы Великой Отечественной войны

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. В планах немецких захватчиков было стереть с лица земли город и уничтожить все население. Осаждённый Ленинград 872 дня боролся за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод не смогли сломить его жителей, город продолжал бороться.

Когда кольцо блокады сомкнулось, и над городом нависла смертельная опасность, всколыхнулся весь советский народ. Многим нашим землякам — красноуфимцам, уходившим на фронт, довелось участвовать в обороне Ленинграда.

В документах Государственного архива в городе Красноуфимске есть решения Исполнительного комитета Красноуфимского городского Совета депутатов трудящихся о представлении к награждению медалью «В память 250-летия Ленинграда» участников обороны Ленинграда в период Великой Отечественной войны, проживающих в городе Красноуфимске. Этой награды были удостоены 37 красноуфимцев:

Многие жители нашего города были отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Одна из них — Красильникова Анфиса Васильевна. В период Великой Отечественной войны она была мобилизована в штаб ПВО (войска противовоздушной обороны), работала в блокадном Ленинграде до апреля 1942 года. Имеет шесть боевых наград, в том числе орден Великой Отечественной войны II степени.

Вся страна следила за событиями блокадного Ленинграда, люди сопереживали и помогали, поддерживая жителей и защитников города. Красноуфимец А. Афанасьев, вернувшийся в строй после ранения, полученного на Ленинградском фронте, в своем письме в редакцию газеты «Ленинский путь» пишет: «…Фашистам нас не испугать. Непоколебимо стоит и будет стоять родной наш и славный город Ленина. Враг будет уничтожен».

Подробнее: Красноуфимцы на защите Ленинграда

Все, кто бывали в областном центре, наверняка, видели мемориальную доску на здании бывшего Уралэкономсовета (ныне уральской консерватории имени М.П. Мусоргского). На ней увековечено пребывание зимой 1922 года на Среднем Урале “железного Феликса”, то бишь Ф.Э.Дзержинского, ставшего к тому времени по совместительству и наркомом путей сообщения, потому и пожаловавшего сюда специальным литером “А”. Но ныне почти никто не знает, что за два годика до этого по тому же маршруту следовал спецпоезд еще одного пламенного трибуна, громко окрещенного “демоном революции”, а именно - Льва Троцкого. Незнание оправдано, ибо всякое упоминание о нем, равно как и о радикальных его методах действий, держалось под постоянным запретом долгие десятилетия. И лишь сравнительно недавно, впервые после 1927 года, увидел свет сборник работ “изменника” под характерным названием “К истории русской революции”. И на тех страницах, как и в материалах бывших партспецхранов, можно найти немало любопытного.

Вот, к примеру, жесткий приказ за № 184, подписанный как раз на Екатеринбургской станции. В нем тогдашний председатель Реввоенсовета Республики, военмор, возглавлявший еще революционный совет 1-й Трудовой армии, а вскоре и наркомат железных дорог, приказывает давать частям через командный и комиссарский состав своеобразные уроки труда - в заготовке топлива, рубке дров, подвозке их к “железке”... А в случае неповиновения заданного, обязывает беспощадно привлекать к ответу тех же командиров и комиссаров, не взирая ни на какие прошлые заслуги, а рядовых попросту сдавать в штрафные роты со строжайшим режимом. Мало того, особенно плохо работающих велит арестовывать и направлять под трибунал. Сей документ вручался обычно под личную расписку всем воинским начальникам и оглашался по ротам, эскадронам, на батареях и в командах.

- “Но только, позвольте-ка,- вправе воскликнет сегодня посвященный грамотный читатель, - казарменная дисциплина и муштра, пожалуй, приемлемая в бою, никак не вписывается в мирные условия уже окончившейся войны с Антантой и уместна ли вообще на третьем году советской власти?! И на каком таком основании применимы поистине аракчеевские замашки к “дембелям”, уже гражданским, по существу, строителям светлого будущего?!” И представьте себе, таково если не сугубо юридическое, то документальное кредо имелось.

Подробнее: Литерный поезд Льва Троцкого

В мае 1923 года из воспитанников детского дома имени Луначарского комсомолкой Шурой Тецнер был организован в городе Красноуфимске первый пионерский отряд. Были в нем Гриша Белоусов, Федя и Леша Аблынины, Коля Шумаков, Шура Саламатава, Шура Бубнова, Коля Пермяков, Зоя Пермякова — наш звонкий запевала, Яша Кузнецов, Таня и Шура Коренкины и многие другие. Вошли в отряд и городские ребята Ваня Свечников, Зоя Попова, которые потом стали вожатыми городских пионерских отрядов.

Для пионеров тех лет было обязательным обучение труду. И мы познавали труд в столярной, жестяной, переплетной и пошивочной мастерских. Были кружки цветоводства и огородничества. Занимались гимнастикой. Проводили всевозможные игры, с удовольствием маршировали по улицам города, громко распевая песни, и, как правило, сопровождала нас ватага городских ребят.

Пионерский лагерь располагался, как и сейчас, под Межевой. И сюда на наш костер по вечерам прибегали ребята из города попеть с нами песни.

Подробнее: Красноуфимской пионерии 50 лет

Только что отгремела тяжелая, уносящая последние силы у людей, война. Но, она же, показала большой трудовой подъем и энтузиазм у рабочих , в частности, у рабочих железной дороги станции Красноуфимск. После войны красноуфимские железнодорожники продолжали упорно и образцово трудиться, добиваясь высоких показателей.

Обратимся к подборке материалов газеты «Ленинский путь» в 1948 году под рубрикой «Трибуна стахановского движения» к статье «За стотысячный километровый пробег паровоза между подъемочным ремонтом», находящейся в настоящее время в архиве Красноуфимского краеведческого музея:

«Локомотиву, машинистами которого являются Захар Исаакович Лантух и Иван Николаевич Морозов, Министерством Путей сообщения присвоено звание «Лучшего паровоза» по сети железных дорог нашей страны.

На днях наша редакция  обратилась с просьбой к машинисту товарищу Лантух поделиться с нами опытом своей работы. Передаем  беседу с ним:

«…Моя бригада в составе меня, моего помощника Ширяева, кочегара Постных взяли обязательство добиться на пассажирском паровозе серии «Иосиф Сталин» пробега между подъемочным ремонтом сто тысяч километров и обеспечить работу основных деталей паровоза без их замены, сэкономить в год не менее 200 тонн топлива. Взятые обязательства мы выполнили. На 1 октября наш локомотив сделал пробег девяносто две тысячи километров и подъемочного ремонта еще не требует, так как прокат паровозных бандажей составляет 5,5 миллиметров. В период работы наш паровоз не имел ни одного случая брака и захода на межпоездной ремонт, строго выполняя и перевыполняя техническую скорость и средне-суточный пробег. Только за сентябрь наш локомотив имеет нагона опоздавших поездов 12 часов 20 минут. Объем промывочного ремонта из произведенных десяти промывок не превышал шести параграфов, касающихся ремонта  и промывок котла. Слесарный же ремонт, в большинстве случаев, мы проводим своими силами, так как члены бригад нашего паровоза все имеют достаточный слесарный опыт в работе. Несмотря на большой пробег, наш паровоз сейчас в отличном состоянии. Мы не сменили еще ни одной детали, не износилось ни одно поршневое кольцо.

За девять месяцев этого года мы сэкономили  двести тонн топлива, то есть столько, сколько мы намечали в своем обязательстве дать за целый год. По хозяйственному расчету мы сэкономили за девять месяцев 13 тысяч рублей. Этих достижений мы добились путем добросовестного хозяйственного ухода за каждой деталью паровоза, как со стороны членов моей бригады, так и бригады машиниста товарища Морозова. Оба наши помощника имеют хорошие теоретические и практические знания. Как товарищ Ширяев, так и товарищ Лагунов являются выпускниками железнодорожного училища. Ширяев, например, замечательный помощник, он может ездить машинистом на любом паровозе, с ним я работаю уже четыре года. Мой кочегар товарищ Постных так же опытный человек, с ним я работаю два года и по своему опыту он вполне может один ездить помощником машиниста.

Подробнее: «Лучший паровоз» по сети железных дорог страны

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

 

перед эти кодом